На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...

Израиль. Кейсария ч.2

Если продолжить историю, то Флавий сообщает о конфликтах между язычниками, составлявшими большую часть населения Кейсарии, и быстро росшим еврейским меньшинством. Один из таких инцидентов, случившийся в 66 году, часто упоминают как "запустивший" ту самую Иудейскую Войну. Согласно Флавию, местный грек поставил у входа в синагогу горшок и принёс над ним в жертву птиц; последовавшая теологическая дискуссия закончилась дракой, затем перешла в еврейский погром, и покатилось... Есть мнение, что в действиях грека был усмотрен намёк на старую египетскую байку о происхождении евреев от прокажённых.
Только в конце второго века в Кейсарии снова возникла еврейская община; в третьем-четвёртом веках здесь жил известный талмудист Аббаху. Неизвестно достоверно, когда еврейское присутствие в городе снова сошло на нет. В городе, повидимому, также существовала довольно значительная самаритянская община. И, разумеется, община христианская (в т.ч. Ориген, Памфил и Евсевий). Памфилу приписывается создание в Кейсарии библиотеки; к 630 г. библиотека насчитывала тридцать тысяч книг.
Затем город без особых приключений пережил период византийский; интересные времена настали в седьмом веке, когда он был сперва захвачен персами (614 г.), затем отбит византийцами (628 г.), потом снова захвачен, теперь уже арабами (640 г.). От такой насыщенной событиями жизни город слегка захирел; хотя в десятом веке аль Мукаддаси снова описывает его как процветающий, Кейсария арабская была гораздо скромнее Кейсарии византийской по территории и утратила своё значение как порт, а книги должно быть зачитали какие-то неизвестные библиофилы)))
Балдуин прибрал Кейсарию к рукам в мае 1101 года. В дальнейшем город был опять взят арабами (1187 г.); снова перешёл под контроль крестоносцев (1191 г.) и снова захвачен, на этот раз мамлюками (1265). Последние, чем продолжать эту канитель, предпочли просто снести всё нафик.
Петерсен упоминает поселение, возникшее здесь в 17 веке и загнувшееся в 18. В 1873 году появились археологи из Palestine Exploration Fund и начали копать, чем их коллеги потихоньку занимаются до сих пор. А в 1884, пока археологи устраивали "перекур", на развалинах поселилась группа беженцев из Боснии, которым пришлась не по душе новая австрийская администрация. Осенью 1917 в деревне совершил посадку почтовый голубь, что привело к ликвидации подпольной организации НИЛИ.
Уже во второй половине двадцатого века несколько севернее возникло общинное поселение Кейсария, а Кейсария старая стала национальным парком. Это если уж совсем кратко.

А мы продолжим экскурсию и примемся за византийский период. Поднявшись через амфитеатр наверх, мы очутились возле остатков византийской общественной бани. Вот так выглядит вид сверху. Все фотографии с воздуха сделаны во время полета над севером страны на вертолете вместе с Сергеем Долей 19 февраля 2010 года и взяты ОТСЮДА

БАНИ

Построена она была уже после того, как амфитеатр Ирода перестал быть действующим, примерно в 5-6 веках н.э. При раскопках здесь нашли пудреницы, зеркала и даже некоторое подобие современных ножниц. А вот эти кирпичные столбики поддерживали сердце бани - двухуровневый пол, между ними струился горячий пар, нагревая помещение. Комплекс помещений общественной бани византийского периода с великолепной отделкой служит доказательством того, что общественные бани в то время имели огромное значение и отличались большими размерами. Данный комплекс был сооружен после того, как перестал функционировать амфитеатр Ирода.

Город

Руины складов, храм Митры в северной части малого ипподрома: За стенами города крестоносцев в южной части парка находятся обширные раскопки римско – византийского периода. Здесь раскопаны помимо бань остатки дворца византийского императора, складов, храм персидского бога Митры (2 век н.э.), участки городских улиц, арки дворца римского прокуратора с мозаичным полом с изображениями птиц, людей, ваз.Израиль. Кейсария

Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. КейсарияДальше можно увидеть остатки древней таверны и туалетов, архив налогов византийского периода и главную улицу города – кардо. В византийские времена город был, скажем так, "областным центром", поэтому сюда стекались все данные о податях огромного населения. Видите мозаику с надписью в дальней комнате?

Вот еще одна, более полная. Что тут написано? Тут, как и ещё в нескольких местах в этом здании, помещены цитаты из послания Павла римлянам. Написано вот что: "Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё". Таким нехитрым образом велась агитация в пользу своевременной и полной уплаты налогов в Византии. Ну а заодно народ приучали любить власть, как же без этого.

Чуть ниже находятся раскопки римского дома с мозаичным полом, колоннами и просторным залом в центре.
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария

Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария
Израиль. Кейсария

Кое-что осталось за пределами парка. У восточных ворот города проходила такая вот византийская улица:Израиль. Кейсария

Израиль. Кейсария

Недалеко от бань — также остатки «хореа» — византийского постоялого двора.

Напротив южного входа в крестоносский город раскопаны остатки храма Митры — персидского культа, сохранявшегося здесь в эллинистические, римские и византийские времена чужими народами.

Дальше мы идем в сторону порта.

Храм

В северной части парка возвышался храм, построенный Иродом в честь римского императора Августа. Этот великолепный храм был виден со стороны моря, как определяющее здание города, описанный у Иосифа Флавия — храм этот было видно далеко с моря, даже когда еще невозможно было увидеть берег. Храм этот был посвящен цезарю Августу в 10 году до нашей эры и построен в дорическом стиле, здание высотой с современных десять этажей было оштукатурено белой штукатуркой.

