На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Лики славянских богов. Жива, Дид и Знич

Жива (Джива, Живана, Сива) почиталась славянами как Богиня Жизни, Любви и Лета. Образ Живы – это расцвет природы, силы плодородия, наполняющие мир. Богиня Жива одна из самых любимых славянами, однако, образ этой Богини не всегда радостный, иногда обращение к Живе сопровождается светлой грустью. Возможно, потому день Богини Живы празднуют рядом с праздником поминовения предков.Богиня Жива олицетворяет собой силы жизни, умение восстанавливаться после неудач, радоваться новому этапу. Однако, вспоминая эту Богиню, непременно вспоминаем и её сестру, Морену, Богиню Смерти, ведь жизненный цикл это постоянное рождение и умирание.

Жива в пантеоне славянских Богов

Богиня Жива – дочь Лады, Небесной Матери, и Сварога, одного из Богов-Творцов. Боги-Сварожичи приходятся ей сестрами и братьями.

Братья Богини Живы:

Лель, Бог ранней, только загоревшейся любви;
Полель, Бог зрелой любви и семьи;
Дид, Бог супружеской любви,
Перун, Бог Грома, Защитник Яви.

Сёстры Богини Живы:

Лёля, Богиня Весны и Девичьей Любви;
Морена, Богиня Зимы и Смерти.

Богиня Жива замужем за Даждьбогом, Богом Отраженного Света. Жива и Даждьбог живут дружно, характеры их схожи: оба более заботятся о других, чем о себе, стараются сделать всё возможное для общего блага.

Легенды и мифы о славянской Богине Живе

Мифы о славянской Богине Живе рассказывают, что не всегда она была светлой Богиней. Три сестры — дочери богини Лады: чарующая сердца и завораживающая своей красотой небесной любовь-Леля, жизнь-Жива — огненная, весёлая, радость дарящая, прекрасная Хозяйка мира Яви, а также хладноликая смерть-Морена — суровая и неумолимая красавица мира Нави, — были похищены Скипер-зверем, который уволок их в своё Царство Тьмы. А сам надо всем миром власть установил. Мощнодланный, непобедимый, силушкой неодолимой наделённый сын Лады — Перун-громовержец, брат трёх сестриц, спрятанных от бела света Скипером в своей обители тёмной, спустя триста лет увидел, как пасут они стадо змеиное по воле Скипера, заколдованные и мороком опутанные, позабывшие кто они да откуда и брата родного не признавшие. Одолел храбрый Перун злого Скипера и отвёл сестёр своих к горам Рипейским в Ирий Светлый, дабы искупались они в реке Молочной. Священные воды омыли их лица прекрасные и вернули трёх богинь прекрасноликих к их сути светлой. Так избавил Перун мир Явный от напасти тёмной, а с тремя сестрицами вернулись в поднебесье четыре времени года: Леля — Лето Красное, Жива — Весна Ярая, Морена — Осень Златая да Зима Седая. Чары спали, но по-разному отразилось на трех сестрах долгое пребывание в форме чудовищ. Веселая Лёля быстро забыла обо всём, гордая Морена так и не смогла очистить сердце от темноты и стала темной Богиней. А добрая Богиня Жива осталась прежней, только стала ещё серьезней, взрослей и печальна иногда, потому как помнит, какое зло причиняла людям, пока была заколдована.Богиня Жива, жена Даждьбога, участвует и в мифе о рождении Бога Коляды. Было обещано, что новый Бог должен родиться у Майи-Златогорки, но она ушла в Навь. Богам удалось вернуть Златогорку из мира Нави, но только чтобы она родила двух детей: Бога Коляду и Бога Авсеня. Пока Майя-Златогорка ждала рождения детей в пинежских пещерах, Богиня Жива помогала ей.

Жива вступает в свои права со дня весеннего равноденствия, а в момент прохождения Солнцем точки осеннего равноденствия передаёт их своей сестре Маре.Уделом Живы, как и Макоши, в календаре считается месяц май. Днями почитания богини Живы весенней порой являются следующие: день весеннего равноденствия, когда Жива и Ярило пробуждают природу; ночь Живы с 30 апреля на 1 мая, она же Велесова ночь, когда Навь открывает свои врата Яви; 1 мая — Живин день; 6 мая — день Дажьбога и Живы, празднуется возрождение жизни после разрушения старого мира, когда Дажьбог вступает в свои права; 13 мая — день Живы, посвящённый торжеству жизни, пробуждению тепла.

Оберег – символ Богини Живы

Знак Богини Живы – один из вариантов косого креста. Он называется Летний Косой крест. У этого креста не четыре луча, как бывает обычно, а шесть. К обычному косому кресту добавлена ещё одна горизонтальная линия по центру. Символ Богини Живы напоминает букву «Ж», которая встарь звалась «живот» и означала саму жизнь.

