![](https://r3.mt.ru/r20/photo0A72/20029410746-0/jpeg/bp.jpeg)
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием...
![](https://r1.mt.ru/r14/photo1D10/20221331401-0/jpeg/bp.jpeg)
Далее, мы продолжим осмотр майоликовых панно гостиницы "Метрополь" и попытаемся объять его удивительный архитектурный сказочный образ.
История создания «Принцессы Грёзы» достаточно известна. Савва Мамонтов, курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю. Витте – министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон, представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать врубелевские композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем II и министерством финансов - для оплаты работ автора.
![](https://r4.mt.ru/r14/photo2A57/20190179207-0/jpeg/bp.jpeg)
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
![](https://r4.mt.ru/r11/photoEB7D/20881305417-0/jpeg/bp.jpeg)
![Майоликовое панно Майоликовое панно](https://r.mt.ru/r22/photoFDD0/20132352680-0/jpeg/bp.jpeg)
Художник выбрал два сюжета - европейский - «Принцесса Грёза»...
![](https://r4.mt.ru/r14/photoA83D/20338525357-0/jpeg/bp.jpeg)
![Эскиз к картине М.Врубеля Эскиз к картине М.Врубеля](https://r5.mt.ru/r4/photo2F21/20021995926-0/jpeg/bp.jpeg)
...и национальный русский - «Микула Селянинович».
Эскиз картины Врубеля «Микула Селянинович». Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
![](https://r.mt.ru/r3/photo41FC/20283346980-0/jpeg/bp.jpeg)
Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.
![](https://r4.mt.ru/r3/photo4B02/20659532649-0/jpeg/bp.jpeg)
Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
![](https://r.mt.ru/r10/photo9A96/20795215667-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r24/photo1DE6/20202553530-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r29/photoB6CE/20469971335-0/jpeg/bp.jpeg)
![Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев. Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.](https://r3.mt.ru/r12/photoD502/20915057773-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r3/photoA8E8/20368859112-0/jpeg/bp.jpeg)
И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
![Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев. Стеклянные эркеры. Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев. Стеклянные эркеры.](https://r1.mt.ru/r4/photoD75C/20830316092-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r21/photo56F8/20873601788-0/jpeg/bp.jpeg)
Когда сарайчик стали разбирать, то там обнаружилось огромное количество старого театрального хлама: какие-то остатки декораций, реквизита и т. д. На самом дне валялся невообразимых размеров грязный скомканный холст, и никто не мог сказать, что это такое. Его даже невозможно было развернуть — такой он был огромный, видно было только, что одна из его сторон вроде бы полукруглая. Думали, что это какой-то театральный задник, но даже старые мастера из цеха, где пишут декорации для Большого, пожимали плечами и говорили, что в театре никогда не было задников такого формата, да еще с полукруглым завершением. В конце концов увидели на холсте надпись: М. Врубель. Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. Но где было расстелить этот холст? Перекрыли движение перед Большим театром, на огромном шесте полотно, беспомощно свисавшее, принесли к порогу Большого театра и прямо около ступеней портика стали разворачивать и раскладывать. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику. Тамс еще цедая история была с реставрацией. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
![Майоликовое панно Майоликовое панно](https://r.mt.ru/r8/photoDD97/20919535634-0/jpeg/bp.jpeg)
![Гостиница Метрополь Гостиница Метрополь](https://r5.mt.ru/r1/photoA6CF/20402900277-0/jpeg/bp.jpeg)
![Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»](https://r2.mt.ru/r27/photo99DD/20886894931-0/jpeg/bp.jpeg)
![Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»](https://r4.mt.ru/r29/photoCEDF/20938265517-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r.mt.ru/r8/photo7C3B/20580809731-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r15/photo16A1/20483404918-0/jpeg/bp.jpeg)
Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
Здесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.Основной - "Клеопатра".
Слева от "Клеопатры" два панно - условно назовем их - "Белые лебеди"...
...а справа - два панно - "Черные лебеди".
Другой ракурс "Клеопатры"
Бирюзовая креамическая ваза...
Западный фасад гостиницы "Метрополь" - в сторону Площади Революции.
Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")
Правая часть западной стороны здания Метрополя.
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
Справа малое майоликовое панно. В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево", где располагалась майоликовая мастерская и имя художника "А Головин".
Слева еще малое панно. Здесь явно египетская тема. Похожи на сфинксов
С южной стороны мы видим в верхней части фасада целых пять свободных секторов для размещения майоликовых панно. В сети нет никаких сведений о том, почему эти панно здесь не появились.На этом фото ниже, рядом с надписью, хорошо видны еще два совсем небольших майоликовых панно - слева - "Черные кошки", справа - "Белые медведи".
Они почти не бросаются в глаза. Фото "черных кошек" и "белых медведей" с сильным увеличением.
Между прочим, есть и еще одно "вакантное место" под панно - ближе "к излому корпуса".
И, наконец, последнее майоликовое панно - "Полдень". Издали оно не бросается в глаза и многие его упускают.Стоит обратить внимание и на декоративные башенки "Метрополя". Они восхитительны!
![](https://r1.mt.ru/r28/photo532B/20203472350-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r19/photoF032/20348929529-0/jpeg/bp.jpeg)
С противоположной стороны Площади Революции находится гостиница "Москва". Элементы архитектуры этого здания заимствованы у Метрополя, но выглядит все это чуждо, равнодушно и безлико.
![](https://r1.mt.ru/r27/photo79E0/20739367220-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r4.mt.ru/r19/photo3A94/20369248302-0/jpeg/bp.jpeg)
Летом и глубоуой осенью.
"Метрополь" на открытке начала XX века
https://vladimirdar.livejournal.com/87659.html
https://arch-heritage.livejournal.com/2272717.html
https://ofena.livejournal.com/11445.html?view=252597#t252597
http://moskvalubvimoey.blogspot.com/2018/05/blog-post_17.html
Свежие комментарии