На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

История создания песни. Среди долины ровныя и Чернобровый, черноокий…

Сегодня мы поговорим сразу о двух романсах. А предыдущей теме я упомянула о произведении Мерзлякова про одинокий дуб. поэтому, не откладывая в долгий ящик, расскажу об этой песне "Среди долины ровныя..." и ее авторе.merzljakovМерзляков Алексей Федорович

Алексей Федорович Мерзляков известен как автор песни «Чернобровый, черноокий…», ставшей визитной карточкой хора им. Пятницкого. Ему, лучшему русскому переводчику поэтов античности начала XIX века, литературному критику, поэту и ученому принадлежит авторство и другой, может быть, даже более известной, песни «Среди долины ровныя…».

«Дельвиг еще не родился, когда мои песни распевала вся Москва», - говорил Мерзляков, обижаясь, когда основоположником жанра русская песня называли Дельвига. И это правда: Дельвиг был на двадцать лет моложе, а когда в 1803 году появилась песня «Чернобровый, черноокий…» маленькому Антону исполнилось всего пять лет.

Оба поэта сделали очень много для того, чтобы русская песня стала любимым жанром не только в народе, но и среди дворян, городской интеллигенции и мещан. Но, в отличие от Н.Г.Цыганова, обрабатывавшего уже существующие песни, Мерзляков и Дельвиг создавали варианты русских песен, используя литературные приемы, рифмы и фольклоризмы.

Эти песни стали предшественниками русского авторского романса, начавшего свое триумфальное шествие в пушкинско-глинковские времена. Алексей Федорович Мерзляков жил в переломное время. Когда он родился (1778), еще царствовала Екатерина II, а умер (1830), когда на престол взошел Николай I. Алексей Федорович пережил не только Екатерину II, Павла I, Александра I, войну с Наполеоном и восстание декабристов, но и самого себя.

merzljakov5Пик его творчества пришелся на довоенный период. Противник всякой салонно-альбомной поэзии и вообще дворянско-карамзинской традиции с ее сентиментализмом, он искренне удивлялся, обливаясь слезами над «Кавказским пленником», почему же ему так нравится Пушкин. После 1812 года поэтическое творчество и свободолюбие Мерзлякова пошли на спад.

Он перестал следить за новинками, стал писать тяжеловесные оды к различным торжествам, подражая Державину. Когда-то поэт над ними смеялся, а теперь вынужден был это делать, т.к. семья росла, ее надо было кормить. Последние годы профессор жил в откровенной бедности.После смерти Мерзлякова Александр Сергеевич Пушкин напишет очень несправедливые слова, что профессор был добрым пьяницей, но ужасным невеждой. И далее называет его воплощением предрассудков и вандализма, которые царили в Московском Университете в те годы.

Университет был единственным местом служения Алексея Федоровича: он отдал ему более четверти века, пройдя все ступени преподавательской карьеры от бакалавра, магистра, профессора, заведующего кафедрой русской словесности до декана факультета.

Еще резче о Мерзлякове высказывался Кюхельбекер, назвав стареющего профессора отставшим от современной мысли лет на двадцать, а молодой Вяземский с аристократическим снобизмом буквально третировал профессора как «школьного учителя» с гордостью разночинца.

Впрочем, этому удивляться не приходится, если учесть, что дворяне достаточно снисходительно и даже с презрением относились к разночинцам, никогда не опускаясь до профессиональных служителей науки и искусства. Подтверждением этому служит то, что Карамзин в 1802 году называл событием исключительной важности, когда университетскую кафедру впервые занял профессор-дворянин.

И понятна досада родственников Греча, переводчика «Илиады», узнавших, что он избрал путь учителя, несовместимый с дворянским званием; понятно и осуждение графа Ф.П.Толстого, решившего посвятить себя живописи вопреки тому, что это считалось унизительным не только для него, но и для всего дворянского сословия.

Алексей Федорович Мерзляков был чужаком в дворянской среде и всегда чувствовал себя не в своей тарелке, когда приходилось бывать в светском обществе. Он был интеллигентом-разночинцем, водившим дружбу с такими же, как он, профессионалами: художниками, музыкантами, актерами, скульпторами, преподавателями.А.Ф.Мерзляков

О Мерзлякове как авторе русских песен восторженно отзывался фольклорист Максимович, сравнивавший его народность с народностью басен Крылова, а Белинский писал, что песни Мерзлякова выше песен Дельвига, хотя и не дотягивают до песен Кольцова:

«Это был талант мощный, энергический: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях!…это не подделки под народный такт — нет: это живое, естественное излияние чувства, где все безыскусственно и естественно!»

