На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Золотой век Голливуда. Марлен Дитрих

В ее образе главным была тайна. Свою жизнь кинозвезда превратила в профессию: ее манера одеваться, манера испытывать судьбу - скандалом или риском - создавали легенду о Дитрих.
Марлен Дитрих (настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош) родилась 27.12.1901 в пригороде Берлина Шенеберг.
Марлен (справа) с родителями и сестрой

Ее отец, Луи Эрих Отто Дитрих, после службы в полку уланов числился лейтенантом в полиции. Мать, Вильгельмина Элизабет Жозефина, происходила из купеческой среды. Дети, кухня, церковь - в этом она видела свое предназначение. Мария Магдалена Дитрих (3 и 5 лет)

Весной 1907 года Марлен пошла в школу Аугусты Виктории. Больше всего девочка любила музыку. Дитрих играла на лютне, скрипке, фортепиано, пела народные песни. Она также училась танцевать, посещала кино (ей нравилась немецкая кинозвезда Хенни Портен) и театр (ее восхищала Элеонора Дузе). Отец Лены (так ее звали в семье), Луис Эрик Отто Дитрих, часто отсутствовал, а в 1911 году умер после неудачного падения с лошади. Джозефина Фелзинг-Дитрих вскоре вышла замуж вторично, полковник Эдуард фон Лош дал двум ее дочерям свою фамилию. Марлен и ее старшую сестру воспитывала мать, так как отчим вскоре погиб на полях Первой Мировой войны.
Имя Марлен она изобрела сама, в 13 лет соединив два имени, данных ей при рождении.
В неполные восемнадцать лет Марлен переехала в Веймар, где училась в Высшей музыкальной школе и брала частные уроки игры на скрипке. Но музыкальный талант оказался бесполезным после травмы запястья. Уже тогда Дитрих была бунтаркой, ей нравилось разрушать ожидания окружающих и идти против толпы. Ее знаменитые романы начались еще в школе - один из профессоров был уволен.
Школьный класс. Марлен Дитрих в первом ряду вторая справа. Берлин. 1918 г.

Через два года Дитрих вернулась в Берлин. Она выступала в оркестре, затем танцевала в кордебалете, гастролировала в составе труппы Тильшера по провинциальным городам, участвовала в ревю Рудольфа Нельсона. И продолжала брать уроки вокала у замечательного педагога доктора Оскара Даниеля. В начале двадцатых Марлен открыла для себя сцену, хотя всегда думала, что актерская игра будет для нее только хобби. В 1964 году она призналась: «Я никогда не хотела быть киноактрисой, играть кого-то другого, быть красивой потому, что кто-то постоянно поправляет тебе каждую ресницу. Это всегда было для меня обузой».
В 1920 году, приняв псевдоним Марлен Дитрих, выступила в ревю «Девушка Тильшера», а спустя год Дитрих удалось стать ученицей Бертольда Хельда, главного администратора школы великого режиссера Макса Рейнхардта. Она занималась английской и шведской гимнастикой, ритмикой, фехтованием и ораторским искусством. Ее сценический дебют состоялся 7 сентября 1922 года в небольшом зале «Каммершпиле». Дитрих играла роль Людмилы Штайнхерц в пьесе Ведекинда «Ящик Пандоры». Через две недели она появилась в «Укрощении строптивой». За шесть месяцев Марлен сыграла семь ролей в пяти пьесах, всего в 92 спектаклях.
Дитрих делает первые шаги в кино. Начало ее кинокарьеры состояло из эпизодических ролей, хотя уже на второй постановке «Трагедия любви» она была партнершей лучшего немецкого актера того времени Эмиля Яннингса.
Марлен Дитрих в фильме Георга Якоби «Таковы мужчины». 1922 г.

Съемки в этом фильме у Джо Мая, ознаменовались знакомством с Рудольфом Зибером, молодым ассистентом режиссера. Блондин с карими глазами, он был очарователен, ярок и тщеславен. Марлен ценила в нем уравновешенность и надежность. 17 мая 1923 года состоялась свадьба. Зибер остался единственным мужем Дитрих, хотя у Руди была продолжительная связь с танцовщицей Тамарой Матуль, а у нее - множество любовников. 13 декабря 1924 года на свет появилась Марлен Элизабет Зибер. После рождения дочери Дитрих продолжает выступать в спектаклях и сниматься в эпизодических ролях в кино, которые подыскивал для нее Руди.
На съемочную площадку Дитрих пришла ради заработка, но постепенно работа в кино увлекла ее. Правда, личные успехи дебютантки были весьма скромны, пока в 1930 г. на одном из представлений в зале оказался гость из Голливуда - режиссер Джозеф фон Штернберг. В 1929 году ненадолго вернувшийся из Голливуда Яннингс убедил режиссера Джозефа фон Штернберга, также работавшего в Америке, сделать вместе еще один фильм в Германии. Партнершей Яннингса снова стала Дитрих, которую режиссер увидел на сцене. На следующий день он отправился в офис киностудии «УФА» и попросил, чтобы к нему пригласили актрису, которая играла небольшую роль в спектакле. Это была Дитрих. Его просьба была выполнена. Режиссер потребовал проведения пробной съемки, после которых с Марлен был подписан контракт.
Фильм назывался «Голубой ангел». Лола-Лола в исполнении Дитрих - дерзка, соблазнительна и совсем не сентиментальна. Штернберг увлекся индивидуальной подготовкой актрисы, об их романе быстро стало известно всей группе. Режиссер не уложился ни в сроки, ни в смету. Музыкальные номера Штернберг снимал просто: включал камеры и просил Марлен показать все, на что она способна. Дитрих знала, как использовать свой голос и тело для соблазнения и возбуждения. Все ее песенные номера были предельно сексуальны.
Руководство УФА, просмотрев фильм, пришло в ужас и не стало продлевать контракт с актрисой, о чем вскоре горько пожалело. Фильм «Голубой ангел» был снят в двух версиях - немецкой и английской и стал международным хитом 1930 года. Песня «Falling in Love Again», исполненная с характерной хрипотцой, стала визитной карточкой Дитрих. Премьера «Голубого ангела» состоялась 1 апреля 1930 года в Берлине и превратилась в настоящий триумф Марлен Дитрих. Газета «Берлинер цайтунг» заявила, что «Голубой ангел» - «первое настоящее произведение искусства в звуковом кино».
На следующий день после премьеры Дитрих отбыла в США. К этому времени она уже подписала контракт с компанией «Парамаунт», по которому ее единственным режиссером стал фон Штернберг, а владельцы студии вознамерились сделать из этой немки новую Грету Гарбо.
Прежде чем выпустить Марлен Дитрих на съемочную площадку, американские специалисты произвели серьезную коррекцию ее внешности. Фон Штернберг разработал специальную технику освещения ее лица: почти всегда сверху, что скрывало широкие скулы и несколько втянутые щеки. Режиссер стремился акцентировать в облике Марлен декадентную утонченность. Английский вариант «Голубого ангела» студия «Парамаунт» попридержала - Марлен хотели подать в роли роковой женщины, а не разбитной и задорной Лолы. Кадр из фильма "Марроко"

