На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Великие истории любви. Дюма сын и его дама с камелиями

Этот невероятный мезальянс Александра Дюма-сына с парижской куртизанкой лёг в основу его романа «Дама с камелиями». Современники утверждали, что роман получился практически документальным - даже любовь главной героини к камелиям не случайна - Мари Дюплесси не выносила запах никаких цветов, кроме камелий. Но обо всем по порядку...

Мари Дюплесси (фр. Marie Duplessis; 15 января 1824, Нонан-лё-Пен, департамент Орн — 5 февраля 1847, Париж) — известная французская куртизанка, любовница Александра Дюма-сына, прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями».

Настоящее имя — Альфонсина Плесси. Родилась в 1824 году в семье фермера. Ещё в юном возрасте родители отдали ее на содержание богатому престарелому господину, но в скором времени он выгнал Мари, и девушка начала подрабатывать прислугой, а потом стала путаной. Так продолжалось, пока она не встретила богатого парижанина, который снял для нее квартиру. Мари перебралась в Парижи занялась привычным ей делом: она снова принимает мужчин, но уже богатых и известных. Так, крестьянка из французской провинции стала знаменитой парижской куртизанкой.
Переехав в Париж, изменила имя и фамилию, добавив к ней частичку «дю» (что должно было указывать на дворянское происхождение; впрочем, её бабушка по материнской линии действительно была дворянкой). Непродолжительное время работала модисткой. В 16 лет Мари стала куртизанкой.

Первым, кто взял её на содержание, был владелец ресторана, имя которого не сохранилось. Его сменил герцог де Гиш, и с тех пор жизнь Мари кардинально изменилась: днём прогулки в экипаже, вечером опера или театр, а затем романтические встречи с мужчинами. Популярность Мари была так велика, что она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков).
«Куртизанки». Сомов Константин Андреевич.

Современники описывали Мари как «очень привлекательную молодую женщину с миниатюрной фигурой и обворожительной улыбкой». Не получившая в детстве никакого образования, Мари увлеклась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа (вот тебе и крестьянка!). Её салон посещали Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Гуссэ. Вокруг нее говорили только о ее красоте, о ее победах, о ее хорошем вкусе, о модах, которые она выдумывала и устанавливала. Эта молодая женщина пригоршнями разбрасывала золото и серебро, увлекаемая как своими капризами, так и своей добротой.Её первая встреча с Александром Дюма- сыном состоялась в сентябре 1844 года. Чем оправдывал молодой моралист свою страстную любовь к «падшей женщине»? Разумеется, убеждал себя, что спасет ее, вернет к истинной жизни... Но содержать женщину так, как она привыкла, он был не в состоянии. И знал, что иногда она встречается с теми, кто безропотно дает ей деньги. А что было бы, переедь она в каморку и откажись от модных туалетов во имя любви к бедному юноше?
Да и стоило ли? Мари прекрасно знала, что жить ей осталось совсем мало и что она — не подарок для совместной жизни. И вряд ли ей, умудренной печальным опытом, стоит надеяться на вечную любовь юноши. На один вечер с Мари — театр, конфеты, вино, цветы — Александр тратил свой месячный запас. Занимал денег, у кого мог. Конечно, прежде всего у отца, но у того их вечно не хватало. Она прекрасно одевалась и утопала в цветах. Поскольку от запаха роз у Мари кружилась голова, она носила на платье камелии, и ее дом был полон этих изысканных цветов.
Она ведь и камелии любила потому, что они не пахнут, больная туберкулезом не выносила сильных запахов... При этом камелии были не всегда одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце они были белые и 5 дней — красные. Какая была тому причина, никто не знал, и она так и осталась тайной, которую Мари Дюплесси унесла с собой в могилу... Никаких других цветов Мари Дюплесси не любила и никогда не носила. Цветущими же камелиями постоянно были убраны все ее комнаты, а особенно будуар.
Такая постоянная страсть к этим цветам заставила ее поставщицу цветов м-м Баржи назвать ее «La dame aux camelias» (дамой с камелиями) — так окрестил ее и весь светский Париж. Прозвище затем перешло и ко всем богатым красивым женщинам, увлекающим светскую молодежь. Мари прочитала много книг из своей библиотеки. Она могла наизусть прочитать стихотворение Мюссе. Мари смеялась над приключениями незадачливого Дон Кихота, восхищалась Гюго. Она также была превосходной пианисткой. Ее единственным недостатком, как она сама призналась, была лживость. Но на это Мари весело замечала: "От лжи - зубы белее."Стройная и бледная, по моде того времени, Мари была неземной красавицей. Но она была больна, и ее преследовал страх скорой смерти. Врачи ей предписали тишину и покой, ее же часто видели в пьяных компаниях или летящей верхом на лошади на самых опасных дорожках. Она словно бы летела навстречу своему концу, дабы избежать другого конца, куда более страшного - "старости, этой первой смерти куртизанок". Мари и Александр проводили время в прогулках по ночному Парижу, разговоров в кафе и страстных объятиях в её квартире. Они ровесники, оба молоды и хороши собой. Их роман продолжался год, и что послужило причиной расставания Мари и Александра, остаётся лишь догадываться. Либо молодой, но бедный любовник попросту надоел куртизанке, привыкшей к роскоши и дорогим подаркам, или же, зная о своей прогрессирующей болезни (а Мари была больна туберкулезом), Дюплесси не хотела, чтобы возлюбленный стал свидетелем последствий недомогания. Так, или иначе, но и их отношения прекратились.
Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма.

