На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 177 подписчиков

Свежие комментарии

Старинные здания Москвы, которые видели Петра I и Наполеона, ч.1

В прошлый раз мы посмотрели: Старинная Москва: здания, которым перевалило за 500 лет

Продолжим.

1. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Архангела Михаила.

Ныне самая высокая постройка на территории монастыря - это Церковь Архангела Михаила.Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела.Впервые о церкви Архангела Михаила мы узнаем из жития архиепископа Еласонского Арсения, написанного до 1619 года. Сам Арсений служил архиепископом в Московском Кремле и построил в Москве много зданий. Вероятно, в эпоху Бориса Годунова, т. е. до 1605 года, в Спасо-Андрониковом монастыре он "с великим искусством построил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех, украсил и восстановил большую трапезу, бывшую ветхою и темною, и нарфикс этой трапезы устроил вне, вверху мраморных колонн, и кругом пробил много окон, прекрасно покрыл ея, и кругом и вверху расписал живописью и лестницу, бывшую ветхою и разрушенную, прекрасно устроил".

В самой церкви и на прилегающей территории археологические раскопки не проводились. По-видимому, судя по косвенным данным, она была деревянная. Очень вероятно, что церковь была построена южнее ныне существующей, как в Кремле, где церковь Архангела Михаила стоит к югу от Соборной площади. В таком случае она образовывала со Спасским собором, братскими кельями и трапезной палатой небольшую площадь, наподобие Соборной площади Московского Кремля. После этого о существовании церкви Архангела Михаила забыли на целое столетие.
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела.
Во всех исследованиях о Спасо-Андроникове монастыре церковь Архангела Михаила считается постройкой Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, и датируется 1691-1694, а иногда и 1691-1739 годами. Действительно, 27 января 1689 года, Петр I по настоянию своей матери Натальи Нарышкиной женился на Евдокии Федоровне Лопухиной. Через год, 18 февраля 1690 года у них родился сын Алексей, а 3 октября 1691 года - сын Александр, скончавшийся через 7 месяцев. Исследователи считали, что в годы супружеского согласия Евдокия Лопухина построила нижний храм - церковь Архангела Михаила в честь воина Михаила, столь популярного в России, а на верхнем этаже - церковь святителя Алексия в честь рождения своего сына Алексея. Отсюда и выводили дату постройки церкви - 1691 - 1694 годы. Церковь освятили, правда, спустя многие годы, в 1739 году.
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Архангела Михаила.
Однако, в Российском государственном архиве древних актов имеется письмо Германа Бурутовича, архимандрита Спасо-Андроникова монастыря, адресованное императрице Анне Иоановне. Письмо датировано 1739 годом (возможно отсюда и дата окончания - 1739 год). В этом письме нет ни слова о Лопухиной, в то время, как Анна Ивановна относилась к ней очень дружелюбно и её имя вполне могло быть упомянуто в письме. Зато указан архимандрит Арсений, "по челобитию" которого построена церковь Архангела Михаила и церковь Алексия митрополита. Из письма следует, что каменная церковь Архангела Михаила построена в 1689/1690 году. Следовательно, в 1689 или в 1690 году, а не в 1694, как предполагалось ранее, была построена церковь.
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Архангела Михаила.
Когда же она заложена и почему в честь Архангела Михаила? В 1688 году в Заяузье вспыхивает большой пожар, который "преиде за Яузские врата и Яузский мост, и за Яузскою рекою от Семеновской слободы в Земляном городе и за Земляным градом к Ондрониеву монастырю, и ямская Рогожская слобода же огнем без остатку все попалено бысть". Вероятно в этот пожар сгорели все деревянные постройки монастыря, в том числе и церковь Архангела Михаила. После пожара в Спасо-Андрониковом монастыре началось обширное строительство: вместо деревянных зданий возводятся каменные, в том числе настоятельские и братские покои, церковь Архангела Михаила.
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Архангела Михаила.