Мировой звездой ее сделал первый же голливудский фильм «Марокко», в котором участвовали кинозвезды Гэри Купер и Адолф Менжу.
Новый облик актрисы, появившейся в фильме «Марокко» (1930), поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие полукружья взметнувшихся вверх бровей, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. В этом новом облике актрисы было трудно разглядеть прежнюю пухленькую немочку. И хотя в Голливуде Марлен Дитрих продолжала создавать образы певичек, падших женщин, они были вылеплены из другой - более утонченной и хрупкой материи, представляя новую вариацию на тему загадочной роковой женщины, страдающей от любви и заставляющей страдать других. Но главное, конечно, заключалось в ее потрясающих ногах. Во всех своих фильмах Штернберг будет просить актрису до изнеможения поднимать ноги во все стороны, чтобы снять их в разных ракурсах. То же будут делать все режиссеры Марлен Дитрих вплоть до 70-х (!) годов.
Американская публика по достоинству оценила новую звезду. Марлен Дитрих за роль в «Марокко» была выдвинута на соискание премии Оскар. «Марокко» побило все рекорды кассовых сборов, собрав немыслимый урожай хвалебных рецензий. Авторитетная Луэлла Парсонс отмечала: «В ней (Дитрих) есть самообладание, спокойствие и изящество, которые не могут не вызывать восхищения».
Загадочная и привлекательная, Дитрих не только завораживала зрителей, но часто и шокировала, снимаясь в мужских костюмах, плавая обнаженной и танцуя в костюме гориллы (в «Белокурой Венере»). Марлен умела предугадывать, как каждое ее движение и выражение лица отобразится на пленке. Она всегда требовала, чтобы рядом с декорациями было зеркало, чтобы постоянно проверять макияж и прическу, а ее парики покрывались настоящей золотой пылью.
После триумфа «Марокко» компания «Парамаунт» устроила премьеру английской версии «Голубого ангела», а Штернберг за короткое время снял три фильма с участием Марлен: «Обесчещенная» (1931), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932). Последняя картина потерпела фиаско, что заставило «Парамаунт» заняться поисками нового режиссера для Дитрих. Им стал Рубен Мамулян. В его «Песнь песней» (1933) по роману Зудермана Марлен снова играла роль проститутки. На съемках фильма "Песнь песней"

