В начале XVI века Рафаэль Санти создал картину «Дама с единорогом», вошедшую в «золотой фонд» живописного искусства Высокого Возрождения. Автор и представить себе не мог, что через несколько столетий его полотно изменят до неузнаваемости, а искусствоведы будут спорить, чьему авторству оно принадлежит.
![Слева: Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. Справа: Рентгеновский снимок картины.](https://r4.mt.ru/r28/photoF25C/20944721577-0/jpg/bp.jpeg)
![Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. | Фото: hyperallergic.com. Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. | Фото: hyperallergic.com.](https://r5.mt.ru/r20/photoD09F/20275503030-0/jpg/bp.jpeg)
«Дама с единорогом» имеет увлекательную историю. Искусствоведы сходятся во мнении, что эту картину юный Рафаэль написал под впечатлением от увиденного им полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Художник изобразил девушку в том же ракурсе, что и великий мастер, и использовал те же технические приемы. Одна из зарисовок Рафаэля, чудом сохранившаяся в Лувре, косвенно подтверждает эту догадку.Рисунок из Лувра.
Святая Екатерина Александрийская. Картина Рафаэля до реставрации.
Разногласиям пришел конец после просвечивания полотна рентгеновскими лучами. Как оказалось, картина имела несколько дописок. В XVII веке девушке дорисовали плащ, целомудренно прикрывавший плечи, а на месте единорога неизвестный художник изобразил разбитое мученическое колесо Святой Екатерины и пальмовую ветвь мученичества.
![Рентгеновский снимок картины Рафаэля. | Фото: onlygossip.net. Рентгеновский снимок картины Рафаэля. | Фото: onlygossip.net.](https://r3.mt.ru/r18/photo6ABE/20283158671-0/jpg/bp.jpeg)
![Bestiaire d’Amour. Иллюстрация. | Фото: hyperallergic.com. Bestiaire d’Amour. Иллюстрация. | Фото: hyperallergic.com.](https://r3.mt.ru/r16/photoEB43/20067741463-0/jpg/bp.jpeg)
В те времена собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту. Согласно древним убеждениям, единорога может поймать только девственница. Итак, автор сам изменил символы, вместо преданности он акцентировал внимание на целомудрии.Женщина с единорогом. Фреска Studiolo of Giulia Farnese, Италия.
В 1959 году картина находилась в ужасном состоянии, и было принято решение о ее реставрации. Специалисты решили снять дорисованные слои. Таким образом, был убран плащ и колесо с пальмовой ветвью. Реставраторы попытались восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли. Слишком велик был риск порчи картины.
Свежие комментарии