На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 179 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Спасибо, Верочка. Каждое слово и правда и надежда...Территория Героев...
  • Светлана Митленко
    Да, согласна. Грустный... но так в жизни бываетГрустные истории....
  • Светлана Митленко
    Это правда. Именно благодаря неравнодушным людям и восстановлено как имя, так и история. А ведь прошло-то всего ничег...Забытое имя. Баже...

Елагин дворец

Елагин остров располагается в северной части дельты Невы. Сегодня там – Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). А в XVIII веке (точнее с 1777 года) Елагиным островом владел придворный Иван Перфильевич Елагин, который был известен в Петербурге своим богатством, гостеприимством и тонким вкусом. По его распоряжению на острове был разбит парк с мостиками, беседками, гротами и павильонами – любимое место прогулок столичной знати.В 1817 году остров отошел в распоряжение государства. С 1818 по 1822 год под руководством архитектора К.И. Росси усадебный дом перестраивается во дворец, заново оформляется парк, строятся новые павильоны и корпуса. Карл Иванович Росси, как его почтительно называли в России, имел талант не только архитектора, но и градостроителя. По происхождению итальянец, Росси в историю архитектуры вошел как русский зодчий. Он является автором архитектурных ансамблей в центре Петербурга и на Дворцовой площади, по его проекту построены также Михайловский дворец, здание Александринского театра, Сената и Синода и др. Благодаря его таланту и великолепным архитектурным решениям,  Елагин остров превращается в один из красивейших архитектурно-парковых ансамблей города.Двухэтажный Елагин дворец находится в восточной части острова. Здание, поставленное на высокий стилобат в виде террасы, обнесено невысокой чугунной решеткой. Главный, западный фасад дворца украшен коринфским шестиколонным портиком с аттиком. Боковые ризалиты акцентированы четырьмя колоннами и треугольным фронтоном. К входу в здание ведут пандусы и лестница, охраняемая чугунными львами.Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов своего времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.В сентябре 1817 года по Указу императора Александра I у тайного советника, сенатора и писателя графа Г.В.Орлова за 350 тысяч рублей была выкуплена территория Мишина острова, известного в народе под именем Елагин. Здесь предполагалось построить новую летнюю резиденцию для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Картина Н.Г.Чернецова

Автором проекта и главным архитектором был назначен малоизвестный тогда в Петербурге К.И.Росси, которому покровительствовала императорская семья, знавшая его с юных лет. Получение этого заказа стало звездным часом для зодчего и началом периода наивысшего расцвета его творчества. Из обветшавшего усадебного дома графа И.П.Елагина и заросшего парка он создал великолепный дворцово-парковый комплекс, ставший первым в ряду грандиозных ансамблей, определивших облик Петербурга. Дворцово-парковый ансамбль включал в себя здание дворцаСлужебные корпуса - Кухонный, Конюшенный, Оранжерею, Парковые павильоны - Музыкальный, который сегодня выглядит вот так:Павильон под флагом или у Гранитной набережной, который сегодня выглядит вот так:Гаупвахту, окруженные прекрасным пейзажным парком, раскинувшимся на 96 гектарах.

В 1818 году была начата перестройка дворца и перепланировка парка. При разработке проекта Росси был ограничен объемом уже существующего двухэтажного строения, расположенного в восточной, самой высокой и безопасной в случае наводнений части острова. Архитектор сохранил фундамент, подвалы и старые кирпичные стены елагинского особняка, но увеличил объем нового дворца за счет надстройки третьего этажа и купола, венчающего здание. Он полностью изменил фасады, применив пышный и парадный коринфский ордер. Центральную часть главного западного фасада, обращенного к Масляному лугу он выделил шестиколонным портиком, а восточного, с видом на реку и Каменный остров – выступающей полуротондой. Углы дворца обрамлены портиками с фронтонами и сдвоенными колоннами. Оба парадных фасада имеют широкие эффектные лестницы, спускающиеся в парк. На западной установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе, на боковых пандусах - чугунные шары. С восточной стороны лестницу украшают великолепные полутораметровые вазы из каррарского мрамора, выполненные в мастерской скульптора Ф.Трискорни и чугунные корзины-цветочницы. Здание дворца жемчужно-серого или, как тогда говорили, «перлового» цвета, вознесенное на высокий стилобат, стало центром всего ансамбля, издалека привлекая к себе внимание. В его внешнем облике Росси удалось сочетать пышную парадность императорского дворца и компактность усадебного дома. С особым блеском талант архитектора раскрылся в оформлении интерьеров Елагина дворца. Парадные и жилые помещения составляли анфиладу по периметру здания. Первый этаж занимали парадные залы, личные апартаменты императрицы Марии Федоровны и служебные помещения. На втором этаже были расположены жилые комнаты. На третьем в центральной части находилась домовая церковь во имя Святителя Николая, по обе стороны от нее также жилые комнаты. Две чугунные и одна деревянная лестницы служили для сообщения между этажами.