В прощальном письме он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний.»
Красиво, изящно... И жестоко.
Дюма–отец знал, как излечивать душевные раны: отправил сына в путешествие. Несмотря на внешние атрибуты (роскошная квартира, дорогие украшения, богемный образ жизни) жизнь Мари омрачал туберкулез: в те времена неизлечимое заболевание. Он и стал в итоге причиной её смерти. 21 февраля 1846 года Мари вышла замуж в Лондоне за одного из своих поклонников — графа Эдуара Перрего. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утверждён французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней. Некоторые предполагали, что граф просто пожалел Мари, так как она стремительно сгорала от чахотки. Но вскоре они развелись и Мари осталась одна.
Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист, отзывавшийся о ней как о женщине исключительной доброты. У нее уже не было сил участвовать во всех водоворотах светской жизни. Она вынуждена была распродать большую часть своего имущества, что-бы кредиторы оставили ее в покое. В спальне она поставила скамеечку для коленопреклонения и молитв и наконец позвала священника. Она скончалась. Ей было23... всего 23.
А за стенами на бульваре Мадлен пел и смеялся захлестнувший улицы карнавал. Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23 лет. Через несколько недель после смерти все её имущество было распродано на аукционе, чтобы покрыть долги (последние 2 года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги привычным способом). Деньги, оставшиеся после уплаты долгов, по завещанию перешли племяннице Мари (дочери её сестры) с условием, чтобы она никогда не приезжала в Париж.
Jean-Louis Ernest Meissonier. Portrait Of Alexandre Dumas, Jr.

Вернувшись через три года, Александр узнал, что Мари умерла. Ее вещи продаются с аукциона. Его денег хватило лишь на то, чтобы купить золотую цепочку. Александр Дюма, узнав о её смерти, написал «своё лучшее стихотворение» — «Расстался с вами я…». А потом он, о котором впоследствии говорили: «Вы не найдете у него внезапного горячего порыва, свойственного Дюма–отцу. Он холоден внешне и, возможно, охладел душой с того времени, как в его сердце угас первый пыл страстей», закроется в квартирке и за 8 дней напишет «Даму с камелиями», где Дюплесси выведена под именем Маргариты Готье. Роман имел огромный успех. Мари Дюплесси обрела себе бессмертие!!!


Все плакали... Разумеется, его пером водило и чувство вины... Он, мечтавший спасти заблудшую куртизанку, бросил ее, больную, а за ее гробом шел нелюбимый ею богач, женившийся, кстати, на ней незадолго до ее смерти, впрочем, она тут же развелась, получив в качестве очередной блестящей игрушки титул. Роман заставил всплакнуть всю Францию. В том числе и Дюма–отца. Через четыре года — столько понадобилось, чтобы сломать сопротивление цензуры, — «Дама с камелиями» была поставлена на сцене. На премьере присутствовал великий Верди. И на свет появилась опера «Травиата». Кроме прообраза Маргариты Готье в романе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»,и в опере Джузеппе Верди «Травиата» образ использован и в пьесе Лады Лузиной (Владиславы Кучеровой) «Альфонсина ».
Похоронена Мари на кладбище Монмартр, участок для могилы был приобретён Эдуаром Перрего. Ныне могилы писателя и Дюплесси находятся недалеко друг от друга и являются местом паломничества влюблённых, окруживших их таким же поклонением, как Ромео и Джульетту.
Цветы не покинули Мари Дюплесси и после ее смерти. Весь ее гроб был усыпан камелиями и обложен роскошными венками из них. Прелесть и красота этого убранства так подействовала на собравшуюся на похороны многочисленную публику, особенно же на дам, что в продолжение целого года после ее смерти среди богатых парижан даже вошло в моду ездить на Монмартрское кладбище на ее могилу и украшать ее букетами, венками и цветущими кустами камелий. А один из ее друзей, отсутствовавший во время похорон, написал в ее память стихотворение и возложил ей на могилу, окружив гирляндой из дивных красных камелий.Когда же это увлечение публики стало понемногу охладевать, то оправившийся от страшного потрясения, произведенного на него предсмертным письмом бедной Мари Дюплесси, Арман Дюваль (герой романа), тот самый юноша, из безнадежной любви к которому она постаралась сократить свою горькую жизнь, покрыл всю ее могилу камелиями. Могила эта представляла собой и летом и зимой сплошь усеянный белыми цветами партер камелий, среди которых виднелась только небольшая белая мраморная плита, на которой было начертано ее имя. Ухаживавшему за могилой садовнику было строго приказано следить за цветами и, как только какие-либо из них увядали, сейчас же, несмотря ни на какую цену, заменять их свежими...

После бурных страстей с Дюплесси Дюма-младший попытался найди счастье в браке с русской княжной Надеждой Нарышкиной. Но отношения оказались непростыми: ревность и тяжелый характер супруги привели к тому, что Дюма все чаще проводил время с поклонницами. По прошествии многих лет Дюма признался, что его брак был ошибкой, а единственная и настоящая любовь всей его жизни – это Мари Дюплесси.

Грета Гарбо в фильме «Дама с камелиями» 1936г. США.






https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post126678255/

https://kulturologia.ru/blogs/301016/32005/

Картина дня

наверх