Каменная церковь Архангела Михаила построена по "челобитию архимандрита Арсения с братиею", который в январе 1687 года переведен в Спасо-Андроников монастырь из Ярославского Спасского монастыря. Архиепископ Спасо-Андроникова монастыря Арсений, по-видимому, сразу приступил к постройке. Несомненно ему было известно об Еласонском архиепископе Арсении и, помянуя о нем, он и построил церковь Архангела Михаила. Однако, построенная церковь была не в честь воина Михаила, а в честь его чуда в Хонех, как считал Архиепископ Арсений, поскольку он служил в Московском Архангельском соборе, недалеко от которого располагается Чудов монастырь - в честь чуда Архангела Михаила в Хонех. Размеры новой церкви, по предположениям И. Красовского, были взяты из размеров Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. В 1689 или 1690 году строительство было завершено и уже в мае 1691 года в ней похоронена мать Евдокии Лопухиной Устина Богданова. Каменная церковь строилась, очевидно, независимо от Петра I, а церковь Алексия митрополита построена не в честь рождения сына Петра I Алексея, который появился на свет после того, как церковь была построена, а в честь митрополита Алексия, как родоначальника Спасо-Андроникова монастыря. Ведь придел в трапезной появился только в 1714 году - много лет спустя после окончания трапезной и тогда, когда в Москве были популярны храмы в честь Петра и Павла. Лопухина вряд ли могла построить церковь в честь Петра, который не дал бы денег на храм, связанный с нелюбимой женой. Мы знаем, что сразу после смерти своей матери в 1694 году Петр I постриг Лопухину в монахини и сослал в Суздаль в Покровский монастырь. Вероятно много лет спустя, когда было престижно связать построенный храм с Петром I и появилась "петровская" символика в наименованиях церквей. 
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела.
Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным как раз с опалой царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершен лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами – излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.
Спасо-Андроников монастырь. Георгиевская церковь.
Я в прошлой теме уже упоминала о постоянно возникающих скандалах вокруг монастыря. Вот один из них. 
Архангельскую церковь собираются реставрировать. Все это конечно же хорошо, но в частности, на входе в храм планируется оборудовать кассу для продажи билетов, киоск-магазин, а в подвальном помещении - как раз неподалеку от захоронений Лопухиных, где томились святитель Серапион и протопоп Аввакум, - будет гардероб и туалет. Конкурсная документация также предусматривает лифт в церкви Архангела Михаила XVII в. и даже строительство на территории монастыря двух ресторанов. Один из них разместится в Настоятельских палатах 1670 г. Стоимость подготовки проекта по "осовремениванию" объектов древнего монастыря, согласно документации, составляет почти 18 млн. рублей. И на все работы уже получено согласование Министерства культуры РФ. "Это первый за всю историю новейшей России конкурс, когда в центре Москвы, в единственном сохранившемся храме XVII в., который строила жена Петра I, будет размещаться ресторан на гробах. Да еще и комплекс туалетов с лифтом. Это просто невозможно", - возмущается историк и активист Сергей Карнаухов.
Спасо-Андроников монастырьЧто поделать... деньги сегодня рулят...

2. Палаты Боровского подворья

Эти палаты — все, что осталось от подворья Пафнутьев-Боровского монастыря.

Построили их в XVII веке, в следующих столетиях перестраивали. До революции в палатах размещалась гостиница. В 1960 г. здание включено в число памятников всесоюзного значения.

К 1968 году над памятником старины нависла угроза сноса — по соседству возводили массивный современный квартал. Группа историков и реставраторов сумела добиться, чтобы старинную постройку отрезали от фундамента и перенесли из родного Юшкова переулка в соседний Ипатьевский переулок. Перенесли и забыли. Так и стоят эти палаты, скрепленные железным каркасом, обшитые деревом, на рельсах, по которым их перемещали, и рассыпаются.В 1997 году палаты исключили из списка памятников федерального значения. Кому теперь они принадлежат, неизвестно. Для осмотра бывший памятник, к сожалению, недоступен.Современное состояние палат Боровского подворья 17 века. Ипатьевский переулок, 12. В 1967 году палаты передвинули во двор палат Симона Ушакова в связи со строительством административного здания. Как видно на фотографиях, внутри растут деревья, кирпичная кладка разрушается.

