Жизнь - театр

652 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да, жена Александра III. И Вы правы. Это дает представлении быта того времени. К тому же именно собрание ее нарядов л...История костюма. ...
  • Валерий Протасов
    Мария Фёдоровна - это вдова Александра 3-го? А наряды -- целый мир, без которых нельзя представить себе быт конца 19-...История костюма. ...
  • Светлана Митленко
    Я рада, Ирочка.Да живут они тут,...

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

При подготовке материала о художнике Куинджи я натолкнулась на материал Елены, которая побывала на выставке. В самом низу будет ссылка на ее блог. А поскольку материал весьма замечательно подан, я привожу его полностью.

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи...
                                                                                                                                                                   Илья Репин

И сегодня на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, спустя более, чем столетие после написания, мы приходим в восторг и трепет от его великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом, пейзажей. Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1Внук ювелира, сын нищего мариупольского сапожника Архип Куинджи с малолетства остался круглым сиротой и проживал у родственников. В учёбе в местной греческой школе он не преуспел, подработывал выпасом гусей и сбором кизяка, позже учётчиком кирпича на строительстве церкви. Зато у него было время заниматься любимым делом – рисованием. Однажды ему посоветовали отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому, и подросток, нахлобучив бриль, в одной рубашке и коротких панталонах отправился пешком через степи донецкие и новороссийские на учёбу к знаменитому маринисту.

 Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Берёзовая роща, 1901 год. Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск

Айвазовскому Архип не показался, в мастерскую его не допустили... Пару месяцев паренёк растирал масляные краски и кое-чему учился у мариниста Адольфа Фесслера, гостившего тогда у Айвазовского и делавшего копии с его картин. По легенде, получив напутствие от мэтра, что с его талантом только заборы красить, тем же путём и способом Архип вернулся в Мариуполь; затем уехал в Одессу, потом – в Таганрог, где работал ретушером в фотоателье. С открытием собственной фотостудии тоже не заладилось, несмотря на финансовую помощь братьев. В 1865 году Куинджи отправился в столицу с намерением поступить в Императорскую Академию художеств, но дважды провалил экзамены. И всё-таки после долгих мытарств он стал вольнослушателем Академии художеств.Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1Экспозиция из 180 работ художника в Инженерном корпусе Третьяковской галереи устроена таким образом, что большие и маленькие картины, этюды, небольшие наброски и зарисовки (иногда крошечные, величиной с почтовую открытку), посвящённые сходным сюжетам, перемежаются. Несмотря на это, эффекта однообразия не возникает, всё это в комплексе даёт понимание пути художника, неповторимости стиля, помогает вникнуть в процесс его кропотливой работы над основными полотнами и их рождением.Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Сверху и по часовой стрелке: Берёзовая роща, около 1897 года. ГТГ
Берёзовая роща, 1879 год. Эскиз-вариант одноименной картины ГТГ. ГРМ
Берёзовая роща, между 1898 и 1908 годами. ЭскизВыставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Берёзовая роща, 1879 год. Картину приобрёл Павел Третьяков у автора в 1897 году. ГТГ. 
Это не картина, а с неё картины можно писать (Иван Шишкин)
Она написана практически в одном цвете – зелёном, его самые различные оттенки обыгрываются художником. 

Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, сквозь красочный слой часто просвечивает грунт и даже фактура, плетение ткани. Он же использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны. Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Слева и по часовой стрелке: Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Березы в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лес. Стволы деревьев, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

