"Южный" или "Казанский" ход Транссибирской магистрали Казань - Сарапул - Екатеринбург был построен в 1914-1919 годах (окончательно доделан к 1924-му) и соединил регионы Центральной России с Уралом и Сибирью через Казань. Линия протяженностью 855 километров проходит по лесам Татарстана, Кировской области и Удмуртии, по внеклассным мостам пересекает Вятку и Каму, затем краешком минует живописные башкирские лесостепи, и затем глухой тайгой направляется к возвышенностям Среднего Урала в Пермском крае и Свердловской области.
В этих местах, на подходе к Красноуфимску, где трасса пути пересекает Сылвинский кряж (с точки зрения инженерных условий даже более сложное препятствие, чем Главный Уральский хребет), в 1914 - 1919 годах было построено семь уникальных виадуков между холмами через долины рек, а также четыре горных тоннеля (самый длинный из которых достигает 2 километров). Часть старых 100-летних виадуков уже выведена из эксплуатации и стоит рядом с новыми мостами как памятники инженерного искусства, а часть до сих пор действуют.
Вот эти исторические виадуки, расположенные на границе Пермского края и Свердловской области - по ходу следования от Казани к Екатеринбургу:
1) Бартым, (Пермский край, Октябрьский район, у станции Бартым) - недействующий;
2) Большой Сарс, (Пермский край, Октябрьский район, рядом с татарской деревушкой Большой Сарс) - недействующий;
3) Чёрная речка, (Свердловская область, Красноуфимский округ, возле станции Чёрная речка) - недействующий.
От станции Чёрная речка до Красноуфимска трассы чётного и нечётного путей проходят раздельно, поэтому для последующих виадуков дополнительно привожу, на трассе какого из путей они находятся:
4) Саранинский Лог (Свердловская область, Красноуфимский округ, возле станции Чёрная речка на чётном пути) - действующий;
5) Пудлинговый (Свердловская область, Красноуфимский округ, возле посёлка Пудлинговый на 1411 км нечётного пути) - действующий;
6) У селения Саранинский завод (Свердловская область, Красноуфимский округ, возле посёлка Саранинский завод на 1418 км нечётного пути) - недействующий;
7) У Рябиновки (Свердловская область, Красноуфимский округ, возле посёлка Рябиновка на нечётном пути на подходе к Красноуфимску, там где чётный и нечётный пути вновь соединяются) - недействующий.
Ниже приведу некоторые фотографии виадуков, сделанные как из поезда, так и со стороны.
1. Виадук у станции Бартым.
2. Виадук в посёлке Чёрная речка - очень красиво смотрится над лесом.
После станции Чёрная речка трассы чётного и нечётного пути разделяются - чётный путь (из Москвы) проходит далее по действующему 100-летнему виадуку через Саранинский лог, по дну которого протекает речка Сарана. А нечётный путь (в Москву) проходит через три тоннеля и по двум виадукам - действующий на 1411 километре (Пудлинговый), и на 1418 километре (Саранинский завод) - новый виадук, а старый стоит чуть в стороне.
3. Виадук Саранинский Лог на чётном пути - 11 лёгких изящных пролётов! Он до сих пор действующий - вид из заднего тамбура поезда.
4. Перед станцией Красноуфимск, у посёлка Рябиновый, чётный и нечётный пути вновь соединяются, образуя многоуровневую развязку из исторических (дальний) и новых виадуков.
5.
Теперь фотографии ещё двух виадуков, нечётного пути. Нечётный путь между Красноуфимском и Чёрной речкой проходит через три горных тоннеля и по двум виадукам.
6. Виадук на 1418 километре трассы, у селения Саранинский завод. Ещё недавно поезда шли по историческому виадуку (дальний) и лишь буквально недавно ему на смену был построен новый виадук (ближний).
7. Гружёный состав.
8. И, наконец, заключительный исторический виадук - на 1411 километре нечётного пути у посёлка Пудлинговый. Ему на смену сейчас начато строительство нового 8-пролётного виадука с пролётными строениями в виде ферм, но пока гружёные составы идут по старому сооружению.
9. Очень красивая конструкция на фоне не менее красивой уральской природы.
10.
11.
12. Виадук пересекает долину речки Большая Сарана (приток Уфы).
13. Посёлок Пудлинговый.
14. Уральская тайга.
15. Верхнее строение пути.
16. Гружёный состав на изящных арках виадука.
17.
18. Для преодоления Сылвенского кряжа и других горных участков Транссиба, имеющих значительные продольные уклоны, наиболее тяжёлые составы, помимо основного головного локомотива, комплектуют ещё одним, дополнительным - в середине или хвосте состава.
19.
Из семи 100-летних Уральских виадуков осталось только два действующих, но скоро и им на смену будут построены новые сооружения. Хочется верить, что даже после вывода из эксплуатации все старые виадуки будут надолго сохранены как памятники инженерного искусства.
Страничка путешественника: https://uritsk.livejournal.com/241525.html
Свежие комментарии