3. Палаты Крутицкого подворья

Крутицкое подворьеКрутицкое подворье

Чудесный архитектурный ансамбль, сохранившийся в столице почти полностью.

Когда-то на месте подворья располагалось село Крутицы (название идет от высоких берегов Москвы-реки рядом с устьем Яузы). Потом на этом месте возник мужской монастырь. В XIV веке монастырь преобразовали в подворье Сарайской епархии.С XVI века начался расцвет подворья, которое к тому времени уже прочно стало именоваться Крутицким. Его возвели в ранг митропольичего, патриархи любили бывать здесь. Началось большое строительство. Построили Митрополичьи палаты (годы строительства: 1655 — 1670).В Крутицах был заточён протопоп Авакуум перед его проклятием в 1666г. В период правления советской власти здесь располагались военные казармы, есть спорное мнение, что в Крутицах содержался Л. П. Берия. После упразднения патриаршества в 1721 году Крутицкое подворье переживало не лучшие времена: и оскудение, и сильные пожары, и передача подворья в военное ведомство не улучшали его состояния и положения. В годы советской власти в помещениях подворья размещались военные казармы, гауптвахта, и другие, далекие от церковных дел, ведомства.

С 1991 года Крутицкое подворье возвращено РПЦ как подворье Патриарха Московского и Всея Руси. С 2001 года в его зданиях размещается Синодальный отдел по делам молодежи.

Из строений Крутицкого подворья сохранились:

Митрополичьи палаты,

Крестовая палата — храм Воскресения Словущего на Крутицах (1650-е гг.),

Набережные палаты (1719),

Приказные палаты (вторая половина XVII в.).

Самые старые — Митропольичи. Это большой двухэтажный терем из красного кирпича, к которому пристроено роскошное крыльцо, ведущее сразу на второй этаж. Там располагались парадные залы и жилые комнаты, на первом этаже — хозяйственные помещения.

Все палаты Крутицкого подворья выстроены из кирпича, все они красивы. А весь комплекс зданий Крутицкого подворья — счастливый уголок той старой Москвы, который удивительным образом сохранился в наше переменчивое время.Сейчас Крутицкое подворье является филиалом Исторического музея, а терем над Святыми воротами находится под охраной ЮНЕСКО.

4. Палаты Александровского подворья

Палаты Александровского подворья 

В Староваганьковском переулке находится еще один памятник архитектуры допетровского времени — Александровское подворье. Одно из тех немногих зданий допетровской эпохи, что, по счастью, сохранились в городе нашем в почти неизменном виде — Александровское подворье. Обращенное торцом к Староваганьковскому переулку, а парадным, южным, фасадом во двор, двухэтажное каменное строение — характерный образец гражданской архитектуры конца XVII века.

Внутреннее пространство его поделено между двумя палатами с большими сенями. Если во втором этаже сомкнутые своды были утрачены, то сохранились подобные в глубоком подклете и первом этаже.Не дошло до нас ведшее на верхний этаж красное крыльцо, традиционный элемент старинных палат. Были растесаны окна, от времени пострадали фасады. Последний раз восстановительные работы проводились на объекте архитекторами-реставраторами Инессой Ивановной Казакевич и Верой Викторовной Путятиной в 1978 году. Тогда палатам XVII века (Староваганьковский переулок, 23) возвратили высокую четырехскатную кровлю с чердачными выступами, междуэтажные тяги, карниз на фасаде, восстановили конфигурацию окон и их арочное завершение. Тогда же на западном фасаде восстановили несколько первоначальных икон. В настоящий момент город вновь берется за реставрацию объекта культурного наследия федерального значения.Считается, что терем был построен из красного кирпича в технике верстовой кладки и побелен приблизительно в 1680-х годах. Что характерно, здание находится стена к стене с другими палатами: с востока оно примыкает к трапезной Аптекарского приказа, построенной почти в те же годы.