кр
Лесное озеро. Облако, 1900-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Деревья на горном склоне. Крым, 1887 год. ГРМ
Вид на берег и море с гор. Крым, 1880-е годы. ГРМ 
Горный склон. Крым, 1887 год. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Сосна, между 1898 и 1908 годами. Симферопольский художественный музей
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Сосновый лес с речкой, 1878 год. ГРМ
укр
Украина, 1879 год. Нижегородский государственный художественный музей
ОП1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1 
Несколько общих планов без толп народа, отмеченных тремя красными звёздочками, я позаимствовала на сайте http://planet9.ru/en/,  чтобы показать, как размещены картины на выставке. 
wrC1bB
Крым, между 1900 и 1905 годами. ГРМ. Эта картина была не окончена автором. 
3579283_1
В Крыму, между 1900 и 1905 годами. Эскиз картины Крым. Саратовский государственный художественный музей имени Радищева
llk
Сосна. Тверская областная картинная галерея. 
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Слева и по часовой стрелке:
Лес, 1887 год. Этюд. ГТГ          
Лес. Лопухи, 1890-е годы. ГРМ          
Лопухи, 1890-е годы.
ГРМ
Лопухи, 1890-е годы. ГРМ          
Лесное болото, 1890-е годы. ГРМ          
Лесная поляна, 1887 год. Этюд. ГТГ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
На Валааме, 1870-е годы. Объединение Историко-краеведческий и художественный музей, Тула 
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
На острове Валааме, 1873 год. ГТГ
Серия работ, созданная Куинджи на Валааме летом 1870 года, выдвинула его в первые ряды талантливых художников-дебютантов. 
Эта картина стала первой работой Архипа Куинджи, которую приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков
вода
Ладожское озеро, 1971 год. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1Изображённый на картине каменистый берег потряс тогдашних ценителей и знатоков живописи: Куинджи удалось на удивление реалистично написать камни, виднеющиеся сквозь толщу прозрачной воды. Позже искусствоведы признали, что он впервые в живописи блестяще решил сложнейшую задачу изображения камней под водой и назвали художественным авторским открытием. ОП3
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Север, 1879 год. ГТГ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
После дождя, 1879 год. ГРМ
ПД
После дождя, 1879 год. ГТГ
Дождь
После дождя 1890-е годы. ГРМ
Пятна солнца на поляне перед грозой. Между 1890 и 1895 годами. ГРМ
После дождя 1890-е годы. ГРМ
После дождя, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Дубы, 1900–1905 годы. ГРМ
3622703_1000
Лес. 1890-е годы. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Созданию картины Дубы предшествовало написание многочисленных рисунков и этюдов. В них отразился процесс поиска формы и силуэта, построенных на обобщении и стилизации. 
Дубки
Сверху слева и по часовой стрелке: Дубы, 1900-е годы. Эскиз одноименной картины. ГРМ
Дерево, между 1890 и 1895 годами. Национальный художественный музей республики Беларусь 
Дерево на фоне вечернего неба. Украина, 1900-е годы. ГРМ
Лужайка в лесу, 1890-е годы. ГРМ
Лесистая балка, 1900-е годы. ГРМ

Куинджи стремился сказать новое слово в искусстве. Буквально каждая новая работа Архипа Ивановича была открытием, она удивляла и приковывала к себе внимание. Он быстро нашёл свой фирменный стиль в пейзаже, наполнив его философским смыслом, словно осветив огнями театральной рампы и добавив контрастности. Вскоре Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, но пробыл там недолго, около пяти лет, и покинул из-за скандала, связанного с появлением критической статьи пейзажиста Михаила Клодта, обвинившего Куинджи в однообразии, злоупотреблении особым освещением и стремлении к чрезмерной эффектности. 

А мы тем временем переходим в следующий зал выставки, названный Мистерия ночи. 

Галерея пошла на риск, собрав весь диапазон ночей, сумерек и закатов в одном месте. Некоторым это пришлось по душе, другие пресытились. Сначала такое обилие закатов завораживает и вызывает неподдельный интерес, но затем накатывает усталось, первоначальные сильные впечатления притупляются, исчезает эффект ВАУ! Особенно от обилия авторских повторений Лунной ночи на Днепре (Это я пересказала впечатление одной посетительницы выставки:)))

А у вас какое создалось впечатление? Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
d-6
Закат в степи, 1900 год. Бурятский художественный музей имени Ц.С. Сампилова
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат, 1900-е годы. Этюд. ГРМ
З1a

1З
Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ
Закат, 1900-е ГР
Закат, 1900-е. Этюд. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ 
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат над сосновым лесом, 1890-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат с деревьями, между 1876 и 1890 годами. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Кр
Закат зимой. Берег моря, 1900-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Закат, 1890-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
КЗ
Красный закат, 1900-е годы. Эскиз одноимённой картины 1905–1908 годов из Метрополитен-музея, Нью-Йорка. ГРМ
Закаты и впрямь очень эффектны, волнующие, но повторю банальное: это надо видеть! Никакие фото и репродукции их загадочности и мистики не передают, к сожалению...
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
В узком переходе от таинства закатов до волшебства ночи притаилось это очаровательное полотно
парк
Солнечный свет в парке, 1890-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лунная ночь. Конец XIX века. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лесная глушь, 1881 год. ГРМ
3640899_origin1

2
Закат в лесу, 1878 год. Эскиз к картине Закат солнца в лесу (Сумерки в лесу) 1878 года из Национальной картинной галереи Армении. 
Вологодская областная картинная галерея
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Христос в Гефсиманском саду. 1901 год. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Раньше, на репродукции этой картины, написанной на библейский сюжет, мне казалось, что Иисус, освещённый только светом луны, идёт вдоль тёмной аллеи мимо каких-то теней от деревьев, кустов. Стоя же непосредственно перед оригиналом и вглядываясь в темноту полотна стало понятно, что заросли сада превратились в тени от фигур людей, смотрящих на идущего Христа.Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лес ночью. 1870-е годы. ГРМ 
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Ночь на Днепре, 1890-е годы. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
фoто

Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лунная ночь, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лунный след на воде, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Ночь на Днепре, после 1880-го года. Уменьшенный вариант-повторение картины Лунная ночь на Днепре (1880, ГРМ). ГТГ

В этом зале представлено несколько вариантов знаменитой картины из Русского музея Санкт-Петербурга Лунная ночь на Днепре, написанной в 1880 году. Выше на общем плане уже были видны две: уменьшенный вариант-повторение картины из Национального художественного музея республики Беларусь и вариант-повторение из Симферопольского художественного музея.СМ
В центре зала слева та самая Лунная ночь на Днепре 1880 года, произведшая фурор и сводившая с ума весь Петербург на первой российской выставке одной картины. Справа – Ночь на Днепре, 1882 года. Вариант-повторение картины для Третьяковской галереи. ННДРОчередь на выставку этой дивной картины тянулась от Большой до Малой Морской улиц Санкт-Петербурга. Невероятное сочетание контраста света и тени было мистическим, публика, пытаясь разгадать, что применил художник для придания такой эффекта, строила самые невероятные догадки, экзальтированные барышни падали в обморок... Картину за немыслимые для пейзажей пять тысяч рублей приобрёл Великий князь Константин Константинович и не желая с ней расставаться, отправился в кругосветку. Иван Тургенев специально приехал из Парижа в Марсель, где остановился корабль, дабы взглянуть на чудо-картину, о которой был наслышан. 

Лунная ночь на Днепре до сих пор живёт своей жизнью, непроглядная мгла над Днепром ещё больше сгустилась. Куинджи написал тёмную ночь краской собственного изобретения, в которую добавлял асфальт, и со временем она потемнела ещё больше. Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890–1895 годы. ГТГ

В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского, – писали тогдашние газеты.
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Украинская ночь, 1876 год. ГТГ

Эта картина стала этапом в творчестве Архипа Ивановича. На 5-й выставке ТПХВ в 1876 году она затмила работы таких знаменитых художников, как Ге, Крамского, Васнецова. Один из рецензентов назвал её самой яркой звездой всей выставки, а Владимир Стасов констатировал, что молодой художник пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге. Через два года Украинская ночьэкспонировалась на Всемирной выставке в Париже и тоже прозвучала очень сильно, обратив на себя внимание взыскательной и капризной французской критики: Куинджи, бесспорно, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него ещё более, чем у другихKYy
Лунная ночь, 1890-е. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1

Ночное
Ночное, 1905–1908 годы. ГРМ 
Сумерки
Сумерки, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Выставка картин Архипа Куинджи, ч.1
Лунный свет на фоне заката, 1890-е годы. ГРМ
Вечер в степи, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Укр
Вечер на Украине. 1878–1901 годы. ГРМ
Я показала два раздела выставки из четырёх: Притяжение земли и Мистерия ночи. Но это еще не конец. Впереди еще 2 зала.

https://pro100-mica.livejournal.com/357706.html

Картина дня

наверх