Оберег Богини Живы помогает избавиться от болезней, защищает человека от злого умысла, врагов и недругов, злых чар.

Атрибуты Богини Живы

Явление природы – поздняя весна и лето, бьющий родник.
Птица – кукушка.
Животное – рыба.
Растение – ростки, особенно злаков, плоды растений.
Треба (подношение) – красивые ленты, испечённый самостоятельно хлеб, цветы, особенно сплетённые в венок, пшенная каша, обрядовое печенье. Символами Живы являются также прялка и веретено.

Жива – Богиня-Покровительница

Богиня Жива – покровительница матерей и женщин, помогающих в родах и уходе за детьми. Жива, Богиня Жизни и Лета, может стать покровительницей и для того, кто схож с ней характером. Богине Живе нравятся люди артистичные, открыто выражающие свои чувства, умеющие увлекать за собой других. Такие люди добры к окружающим, верят, что каждый человек может проявить себя с лучшей стороны.
Сохранились сведения о почитании богини на территории современной Чехии, Германии (на Эльбе), Польше, Словакии, Словении.

К Богине Живе обращаются в славянской магии, когда желают рождения здоровых детей. В северной магии используется науз Богини Живы под названием «Легкие роды», который вяжут, чтобы рождение ребенка прошло легко для женщины.

Праздники, где чествуют Живу, Богиню славян

1 мая – день Богини Живы, встреча поздней весны и лета, праздник первых трав и цветов.
26 мая – день Кукушки, начало летних Русалий, после которых с русалками попрощаются до следующего лета.

Бог Дид описывается в трудах культурологов, историков и мифологов. Например, можно встретить информацию в работе Рыбакова Б.А. «Язычество древних славян», Трубачёва О.Н. «История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя» или Фаминцына А.С. «Божества древних славян». В народном фольклоре это Бог крепких и счастливых семейных уз, продолжительности любви и лада в доме.

Кто есть Бог Дид у славян?

Дид – это третий сын Богородицы Лады, пришедший для Миров после близнецов – Леля и Полеля. Дид очень похож на свою мать стремлением помогать людям добрым советом, вдыхать в их сердца благостный солнечный поток. А на отца он похож своей творческой жилкой – любит играть на музыкальном инструменте своей свирели (флейте), любоваться земными красотами.

Третий сын богини Лады, после Леля и Полели, бог супружеской любви. Иные полагали его покровителем охлаждения, остывших чувств, однако это не так: он покровительствовал прочным союзам, неизбывной любви.
Дид, как и его братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности. Пусть угасает жар любви, страсть, однако нежная дружба должна сохраняться.
Символом этой неразрывной, только смерти подвластной связи были две горлинки, которых держал в руках Дид, каким его изображала статуя, воздвигнутая в огромном храме в Киеве.

Имя Бога Дида целиком созвучно с названием духов «Диды» (или «Деды»). Поэтому очень часто путают эти имена, полагая, что это одно и то же. Диды (Деды) – это родовой эгрегор. В его понятие входят все умершие пращуры, главы рода, дух-предок и т.д. Также, если говорить о созвучии и путанице, то следует отметить сразу еще несколько несоответствий.

Бога Дида путают с самим Сварогом, которого иногда в народе именуют – «Дид божий». Могут перепутать с Богом Ладом, Ладоадом – «Ладо-Дид». Смешивают с Триглавом явским – «Дид-Дуб-Сноп», который и есть Сварог-Перун-Велес (Книга Велеса). А также путают с Домовым – эгрегором дома, которого могут называть просто «Дед».Дид – Бог долгих семейных отношений («жили они долго и счастливо и умерли в один день»). В его обязанности входит зорко следить за тем, чтобы семейные узы не распадались, наделять сердца супругов любовью, уважением и согласием до самой смерти.

Наши предки славяне отмечают, что даже если с годами любовь или страсть затухнет, то взамен может оставаться трепетное уважение друг ко другу у супругов и старая добрая дружба. Так мыслилось под руководством Бога Дида – романтика среди славянских богов, Бога вечной любви.васильки

Что известно о таком Боге, как Дид?

Бога Дида представляют взрослым красивым и статным мужчиной. Его душа всегда молода, потому он любит веселье, но не разгульное, а здравое.

В его лице всегда читается отпечаток вечной моложавости, бесконечного потока любви и радости. На голове венок из васильков, а в руках у него либо свирель, либо две горлицы – символы нежного отношения влюбленных супругов друг к другу. Именно статуя Дида с двумя горлинками была в дохристианские времена установлена в Храме в Киеве.