Тем временем Штернберг возвращается на студию. В фильме «Распутная императрица» (1934) Дитрих создает образ Екатерины Великой. Самый впечатляющий эпизод картины - сцена венчания. Она длится пять минут без единого слова, звучит только музыка. И крупный план вроде бы испуганной героини, но с такими загадочными глазами.
В последующие годы она создала на экране глубокий и достоверный образ женщины без особых моральных принципов, но актриса желала появиться на экране и в других амплуа.
Тогда, в начале тридцатых, на экране еще царило целомудрие: не было ни раздевания, ни обнаженных тел. Только намеки. Но краешек розовых подвязок Марлен Дитрих и сегодня сводит с ума мужчин больше, чем самые откровенные кадры современного кино. Дитрих осталась неподражаемой в искусстве эротики: она соблазняла глазами, позой, но самым изысканным ее инструментом обольщения стал голос. Небольшой, но прекрасно модулированный, способный передавать тончайшие нюансы страсти. Хемингуэй как-то сказал о ней, что «если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, им одним она могла бы разбивать сердца».
Марлен до самой смерти Рудольфа нуждалась в игре: будто у нее есть законный супруг. Хотя ни для кого не было секретом, что после отъезда Дитрих в Голливуд они больше никогда не жили вместе. Наконец после длительных уговоров Дитрих убедила мужа отдать ей единственную дочь - Марию.
По мере того как дочь растет, мать представляется ей существом все менее надежным: девочку пугает частота и стремительность перевоплощений Марлен в жизни. Из заботливой хозяйки и преувеличенно ласковой матери, какой она уходит из дому утром, она возвращается вечером под руку с фон Штернбергом капризной, поджимающей губки любовницей, а ночью в ресторане мадам Дитрих в конфузно смелом наряде флиртует со всеми мужчинами подряд. На следующий день газеты публикуют ее игривые фотографии с Морисом Шевалье, Джоном Бэрримором, Ирвингом Берлином, Чарли Чаплином... А раз в неделю Дитрих как примерная жена вместе с дочерью звонит в Берлин законному супругу и отцу - отчитаться в происходящем.
Но самое большое потрясение Мария испытала, увидев мать на съемках фильма «Марокко»: Марлен - во фраке, цилиндре и с тростью (!) - поет французскую песенку от лица мужчины (!!) и небрежно целует сидящую за столиком женщину (!!!). Это было уже слишком...
Дитрих взорвала классические представления о женственности. Ее брючные костюмы и галстуки, которые наперекор существующим приличиям актриса стала носить и в быту, щекотали воображение мужчин не менее розовых подвязок. Как-то Марлен собралась навестить Париж. В прессе распространились слухи, что власти запретят Дитрих появляться на улицах города в мужском туалете, в противном случае ей угрожает арест. Но Марлен безмятежно разгуливала по Парижу в своих любимых широких брюках. Кинозвезду не решились тронуть. Вот только дочь стеснялась с ней появляться.
Между тем Штернберг объявил, что будет снимать свой последний фильм с участием Марлен. По утверждению людей, близко знавших творческую пару Штернберг - Дитрих, фильм «Дьявол - это женщина» (1935) по роману Луиса «Женщина и марионетка» имел ярко выраженный личностный характер. Борьба гордой Кончиты с доном Паскалем запечатлела сложные отношения любви-ненависти, существовавшие между режиссером и актрисой. Эту картину Дитрих считала своей лучшей работой в кино.
Первый фильм Марлен после ее разрыва со Штернбергом назывался «Желание» (1935). Снимал его режиссер Френк Борзедж. По мнению «Таймс», получилась «романтическая комедия, полная доброты, ловкости и очарования. И Марлен Дитрих сыграла в ней свою лучшую роль...»
В 1936 году актриса ушла из «Парамаунта». Узнав об этом, известный продюсер Селзник предложил ей «баснословный гонорар», который, по его словам, он никогда никому бы не заплатил, - 200 тысяч долларов. И хотя сценарий фильма «Сады Аллаха» Дитрих решительно не нравился, она профессионально отработала свой контракт. После чего уехала в Европу, где ее уже поджидал другой продюсер - Корда - с самым крупным гонораром за всю ее жизнь - 450 тысяч долларов (7-8 миллионов по нынешнему курсу). Дитрих снялась в увлекательной романтической ленте по роману Хилтона «Рыцарь без лат». Это обложка фильма, который выпускала компания "Светла"

Правда, получить весь гонорар ей так и не удалось. Руководство «Парамаунта» делает ей предложение, от которого невозможно отказаться, - 250 тысяч долларов за фильм плюс премиальные. Она снимается в «Ангеле» у Любича. Картина с участием королевы экрана приносит столь мизерные сборы, что «самая высокооплачиваемая женщина в мире» оказывается не у дел.
Один из ее друзей, английский драматург и писатель Ноэль Коуард, как-то посетовал. «Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века, но - увы! - интеллект не украшает женщин!» Умная и образованная, много читавшая старых и современных авторов, знающая наизусть стихи Рильке, обожавшая Джеймса Джойса, Марлен шокировала американских пуритан своим вызывающим, с их точки зрения, поведением. Она постоянно курила, появлялась в обществе в мужском костюме, как перчатки меняла любовников...
Дитрих отправляется в Париж, где проводит время в обществе писателя Ремарка. Марлен уговаривает его поехать в США. В Америке Ремарк был в безопасности, но тоска по родине, страх за близких, оставшихся в Германии, не давали ему покоя. Своим непростым отношениям с Марлен писатель посвятил роман «Триумфальная арка», в котором она выведена в образе мятущейся актрисы Жоан Маду. В 1948 году на экран вышла голливудская экранизация «Триумфальной арки». К тому времени Ремарк и Дитрих уже расстались.
Марлен не снималась в течение двух лет, и многие посчитали, что ее карьера близка к закату. Однако актриса вернулась в Европу и снялась в вестерне «Закон Дестри» (1939), где в паре с ней играл Джеймс Стюарт и в котором она удачно пародировала собственный образ роковой красотки. Кадр из фильма "Закон Дестри"

И критика опять взахлеб возносила Марлен до небес. Продюсер Пастернак сделал еще несколько картин с участием Марлен: «Семь грешников», «Нью-Орлеанский огонек» (1941), «Золотоискатели» (1942), «Питтсбург» (1942)... Эти фильмы принесли «Юниверсал» хорошую прибыль. (1939), Дитрих играла также в костюмных драмах и вестернах, где ее партнером пять раз становился Джон Уэйн, с которым у актрисы был краткий роман. Легендарный актер называл ее самой интригующей женщиной, которую он знал.
После войны ее, затухающая было карьера, получила второе дыхание и бурно расцвела в ореоле многочисленных статей и постановок в блестящих театрах, включая выступления на Бродвее.
В жизни Марлен, любовные история с мужчинами и женщинами следовали одна за другой длинной вереницей. Если ее голливудские любовники от Гэри Купера до Юла Бриннера, минуя Джеймса Стюарта и Джона Уэйна, которые были лишь мимолетными приключениями, то трое мужчин оставили более глубокий след в мятежной жизни «голубого ангела»: режиссер Джозеф фон Штернберг, немецкий писатель-пацифист Эрих Мариа Ремарк и Жан Габен, мрачный французский актер с рожицей любви. Идеальная возлюбленная - одна из любимейших ролей этой женщины в жизни. Ее бесчисленные романы могли длиться час, день, год, тридцать лет. Иные писатели сделали свои отношения с Дитрих предметом большой литературы. Один из них, Эрих Мария Ремарк, описал изматывающую связь с Марлен Дитрих в широко известном романе «Триумфальная арка».
Хемингуэй также свидетельствовал, что Дитрих «была способна уничтожить любую соперницу, даже не посмотрев в ее сторону. С Эрнстом Хемингуэем

