Арт-фейки, с которыми вы наверняка сталкивались в интернете
И — о, ужас! — может, даже лайкнули по незнанию и неосторожности. Или репост сделали. Артхив рассказывает о «шедеврах» Матисса, Климта, Бугро, Дюрера и да Винчи, которые лучше обходить стороной.
Важное уточнение: эти произведения создавались не с целью обмануть кого-либо. Всё произошло по пушкинской формуле: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!"
Авторы фотографий, картин и коллажей хотели развлечься, развлечь других, иногда — пошутить. Громкие имена за этими изображениями закрепила «цифровая» молва: возможно, дело в том, что ставить лайки и делать репосты комфортнее и приятнее, когда понравившаяся картинка подписана ещё и знаменитым именем?
Летающий корабль Леонардо да Винчи
Этим эффектным рисунком иллюстрируют едва ли не каждую вторую статью об опередивших своё время изобретениях Леонардо да Винчи. И каждую третью — об опережающих наше время разработчиках из Силиконовой долины и прочих илонах масках.
Иногда обходятся без подписей: и без них ясно — о Леонардо ж материал. Иногда указывают гения Возрождения автором этой иллюстрации. Правда, ссылаются при этом на Pinterest — всё равно, что в качестве надёжного источника указать интернет вообще.
Почерк и наброски по краям — вроде вполне леонардовские. Но конструкция в центре… Постойте, Леонардо, конечно, был гений, но чтобы на рубеже 15-го и 16-го веков нарисовать кораблик с помощью компьютерной программы… Шутите?
Автор этой шутки известен: Kajetan Obarski
(родился в 1987-м во Вроцлаве), сам себя он называет аниматором
, фотографом
, музыкантом и мизантропом. Со смешными гифками он прославился в сети под псевдонимом
Kiszkiloszki.
Но давайте всё-таки исходить из того
, что у да Винчи компьютера не было. А у кого был?
У немецкого художника Петера Попкена
(Peter Popken), который работает в Голливуде — создаёт концепты и бутафорию для художественных фильмов.
В
его фильмографии — множество хитов: «Бегущий по лезвию 2049», обе серии
«Фантастических тварей», «Облачный атлас», «Дитя человеческое». Но нам сейчас важна его работа в фильме
«Мушкетёры»
(2011) — том
, Мила Йовович играла Миледи
, Кристов Вальц — кардинала Ришелье
, а Орландо Блум — герцога Бекингэма.
Бинго!
Этот рисунок был создан для того
, чтобы Орландо Блум подержал его в руках в одной из сцен. А потом прибыл во Францию на летающем корабле
, построенном по рецепту Леонардо.
Летающий корабль в этом фильме поучаствует ещё во многих сюжетных поворотах и эффектных сценах — но воздержимся от спойлеров: ведь у Дюма этого не было
, а фильм вы могли ещё не видеть.
Кадр из фильма «Мушкетёры» (2011). Орландо Блум с рисунком Петера Попкена, а вовсе не Леонардо да Винчи. В фильме это называют эскизом «боевой машины» — заветный лист Миледи добыла для Бэкингема в Венеции, в подземном тайнике, который Леонардо якобы построил для своих рисунков.
Природа фильма
«Мушкетёры» такова
, что в комментариях по поводу достоверности происходящего он не нуждается. И всё-таки допущение о Венеции сделано не на пустом месте: Леонардо Венецию посещал
, предлагал там свои услуги в качестве военного советника и разрабатывал костюмы для воинов-подводников
(и бравый водолаз в фильме тоже есть!). Этот факт из туристической биографии да Винчи толкает исследователей и на куда более смелые предположения: например
, некоторые считают
, что на загадочной картине венецианца Джорджоне
«Три философа» изображены Леонардо да Винчи
(справа), Босх
(слева) и сам Джорджоне
(слева).

Почувствуйте разницу. Несколько оригиналов Леонардо да Винчи, которыми вдохновлён фейк:
Мост через канал, Леонардо да Винчи, 1495, 27×20 см
Летательный аппарат, Леонардо да Винчи, 1487, 23.5×17.6 см
Чертеж пушки, Леонардо да Винчи, 1480-е
Страница из "Трактата о живописи", Леонардо да Винчи, 1519
Мост через канал, Леонардо да Винчи, 1495, 27×20 см
Летательный аппарат, Леонардо да Винчи, 1487, 23.5×17.6 см
Кот Альбрехта Дюрера
В 2007-м году на сайте deviantart.com это изображение
разместил пользователь Владимир Копалов. В описании он пошутил: вот
, мол
, нашёл на чердаке — оказывается
, прежде чем нарисовать знаменитого зайца
, Альбрехт Дюрер на котиках тренировался. Там же указано
, что это фотография
, написано даже
, каким аппаратом снималась. А в комментариях автор снимка
(да
, обработанного и сдобренного монограммой Дюрера) даже уточняет
, что этот кот — его собственный
, он и на других его снимках уже появлялся.
Ничего из перечисленного не мешает коту жить собственной жизнью: он то и дело попадает в подборки с анималистикой Дюрера.