Обращаясь к Диду и к Матушке Ладе, славянам верилось, что с их благословения можно построить истинную супружескую любовь – на всю жизнь. Если постоянно с радением идти к этим божествам, то супругам не придется переживать угасание своих чувств друг ко другу.

Вот, что пишет про Дида Глинка Г. в своем исследовании «Древняя религия славян», описывая его функции в пантеоне славянских богов:

Вот Третье Чадо Матери Любви, Жизнь Супружняя; Сей Так Же, Как И Брат Его Всегда Молод. Потому Что Супружняя Связь, Натурою Установленная Для Размножения Человеческого Рода, Не Должна Ослабевать Или Стареться. Супруги Перестают Быть Супругами Только Тогда, Когда Жар Любви Мало По Малу Угасает: Тогда Они Становятся Друзьями. Сию Последнюю Связь Разрывает Одна Только Смерть. Он Одет В Полную Славянскую Одежду; Венок На Нем Из Васильков; Он Ласкает, Держа В Руках Двух Горлиц. Сей Бог Имел Свой В Киеве Храм, И Ему Молилися Замужние И Женатые О Благополучном Супружестве И Деторождении.

Основные даты и символика почитания Дида

Даты почитания Бога Дида славянами – 23 и 24 февраля (у некоторых славян – 22 февраля). Два дня, в которые особо почитаются все мужчины славянских родов, а также семьи приходят на поклон с благодарностью к Богу Диду – сыну Матери-Рожаницы Лады. Нельзя путать такой светлый и солнечный день с ночным периодом празднования дня Дидов (Дедов), который славяне почитают с 31 октября по 1 ноября.птицы горлицы, птицы дида, символы бога дидаСреди символов при почитании Дида очень важную роль играли птицы, олицетворяющие светлые вышние силы. Символом Дида среди птиц являются две горлицы (или, как их еще называют в других славянских народах – горлинки). Цветы, которые Дид особо предпочтет другим, – это васильки. Требу этому Богу наши предки приносили из ягод, цветов и веселых песенных сложений. Подношение творили всей семьей, приходили к Богу все.ягоды цветы, треба диду Среди мифологов некоторые считают, что постановка слов «Дид-Ладо» (рефрен) часто звучат в песнях славления, где одновременно чтят и Дида, и его Матушку – Ладу, Небесную Царицу, Богородицу. Близкие по духу их силы, родственная связь – все это дает славянам повод объединять в единое целое Ладу и Дида. Все приставки «дед» не имеют связи с рассматриваемым Богом, если только они напрямую не связаны с ним.

Вот каким образом такие рефрены могли употребляться:
Ой-Дид-Ладо… (Исконная Форма)
Ой Дид Со Ладою…
Ай Де Младо…
Ай Же Младо…
Ой Диди Ладо…
Диди Лада…
Та В Ладу Ладом… 

Процесс подсечного (или любого другого) земледелия у славян проходил всегда на позитиве – со всякими песнями-радовками (радующими, ободряющими словами):

А Мы Сечу Чистили, Чистили,
Ой-Диди-Ладу Чистили, Чистили!
А Мы Просо Сеяли, Сеяли,
Ой-Диди-Ладу Сеяли, Сеяли!
А Мы Пашню Пахали, Пахали,
Диди-Лада Пахали!
А Мы Нивку Орали, Орали,
Та В Ладу Ладом Орали.стог сена, земледелие славян Или вот еще припевка-приговорка во время земледельческого труда:

А Мы Чищобу Чистили, Чистили,
Диди-Лада Чистили!
А Мы Пашню Пахали, Пахали,
Диди-Лада Пахали!
А Мы Просу Сеяли, Сеяли,
Диди-Лада Сеяли!
А Мы Просу Пололи, Пололи,
Диди-Лада Пололи!
А Мы Просу Жинали, Жинали,
Диди-Лада Жинали!
А Мы Снопы, Вязали, Вязали,
Диди-Лада Вязали!заговор в лесу, грибные песни А были еще приговорные песни для удачных походов в лес:

 Благослови, Троица Богородица,
Нам В Лес Пойти,
Нам Венки Завивать!
Ай, Дидо, Ай, Ладо!

Любили древние славяне призывать ладную силу, прилаживать, да силу любви и крепости созывать, коею можно смело назвать силу Дида. Такой процесс у славян назывался – ладование. То есть это такое время, когда все приводится в лад. Да не просто делами, но еще и «присаливалось» словами. Исследователи славянской мифологии полагают, что это вообще отличительная черта славянских народов – стараться всегда быть в ладу с Природой и со своими близкими и дальними.

