На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...

Как стала "народной" песня про русское поле

Русское поле

Пооооолееее! Русскоое поооолееееее!
Ну кто ни разу в жизни не спел эти строчки при виде поля? Наверное, такие люди есть, но скорее всего, они совсем не любят песни и поля.
А вообще, даже Попугай Кеша не удержался. Хоть и очень далёк он был от народа.


Но разберёмся с авторством.

Советский кинематограф подарил отечественной и мировой культуре не только собственно киноленты, но и замечательные песни, которые давно живут отдельно от фильмов. Порой песню помнят, а из какого фильма - уже нет. Многое из песен прошло жесткую пре- и постмодерацию цензурой. Люди в худсоветах, разумеется, были разные, и кому-то одни песни казались милыми и патриотичными, а другие - идеологически чуждыми. Так случилось и с песней "Русское поле" из кинофильма "Новые приключения неуловимых".

«Неуловимые мстители» — советский приключенческий фильм, поставленный режиссёром Эдмондом Кеосаяном на киностудии «Мосфильм» в 1966 году. Фильм снят по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о приключениях четырёх подростков в годы Гражданской войны в России. Премьера фильма состоялась 29 апреля 1967 года. Кинокартину ждал явный успех, прежде всего среди детей и подростков. А вот на международном кинофестивале детского кино картина не получила ожидаемого признания, в том числе из-за высказывания Джанни Родари: "В этом кино дети убивают".

Но это там, за границей. А в Советском Союзе по многочисленным просьбам зрительской аудитории было снято продолжение - «Новые приключения неуловимых».

Сама песня была написана Яном Френкелем и Инной Гофф. Писалась она из любви к полям, в широком смысле этого слова. И как саундтрек к фильму не планировалась. Песня Инны Гофф и Яна Френкеля «Русское поле» попала в знаменитый фильм в последний момент. Когда вся музыка была уже готова, режиссёр вдруг попросил написать еще одну песню — о России. И композитор предложил своё совместное с Гофф произведение. Он даже не знал, кто в картине будет петь «Русское поле». А выяснилось, что исполняет её белогвардейский офицер. Но собственно, Родину любить белогвардейцу никакая Советская власть не запретит.

Такая нестандартная подача заложила фундамент будущей популярности песни. Контрасты же! Белогвардеец поёт песню о Родине, но ни слова про "хруст французской булки". Прям как простой советский человек поёт. Стоит отметить, что худсовет и прочие прочие надзорные инстанции встретили песню с пониманием, фильм был выпущен на экраны. Но какие-то паразиты - не предки ли нынешних "патриотов-комментаторов" всея Интернета? - в рецензиях и письмах в редакции всесоюзных газет "забанили" эту песню, назвав белогвардейской. Несколько лет редакторы на радио не ставили её в эфир.
Песня могла распространиться как гимн каких-нибудь диссидентов, но не сложилось. По настоящему широкую известность "Русское поле" приобрела после того как начала играть на радио в исполнении Юрия Гуляева.

Задевая струны русской души, эта песня проникла не только в быт, но и в сознание наших соотечественников.
Среди застольных песен она в популярности может уступить разве что песне "про прогулки в поле с конем". И там и там про поле, кстати... Хм...

Мало кто задумывался над тем, что настоящих "белогвардейских песен" существовать не могло. Белой гвардии, которую громила Красная Армия, было не до сочинения песен. В Белой армии пели в основном романсы дореволюционные, даже из прошлого - девятнадцатого - века. Ностальгические песни о России сочиняли уже в белоэмигрантских кругах, да и не получили они широкой известности.

Легенды о том, что «Поручик Голицын» написан офицерами Белой гвардии, остаются только легендами, а уж байка про авторство М.Звездинского, который якобы написал песню в 1961 году в возрасте 16 лет, и вовсе выглядит анекдотом. Впрочем я уже ставила тему об этой песне.

Как "вся контрабанда сделана в Одессе на Малой Арнаутской" (по утверждению товарища Остапа Бендера), так и большинство "белогвардейских" песен были написаны в СССР его гражданами. В основном - профессиональными советскими поэтами и композиторами. Какие-то получили известность благодаря кинофильмам, кое-что ушло "в народ" в виде бардовской песни.

При этом до сих пор остается загадкой, что же "белогвардейского" увидели в "Русском поле" диванные блюстители идеологической чистоты, и почему её нельзя было исполнять в кинофильмах противникам Советской власти.

Песня, ставшая народной

Новую жизнь песне "Русское поле" дало её исполнение на Всесоюзном радио в исполнении Юрия Гуляева. В адрес редакции пришло огромное количество писем с просьбой «прокрутить» песню снова."Новые приключения неуловимых". В роли скрипача-Ян Френкель.

Инна Гофф так вспоминала об истории создания слов песни «Русское поле»:

«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества… »

В простом мотиве «Русского поля» Яна Френкеля простые советские люди, далекие от штатных и внештатных пропагандистов "с Лениным в башке и наганом в руке", увидели задушевную песню о Родине, ощутили себя неотъемлемой частью Руси, тем самым тонким колоском в бескрайнем русском поле. Песня стала в том числе и застольной, что только подчеркивало ее истинно народную сущность.

Мне  очень нравится исполнение самого Яна Френкеля

Дмитрий Хворостовский  

Эдуард Хиль

Валерий Ободзинский

Иосиф Кобзон

Евгений Кунгуров

Мурад Садыков

Пару слов о певце. Мурад Садыков - знаменитый эстрадный советский туркменский певец, обладатель неповторимого по красоте льющегося голоса, исполнитель "Смуглянки" к фильму "В бой идут одни старики", поет песни военных лет, пришедшихся на его детство, и рассказывает о своих выступлениях перед ранеными солдатами в эвакуированных в Ашхабад ленинградских госпиталях, то, что сформировало в нем, тогда еще ребенке, осмысление призвания как смысла жизни: "Кто поет, тот и побеждает."

Хор Сретенского монастыря с композицией "Русское поле" Солист - Петр Захаров С участием ансамбля имени А. В. Александрова и Центрального военного оркестра. Праздничный концерт, посвященный Дню защитника отечества. Государственный кремлевский дворец, 23.02.2019 г. Грандиозное исполнение!


Наверное, именно таков механизм превращения песен в "народные". Когда песню знают и поют даже люди плохо знакомые с эстрадой. За забытых авторов, конечно, немного обидно. Но с другой стороны, песни обретают бессмертие.

Картина дня

наверх