Парадный вестибюль открывал вход во дворец со стороны Масляного луга и встречал гостей скульптурными фигурами Весталок - хранительниц домашнего очага, работы скульптора С.Пименова и приглашал в самый большой зал дворца – Овальный, который по праву считается одним их лучших интерьеров эпохи русского ампира. К нему примыкали Голубая гостиная Голубая гостиная сегодня:и Малиновая гостиная, и сегодня:поражающие многообразием приемов и вариантов отделки. Северный фасад был отведен под Столовый зал, где проходили торжественные трапезы. Южный фасад занимали личные покои императрицы Марии Федоровны - Угловой кабинет, получивший позднее название Фарфорового, Фарфоровый кабинет сегодня:Опочивальня (Парадная спальня) и Туалетная комната. Анфилада завершалась Камер-юнгферской и служебными помещениями. Из-за камерности и компактности дворца даже самые пышно декорированные помещения, такие как Фарфоровый кабинет, были лишены помпезности. В интерьерах нового дворца огромная роль отводилась декоративному оформлению. Вместе с Росси работал целый коллектив замечательных архитекторов, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца. Здесь работали скульпторы С.Пименов и В.Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Д.-Б.Скотти, А.Виги, Б.Медичи, мраморщики Ф.Трискорни и С.Модерни, мебельщики Г.Гамбс, И.Бауман, А.Тур, бронзовых дел мастера А.Шрейбер и И.Дипнер, обойщики, паркетчики и резчики по дереву. Современники отмечали, что убранство дворца представляло своеобразную выставку произведений искусства русской художественной промышленности. Гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и предметов убранства, их стилистическая законченность и высокое мастерство исполнения не имели себе равных в русской архитектуре первой трети XIX века.Императрица Мария Федоровна, жена Павла I

Согласно высочайшему повелению парадные покои дворца отводились вдовствующей императрице Марии Федоровне, над ними, на верхнем этаже располагались личные покои великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны, а оставшиеся комнаты второго этажа, занимали статс-дамы и фрейлины вдовствующей императрицы и великокняжеской четы. Центральную часть третьего этажа Дворца занимает Церковь во имя Святителя Николая. С торжественной церемонии ее освящения 22 июля 1822 года начинается жизнь во вновь отстроенном дворце. Помещение церкви Николая Чудотворца после реставрации, Фото - K_Samarina, 16.04.2021.

Новый дворец на Елагином острове был восторженно принят современниками: в журналах публикуются хвалебные описания его интерьеров, поэты посвящают ему лирические строки, художники изображают на картинах и литографиях, которые тиражируются в сериях альбомов «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей». В 1826 году Елагин дворец становится императорской резиденцией, местом летнего пребывания семьи императора Николая I, любимого сына вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Здесь даются частные аудиенции, проводятся парадные приемы с роскошными балами и изысканными обедами, на которые приглашались иностранные гости, наследные принцы и коронованные особы. Журнал "Живописное обозрение" 

Ежегодно 25 июня и 1 июля в «царские дни» тезоименитства императора Николая I и императрицы Александры Федоровны устраивались народные гуляния, завершавшиеся великолепным фейерверком напротив дворца. Во времена Николая I Елагин остров становится модным местом. Сюда на западную стрелку съезжалась вся петербургская знать не только на праздники, но и каждый июньский вечер, чтобы «взглянуть на великолепный закат солнца и провести ночь, которая длится не более как полчаса» (белые ночи, однако!). Во время высочайшего присутствия перед дворцом выстраивались яхты. Днем они разукрашивались флагами, а вечером на них зажигались огни, и играла музыка. Остров был открыт для публики не только в праздники, но и в обыкновенные дни. Гулянья на Елагином острове сосредоточивались на площадке около моста, рядом с Гауптвахтой, на которой караульную службу несли кавалергарды. Супруга Николая I Александра Федоровна после коронации в 1826 году получила почетную должность шефа Кавалергардского полка. С этого времени на Елагином острове 5 сентября, в день почитания покровителей полка, святых Захария и Елизаветы проводился праздник Кавалергардского полка, с богослужением, парадом, обедом и фейерверком. Данная традиция сохранялась на протяжении всего XIX века. Это было заключительное мероприятие сезона, завершающее пребывание императорской семьи на острове. После ее отъезда мебель зачехлялась, ковры и посуда убирались, а картины возвращались в Эрмитаж. Зимой дворец открывался только на Масленицу для Николая I и его гостей, которые катались на ледяных горках, устроенных на Каменном острове, а греться и пить чай заходили в Елагин дворец.Воробьёв М.Н. Вид с террасы Елагина дворца, 1823, открытка 

После смерти Николая I в 1855 году члены императорской семьи стали реже бывать на Елагином острове. Личные покои вдовствующей императрицы оставались во дворце до ее кончины в 1860 году. В 1860-1880-е годы во дворце проводятся ремонтные работы, и высочайшие присутствия проходят редко. Впервые после Николая I двор переехал на Елагин остров летом 1865 года накануне присяги цесаревича Александра Александровича. До обустройства в Гатчине семья цесаревича регулярно бывала на Елагином острове, находя покой и умиротворение в этом прекрасном и тихом уголке. Супруга Александра III, датская принцесса Дагмар, нареченная при переходе в православие Марией Федоровной, была страстной любительницей балов. Специально для бала 3 февраля 1885 года в Елагином дворце и в парке было проведено электричество. Это новшество произвело сильное впечатление на столичный бомонд.

К концу XIX светская жизнь во дворце затихла, официальные церемонии проводились в других императорских резиденциях, а остров стал местом неторопливых прогулок и отдыха петербуржцев и, в первую очередь, многочисленных дачников - семей чиновников императорского двора. Им в краткосрочную аренду на лето, как правило, сдавались флигели Фрейлинского и Кавалерского корпусов. В течение лета, когда не было «Высочайшего присутствия», по воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви во имя Св. Николая Чудотворца проходили службы. О дачной жизни того времени можно судить по воспоминаниям поэта Серебряного века Д.С. Мережковского, отец которого С.И. Мережковский служил при Дворцовой конторе и семья на лето переезжала на Елагин остров. Другой знаменитый «дачник» Председатель Совета Министров П.А. Столыпин после покушения в 1906 году получил предложение от Николая II поселиться с семьей на Елагином острове, где ему обеспечивалась круглосуточная усиленная охрана. На острове П.А. Столыпин провел четыре лета с 1907 по 1911 годы. Именно здесь К.К. Буллой была сделана памятная фотосессия премьер-министра с семьей. Столыпин с семьей. 1907 год.В Елагинском парке

Последней представительницей царствующего дома Романовых, которая жила в Елагиноостровском дворце, была вдовствующая императрица Мария Федоровна (Дагмар). Она останавливалась там летом в 1914 и 1915 годах, занималась делами общества Красного Креста и устройством лазаретов для раненых, так как в это время шла Первая мировая война. Осенью 1915 года Мария Федоровна покинула Елагин дворец, в который ей никогда уже не суждено было вернуться. До революции 1917 года Елагин остров оставался императорской резиденцией, а во дворце сохранялось в неприкосновенности архитектурно-декоративное оформление интерьеров и предметы убранства.

После 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах. 1925 г. Празднование Дня Металлиста в ЦПКиО. 

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Бренсон ДеКу, побывав в нашей стране и делая фото новой страны в 1931 году побывал и в Елагенском дворце. И вот ряд его снимков дает нам определенное понимание того, чтог было в самом дворце в это время. Итак, 1931 год.Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована.  Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.Вид на Елагин дворец. Фото 1960-е гг. 

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны - Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.Вид на Елагин дворец. Фото 1995 год. 

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе - выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.Вид на Елагин дворец. Фото 2009 год. 

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.Дворец после реставрации

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.Дворец после реставрации

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.Дворец после реставрации

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.Дворец после реставрации

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.Дворец после реставрации

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие. Дворец после реставрации

С 01 августа 2016 г. Елагиноостровский дворец-музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посещения с 13 апреля 2021 г. И заблистал во всей своей красе!

http://opeterburge.ru/sight/elagin-dvorets.html

https://humus.livejournal.com/3258864.html

https://elaginpark.org/central-park/dvortsovo-parkovyy-ansam...

https://elaginpark.org/central-park/museums/elaginoostrovski...

https://www.citywalls.ru/house5734.html?s=en7j8tudvio9hamii0...

https://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/elagin-dvo...

https://spbdnevnik.ru/news/2021-04-13/kak-vyglyadit-elagin-d...

https://www.spb-guide.ru/page_21538.htm

https://idei.club/31273-elagin-dvorec-golubaja-gostinaja-27-...

Картина дня

наверх