Известно, что строительству предшествовало посещение царем Федором III, единокровным братом реформатора Петра I, Александровской слободы. Хилый и болезненный и, как следствие, весьма религиозный, российский правитель много времени проводил в молитвах.В сентябре 1678 года Федор Алексеевич отправился на богомолье и посетил Успенский женский монастырь, с 1651 года действующий в Александровском кремле. С 1662 года пост настоятеля здесь занимал преподобный Корнилий Александровский.

Вверенная его заботам обитель богатела и расцветала, число сестер-послушниц увеличивалось, монастырь стремительно обустраивался. В честь высокого покровителя — царя Федора игумен Корнилий возвел в монастыре надвратную церковь Феодора Стратилата.

Сам же государь-благодетель с царицей Агафьей Семеновной, урожденной Грушецкой, дочерью смоленского дворянина, пожаловали для иконостаса икону святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. Царь Федор Алексеевич передал Успенскому монастырю в вечное пользование три мельницы и своим указом двум сотням монахинь учредил ежегодное жалованье.

Подробности жизни этого семейства безрадостны: их единственный сын Илья скончался на десятый день жизни, сама же мать, Агафья Грушецкая, умерла на третий день после родов.Результатом того царского посещения стало выделение в Москве участка в границах Белого города, в местности, получившей название «Ваганьково», для размещения в Москве удаленного представительства Успенского женского монастыря, подворья, где принимали паломников, собирали пожертвования и доходы. Обычно в подворье был и храм.

К слову сказать, существует версия происхождения самого названия «Ваганьковский холм». Возможно, здесь при княжеском дворе была слободка, так называемый потешный двор, где селились скоморохи — ваганы. «Ваганить» означало шутить или шалить.

С течением времени подворье в Ваганьково сменило статус и сделалось представительством мужского монастыря Свято-Успенской Флорищевой пустыни, основанного в середине XVII века возле реки Лух, в землях, ныне относящихся к Нижегородской области. Известно, что в этой обители под именем Боголеп принял монашество «дядька» Петра I боярин Борис Алексеевич Голицын.

Вплоть до 1917 года Александровские палаты в Москве принадлежали Флорищевой пустыни. Позже под древними сводами располагались различные учреждения и офисы.

Последняя реконструкция проводилась в 1978 году, палатам вернули арочные завершения окон, карниз на фасаде, восстановили высокую четырехскатную крышу с чердачными выступами. На западный фасад вернули несколько икон, бывших там изначально. Сейчас в помещениях палат офисы.

5. Здание исторической мечети

Старейшая московская мечеть построена в 1823 году, расположена в центре татарской общины в Замоскворечье. Вообще, первая московская мечеть появилась веком ранее, но не дошла до наших дней: то ли ее снесли из-за ветхости здания, то ли она сгорела в знаменитом пожаре 1812 года. Мечеть на Большой Татарской возродилась только в 1823 году — и то в виде молельного дома, созданного на участке, предоставленном «московским купцом 1-й гильдии из бухарцев» Назарбаем Хошаловым. Только спустя полвека с монаршего разрешения к мечети пристроили минарет и купол.Здание не сильно отличалось от соседних, ведь было наказано, чтобы оно «не имело снаружи ни малейшего признака мечети». Только в 1881 году было получено разрешение на перестройку с устройством минарета и купола.В 1823 году московский генерал-губернатор разрешил строительство мечети с условием, что у здания не будет признаков исламского религиозного культа. Лишь в 1881 году мечети позволили придать канонический вид, построили купол и минарет, расширили. До 1904 года мечеть была соборной, а после постройки Большой московской мечети ее стали называть исторической. А в сентябре 1915 года на деньги купца Садека Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе.