Странный в наши дни кодекс чести запрещал ей отбивать возлюбленного у другой женщины до тех пор, пока та действительно желала его». Роман Марлен Дитрих с Эрнестом Хемингуэем продолжался около тридцати лет: они встретились в 1934 году. Это была странная, почти идеальная любовь-дружба, любовь-восхищение. В ней не было ревности, требований и обязательств. Они никогда не имели возможности видеться подолгу; к тому же обычно либо он был занят какой-нибудь девушкой, либо Марлен не оказывалась на тот момент свободна. Основными средствами связи оставались письма и телефон: они разговаривали часами. Дитрих с особенной нежностью вспоминает, что великий Хэм умел не только раздеть ее по телефону, но и сделать с ней «все»; мало кому удавалось доставить ей столько удовольствия даже во плоти.
Однажды они случайно столкнулись во время войны в Париже. Хэмингуэй поделился с Марлен, что страстно влюблен, и стал умолять Дитрих поговорить с его пассией и предложить последней от его лица руку и сердце. Дитрих без колебаний надела брюки и фрак и разыграла перед Мэри Уэлш страстную любовную сцену. От имени Хемингуэя. Мэри была так потрясена, что к вечеру дала согласие выйти замуж за писателя.
Впоследствии Мэри Хемингуэй, ревнуя мужа ко всем подряд, почему-то обходила Дитрих. После его самоубийства вдова даже позволила опубликовать любовные письма Эрнеста к Марлен. «Я забываю о тебе иногда, - пишет ей Хэм, - как забываю, что бьется мое сердце».
Как-то июльским вечером 1941, «Пепе ле Мокко», сиречь Жан Габен, вошел в нью-йоркское кабаре «Парижская жизнь», Марлен Дитрих сидела там рядышком с Эрнестом Хэмингуэем «Не может быть! Жан! Как я рада Вас видеть! Присядьте со мной», - воскликнула дива, поспешив навстречу французскому актеру, который выглядел несколько потерянно на земле изгнания.
Четырьмя годами ранее, в Лидо де Вениз, Эрих Мария Ремарк, автор бестселлера «На Западном фронте без перемен» вошел в жизнь звезды, за обедом с Джозефом фон Штернбергом. Их полная страсти связь уже оборвалась, когда Жан Габен, великан с нежным сердцем, возник в жизни Марлен, войдя в нее в «Парижской жизни». У «Пруссачки» и Француза было много общего. Оба ненавидели гитлеровскую диктатуру, оба отправились в изгнание. Марлен, которую Геббельс мечтал видеть в роликах нацистской пропаганды, хлопотала о том, как помочь своим соотечественникам бежать из Европы. Габен, аполитичный в глазах простонародья, в свою очередь отказался принимать авансы от нацистских оккупантов. Карьера двух звезд были на повороте, они больше не были первыми любовниками. Ей было 40, ему на три года меньше. Голливуд не очень торопился распахнуть перед ними двери. Уже три года фильмы Марлен едва приносили прибыль. Не замедлили с утверждениями, что для билетных касс она - смертельный яд. И ей пришлось заняться другим. Немецкая антифашистка выступила в роли проводника для европейских изгнанников. Она пристроила в «Фокс» своих немецких друзей, поддерживала французских актеров и режиссеров, таких как Жан-Пьер Омон, Жан Ренуар, Рене Клэр, Жульен Дювивье. В сороковые годы, когда ее популярность в Америке убавилась, из Германии поступило заманчивое предложение. Гитлер хотел, чтобы королева экрана вернулась домой и стала главной звездой Третьего Рейха. Дитрих не только отказалась, но показала себя самой активной противницей нацизма среди многочисленных немецких эмигрантов в Голливуде. Гражданка Америки с 1937 года, она агитировала в пользу военных займов, уговаривала немцев шпионить в пользу союзников, а вскоре отправилась в Европу, чтобы развлекать американские войска. Марлен прибыла во Францию через три дня после высадки союзников в Нормандии и оставалась в Европе до входа союзных войск в Берлин. В Германии ее объявили предательницей, а правительство Франции вручило актрисе орден Почетного Легиона.
А тогда, подведя Жана к столу, она представила его своему другу Хэмингуэю. Она рассказала ему о своей встрече с автором «По ком звонит колокол», и открылась ему, сказав «что их любовь была чистой и платонической». Она сказала также, что является первой читательницей его рукописей. И Хэмингуэй подтвердил ее слова: «Я ценю ее мнение выше, чем мнения профессоров, поскольку думаю, что Марлен знает о любви больше, чем кто бы то ни было». Жан поразился совершенству, с которым она овладела языком Мольера. Марлен объяснила ему, что у нее была гувернантка-француженка, и что позже, ее учительница, в которую она влюбилась, также была француженкой. Английский она изучила, пройдя суровую школу Джозефа фон Штернберга, который любил совершенство во всем. Вдруг она предложила Жану научить его американскому акценту и познакомить с жизнью Голливуда, как когда-то Рене Клэра. «Я хочу быть полезной», - сказала она ему просто. Она всегда стремилась к этому. Вот один из примеров: волею судьбы именно Марлен оказалась рядом с Эдит в трудную минуту, когда погиб Марсель Сердан, самая большая любовь Пиаф, именно ей пришлось сообщить подруге страшную весть. «Потом, долгими ночами мы сидели в тесной комнате, взявшись за руки, и Эдит вскрикивала: «Вот он, разве ты не слышишь его голос? Он здесь». Сменяли друг друга врачи, таблетки, уколы... Марлен не отходила от нее.
А когда спустя много времени боль утихла, и вернулось желание жить, в день бракосочетания Эдит Пиаф рядом с ней снова оказалась Марлен Дитрих, - именно она позаботилась о подвенечном платье, точь-в-точь как ее собственное из шифона от Диора, и обвила шею Пиаф цепочкой с золотым изящным крестиком от Картье.
Марлен Дитрих, свидетельница на свадьбе Эдит Пиаф. 1952 г.