А вот и оригинальный «Заяц» Дюрера — который своей реалистичностью, мимишностью и, конечно, лапками, спровоцировал появление шутки с котом:
Заяц, Альбрехт Дюрер, 1502, 25.1×22.5 см
Кстати, фальшивых «зайцев Дюрера» стали производить ещё в 16-м веке:
Это изображение как картину
«Афродита» кисти Вильяма Бугро читатели Артхива предложили для голосования в их опросе о самых красивых глазах в живописи. Редакция сделала необходимые уточнения: это не картина маслом
, а цифровая живопись; это не живший в 19-м веке француз Бугро
, а современный художник и дизайнер из Греции Александр Скараманга
(Alexander Scaramanga) — но всё же
, правильно указав автора и технику
, включила работу в финальное голосование.
И это изображение
, выполненное методом морфинга
(плавного соединения) множества фотографий красивых женщин
, победило в опросе — обойдя 78 других шедевров с красивыми глазами
, включая произведения Леонардо да Винчи
, Рафаэля
, Вермеера
, Гейнсборо
, Серова
, Врубеля.
Спорить бессмысленно: у созданной в 2006-м году «Афродиты» Александра Скараманги масса поклонников. Давайте тогда уж правильно указывать имя автора. А не вот так:
Цветущий луг Густава Климта
Британский писатель и журналист Кенан Малик
(Kenan Malik) опубликовал целую
серию фотографий, вызывающих ассоциации с картинами великих художников — там у него снимки по мотивам Моне
, Сезанна
, Тёрнера
, Ротко. И вот эти цветы
, которые в сети часто представляют как картину Густава Климта
, иногда ещё и название указывают — например
, «Весенний луг». Иногда пишут
, что это фрагмент картины Климта
«Цветущий сад».
На самом же деле снимок
«Дикий луг» сделан в 2012 году
, в Олимпийском парке Лондона.
Почти 10 тысяч репостов в Фейсбуке! Некоторые комментаторы указывают на ошибку, но другие подтверждают, что видели оригинал этой картины в музее.
А вот, собственно, и оригинал, который всех запутал (в 2017-м этот яркий пейзаж был продан за 59 млн долларов:
Цветущий сад, Густав Климт, 1907, 110×110 см
Слишком золотой Климт
И ещё один не-Климт.
Едва ли вы слышали имя современной французской художницы Анны-Марии Зильберман (Anne Marie Zilberman), но могли видеть её работу «Золотые слёзы», которую усердно приписывают кисти Климта и которая, разумеется, написана под влиянием его творчества. Здесь даже завитки волос повторяют фирменный узор Климта.
И несколько подлинных работ Климта, чтобы разница в колорите, мазке и даже макияже героинь стала очевидной:
Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель), Густав Климт, 1907, 138×138 см
Три возраста женщины (фрагмент), Густав Климт, 1905
Поцелуй, Густав Климт, 1908, 180×180 см
Даная, Густав Климт, 1907, 83×77 см
Водяные змеи II, Густав Климт, 1904, 80×145 см
Юдифь и Олоферн, Густав Климт, 1901, 84×42 см
«Опять?!» — хватается за голову редактор Артхива
, когда видит очередной пост с этой картинкой
, подписанной именем Анри Матисса. «А вот сейчас обидно было», — бурчит наш SMM-щик
, читая под подобными постами восторженные комментарии типа
«Ах
, это же мой любимый Матисс
, моя любимая картина!»
Любите Матисса
, знаете Матисса и считаете
, что он мог использовать такие цвета? Серьёзно?
Мы не смогли установить
, кто автор этого
«шедевра». Есть несколько версий такой картины
, они немного различаются оттенками и деталями — возможно
, всё началось с какой-нибудь раскраски по мотивам Матисса? Или с творческого задания в студии для начинающих художников?

Что мы точно знаем — так это то, из каких трёх настоящих шедевров Матисса состряпан этот фейк. Кстати, две вещи —
из коллекции Щукина. Вот все источники вдохновения:
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе, Анри Матисс, 1947, 116×89 см
Красные рыбки, Анри Матисс, 1912, 147×98 см
Гармония в красном, Анри Матисс, 1908, 180×221 см
В следующем примере
, казалось бы
, всё очевидно: коты на репродукцию подлинной картины Матисса прифотошоплены. Но нет.
Вот тут, например, приправленная фотографическими котами версия картины Матисса подписана очень серьёзно
, с указанием музея
, в котором хранится.
Желание добавить котов на работы Матиссу понятно: во-первых
, художник сам котов обожал; во-вторых
, на его картинах
множество рыбок — коты сами туда просятся. Но сам Матисс не сводил вместе на своих полотнах кошек с рыбками.

Он
изобразил кошку
в более безопасной компании.
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:L72M7U...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии