Жизнь - театр

946 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот уж правда. Ведь собак-то тоже награждают.Некоторые фото с ...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Иван. Сейчас исправлю.Природа без фотош...
  • Геннадий Свешников
    Какие замечательные "Бандиты"-обязательно представить к награде" За воинскую доблесть"❗👍😎🐕Некоторые фото с ...

История создания песни. Романс "Газовая косынка"

shelkovyy_zhenskiy_sharf (700x700, 434Kb)

Музыка Бориса Прозоровского
Слова Михаила Козырева


Ты смотри никому не рассказывай,
Что душа лишь тобою полна,
Что тебя я в косыночке газовой
Дожидаюсь порой у окна.

Что тоскую, люблю тебя пламенно
И, страдая, хочу лишь тебя.
Ты молчи, все скрывай, точно каменный,
Точно в сердце твоем нет огня.

Никому не скажи, что я нежная,
Что люблю, что грущу, что твоя,
Что сковало нас счастье безбрежное,
Что до смерти твоя буду я.

Если любишь меня, не отказывай,
Об одном только помни всегда:
Ничего про любовь не рассказывай,
Ничего, никому, никогда.

Из репертуара Вадима Козина

БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ПРОЗОРОВСКИЙ (1891 - 1937)

История создания песни. Романс "Газовая косынка"Музыка была написана Борисом Прозоровским в 1924 году в Москве.

Романс, как и почти все произведения композитора, предназначался в первую очередь для исполнения его гражданской супругой певицей Тамарой Церетели.История создания песни. Романс "Газовая косынка"Романсы Прозоровского, исполненные первый раз Тамарой Церетели, очень скоро становятся известны, их включают в свой репертуар и другие певцы.

Во время гастролей в 1924 году в Москве, Борис Прозоровский сочинил романс «Газовая косынка» на стихи писателя-сатирика, писавшего заодно и стихи, Михаила Козырева.

В исполнении Тамары Церетели

Несколько слов о композиторе.

Борис Прозоровский – композитор, пианист, аранжировщик, концертмейстер, родился в Петербурге по одним данным 30 июня 1891 года , по другим данным в 1889 году (Н.

Ширинский) , по третьим данным в 1886 году (анкета в книге А.Титова), в семье военного врача. Его родители прожили вместе недолго, разошлись, и воспитанием сына занялась мать. Музыкальное дарование Бориса Алексеевича Прозоровского и его тяга к музицированию и сочинительству, проявились в раннем детстве. Но для дворянина стать профессиональным музыкантом было неприлично, и он по настоянию матери и по примеру отца избрал карьеру военного врача. Разница между госпитальной действительностью и привязанностью к музыке, поэтическому миру романса, с годами становилась для Бориса все более очевидной. Еще работая врачом, Борис сочиняет свои первые романсы и в годы Первой мировой войны публикует девять из них в сборнике “Песни печали и любви ” (что, пожалуй, есть одно из самых точных определений романса).

После октябрьского переворота 1917 года отец помогает Борису перебраться в Тифлис, где он смог, наконец, всецело посвятить себя творчеству. Но тут же встал вопрос, где найти подходящих исполнителей для своих сочинений. В то время в тифлисской консерватории обучалась обладательница сильного и красивого голоса, с очаровательной внешностью, студентка. С ней, Тамарой Церетели, которой в это время было 19 лет, а Борису по меньшей мере 28, и начал готовить концертную программу Прозоровский. И в это же время возникла их взаимная любовь. Это была взаимная любовь с первого взгляда, хотя и драматическая с самого начала. 

В 1927 г. фирма “Музпред” произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Церетели. Но выступать вместе им остается совсем недолго … В конце 20х годов НЭП свернули. Неугодным оказалось все, что напоминало о нем, в том числе и романс, который партийная власть опять объявила упадочническим жанром, непригодным для советского человека. 

В 1930 году на Прозоровского поступил донос. Последовал второй арест. 10 июня того же года Правительством СССР было принято постановление «О сооружении Беломоро-Балтийского канала», которым предписывалось использовать на строительстве 120 000 заключенных ОГПУ. Среди последних оказался и композитор Борис Прозоровский. На строительстве Беломорканала Прозоровский содержался как заключенный, но работал по специальности врачом, что и спасло на некоторое время его жизнь. Вернулся композитор в Москву в 1933 году. Дальше среди биографов Бориса Прозоровского в этом периоде жизни есть разногласия. По одним источникам в Москве возобновляется творческий союз с Тамарой Церетели. 17 апреля 1933 года под аккомпанемент Б. Прозоровского певица записывает на пластинку четыре вещи. Эта пластинка оказалась последним прижизненным изданием для композитора. По другим источникам, вернувшись в Москву, опальный композитор узнал, что Тамара Церетели стала звездой и выступает с другим аккомпаниатором Зиновием Китаевым. Оказалось, что и любовь Тамары Церетели осталась позади. Прозоровский тяжело переживал случившееся. Переживания окрасили его творчество в трагические тона, но не оттолкнули Бориса Прозоровского от Тамары Церетели, которой посвящено его творчество. На нотных сборниках 20 – 30-х годов после слов ”Музыка Б.Прозоровского” почти всегда стоит: ”Посвящается Т.Церетели”. В этот период он написал романс «Мы только знакомы, как странно», который по предположениям биографов отражает психологическую ситуацию новых отношений с Тамарой Церетели.

После убийства Кирова за несколько месяцев в Москве и Ленинграде десятки тысяч человек были арестованы и отправлены в лагеря. Для Бориса Прозоровского третий в его жизни арест обернулся ссылкой в город Свободный, возле Благовещенска. Есть утверждение, что там в 1935 или в 1936 году его встретил находившийся на гастролях Вадим Козин. Затем вроде бы Прозоровский был переведен в один из лагерей под Хабаровском. Но точных данных нет. По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 году. По другим источникам, тоже расстрел, но раньше. По третьим источникам Прозоровский умер в 1939 году. Проверить эти источники биографам не удалось. В 1957 году Б. А. Прозоровский был реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления».  Но вернемся к песне.

В исполнении Аллы Баяновой

Романс «Газовая косынка» очень быстро приобрел популярность, его запели разные певцы под разными названиями — «Никому ничего не рассказывай», «Ты смотри, никому не рассказывай», «Никому не рассказывай»…

17 апреля 1933 года досрочно освобожденный с Беломорканала Борис Прозоровский и Тамара Церетели записали на грампластинки романсы и песни "Не на сердце кольцо", "Жигули", "Никому ничего не рассказывай" и "Я старше Вас"( последний-авторства Бориса Фомина).

Эти записи Бориса Прозоровского оказались последними в его жизни. Вскоре он был снова арестован за дворянское происхождение...

Поет Нина Шацкая

 

«Уполномоченному репертуарного комитета от Изабеллы Юрьевой.

Заявление
Прошу разрешить мне для исполнения в новой программе Мюзик-холла следующие старинные романсы: «Никому ничего не рассказывай», «Жигули», «Средь миров», «Он уехал».

И. Юрьева»История создания песни. Романс "Газовая косынка"
Резолюция: «Исключительный по пошлости и мещанству репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.

Редактор Пикель. 1927 год, июнь».


Автор слов МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ КОЗЫРЕВ(1892 - 1942)-  русский писатель-сатирик, автор романсов.
История создания песни. Романс "Газовая косынка"С 1920 Михаил Козырев входит в группу писателей, объединившихся при кооперативном издательстве «Никитинские субботники» и становится секретарём одноименного литературного общества. На заседаниях, которые он проводит в новом качестве, выступают С. Городецкий, П. Антокольский, М. Булгаков, В. Вересаев, В. Звягинцева, О. Мандельштам, М. Пришвин и другие.

В поэзии Козырев экспериментировал, в то же время ему принадлежат популярные городские романсы и советские песни «Газовая косынка», «Недотрога», «Называют меня некрасивою…», «Эх, Андрюша», «Мама» и др.

Никак нельзя пройти мимо Нани Брегвадзе, когда речь идет о романсе

Михаила Козырева арестовали в июле 1941 года по обвинению в антисоветской и антипартийной агитации, в том числе за распространение среди знакомых неопубликованной повести 1924 года "Ленинград". В начале 1942 года его расстреляли в Саратовской тюрьме. Посмертно реабилитирован 22 апреля 1963.

ВАРИАНТ

Ты смотри, никому не рассказывай
129856765_bb5485c55901 (700x420, 319Kb)
Ты смотри, никому не рассказывай,
Что душа лишь тобою полна,
Что тебя я в косыночке газовой
Дожидалась порой у окна.

Что грущу, что люблю тебя пламенно
И, тоскуя, хочу лишь тебя.
Ты молчи, все скрывай, точно каменный,
Точно в сердце твоем нет огня.

Никому не скажи, что я нежная,
Что люблю, что навеки твоя,
Что сковало нас счастье безбрежное,
Что до смерти твоя буду я.

Если любишь меня, не отказывай,
Об одном только помни всегда:
Никому про любовь не рассказывай,
Никому, ничего, никогда.

Из репертуара Тамары Церетели. 

Татьяна Азарова

Яна Грей

И еще одно исполнение: Галина Карева

 

https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post410284541/
https://gendelev52.wordpress.com/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0...

Картина дня

наверх