На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Москва. Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор).

Завершение комплекса Теремных церквей в Московском Кремле и Ризположенского храма в Московском кремле. Фотография.Собор Спаса Нерукотворного — Верхоспасский собор — с приделом в честь Иоанна Белогородского (переосвящен в 1682 г. в честь Иоанна Предтечи) был возведен в 1635-36 гг. Являлся домовым храмом московских царей. Именовался также собором Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый. Построен одновременно с Теремным дворцом мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. На схеме он под номером 13, примыкает к храму Ризоположени (№7)Москва. Соборы КремляНапротив Золотой Царицыной палаты во втором ярусе Теремного дворца в 1627 г. была возведена домовая церковь цариц и царевен, освященная в честь вмц. Екатерины. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь св. Евдокии.

В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых домовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится небольшой храм Воздвижения Креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади застраивается промежуток между Предтеченским приделом и церковью св. Евдокии, в 1681 г. переосвященной в честь Воскресения Словущего. В ходе дальнейшей перестройки под руководством зодчего Осипа Старцева венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решен как цельный объем, над которым надстроили 11 золоченых главок на тонких барабанах. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона.

Верхоспасский собор в Кремле — храм сложной структуры, объединяющий построенные в разное время домовые церкви членов царской семьи: церковь Екатерины (1627), Воскресения Словущего (1654), Распятскую (Крестовоздвиженскую) церковь (1681), церковь Спаса Нерукотворного (1635—1636) — собственно Верхоспасский собор, давший обиходное название всему храмовому комплексу.

Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца. Верхоспасский собор был фактически встроен в новое здание. Реставрация, проводившаяся в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила храмовому комплексу древний облик, особенно со стороны северного фасада.

Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVII в. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникальны иконостас Распятской церкви и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями.

В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью резиденции Президента Российской Федерации.Как и в Теремной дворец, попасть сюда невозможно, потому что это режимная территория. Могу предложить воображаемую прогулку.

Начнем во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца. Из него можно пройти в Золотую Царицыну палату. Пересечем ее, пройдем несколько шагов по Желтому коридору Теремного дворца. Мы в церкви Екатерины. К ней прилегает трапезная.Вернемся во Владимирский зал, поднимемся из него на Верхоспасскую площадку. Налево будут палаты Теремного дворца, а направо, за расписными решетками, — трапезная Верхоспасского собора. Из нее можно пройти в две соединенные между собой церкви — Спаса за Золотой Решеткой и придел Иоанна Белоградского.

Если подняться на хоры Верхоспасского собора, то там будет Распятская церковь. Из нее можно пройти в Портретный коридор Теремного дворца. Из коридора, в свою очередь, можно спуститься этажом ниже, и там будет церковь Воскресения Словущего.

Соберем теперь все в цельную картинку.

Цокольный этаж: подклеты Золотой Царицыной и Жилецкой палат, а также Екатерининской церкви.

Первый этаж: собственно, Золотая Царицына палата с сенями, Екатерининская церковь с трапезной.Второй этаж: Верхоспасский собор (церковь Спаса за Золотой Решеткой, придел Иоанна Белоградского, трапезная), церковь Воскресения Словущего.Третий этаж: Распятская церковь.Все это находится под общей одиннадцатиглавой кровлей. Барабаны главок покрыты изразцами. Довольно хитрое сооружение, не правда ли? О таких говорят: храм-город. Это неслучайно, ведь Верхоспасский собор — малое подобие Иерусалима!

Мистицизм

Изначально при постройке собора такой глубины смыслов не планировалось. Их появление — заслуга царя Федора Алексеевича, который правил недолго и был слаб здоровьем. Умом, однако, он был далеко не слаб.Разберемся по порядку, начиная с храмовых посвящений. Церковь Екатерины — в честь святой, жившей в начале IV века в Александрии (праздник отмечается 7 декабря).