Так Жан Габон вошел в клан Дитрих, всегда окруженной мужчинами и женщинами. Руди Зибер, ее муж по паспорту и Джозеф фон Штернберг, ее режиссер были самыми верными. Эрих Мариа Ремарк уступил место американскому миллиардеру, Джо Кастэйрзу, которого, в свою очередь, сменил Джеймс Стюарт. Но у Жана было на этот счет другое мнение. Он хотел иметь свой дом, а еще лучше, их дом. И влюбленная Марлен нашла домик в Брентвуде, в нескольких сотнях метров от голливудских студий на Сансет Бульваре. К тому же, бывшей владелицей этого дома мечты была ее вечная соперница Грета Гарбо. Для своего «мужчины», Марлен занялась деревенской кухней, готовила жаркое и голубцы. Она научилась имитировать жаргон Жана, например «поставь-ка твой котелок туда», который она использовала для приглашения к столу.
Война. У белокурой арийки Марлен Дитрих, проживающей в безопасной Америке, по-прежнему немецкий паспорт. В нацистской Германии остались ее мать и сестра. Хуже всего то, что Гитлер сходит по ней с ума и ежедневно смотрит фильмы с ее участием. Фюрер уговаривает Дитрих вернуться на родину, обещая триумфальный въезд в Берлин через Бранденбургские ворота. Льстивые слова Адольфа Гитлера полны сальных намеков.
Мадам Дитрих нервно ходит взад-вперед в приемной посла гитлеровской Германии Вельчека. Она пришла продлить свой немецкий паспорт: без этого нельзя получить американское гражданство, что Дитрих твердо решила. Вельчек с угрозой в голосе заявляет актрисе, что ее место - среди соотечественников, а не на чужбине. «Я с удовольствием вернусь, - вдруг с достоинством произнесла Марлен. - Если господину фон Штернбергу будет предоставлена возможность снять в Берлине фильм». В комнате повисает недоуменное молчание. «Вы не хотите Штернберга, потому что он - еврей?» - шепчет Марлен. Слушая потом этот рассказ, друзья Дитрих покрывались холодным потом: не всем германским подданным удавалось, тогда безопасно унести ноги из немецких посольств.
После нападения японцев на Перл Харбор, 7 декабря 1941 года, Марлен поступила на службу в американскую армию. Она посвятила себя развлечению солдат, которые отправлялись в лагеря, прежде чем идти в бой. Для Жана мысль о том, что его приятели берутся за винтовку, в то время как он кривляется, как петрушка перед американскими камерами, была мучительной. Представитель Французских свободных сил в Нью-Йорке предложил ему сняться в фильме «Самозванец», пропагандистской ленте за свободную Францию, для которого его друг, Жульен Дювивье написал сценарий. Но Габен потерял терпение, и решил принять участие в настоящей битве с нацистами. В апреле 1943 года он, наконец, получил направление в Алжир. Марлен также решила отправиться в Алжир, где она пела в опере перед пятью тысячами морских пехотинцев. Вечером Жан виделся с ней тайно. Но вскоре она должна была уехать в Италию. Там, 6 июня 1944 года, она прервала свой спектакль, чтобы объявить, что морская пехота высадилась в Нормандии.
...Своим мужеством и выдержкой она производила громадное впечатление на мужчин, и это приносило ей большое удовлетворение. Заболев однажды воспалением лёгких, она долгое время не обращала на это внимания и едва не распрощалась с жизнью. Во время жесточайшего боя у Монте Гассино она, рискуя, пела в непосредственной близости от линии фронта. Во время Арденнской битвы она попала в окружение вместе с одним из американских подразделений, в котором давала концерт, и была на грани обморожения.
Много можно рассказать о героизме Марлен, певшей перед солдатами на передовой, порой с риском для жизни. Единственное, чего Дитрих боялась - это попасть в плен. Нетрудно представить, что сделали бы с ней нацисты... И как бы сейчас не пытались авторы многочисленных книг о знаменитой голливудской диве представить её, прежде всего, как сексуально озабоченную особу, факт остаётся фактом - именно Марлен Дитрих в годы войны являла собой пример человека и актрисы, которую нельзя было ни испугать, ни купить.
Дитрих с беспокойством думала о судьбе родных, оставшихся в Германии. Она получила сообщение, что ее старшая сестра Элизабет находится в концентрационном лагере Берген-Белзен. Марлен нашла ее среди узников, а в сентябре 1945 года Марлен встретилась с матерью. Но через два месяца в возрасте 63 лет Вильгельмина Элизабет Жозефина скончалась. «Похоронив мать, я похоронила свою последнюю связь с домом», - напишет актриса в мемуарах.
Кочевая жизнь в составе фронтовой бригады оказалась самым дорогим воспоминанием ее жизни. Она получила американскую «Медаль Свободы» и французский орден Почетного легиона.
В июле 1945, Жан демобилизовался. Он нанял комнату у Клариджа в Париже, где Марлен присоединилась к нему через несколько недель. Он мечтал о мире, спокойствии и женитьбе. После получения в 1943 году развода, он был свободен. Но его беспокоили слухи. В Голливуде, пара Дитрих - Габен шокировала пуританскую Америку, в Париже она вызывала иронию: «Вы представляете, наш национальный Габен и эта шлюха», - говорили у него за спиной.
Жан надеялся, что Марлен станет его партнершей в фильме «Мартин Руманьяк». Но лента была отвергнута и критиками, и публикой. Столкнувшись с финансовыми трудностями, Марлен хотела убедить Жана заключить контракт с Голливудом. Но он ненавидел Америку, и остался при своем: «Или ты останешься со мной, или между нами все кончено», - сказал он. Отношения дали трещину. Пока Марлен снималась в «Золотых серьгах» в Голливуде, Габен нажал на тормоза в Париже. Он больше не верил, что его Марлен когда-нибудь разведется с Руди Зибером, за которого она вышла замуж в 1923 году в Берлине, который был отцом ее дочери Марии, и вел, к тому же, столь же свободную жизнь, как и она сама. Жан игнорировал ее экстравагантное поведение в Голливуде. Со своей стороны, он завел роман с Мартин Кароль, который пресса преподнесла как сенсацию, а затем Жан женился. Когда Марлен вернулась в Париж, Жан пошел на все хитрости, чтобы избежать встречи.
Майским вечером 1949, Марлен зашла в «Парижскую жизнь», в доме 12 по улице Святой Анны, в Париже. Случайно там оказался Жан Габен с супругой. Жан не обменялся ни словом, ни взглядом со своей «Пруссачкой». Уязвленная, она покинула ресторан, пройдя позади стула, на котором сидел Жан, он даже не пошевелился. Так закончилась история их любви, начавшейся июльским вечером 1941 года в нью-йоркском кабаре «Парижская жизнь». Рожденный войной, союз двух священных чудовищ не пережил мира. Дитрих он больше не замечал. Марлен же с упорством называла себя его женой, сделала скандальное заявление в прессе в 1976 году: после его смерти Дитрих заявила газетчикам: «Похоронив Габена, я овдовела во второй раз». Рудольф Зибер скончался несколькими месяцами раньше...
Из всех мужчин, в которых она была влюблена (кроме Штернберга, Ремарка и Габена, называют имена Вилли Форста, Дагласа Фэрбенкса-младшего, Джеймса Стюарта, Майка Тодда, Джона Гилберта, Джона Уэйна, Юла Бриннера, Берта Бакарака и других), по утверждению ее приятеля Вальтера Райша, она по-настоящему любила только троих: Идо Сима, музыканта, научившего ее играть на музыкальной пиле; Брайена Аэрна, который, не став «звездой», приобрел некоторую известность в тридцатые годы, и Майкла Уайлдинга, британского актера тридцатых-сороковых годов. Чарлз Хайэм, который ссылается на эти слова Райша в биографии Марлен, считает, что на жизнь Марлен Дитрих оказали действительное влияние только два человека - Ремарк и Габен.
В 1948 году Билли Уайлдер закончил картину «Зарубежный роман». Обозреватель «Таймс» Босли Кроутер писал: «Самая очаровательная роль в картине принадлежит именно Марлен Дитрих, которая играет певичку из немецкого ночного клуба, колдунью, чародейку». В этом музыкальном фильме Дитрих исполняла хиты «Иллюзия», «Черный рынок», «Руины Берлина».
В картине Хичкока «Страх сцены» (1950) она появилась в образе дивы по имени Шарлотта Инвуд. Нью-йоркская газета «Санди миррор» отмечала, что «неизменно блистательная мисс Дитрих, как всегда, захватила себе все лавры». В то же время вестерн режиссера Фрица Ланга «Пресловутое ранчо» (1952) Дитрих считала худшим фильмом в своей биографии, а режиссера называла «садистом». С 1945 года Дитрих ежегодно появлялась в одном - двух фильмах. Последний ее фильм относится к 1961 году.
На эстрадной сцене в Лас-Вегасе в декабре 1953 года имела место сенсация. Начавшая карьеру певицы Марлен Дитрих появилась перед зрителями в сногсшибательном платье из «суфле» - тончайшего прозрачного материала, которого ныне не существует. Она выглядела и обнаженной, и соблазнительно прикрытой одновременно. Во втором отделении Дитрих вышла переодетой во фрак и белый галстук. «Песня «Мари-Мари», - объявляет Марлен низким хрипловатым голосом. - Пленный солдат пишет письмо своей девушке». Элиот Нортон, самый влиятельный американский критик эстрады того времени, писал о дитриховских шоу так: «Она поет знаменитые песни из своих фильмов. Ее голос - спокойный альт, который то иногда переходит в шепот, то вдруг вырывается в звенящий баритон. Она не пытается казаться юной. Она всего лишь стала зрелой. Мягко, всей осанкой, голосом, наклоном головы она дает понять, о чем поет. Она прославляет любовь так, как это никому из певцов ее поколения не удавалось».
Позже она сравнительно редко играла лишь на театральной сцене. Марлен Дитрих объехала со своими шоу все страны и континенты, в 1964 году она приезжала на гастроли и в Москву. Повсюду ей сопутствовал совершенно фантастический успех. Эта женщина чувствовала пульс времени, стиль... Именно она одной из первых испробовала на эстраде новый костюм - короткие шорты и высокие сапоги. Да, еще белый цилиндр.
В 1960 году она впервые приехала в Германию, которую покинула за тридцать лет до того. Реакция на ее выступление в Берлине была смешанной - многие по-прежнему считали ее предательницей. Марлен с горечью признавалась: «Немцы и я больше не говорим на одном языке». До самой смерти она отказывалась от новых поездок в Германию.
«Мое «Шоу одной женщины» требовало больших трудов, - говорила в одном из интервью Марлен Дитрих. - Разучивание текста, репетиции, прогоны, премьеры, а, кроме того, многочисленные примерки моих драгоценных костюмов, поездки по всему миру на самолетах. И никогда нельзя показывать, что ты устала, всегда приходится сохранять хорошее настроение, причем не только перед собственной труппой, но и перед незнакомыми людьми, для этого требуется жесткая дисциплина и мужество. Я исколесила Северную и Южную Америку, Англию и всю Европу, побывала в Японии и России. Для этой профессии самые важные качества - энергичность и здоровье, а главное - терпение, сниматься в кино, по сравнению с этим, - детская забава».
Луи Бозон - популярный журналист, «золотой голос» парижской радиостанции «Франс - Интер», входил в «Священную семерку братства» самых близких друзей Марлен Дитрих вместе с Эрнестом Хемингуэем, Эрихом-Марией Ремарком, Жаном Габеном... Но в отличие от остальных сумел продержаться около великой актрисы рекордный срок, в течение которого ему неоднократно предлагали баснословные гонорары за любую информацию частного порядка. Он никогда не соглашался. После смерти Марлен он рассказывал: «...Приехал, пошел за кулисы и застал такую картину: Марлен... ползает на четвереньках по сцене, поглаживая ладонью пол - так она проверяла, не торчат ли гвоздики. И если находила, старательно забивала молоточком. Перехватив мой удивленный взгляд, она пояснила, что всегда так делает, потому что боится зацепиться длинным шлейфом и порвать платье. Вот тогда я впервые почувствовал в ней высочайший профессионализм, который позже проявлялся во всем: затворническая жизнь Марлен подчинялась жесткой дисциплине. Она никогда не позволяла себе быть распущенной, помятой, лохматой. Всегда подтянутая, в свежей одежде, всегда в курсе всех политических и культурных событий, она была активным жителем нашего мира. А все потому, что в свою звездную бытность научилась контролировать каждый свой шаг, доводя до совершенства все, чем бы ни занималась: образование, личную гигиену, актерство, исполнение темпераментных зонгов или лирических баллад. Марлен действительно была идеальной женщиной, неправдоподобно безупречной во всем. Она, например, прекрасно уживалась со своими физическими недостатками и естественным увяданием. Говорила: «У меня великолепные ноги, неплохая фигура, но глупая куриная шея, поэтому я и маскирую ее массивными колье».
Кстати, Марлен никогда не носила настоящих драгоценностей ни на сцене, ни в жизни. Боялась воров, поэтому хранила подлинники в шкатулках для своей дочери Марии.
Дитрих была создана для любви. Не изменила она себе и в последний период жизни. Несмотря на большую, около 30 лет, разницу в возрасте, она добилась взаимности от пианиста и композитора Берта Бакарака. Около десяти лет они гастролировали вместе, пока Берт не женился на актрисе Энджи Дикенсон. Марлен впала в депрессию. Она даже думала отказаться от эстрады, но нашла в себе силы вернуться и выступала еще 10 лет.
В 1963 году вышла небольшая книга Дитрих «Азбука моей жизни». Она не вела дневников, о чем горько пожалела, приступив к мемуарам. Под названием «Возьми лишь жизнь мою» книга увидела свет в 1979 году.
29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, упала и во второй раз сломала ногу (до этого в бедро уже был вставлен металлический стержень). Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику. Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене концерта. Так закончилась блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы.
Этот несчастный случай приковал актрису к инвалидному креслу, что не помешало ей в 1978 г. сняться в фильме «Прекрасный жиголо - бедный жиголо», правда последнем, и за два дня съемок она получила 250 тысяч долларов.
Последние годы жизни Дитрих провела в Париже. В отличие от Греты Гарбо (с которой, по слухам, у Дитрих был роман, также как с Фрэнком Синатрой и президентом Кеннеди), Марлен не скрывалась дома, а нередко посещала рестораны и друзей, одевшись как американская туристка.
В 1979 году Дитрих перенесла еще один сложный перелом бедра, после чего могла передвигаться только на инвалидном кресле. В дневнике, который актриса начала вести в конце жизни, она сетовала: «Это ли не издевательство! Ноги, которые способствовали моему восхождению к славе, стали причиной моего низвержения в нищету!»
Трехкомнатную квартиру на авеню Монтень оплачивал муниципалитет Парижа. После войны Марлен оказывала материальную поддержку всем своим близким: дочери и четырём её сыновьям, мужу Рудольфу Зиберу, сестре Элизабет. Она всегда была щедрым человеком, жертвовала большие деньги детским приютам, больницам, никогда не отказывала в помощи нуждающимся. Сейчас она была нищей, огромные гонорары исчезли бесследно.
В 1983 г. имя актрисы вновь привлекло внимание зрителей, когда на экраны вышла полнометражная документальная лента «Марлен», поставленная Максимилианом Шеллом.
Максимилиан Шелл вспоминал, как в 1983-м году он снимал фильм «Портрет легенды», посвященный Марлен Дитрих, но без ее участия. Ее упрашивали показаться в кадре, но она забаррикадировалась в своей парижской квартире и целую неделю выдерживала осаду, разрешив только, чтобы в щелку двери ей просунули микрофон. Знаменитости стукнуло тогда уже 82...
Одно из последних фото великой актрисы

