На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Регина Толстоброва
    Огромное спасибо за такой прекрасный материал о наших воинах!Территория Героев...
  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...

История создания песни "Я спросил у ясеня"


Эльдар Рязанов говорил, что считает композитора Микаэла Таривердиева "одним из главных авторов" фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!". Еще работая над сценарием, режиссер культовой новогодней комедии задумал большое количество песен, многие — на стихи знаменитых поэтов. Выясняем интересные факты об одной из прозвучавших в ленте Рязанова композиций на музыку Таривердиева — "Я спросил у ясеня".


Автор музыки

Микаэл Таривердиев является автором всех песен из фильма. Хотя изначально план у Рязанова был другой: он собирался привлечь к работе над лентой нескольких композиторов, от каждого из которых планировал получить по одной песне.

Являясь большим поклонником поэзии, Эльдар Александрович отобрал ряд стихотворений — Цветаевой, Евтушенко, Ахмадулиной, Пастернака — и первым делом вместе со сценарием отправил их Таривердиеву.
Микаэл Таривердиев
Композитор вскоре представил режиссеру мелодии, которые написал на эти стихи. И Рязанов решил не обращаться к другим авторам музыки: он нашел именно то, что искал.

Как известно, все песни за героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльской исполнили Сергей Никитин и Алла Пугачева, тогда только начинавшая свой путь к славе.
Барбара Брыльска и Андрей Мягков в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!"

В своих мемуарах Рязанов писал:
Не существовало буквально ни одного человека, который не указывал бы мне на неуместность этих грустных и сложных стихов в легкой, где-то анекдотической, комедийной ткани сценария. Но я-то знал, что хочу сделать картину, где переходы от веселого к печальному, от грустного к смешному будут ее особенностью. А насыщенность песнями придаст рассказу своеобразие... Только один человек безоговорочно поддержал меня — композитор Микаэл Таривердиев. Он сразу же нутром почувствовал мои намерения и стиль будущего фильма.
Эльдар Рязанов

Из восьми вошедших в ленту песен основная часть была написана на стихи хорошо известных авторов. "Я спросил у ясеня" выделялась на этом фоне: авторство текста поначалу приписали даже самому Рязанову. На самом деле стихотворение было написано за несколько десятилетий до выхода фильма поэтом родом из Нальчика — Владимиром Киршоном.

Автор стихов

Владимир Киршон — человек, о котором, возможно, вы ничего не слышали. Насколько потрясающе трогательными были слова, настолько же нелюбим был в своё время их автор в среде литераторов. Писатели и поэты после гибели Киршона откровенно говорили о том, что справедливость всё же существует. Поэтому на жизни  и судьбе этого человека остановлюсь подробнее.

Родители будущего поэта были страстными революционерами, да и он сам, повзрослев, отправился служить в Красную армию, чтобы сражаться за правое революционное дело. После учился в институте имени Свердлова, готовящем кадры для партийной работы.

Уже в студенческие годы он начал пробовать себя в литературе. Его творчеству не был присущ романтизм, как этого можно было бы ожидать от двадцатилетнего юноши. Зато революционная патетика сквозила в каждой строчке, будь то его дебютная пьеса «Наша Карманьола» или песни, посвящённые пролетариату и свержению буржуазии.Его творчеству не был присущ романтизм, как этого можно было бы ожидать от двадцатилетнего юноши. Зато революционная патетика сквозила в каждой строчке, будь то его дебютная пьеса «Наша Карманьола» или песни, посвящённые пролетариату и свержению буржуазии.
После получения диплома Владимир Киршон стал завучем в ростовской совпартшколе, но при этом продолжал писать пьесы, стихи и песни. Потом в соавторстве с Михаилом Бойтлером он написал сценарий к картине «Борьба за ультиматум» и стал инициатором и создателем Ассоциации пролетарских писателей в Ростове-на-Дону в 1923 году. Он участвовал в создании РАПП – Российской ассоциации пролетарских писателей.

В РАПП он стал одним из секретарей, фактически же – политруком организации. Он продолжал писать стихи, пьесы, сценарии, но при этом строго следил за тем, чтобы члены Ассоциации придерживались в своём творчестве социалистического реализма. Да он и сам был ярым сторонником этого направления, благодаря чему постановки по его пьесам шли на главных театральных сценах страны. И его «Константин Терёхин» стал первой советской пьесой, поставленной на Бродвее в 1929 году.

Правда, российские коллеги отзывались о творчестве Киршона не слишком положительно, он же в ответ клеймил, обличал и ставил на вид. Разгромив на очередном собрании одного из своих оппонентов, он сообщал об этом самому Сталину. При этом никогда не опускался до анонимок, он искренне верил в свою правоту и на самом деле считал всё, что делает, своим гражданским и партийным долгом.