Верхоспасский собор имеет несколько вариантов названия: собор в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый, Церковь Спаса за Золотой Решеткой. Расписная позолоченная медная решетка отделяет храм от Верхоспасcкой площадки Теремного дворца, а что касается сеней, то сени Золотой Царицыной палаты находятся непосредственно под собором, а сени Теремного дворца — по другую сторону Верхоспасской площадки.Спас Нерукотворный — это тип изображения Христа, восходящий к легендарному отпечатку лика Спасителя на холсте (убрусе). Эдесский царь Абгар Уккама, тяжело заболев, через своих людей пригласил Иисуса приехать и исцелить его, но Иисус отказался, потому что миссия Его в Иерусалиме. Тогда царь отправил художника написать портрет Христа, а Христос, увидев это, просто приложил к лицу убрус, и там отпечаталась икона.По легенде, Абгар исцелился и принял христианство, а Нерукотворный образ повесил над воротами Эдессы. Преемники Абгара вернулись в язычество, и икону для сохранности замуровали. Через несколько веков, во время персидского нашествия, открыли кладку, и обнаружили икону сохранной, и лампаду горящей, и на черепице отпечатался еще один нерукотворный образ.Праздник установлен на 29 августа, на другой день после Успения Богородицы. На Руси этот праздник известен как Ореховый (или Хлебный) Спас. А приурочена эта дата к переносу Нерукотворного Образа в Константинополь после того, как жители Эдессы откупились этой реликвией от осаждавших город византийцев.

Придел Иоанна Белоградского посвящен трапезундскому мученику, жившему как раз в то время, когда в Москве правил Иван Калита.Церковь Воскресения Словущего. Полное название посвящения: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Отмечается 26 сентября и предшествует празднику Воздвижения Креста Господня. Праздник установлен в память о строительстве и освящении в 335 году Храма Гроба Господня на Голгофе. Место распятия нашла Елена, мать римского императора Константина Великого, основателя Византии.Настоящее Воскресение — это Пасха, а Обновление храма — это Воскресение Словущее, то есть слывущее таковым.

Распятская церковь посвящена Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник: 27 сентября. Спустя около 300 лет после распятия императрица Елена нашла на Голгофе три креста. Крест Иисуса определили по исцелению им больной и воскрешению мертвого. Спустя еще 300 лет персы разбили византийцев, заняли Иерусалим и увезли крест. Лишь спустя 14 лет, когда ромеи взяли реванш, крест удалось вернуть и вновь воздвигнуть в Храме Гроба Господня.Таким образом, эти две Теремные церкви воспроизводят структуру Храма Гроба Господня. Но вернемся к Федору Алексеевичу. Будучи сторонником патриарха Никона, царь много времени проводил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, а это «великое подобие» Храма Гроба Господня. Впечатленный символизмом Нового Иерусалима, царь пожелал и у себя во дворце сотворить «малое подобие».Помимо храмовых посвящений, замысел включал сооружение модели Голгофы в коридоре между Теремными церквами, с алебастровым крестом и распятием в натуральную величину. После смерти Никона Федор Алексеевич строит Вертоград (т.е. сад) с Гробом Господним, но не доживает до завершения работ. Буквально пару лет после этого существует в Кремле своего рода живая икона Нового Иерусалима, но потом Голгофу разбирают, а крест и распятие переносят в Теремные церкви и используют по отдельности.

История

Набрела в поисках на любопытную летопись, буквально по годам! Интересно читать! Ничего не изменяется под небом России, Прочтите и сами поймете!!!

Первое упоминание деревянной церкви Екатерины в 1536 году при Иване Грозном. В следующем году освящение деревянной церкви Екатерины. В нее переносят также из Рождественской церкви придел преподобного Онуфрия. В 1626 году деревянная церковь сгорает и в 1627 году английский архитектор Джон Талер после пожара строит каменную церковь Екатерины взамен сгоревшей деревянной.
В честь второй супруги царя Михаила Федоровича, Евдокии Лукьяновны, устраивают церковь Евдокии, что у Государыни Царицы на Сенях.

