На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 149 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ната
    ЗдОрово!!!Индиец делает нев...
  • Влдимир
    Обалдеть какие невероятные кадры макросъёмеи!!!Индиец делает нев...
  • Танюша Васильева
    Да же буквы пересчитала, все верно 21!)))))))))Это настоящие гео...

Храмы Воскресения Христова в Москве

Особое звучание пасхальные службы приобретают в храмах Воскресения Христова. В Москве таких несколько, рассказываю о самых старинных и интересных

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Этот наикрасивейший храм еще называли «Кедровой церковью» — по имени инициатора его постройки, священника Ивана Кедрова.«Кедров Иоанн (†1932)»

Легенда гласит, что батюшке трижды являлась Богородица с призывом построить храм — а тот все сомневался: на что?! Сам-то был беден. Наконец бросил клич в народ — и тот вдруг радостью отозвался. Деньги собрали довольно быстро, и в 1908 году состоялась закладка храма.Здание венчают девять куполов.
Сделан он в форме креста, двухэтажное здание венчают 9 куполов. Они символизируют «9 ангельских чинов» — это такая иерархия ангелов: серафимы, херувимы, архангелы и так далее. Но самое необычное — что алтарь обращен не на восток, как это общепринято в православных храмах, а на юг, в сторону Палестины, земной родины Иисуса. Интерьер церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве. 28 мая 2016 годаИнтерьер церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве. Вид с востока на запад, иконостас на юге, слева. 19 апреля 2021 года, фото Чеботарь Александжр Мирчевич

И еще одна уникальная находка архитектора Павла Толстых: пол находится чуть под наклоном, поэтому даже стоящие позади толпы могут наблюдать богослужение.

Колокольня Храма. Храм Воскресения Христова в Сокольниках никогда не закрывался, даже во времена Великой Отечественной Войны..

Никогда не закрывавшийся, храм получил в народе название «храм пришлых икон». Дело в том, что именно сюда свозили ценные иконы из разрушенных церквей. Например, в храме находится икона Иверской Божьей матери, написанная — только подумайте! — в 1669 году! Когда-то она была установлена в часовне перед въездом на Красную площадь у Вознесенских ворот. К ней приходили помолиться все, кто приезжал в Москву. Однако в конце 1920-х часовню, а следом и Вознесенские ворота, которые «мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников», снесли. А старинную намоленную икону отправили в Сокольники.

Святыни:

Икона Иверской Божией Матери 17 века (см. выше) из снесенной часовни у Кремля. Ее еще называли Иверской вратницей. Считалось, что она славна многими чудесными исцелениями. Боголюбская икона (пережила чумной бунт!) попала сюда из часовни в Китай-городе. В 1918 году основную московскую Боголюбскую икону перенесли в церковь Петра и Павла у Яузских ворот, а ее надвратный список — в церковь Воскресения в Сокольниках, которая и поныне тут. В 1920-е ликвидировали в два приема часовню внутри башни и крыльцо при ней. Сами Варварские ворота снесли в 1934 году. При этом в подземном переходе по сей день на обозрение представлен фрагмент фундамента древней башни.Изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от которого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и церковь Максима Блаженного).

Икона Богоматери Страстной 17 века из построенного в честь нее Страстного монастыря (на его месте сейчас стоит памятник Пушкину). Исследователи определяют время написания Страстной иконы началом XVII века. Страстной монастырь на акварели Фёдора Ясновского, 1877Страстная площадь в середине 1920-х годовПушкинская площадь, памятный знак

Икона Пантелеимона Целителя на стене церкви Воскресения Христова в Сокольниках (Москва).

Образ святого целителя Пантелеимона — из часовни на Никольской улице. Больше сотни частиц останков святых и мучеников, в том числе и Пантелеймона. Часовня Пантелеймона Целителя, 1920г. Снесена вместе с Китайгородской стеной.

Храм Воскресения на Семеновском кладбище

Построен в 1855 году с одним куполом — в церковной символике это означает Христа. При этом колокольня смотрится как второй купол — и вместе они уже означают двойную сущность Иисуса — земную и божественную. В год постройки храм был освящен святителем Филаретом Московским (Дроздовым) — это двоюродный прапрадед нашего знаменитого телеведущего Николая Дроздова (того самого из передачи «В мире животных»). Последний настоятель Павел Анисимов расстрелян в 1937-м на Бутовском полигоне.Храм Воскресения на Семеновском кладбище был построен в 1855 году.
В 1929-м был закрыт, в храм «заселился» ремонтно-механический комбинат. В 1935-м начали ликвидировать и окружавшее храм огромное Семеновское кладбище, где издавна хоронили военных — в частности, героев Отечественной войны 1812 года. Тут был похоронен молодой поэт пушкинской эпохи Александр Полежаев, которого Николай Второй лично велел отдать в солдаты за вольнодумные стихи. Кладбище официально закрыли в 1931 году, а в начале войны студентов посылали сюда рыть котлован для строительства авиационного завода. Позже на месте могил частично разбили сквер, на большей же части бывшего некрополя построили многоэтажки.Храм находится на территории бывшего воинского кладбища.
В 2017 году патриарх Кирилл призвал верующих молиться о тех, кто был похоронен в этом месте и никогда не называть Семеновский храмом «на бывшем кладбище», потому что «бывших кладбищ не бывает».Святыни:

Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей; Икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев с частицей мощей.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Считается, если провести прямую линию от колокольни этого храма в Замоскворечье, то одна часть линии упрется в колокольню Ивана Великого. А другая — в дворцовую церковь Вознесения в Коломенском, которую построили в честь рождения будущего Ивана Грозного. Словом, через Кадашевскую церковь проходит главная градостроительная ось Москвы.Церковь в Кадашах известна с 17 века.
Церковь в Кадашах (такое название — потому что в этой местности жили кадаши: бондари, мастера по изготовлению бочек) известна с 17 века. С тех пор она несколько раз перестраивалась, в том числе восстанавливаясь после варварского погрома, который тут устроили в 1812-м французы. После закрытия при Советском Союзе тут располагались то архив КГБ, то спортклуб колбасной фабрики, то художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Спасая в 1920-х церковные реликвии, какая-то девочка вынесла в подоле старинную икону Владимирской Божьей Матери. А когда храм в 2006-м вернули верующим, дочь той девочки принесла икону обратно в храм.

Некоторые колокола храма после разорения в 1930-х оказались в Большом театре.

Да, службы в церкви возродились совсем недавно, а до этого верующие собирались в маленьком помещении бывшего каретного сарая и в подвале, вырыв его поглубже. Там и обустроили церковь катакомбного типа преподобного Иова Почаевского (в средние века — игумен Почаевской лавры на Украине, второй по значимости после Киево-Печерской). Сюда привезли черепа, найденные при разрушении других старинных захоронений, — они хранятся в двух больших гробах, накрытых стеклом. Экскурсоводы показывают конкретно на один из черепов: считается, это останки первопечатника Ивана Федорова, захоронение которого раскурочили под Львовом.

Службы в церкви возродились совсем недавно.

Храм, совсем недавно переживший угрозу сноса (в тех дорогущих местах Замоскворечья в начале 2000-х хотели строить жилье для толстосумов), все еще в стадии реставрации. Хотя службы тут идут. Вот только никак не может храм дождаться возвращения родных колоколов: после разорения в 1930-х некоторые из них оказались… в Большом театре. И говорят, до сих пор звонят в опере «Борис Годунов».29 апреля 2018 года на территории храма Воскресения Христова в Кадашах было произведено перенесение останков усопших православных христиан минувших веков. Останки были заново погребены в общей могиле, приготовленной рядом со скульптурным образом распятия Иисуса Христа. В начале и в конце перезахоронения была отслужена лития.Поклонный крест

Святыни:

Мощи оптинских старцев. Почаевская икона Божией Матери. Тихвинская икона Божьей Матери. Икона преподобного Иова, игумена Почаевского.

Храм Воскресения Христова в Андреевском монастыре

Этот храм находится на территории Андреевского монастыря (назван по имени святого Андрея Стратилата, римского военачальника, который принял христианство и за это был замучен до смерти). Расположившаяся у Воробьевых гор обитель известна с начала 17 века. Именно тут возникло первое училище для иноков, «учительное братство», которое объединило образованнейших монахов своего времени. По сути, это была первая академическая структура в Москве. Иноки переводили книги с греческого на русский.

Создавал и содержал монастырь и все его храмы друг и фаворит царя Алексея Михайловича, боярин Федор Ртищев — чиновник, если говорить современным языком, и меценат. Он похоронен в подклете Воскресенского храма.Храм находится на территории Андреевского монастыря.

При Петре Первом монахов перевели в Донской монастырь, Андреевский упразднили и устроили в нем приют для беспризорников. Потом тут была тюрьма, потом — место для содержания умалишенных. В 19-м веке тут устроили богадельню для престарелых и инвалидов, а после революции в зданиях монастыря обосновались дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В Воскресенской церкви тогда устроили клуб.В 1991 году монастырь вернули верующим. А с 2013 года тут снова существует мужской монастырь.

Святыни:

Особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы (Казанская считается одной из самых сильных, перед ней молятся и о семье, и о защите от недругов). Деревянное распятие 19 века.

Картина дня

наверх