— Я не преувеличу, если скажу, что татары — это историческое московское население, — рассказал «Вечерке» москвовед Михаил Коробко. — Примечательно, что многие татары живут там до сих пор, хотя столица России давно уже интернациональный мегаполис, в котором нет этнических анклавов. Удивительно, но словосочетание «татарский дворник» на много лет вошло в лексикон москвичей. Этот стереотип сохранялся и в XX веке.

— В России часто бывало, что некоторые профессии носили национальный характер, — размышляет Коробко. — Вы можете помнить, например, небольшие обувные киоски — там почти поголовно работали сапожники-ассирийцы. Интересно, что даже после революции профессиональная национальная преемственность отчасти сохранилась. И продержалась до исхода советского времени. Мечеть возродилась в начале 1990-х, когда здание было передано Московской мусульманской общине.В 1937 году мечеть в Замоскворечье была закрыта, в 1967 году были снесены ее минареты. Здание в разное время передавалось под нужды типографии, штаба гражданской обороны, военкомата, ДОСААФ и печатного цеха объединения «Художественная гравюра» (с начала 1980-х годов. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года, а в 1993 году мечеть, получившая название Исторической, была снова открыта. В 1991 году мечеть вновь вернули общине, через два года провели масштабную реконструкцию, восстановили минарет. С 1993 года мечеть открыта для верующих.

Адрес: Большая Татарская улица, 28, стр. 2.

6. Нарышкинские палаты (Высоко-Петровский монастырь)

Нарышкинские палаты / на фото справа

Название этих строений связано с тем, что изначально палаты были резиденцией матери Петра I — царицы Натальи Кирилловны и её братьев.
Палаты Нарышкиных (Нарышкинские палаты) Высоко-Петровского Монастыря (Москва) отстроили по приказу царя Петра I в 1690 году. Произошло это на месте усадьбы Нарышкиных, которая находилась за стеной Высоко-
Петровского монастыря.Близость к монастырю родового гнезда родственников царя по материнской линии послужила причиной особого отношения к обители царской семьи. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в состоявшейся впоследствии передачи усадьбы в дар обители.
Палаты подарил монастырю вместе с прилегающей территорией дед Петра I — Кирилл Полуэктович Нарышкин. Свой дар он преподнёс обители в честь рождения своего внука — Петра, будущего императора России. Монастырь известен с начала XIV века. Расцвет его пришелся на конец XVII — начало XVIII веков, когда Нарышкины подарили монастырю свою усадьбу. Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре (середина XVII века). Вид от Южных ворот обители.

Здание и территория усадьбы Нарышкиных стали частью обновленной монастырской территории. Её обустройство и украшение стало первым проектом юного царя Петра I. Он лично подписывал указы о строительстве монастырских строений. Примечательно, что Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре — акустически идеальное помещение для исполнения старинной музыки. Каменные сводчатые потолки постройки конца XVII века создают уникальную звуковую среду. В любом месте зала инструмент слушается так, как если бы вы стояли рядом с ним. Долгое время Палаты Нарышкиных считались самым длинным зданием в Москве. Здание выходит на улицу Петровка. Это строгое, сдержанно украшенное строение сегодня — прекрасный по акустике зал для исполнения старинной музыки. До недавнего времени в Нарышкинских палатах размещались экспозиции Государственного литературного музея. Помещения Нарышкинских палат передали Высоко-Петровскому ставропигиальному мужскому монастырю лишь в 2014 году. Это — несмотря на то, что соответствующее распоряжение Президент России издал ещё 14 декабря 1994 года. Причина заключалась в том, что долгое время не могли подыскать подходящее помещение для Государственного литературного музея, занимавшего палаты. В результате решение этого вопроса затянулось на годы…Общая площадь освобожденных монастырских палат составила около 690 кв. м. После освобождения помещений начали работы по их реставрации, как, впрочем, и других храмов, прочих сооружений всего монастырского комплекса. Палаты Нарышкиных  — неотъемлемая часть единого архитектурного ансамбля — Высоко-Петровский мужской монастырь. В связи со своей уникальностью, как и храмы обители, они находятся под охраной государства.