В 1626 году освящение церкви Екатерины в присутствии царя и царицы. Эта церковь соединялась первоначально с церковью Ризоположения лестницей и темным переходом, а также примыкала к Золотой Царицыной палате.

В 1635-36 годах команда мастеров (Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков) строит Верхоспасский собор с приделом Иоанна Белоградского. Эти же мастера параллельно строят Теремной дворец. В сущности, это единый комплекс.

1637—1638 Два торжественных выхода царя Михаила Федоровича в придел Иоанна Белоградского.
1653 Повторное освящение Евдокиинской и Екатерининской церквей после ремонта. Вероятно, освящает их сам патриарх Никон.
1654 В Екатерининской церкви упраздняется придел преп. Онуфрия и повторное освящение Евдокиинской церкви после ремонта.

1660 год. Станислав Лопуцкий пишет царское место в Верхоспасском соборе. Савка Иванов расписывает 2 подсвечника в Екатерининской церкви. Маленькое пояснение: царское место — это небольшое сооружение, где молится царь. К царским вратам не имеет отношения, потому что там Небесный Царь, а здесь — обычный, земной.
Крещение царевны Марии Алексеевны в Екатерининской церкви.
Симон Ушаков со товарищи расписывает царские двери в Евдокиинской церкви, а кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотит иконы. Подходящая кличка для иконописца, однако. Не Полубесом единым, как говорится. Кроме того, в тот же год стены Евдокиинской церкви обиваются красным сукном.

1661 - В Верхоспасском соборе крестят царевича Фёдора Алексеевича.
1662 - Крещение царевны Феодосии Алексеевны в Екатерининской церкви.
1663 -Реконструкция Верхоспасского собора, Никита Тарутин пристраивает трапезную.
Далее идут еще несколько крещений царских отпрысков
1668 - В Верхоспасском соборе служат три патриарха, причем в этот год такая служба происходит неоднократно.
1670 - Установка Золотой решетки. Вонифатий и Семен Козьмины пишут новые иконы «мелочным письмом» для Верхоспасского собора. Иван Безмин расписывает клиросы Екатерининской церкви.
1673—1674 - Симон Ушаков реставрирует иконы из Евдокиинской церкви.
1676 - Капитальное обновление Верхоспасского собора. Живописных дел ученик Иван Мисюков слегка обновляет иконостас в приделе Иоанна Белоградского.
1678 - Верхоспасский собор обновляют и расписывают снаружи, со стороны алтарей, «аспидом розными цветами» (под мрамор). Над приделом Иоанна Белоградского надстраивают церковь Распятия.
Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов делают резной деревянный иконостас в Евдокиинской церкви, пока другие 5 мастеров устанавливают новые окна и двери. Симон Ушаков и Исаия Ананьин, в свою очередь, пишут полный комплект икон.
1679 - Капитальный ремонт придела Иоанна Белоградского. Жалованный живописец Федор Евтифиев со товарищи пишет массу новых икон.
1680 - Общая 11-главая кровля. Обновление фресок Верхоспасского собора. Составлены подробные описи стенописи.
Под наблюдением Симона Ушакова обновляются фрески в приделе Иоанна Белоградского. Иконописец Исаия Ананьин со товарищи «пишет по полотну херувимы», а живописец Петр Карпов, опять же со товарищи, пишет на полотнах апостольские проповеди. В Евдокиинской церкви разные столярные и живописные работы.
В узком коридоре между приделом Иоанна Белоградского и Евдокиинской церковью Дорофей Ермолаев сооружает «Голгофу, где быть страстям Господним». Это белокаменная «пещера», расписанная «черепашным аспидом», т. е. под мрамор, Иваном Салтановым, Иваном Безминым и Иваном Мировским. Старец Ипполит вырезает кипарисовое распятие и ставит его на вершину этой «горы». Карп Золотарев золотит крест, а Иван Салтанов расписывает.
«Пещера» украшается алебастровыми колоннами. Среди них, напротив Голгофной горы, ставят плащаницу, или Гроб Господень, и над все этим висят на проволоках 60 расписных алебастровых херувимов с золочеными венцами и крыльями. Кроме херувимов, у Гроба Господня висят стеклянные лампады (а стекло тогда было редкостью).
Иван Салтанов пишет картины: «Сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение» и «Христос явися Марии Магдалине». Они стоят у стен рядом с Голгофой.
1681 - Евдокиинская церковь после ремонта освящается заново в качестве церкви Воскресения Словущего. В приделе Иоанна Белоградского живописец Дорофей Ермолаев расписывает три ступени, амвон и печь. Здесь же в этот год приобщился святых тайн царь Федор Алексеевич.
Но главное дело Федора Алексеевича — сооружение Вертограда с Господним Гробом. Степан Заруцкий делает своды и стены небольшой каменной палатки: «из алебастроваго камени, цветные, с розными краски». Вертоград стоит между церковью Распятия и деревянными комнатами царя.
Федор Алексеевич тяжело болеет и торопит строителей (они работают даже по ночам), но все равно не доживает до окончания проекта. После смерти заказчика проект останавливается, и позднее Вертоград разбирают.
1682 - Достроена паперть церкви Екатерины с видом на сад.
Дорофей Ермолаев реставрирует иконостас и сень над плащаницей в Воскресенском храме.
Осип Старцев завершает церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, известную также как Распятская. Церковь возвышается в уровень с кровлей Грановитой палаты, так что к ее алтарю был ход с этой кровли. Карп Золотарев делает медный чеканный иконостас.
В этот же год в алтаре Воскресенской церкви во время Стрелецкого бунта укрывается Афанасий Кириллович Нарышкин, брат царицы Натальи, дядя Петра I:
«Онъ по указанію царицына карлика Хомяка былъ схваченъ стрѣльцами, разсѣченъ на части предъ самыми дверьми храма и брошенъ на площадь».
Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
1687 - Делают новый резной деревянный иконостас для Екатерининской церкви, два расписных клироса, две ризницы и шесть аналоев. Пишут местные иконы св. Николая, преп. Сергия Радонежского, св. Алексия Митрополита и преп. Варлаама Хутынского. Мебель расписывал во «фрукты, ленчафты и травы» Евтихий Богданов, а Карп Золотарев расписывает резной иконостас в трапезной. Ленчафты — это ландшафты.
Для Распятской церкви делают, собственно, распятие. Это крест с горельефным изображением Христа, по замыслу — модель того самого Креста в масштабе 1:1. И сделан-то он, как и оригинал, «из трех дерев: кедра, певга и кипариса».

1682—1696 - Где-то между этими датами придел Иоанна Белоградского переосвящают в честь Иоанна Предтечи, так как это покровитель взошедшего на престол Ивана V, а Иоанн Белоградский — покровитель царевича Ивана Михайловича, который к этому времени давным-давно умер в детстве.
1696 - Вместе с Теремным дворцом сгорает и Верхоспасский собор.
1701 - Разрушительный пожар: поврежден Верхоспасский собор и Теремные церкви. Эта дата — водораздел истории между эпохой неутомимого строительства и украшения и эпохой утомительного запустения.
1714 - Петр I забирает в Санкт-Петербург некоторую утварь Верхоспасского собора, но не находит ей применения, и предметы возвращаются в Москву.
1723 - Небрежный косметический ремонт Верхоспасского собора дворцовой конторой.
1730 - Осмотр Верхоспасского собора: сгнили окна, двери, печи, трубы и пол, осыпалась стенопись. В Предтеченской церкви деревянная резная надпрестольная сень сгнила. В Екатерининской церкви совсем протекла крыша.
Первый именной указ Анны Иоанновны о ремонте дворцовых церквей. Тем временем оптимистично настроенный протопоп Иван Семенов пишет графу Салтыкову, что иконы прогнили, да и неплохо бы убрать чулан, примыкающий к трапезной: он только тесноту создает.
1732 - Второй именной указ Анны Иоанновны графу Семену Салтыкову о ремонте дворцовых церквей. Дворцовая контора возобновляет поставку дров в печи Верхоспасского собора.
Часть утвари из церкви Воскресения Словущего забирают в Санкт-Петербург на освящение Петропавловского собора.
1736 - Императрица Анна Иоанновна забирает инкрустированные сосуды и кадило из Верхоспасского собора в придворный Сретенский собор Санкт-Петербурга.
1737 - Троицкий пожар уничтожает крышу Верхоспасского собора, которую после этого покрывают листовым железом и окрашивают. Увы, сгорает также соборная ризница с расплавлением золотых и серебряных изделий и повреждением драгоценных камней. Драгоценности нашли среди сора на полу.
В Екатерининской церкви сгорает пол, окна, двери, почти вся утварь и иконостас трапезной. В том же году в там стелют новый пол и составляют смету для всех остальных ремонтных работ, так как богослужение после пожара стало вести решительно невозможно.
В Распятской церкви погорело крыльцо, а иконостас пришлось разобрать.
1739 - По приказу Анны Иоанновны в оружейной палате ставят пробу на золото и серебро из ризницы Верхоспасского собора, пострадавшей в Троицком пожаре. В тот же год заново освящают Екатерининскую церковь.
Исправляются многие ветхости в церкви Воскресения Словущего. В Распятскую церковь возвращают отремонтированный иконостас.
1749 - Елизавета Петровна выделяет бригадиру Афанасию Давыдову значительную сумму на ремонт кремлевских церквей, однако дело не идет, а деньги, видимо, разворовало дворцовое ведомство.
1753 - Верхоспасский собор, как и все старые дворцовые здания, переходит в ведение гоф-интендантской конторы, а дворцовая канцелярия теперь заведует только новыми зданиями. При этом денег на содержание того и другого никому не дают.
Вразумленные братья Поповы чинят в Екатерининской церкви местные иконы и оклады на них. Да, не Поспеловым единым полнится штат халтурщиков…
1756 - Архитектор Иван Мичурин осматривает Верхоспасский собор и заключает, что за 25 лет ничего толком не исправлено, несмотря на попытки. Это относится и к Теремным церквам. Тогда под крышей деревянные стропила заменяют железными, а злополучный подрядчик Поспелов снова обновляет фрески, и снова недоброкачественно.
1762 - Коронационная комиссия Екатерины II поручает дворцовой конторе все-таки отремонтировать кремлевские церкви, однако контора отказывается, ссылаясь на отсутствие денег, да и вообще это, мол, компетенция Оружейной палаты и гоф-интенданта.
Тогда обер-гофмейстер граф Мартын Скавронский объясняет императрице положение вещей. Скавронский рекомендует передать дворец со всеми церквами ведомству генерал-поручика Ивана Бецкого, а утварь — оружейной и мастерской палатам. Но не тут-то было.
Тем временем протопоп Алексей Дионисьев пишет в дворцовую канцелярию, чтобы к коронации починили окна и, главное, стенопись, ибо Поспелов опять накосячил и все отваливается. Но чиновники денег на это не дают. Что за Поспелов такой? А вот скоро узнаете.
Екатерининская церковь тем временем тоже разваливается и гниет. Контора присылает только несколько облачений перед коронацией, ибо в ветхих облачениях службу вести запрещено.