Об огненном Боге Зниче говорится в различных источниках научно-исторической литературы – летописей, сохранившихся договоров и др. Исследователи славянской мифологии полагают, что это божество было вечным огнем, горящим в капищах, храмах и даже внутри всех живых существ. Так, Глинка Г.А. в своем труде «Древняя религия славян» подробно описывает качества божественной Личности. Знич упоминается и под другими именами – Жнич, Знать. Такого Бога знали и любили более всего славяне Прибалтики, жители земель, приближенных к Европе.

Кто такой Бог Знич у славян?

Наши предки славяне полагали, что родословной у Бога Знича быть не может, так как он часть самого Мироздания, Начало Его сотворения, изошедший из Рода Прародителя. Условно можно считать Рода отцом Знича, если рассматривать эту деталь в ключе летописей, историй древних сказаний. У Знича были свои храмы, где большой акцент всегда делался на вечногорящий огонь – знич. В деятельность, функции и задачи этого бога входит оживотворять, вдохновлять и давать жизненные силы всем существам, растениям, травам и даже самой атмосфере на Земле.

Какие знания сохранились о божестве Знич?

Богатыми на знания о Родных Богах и стихиях природы были наши предки. У родов славян пращуры воспринимали Знича душой всего живого, начальный (или первичный) Огнь, дарующей тепло и огонь. Ему и поныне слагают песни и хвалебные гимны:

В Адаманте Он Блистает,
В Яхонте Же Он Зарит;
Он В Холодном Льде Пылает
В Темном Облаке Гремит.
Гордые Главы Сибирских
Возносит Кедры К Облакам;
В Травках Обитает Низких;
Красоту Дает Цветам.
Крепость, Бодрость В Льва Влагает;
В Тигра Же Стремленье, Жар.
Все Родит, Растит, Питает,
И Всему Собой Сам Дар.
Он Душа Природы Всей;
Он Начало Всех Вещей.

Еще огненного Бога воспринимали сакральной первопричиной Бытия – нечто большее, чем просто огонь. Скорее, для славян – это сверхъестественный огонь. А видимый и ощутимый земной огнь – лишь одно из проявлений Знича. Вот как о нем вещают древние источники, как о Всемирном Лекаре тела и духа:

Тогда Отважный Знич, Блистающ Весь Извне;
Вещал: Намеренья Сии Ненравны Мне.
Я Хижинам Свещу И Озаряю Троны;
Во Существе Огня Я Россам Жизнь Дарю,
Питаю, Грею Их, Их Внутренности Зрю.

Бог дает людям озарение, ясность ума, видение порядка во всем и осознанность человеку собственного существования. Воины часто получали силу внутреннего огня, чтобы одержать победу над врагами. Огонь любви и страсти также можно было получить от Бога Огня.Храм бога Знича. Зима. Худ. Всеволод Борисович Иванов

К Зничу, насколько известно, обращались во время болезни. Знич приходил и своим внутренним огнем выжигал всякую болезнь. Обычно больному нужно было лишь потерпеть некоторое время жар, повышенную температуру, чтобы любой вирус или иное какое воспаление уничтожилось внутренним огнем Знича. Жрецы храмов Знича служили помощью людям в их болезнях и ранах.

Особенности почитания и обращение к Богу Зничу

В ночь на Купало, когда разгораются костры и призываются разные боги, особое почитание произносится к сакральной силе – Богу Зничу. Его персонифицировали как Бога родового и ритуального огня. Его именем называли как сам священный огонь, так и служителей, проводящих те или иные ритуалы. Про огни так говорили: «горят повсюду зничи», а жреца Огненного Бога называли – «знич».Славяне любят носить обереги потому, что верят в силу защитной магии. Знак Знича – Вечная огненная круговерть. Амулеты и обережные знаки Бога Знича используют для ограждения своих жилищ и лично себя от сил темных и разрушительных. Его знак служит стимулятором для души, духа и сознания тех людей, которые испытывают необходимость в получении Света Знаний, подпитке жизненной энергией и начинании здравого образа жизни. Травники, знахари, волхвы, друиды, люди искусства и творчества – все они будут находиться всегда под покровительством Знича.Беглый взгляд на описание бога Знича и почтение, оказываемое ему у древних славян, может создать поверхностное впечатление о том, что будто бы славяне просто поклонялись стихии огня. Это частично так и есть. Только вот славянская мифология раскрывает разные детали. Источники свидетельствуют о ключевой роли Бога Знича в Иномирье, эфире Земли, среди получающих Знания, во время Творения Начала Начал. Этот Бог не так уж и примитивен, его предназначение и цель существования не ограничиваются только лишь видимостью – живым огнем. Своё тепло и живительную силу он распространяет на всех существ и вещества в Мирах.

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/jiva/

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/did/

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/znich/ 

https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/zhiva-boginya-z...

Картина дня

наверх