Ныне, кроме Палат Нарышкиных, на территории обители расположены также такие объекты культурно-исторического наследия, как:Собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре — (1514-1517). Он стал первым многолепестковым храмом на Руси;Боголюбский Собор в Высоко-Петровском монастыре (1684);Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре (1690);Трапезная при Соборе Сергия Радонежского (1690);Церковь Петра и Павла в Высоко-Петровском монастыре (1753-1755,1914); примыкает к Нарышкинским палатам;Храм Толгской иконы Богоматери построен одним из последних в обители и завершает архитектурный ансамбль центральной части монастыря со стороны улицы Петровка. Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по старому стилю) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре. Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Часовня Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре (конец XVII века);Покровская Церковь в Высоко-Петровском монастыре (1694). Благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними — получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.Колокольня с Надвратной церквью Покрова Пресвятой Богородицы (восстановленная).

Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни. Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты. К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.

После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод. В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело. Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация.

В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол — «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.Вот так территория сегодня смотрится с высоты птичьего полета. Монастырь находится буквально в 2-х км от Кремля.Улица Петровка получила название от петровского монастыря. Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.
Восстановление и реставрация монастыря, требующая серьезного подхода, многих трудов историков, археологов, реставраторов, архитекторов, художников и других специалистов, продолжается и сейчас.

7. Подклет Благовещенского собора Кремля

Грановитая палатаГрановитая палата и Благовещенский собор

Грановитая палата московского Кремля — пожалуй, самая известная постройка старой Москвы. Но мы о ней говорили уже в самой первой части. Палату неоднократно перестраивали и видоизменяли. В 60-х годах XX века проведенная реконструкция вернула Грановитой палате прежний декор интерьера. Снесенное в 30-е годы Красное крыльцо восстановили в первой половине 90-х годов. Сегодня Грановитая палата служит для церемониальных целей и торжественных мероприятий.

Рядом с Грановитой палатой возвышается Благовещенский собор.Своды Благовещенского собораСводы Благовещенского собора / фото с официального сайта

Один из самых известных кремлевских храмов, он построен на месте стоявшей здесь церкви Благовещения. Подклет старой церкви использовали в строительстве нового собора, а при реконструкции и обновлении XVI века подклет укрепили и расширили.Квадратное в плане помещение подклета расположено под центральной частью собора. Он выложен из белокаменных блоков, в центре стоит массивный столп, от которого к стенам идут низкие арки. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной (но это предположение). Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках. Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото.Находится наСоборной площади (территория Кремля).

8. Старый Английский двор в Зарядье

Старый Английский двор в Зарядье 

Это старейшее представительство иностранной державы, сохранившееся в Москве.

Постройка конца XV — начала XVI веков изначально принадлежала постельничему Ивану Бобрищеву, а после его смерти стала казенным зданием и после некоторых изменений предоставлено Английской торговой миссии.В 1649 года в Англии произошла буржуазная революция, короля Карла I казнили. Торговые отношения между Россией и Англией были разорваны, и этот причудливый терем менял хозяев. 20 лет им владел боярин Милославский, потом тут размещался Посольский приказ, затем подворье Нижегородского митрополита. С середины XVIII века здание снова стало частным владением и опять меняло хозяев.В советское время здесь были жилые помещения, в 50-х годах  — библиотека иностранной литературы. В 70-е годы здание спас от сноса реставратор П. Барановский, который сумел восстановить облик старинной постройки, относящейся к XVI веку.

18 октября 1994 года состоялось открытие музея «Старый Английский двор», который входит в состав Музея истории Москвы. На открытии экспозиции присутствовала королева Великобритании Елизавета II.В парадном зале — Казенной палате — проходят концерты старинной музыки. Как я уже не раз упоминала, находится он на ул. Варварка, 4А.

Поскольку тема весьма объемная продолжим завтра.

Картина дня

наверх