1764 - Екатерина II указывает коллегии экономии выделить деньги на содержание дворцовых церквей, однако средства то ли разворовываются, то ли не выделяются вовсе, и даже после повторного высочайшего указа главная дворцовая канцелярия ограничивается только осмотром церквей и формальной отпиской.
1766 - Священники Симеон Кузьмин и Василий Федоров рапортуют, что Екатерининская церковь буквально сгнила заживо, но контора денег не дает.
1768 - Учреждение «Экспедиции кремлевских дворцовых строений». Увы, это ведомство тоже не справилось с эпохальной задачей ремонта Верхоспасского собора и Теремных церквей.
1777 - Матрона Салтыкова берет под покровительство Верхоспасский собор и организует, наконец, нормальную реставрацию фресок. Вдохновленный этим, протопоп Левшин обращается к брату своему митрополиту Платону, и тот с радостью разрешает сделать новый иконостас, каменный пол и новое окно в западной стене трапезной, чтобы через него не шла больше сырость, систематически губившая стенопись.
А вот отчаянные просьбы священника Иосифа Иванова о ремонте Екатерининской церкви, из которой уже кирпичи начали вываливаться, остаются без ответа.
1779 - Протопоп Левшин поднимает вопрос о наружном ремонте Верхоспасского собора, и архитектор Карл Бланк выявляет, что изразцы сгнили от сырости, да и вообще фасад осыпается на глазах. Кресты покосились, оконные решетки отвалились и т. д. А в Распятской церкви железные связи вытянулись из стены и погнули иконостас, представляете?!
1786 - Григорий Меркулов окрашивает собор медной ярью, но плохо.
1788 - Дворцовый комиссар выявляет, что Григорий Меркулов — знатный бракодел, за два года не то что краска сошла, а и самая штукатурка отвалилась.
1796 - Архитектор Матвей Казаков осматривает Верхоспасский собор и показывает, что галерея, столбы, арки и своды опасно обветшали. Их временно укрепляют простыми бревнами.
1798 - Прусский слесарь Яков фон Роге обновляет медные листы на 11 главах Верхоспасского собора.
1812 - Основная церковная утварь Верхоспасского собора заблаговременно эвакуируется в Вологду, поэтому французским захватчикам достается лишь немногое. Иконостас уцелел, но мародеры разламывают царские врата и жертвенник, оставив на нем обглоданные кости и хлебные крошки. В церкви и трапезной стоят кровати и валяются повсюду пустые бутылки.
Французы обчищают и Екатерининскую, и Воскресенскую церкви при всей их ветхости и разрухе. А вот Распятская церковь осталась нетронутой.
1813 - Распечатывание Верхоспасского собора после войны. Комиссия духовных училищ выделяет средства на ремонт, однако работы долго не начинаются, потому что не нашлось мастера, который мог бы составить смету.
1814 - Составление сметы для ремонта Верхоспасского собора после французского разорения. Продают лом серебра, и на вырученные деньги чинят киоты и оклады икон, выстилают пол, исправляют фрески, ремонтируют крышу и окна.
Пономарь Екатерининской церкви Федор Иванов обворовывает собственный храм, за что его ссылают на каторгу в Нерчинск.
1818 - В Екатерининской церкви прекращается богослужение и упраздняется причт, потому что ее приписывают к Верхоспасскому собору. Запустение усиливается.

Итак, мы познакомились с временами разрухи и безобразия. Как вы можете судить по объему ремонта, состояние Теремных церквей было просто убийственным. Под равнодушным взглядом дворцовых чиновников они разрушались целое столетие.

1838 - Архитекторы Иван Мироновский и Николай Чичагов в ходе строительства Большого Кремлевского дворца разбирают Боярскую площадку и лестницу, прилегавшую с ее стороны к Верхоспасскому собору.
Коридор Распятской церкви расписывают генеалогическим древом Романовых, теперь он называется Портретный коридор
1839 - Верхоспасская площадка становится крытой и оформляется изнутри теми же изразцовыми фризами, что украшают фасады Теремного дворца.
Делают новую лестницу в Терема. Подрядчик Челноков готовит для нее каменные ступени с резным орнаментом, разбирает старое наружное крыльцо и расписывает стену вокруг новой двери. Слесарь Соловьев делает новую створчатую железную дверь, а расписывает эту дверь художник Подиани.
1838–1842 - Полная реставрация церкви Воскресения Словущего. Участвуют купцы Челноков, Прибылов и Максимов, художники Малахов и Киселев, подрядчица Бандерина (она у себя в имении добывала собственный мрамор) и др.
1844 - Константин Тон составляет проект нового иконостаса для Екатерининской церкви, однако Николай I указывает, что в таком древнем храме иконостас тоже должен выглядеть «под старину». Тогда новый рисунок делает Федор Солнцев.
1845 - Подрядчик Челноков берется за каменные работы в Екатерининской церкви (опускание пола, изготовление каменных ступеней), художник Тер (тот же Шер?) создает новый иконостас с престолом и жертвенником, а художник Петенкин пишет комплект икон «в древнем стиле».
Тем временем подрядчик Амилаев делает лепные украшения по сводам и стенам, а подрядчик Покрушин — новые окна и двери, а также паркет, добытый в Грановитой палате (там положили новый).
1846 - Подрядчик Покрушин делает двойную сосновую дверь с Верхоспасской площадки в Чугунный коридор. Подрядчик Челноков пробивает три роскошные резные белокаменные арки в Трапезную, а некий художник по фамилии Колумба дополняет эти проходы позолоченной решеткой.
Также Челноков кладет новый пол в двух этажах над трапезой, а в ней самой это делает подрядчик Битюгов. Подрядчик Сантино Кампиони укладывает мраморные подоконники в храме, а резчик Сафонов исправляет кое-что в иконостасе. Кампиони — это, вообще-то, известный скульптор итальянского происхождения. Видимо, его мастерская не гнушалась и прозаическими заказами типа подоконников.
Параллельно Петенкин с помощниками создает комплект картин маслом для Екатерининской церкви. Как видим, в православном храме уместна не только иконопись и стенопись, но и живопись.
Там же проводятся разные мелкие работы типа установки подоконников, драпировки стен малиновым сукном и атласом и прочая декорация.
Резчик Софронов поправляет кое-что в иконостасе церкви Воскресения Словущего.
1849 - Подрядчик Федотов обивает железом деревянную вентиляционную трубу на крыше Верхоспасской площадки. Подрядчик Бутин выравнивает пол Екатерининской церкви и нового коридора в Патриарший дворец. Художники Шер и Петенкин подновляют иконы Воскресенской церкви.
1856 - Подрядчики Челноков, Канатчиков и Головин устраивают в Верхоспасском соборе дверные переходы на месте печи. В преддверии коронации Александра II благочинный протоирей Петр Покровский указывает подрядчику Барклунду продуть мехами и вычистить иконостас и всю серебряную утварь. Кроме того, мебельщик Эрнст Блехман чинит кресла и стулья и делает дополнительные новые, набивая их конской гривой (это вам не поролон).
Перед самой коронацией цеховой Лукьянов шьет облачения, причем среди прочих тканей на это дело уходят остатки голубого муара, которым обит Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Обошлось это недешево, но зато Верхоспасский собор, наконец, приобрел поистине достойный вид.
Подрядчик Ефимов чистит иконостас и сами иконы Екатерининской церкви, а Генрих Бееркленд (тот же Барклунд?) чинит множество металлических изделий в Теремных церквах, не только Екатерининской. В Воскресенской церкви тоже косметический ремонт.1870 - Капитальный ремонт одиннадцатиглавия с крестами. Эти главы полностью разбирают, бережно подновляют и собирают обратно. Работы ведут Коротков, Кашин и Власов.
1882 - Подрядчик Веденев разбирает и обновляет терракотовые украшения и кирпичную кладку 11 глав Верхоспасского собора.
Ноябрь 1917 - После штурма Кремля красноармейцы разоряют Верхоспасский собор.

1920-ые - Реставрация.
1940-ые - Реставрация.
1950 - При реставрации церкви Ризоположения открыты две древние апсиды Екатерининской церкви.

1957–1958 - Реставрация одиннадцатиглавия.
1960-ые - Реставрация Верхоспасского собора и Теремных церквей.

Источники

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.
  2. Романюк С.К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  4. Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
  5. Извеков Н.Д. Церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце, в Москве. М., 1912.
  6. Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
  7. Соколова И.М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел царя Федора Алексеевича.
  8. Борисова Т.С. Убранство церкви Воскресения Словущего в XVII веке.

http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/verhospas/

http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/verhospas/

Картина дня

наверх