Выходец из пермской купеческой семьи, тринадцатилетний подросток совершенно случайно попадает в Москву: написал «Оду..." по поводу заключения мира со шведами». Она дошла до Екатерины II. Императрица потребовала, чтобы юный талант был определен на казенный счет в московскую гимназию при университете.

Далее его путь был прямым как дорога: от студента до декана МГУ. Наверное, поэтому многие исследователи видят в нем больше чиновника от образования, чем поэта, создавшего такие шедевры, как «Черноглазый-черноокий…» и «Среди длины ровныя…».

Среди долины ровныя
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко —
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка —
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота —
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей —
Но с кем их разделить?

Встречаюсь ли с знакомыми —
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими —
Поклон — да пара слов.

Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!

Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!

Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!

Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!

Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд.
(Песня, 1810)

merzljakov3Это полный текст песни (12 строф), но поют ее чаще всего в сокращении и с припевами. Отсюда - множество вариантов, которые до сих пор собирают фольклористы: пропускаются разные строфы и припевы добавляются разные. До конца не выяснено и то, кто является автором музыки.

Чаще всего называют трех композиторов: Д.Н.Кашина, крепостного композитора, с которым Алексей Федорович дружил и сотрудничал, С.И.Давыдова, приятеля Мерзлякова, и О.А.Козловского, профессионального дирижера и композитора, но еще чаще музыку называют народной.

История этой песни связана с тем периодом жизни Марзлякова, когда он был страстно влюблен в свою ученицу Анисью Федоровну Вельяминову-Зернову. Он преподавал ей словесность и постоянно ездил из Москвы в имение ее отца Жодочи. Девушка была на десять лет моложе учителя и хороша собой, но сословные различия между ними были непреодолимой преградой.

К профессору все относились с любовью, ценили его душевность и простоту, но несчастная любовь, одиночество, безнадежность и грусть не оставляли его. И в один из таких грустных вечеров он взял мелок и на зеленом сукне карточного стола написал двенадцать строф о своем одиночестве.

Кто-то подал ему лист бумаги, и он переписал стихотворение на чистовик. Песня получилась очень душевной, об одиночестве человека, рядом с которым никого нет - ни милой, ни друзей. В печали героя слышится и понимание трагедии жизни, и тоска по неразделенной любви, и щемящее чувство безграничной любви к Родине. Некоторые считают известную песню Ивана Сурикова «Рябина» («Что стоишь, качаясь…») парафразом на песню Мерзлякова.

Вторую жизнь песня обрела после появления картины И.И.Шишкина с одноименным названием. Она написана в 1883 году в связи с трагической смертью второй жены художника, его лучшей ученицей, с которой он прожил всего год. В одиночестве дуба художник увидел собственную судьбу…И.Шишкин. Среди долины ровныя...

Период русских народных песен у Алексея Федоровича длился недолго, всего четыре года - с 1803 по 1807, но именно они оказались самыми плодотворными и самыми значимыми в его биографии. Кроме песни «Среди долины…» им написаны и другие замечательные песни, легко запоминавшиеся еще и потому, что, как правило, он указывал и мелодию, на которую следует петь его стихи.

Это правило воспринято им из практики церковных песнопений, где в Триодях и Октоихе на любую стихиру указывается глас и стих, на который она поется. Популярными были и другие песни Мерзлякова:

«Тошно девице ждать мила друга»,
«Я не думала ни о чем в свете тужить»,
«Вылетала бедна пташка на долину…»,
«Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь…»,
«Малютка, шлем нося, просил…»
«Черноокий, чернобровый молодец удалый…».

http://sotvori-sebia-sam.ru/merzlyakov/

http://hrono.ru/biograf/bio_m/merzlyakov_af.php

http://zz-project.ru/personalii/1780-merzlyakov-aleksej-fedo...

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804026556&am...

Елена Образцова - Чернобровый, черноокий

Олег Погудин

Николай Кондратюк

Юрий Гуляев

Максим Михайлов

Иван Скобцев

Хор под упр. А.В.Свешникова

 

Картина дня

наверх