В 1930-е годы он был хорошо известен и считался одним из главных идеологов Российской ассоциации пролетарских писателей. Лучшие театры страны, включая МХАТ и Театр имени Вахтангова, ставили "идеологически правильные" пьесы Киршона с жизнеутверждающими названиями: "Рельсы гудят", "Хлеб", "Чудесный сплав" и так далее.

Владимир Киршон считал многих известных писателей и поэтов своими идейными врагами. В их число входили Михаил Зощенко и Михаил Пришвин, Алексей Толстой и Вениамин Каверин. Впрочем, Бабель, Паустовский, Леонов, Пильняк и Пастернак вместе с Есениным и Гумилёвым были его «скрытыми врагами».

А уж в своём противостоянии с Булгаковым не стеснялся называть писателя в газетных статьях классовым врагом и приверженцем идеологии буржуазной драматургии. На партийном съезде Владимир Киршон резко сказал о том, что философа Алексея Лосева, принявшего постриг и отвергавшего марксизм, следовало бы поставить к стенке. Досталось и цензору, пропустившему произведение в печать.
Нарком НКВД Генрих Ягода открыто называл Владимира Киршона «трубадуром, купленным за денежные подачки». Впрочем, это было не совсем справедливо, ведь писатель и драматург свято верил в идеалы социализма и необходимость бороться с буржуазным наследием и тлетворным влиянием Запада. Хотя Ягода откровенно покровительствовал Киршону и последний часто бывал в доме наркома.Одним из немногих людей, поддерживавших приятельские отношения с «партийным трубадуром», был драматург Александр Афиногенов, но даже он отмечал, что Киршон является воплощением карьеризма в литературе, а его успехи основаны лишь на умении подстраиваться и подавлять всех вокруг своим авторитетом, основанным лишь на убеждённости в его собственной непогрешимости.

Но весь тщательно выстраиваемый мир Владимира Киршона рухнул сразу же после ареста Ягоды. Он попытался покаяться и спасти себя, написав ещё до ареста несколько писем Сталину о своём раскаянии, и о том, что он беспочвенно поставил себя в привилегированное положение, пользуясь своей связью с «преступником Ягодой», и обещал сделать всё, чтобы исправить ситуацию и принести пользу Родине.

Но спастись ему не удалось. В апреле 1937 года вместе с другими приближёнными к Генриху Ягоде функционерами и литераторами Владимир Киршон был арестован. Его исключили из Союза писателей и обвинили в контрреволюционной деятельности.

Удивительно, но многие из тех, кого он во времена своего всесилия разоблачал и клеймил, категорически отказались выступать против него. Тот же Михаил Булгаков не стал выступать с разоблачительными речами. Владимира Киршона приговорили к высшей мере наказания. 28 июля 1938 года он был расстрелян и реабилитирован спустя 17 лет после смерти.  Киршону было 35 лет.Владимир Киршон

Ироническая песня

Киршон не был поэтом, но иногда включал стихотворные строчки в свои пьесы. Песня "Я спросил у ясеня" тоже была написана специально для театральной постановки: в середине 30-х годов Владимир сочинил эти строки для комедии "День рождения" (но в некоторых источниках упоминается пьеса "Большой день"), которую поставили в театре Вахтангова.

Мелодию написал композитор Тихон Хренников — тогда еще начинающий и малоизвестный. Уже намного позднее, когда песня получила новую жизнь благодаря фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!", Хренников говорил:
Ноты этой песенки у меня не сохранились. Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня...

Говорят, Эльдар Рязанов давно хотел включить эту песню в какой-нибудь из своих фильмов. Он поручил Таривердиеву написать новую музыку.
Барбара Брыльска и Андрей Мягков в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Интересно, что в историю писатель Владимир Киршон вошел именно как автор текста песни "Я спросил у ясеня", и если бы Рязанов не проникся стихотворением, вероятно, имя драматурга вообще забылось бы.

Другие версии исполнения песни

Начнем пожалуй с первого исполнителя Сергея Никитина:

В разные годы мы слышали песню в исполнении нескольких артистов: 

Сергей Безруков

Александр Рыбак

Кайрат Примбердиев

Профессор Лебединский

Исполняют  зарубежные певцы, например француз Жоэль Ламбер

или бразилец Joander Santos

Один из самых неожиданных каверов получился у исполнителя песен про "маленькую лошадку" и "три матерных слова" Найка Борзова.

Картина дня

наверх