Еще более драматичную картину рисует в своих мемуарах Мария Рива (по мужу)- дочь актрисы. В последние годы своей жизни бывшая красавица, любовниками которой были Ремарк и Хемингуэй, Морис Шевалье и Гэри Купер, Джеймс Стюарт и Джон Уэйн вела саморазрушительный образ жизни. Она пачками глотала лекарства от реальных и воображаемых болезней, и каждый день прикладывалась к спиртному, переливая виски в бутылки из-под минеральной воды. Эти запасы она прятала от дочери и больничной сиделки в разных углах своей спальник, которую сама назвала матрасным склепом.
Марлен Дитрих, в детстве мечтавшая о карьере скрипачки и ставшая эталоном женских достоинств на киноэкране, панически боялась старости и смерти, и приближала их запоями и курением. Незадолго до смерти она начала писать мрачные стихи, полные горького отчаяния и тоски. Мучительное затворничество оказалось жестокой расплатой за беззаботные годы мировой славы и успеха.
Марлен Дитрих (1901 - 1992) - женщина-сфинкс, голливудская звезда, эстрадная певица, чей голос разбивал сердца. Она стала легендой еще при жизни. По ней сходили с ума самые талантливые и влиятельные мужчины столетия. Она покорила Хемингуэя, Ремарка, Габена, Рузвельта, Адольфа Гитлера... Актриса ввела в обиход новое орудие обольщения - надев мужской костюм. Даже дочь Дитрих завидовала тому, насколько свободной от предрассудков была ее мать, и дочь, в конце концов, стала ее невольной убийцей.
Единственная дочь Марлен Дитрих - Мария Зибер - тоже попыталась было, стать актрисой. Время от времени благодаря усилиям Дитрих она получала маленькие роли. Но Мария, так никогда и не обретя доверия к матери, с годами начала завидовать ей. У Марлен - бабушки четырех внуков - были любовники моложе дочери. К одному из них, известному американскому композитору Берту Баккара, Мария и сама была не равнодушна. В 1992 году выходит книга Марии Зибер «"Моя мать Марлен». Великая актриса изображена в ней пустой и тщеславной развратницей. Прочитав произведение любимой дочери, Марлен Дитрих скончалась от инфаркта.
Через несколько месяцев Мария получила по почте одну фотографию, присланную ей Бертом Баккара. На обороте карандашом стояла надпись: «Это - моя Марлен». Снимок был сделан после одного из знаменитых бродвейских шоу Дитрих, когда полиция на разгоряченных лошадях с трудом сдерживала напирающую многотысячную толпу. На фото запечатлелась такая сцена: шестидесяти шестилетняя Марлен Дитрих балансирует на крыше автомобиля в озорно задравшейся от ветра юбке. Ее открытые на всеобщее обозрение ноги пожирают взглядами сотни поклонников. Дитрих игривым жестом разбрасывает автографы, и огонь ее глаз опасен так же, как и полвека назад.
Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года. Ей было девяносто лет. Незадолго перед смертью она завещала похоронить ее рядом с матерью на кладбище в Берлине, но согласие на захоронение было получено от немецких властей не сразу - ей не могли простить антинацисткую деятельность. На службе в парижской церкви ее гроб был задрапирован французским флагом. В аэропорт «Орли» гроб увезли под американским стягом. А в Берлине покрыли флагом воссоединенной Германии...
Спустя десять дней Марлен все-таки похоронили в Берлине, рядом с могилой ее матери.В 1998 году новая площадь в Берлине была названа ее именем, а спустя десятилетие после смерти, 18 апреля 2002 г., Марлен Дитрих было присвоено звание почетного гражданина Берлина как «посланника демократической, свободолюбивой и человечной Германии» в надежде, что это «станет символом примирения Берлина с ней».

Вспоминаем лучшие ее высказывания о стиле, мужчинах и доброте.

Её боготворили при жизни и поклоняются сейчас
Лучшие цитаты Марлен ДитрихЯ одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин.Женщины, бесспорно, умнее мужчин. Вряд ли найдется женщина, которая была бы без ума от мужчины только из-за его красивых ног.

Истинная женщина не волнуется – волнует.

Лучшие цитаты Марлен Дитрих Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.Если ты возвращаешься в девять вечера вместо семи и он еще не позвонил в полицию, – значит, любовь уже кончилась.Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.Лучшие цитаты Марлен ДитрихКрасные платья нужно покупать с большой осторожностью, да и надеть их можно не так уж часто. Однако я понимаю женщин, рискнувших сделать такую покупку. Ведь мужчины всегда интересуются: «А кто эта девушка в красном платье?»Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее.Некрасивым девушкам легче вести скромную жизнь.В памяти поклонников она хотела остаться вот такой.Фотопортрет, особенно любимый Марлен Дитрих. 1944 г.

Картина дня

наверх