Кейсария богата разными историческими событиями. Город неоднократно упоминается в Новом Завете: здесь апостол Петр крестил сотника Италийского полка Корнелиуса. Здесь в 57 г.н.э. побывал апостол Павел. Он прибыл на корабле в Кейсарию и оттуда отправился в Иерусалимский храм. После обвинения по ложному доносу Павел был препровожден обратно в Кейсарию. Используя свои права римского гражданина, Павел обратился к Цезарю. Новый прокуратор Фастус отправил его в сопровождении римских солдат на корабле из Кейсарииского порта в Рим. Навстречу к казни.

Здесь когда-то стоял иродианский храм:Израиль. КейсарияВ 634 году в Палестину вторглись арабы, принявшие мусульманство, и к 639 году завоевали ее полностью. Последней пала Кейсария. История собора, а, тем более, места, на котором он стоял, очень примечательна: она замечательно отображает всё, что проходило в этомм многострадальном регионе на протяжении веков. Сначала примерно на этом месте Ирод построил в честь цезаря языческий храм Августа и Ромы. Ничего удивительного тут нет: хоть Ирод и был иудеем, но ради того, чтобы император погладил его по головке, этот великий царедворец был готов строить храм хоть чёрту, хоть дьяволу. В Кейсарии Ирод построил храм в честь Ромы и ещё один - в честь бога Митры, руины которого уже видели и на севере Израиля - храм греческому богу Пану (это тот, что с козлиными рогами и дудкой)... При всём этом Ироду хватило ума для того, чтобы не строить ничего языческого ни в Иерусалиме, ни в любом другом древнем еврейском городе - восстания были ему не нужны.

После принятия Римом христианства, языческий храм, построенный Иродом, снесли и в центре подиума стояла византийская восьмиугольная церковь, построенная епископом Кейсарийским Прокопием в 5-6 веке нашей эры. Затем после того как Византия потеряла Кейсарию, арабы разрушают собор и строят мечеть, затем приходят крестоносцы, разрушают мечеть и восстанавливают собор святого Петра. Крестоносская базилика стояла ближе к правому краю подиума, который в конце концов не выдержал ее тяжести и арки, поддерживавшие подиум рухнули вместе с церковью, причем погибло довольно много народу. Его восстановили, но! Арабы во главе с Бейбарсом, разрушают собор вместе с городом. В общем, история ещё та! Остатки всех этих строений сохранились на древней, храмовой площади Кейсарии.

Бассейн

Ещё один античный реликт внутри франкских стен - нимфеон:Израиль. КейсарияА сейчас он уже отреставрирован Нимфеон с небольшим бассейном иродианского периода и статуей греческой богиня здоровья Гигеи, которая была найдена в бассейне в 1966 г. Воду фонтана использовали для питья.

Саркофаги

На территории парка выставлены древние мраморные саркофаги, а также можно увидеть часть крыши монументального здания, украшенную геометрическими и флористическими орнаментами. Некоторые саркофаги - почти без украшений, некоторые - орнаментированы растениями и мифическими существами. Надпись на одном из саркофагов гласит, что он был подарен мужем свой любимой жене. Этот саркофаг был ограблен, о чем говорит отломанный верхний край крышки.Израиль. КейсарияВроде лицо, изображённое на этом саркофаге Горгона, но некоторые думают, что это бог сна Гипнос.Израиль. Кейсария

Израиль. Кейсария
Израиль. КейсарияСаркофаг из Кейсарии в музее (фото 1900-20)
Израиль. Кейсария

Порт
Следующий интереснейший объект посещения - это порт с 2 – мя гаванями, также построенный Иродом. Он был самым значительным сооружением Кейсарии, который имел 800-метровые двойные волнорезы, заполненные бетоном из вулканического пепла, которые привозился специально из Италии и огромной акваторией, от которой сегодня сохранилось едва ли 10 процентов.Во времена Ирода в Кейсарии был сооружен великолепный большой искусственный порт, включавший наружную гавань с волнорезом длиной 400 метров, внутреннюю гавань (частично выкопанную) и набережную. Изначально это место с песчаным дном никак не подходило для порта, а бетон в его современном виде был тогда неизвестен. Что сделали инженеры Ирода: они выстроили на берегу огромные кубические формы, наполнили их вулканическим пеплом и дроблёными кирпичами, а затем при помощи рабов затащили их в море. При контакте с водой вулканический пепел затвердел и превратился в подобие бетона. Так был выстроен удобный и большой порт, которым пользовались аж до 13-го века!Позже порт неоднократно разрушался, подвергался нападению и только во времена правления императора Анастасия (491–518 гг. н.э.) был восстановлен. После захвата города арабами порт был опять заброшен и разрушен. Восстановление его произошло в IX веке одновременно с укреплением города. В эпоху крестоносцев был построен волнорез из столбов, взятых из развалин Кейсарии византийского периода. Внутренняя гавань заполнилась наносными слоями, и в средние века на ее месте возникло поселение. Существующая теперь пристань построена после образования государства Израиль.Город-порт с большой искусственной гаванью, построенный в 10 веке до нашей эры, стал одним из крупнейших в Средиземноморье, а после падения Иерусалима административным центром и резиденцией римских прокураторов. Возведя Кейсарию, Ирод в очередной раз оправдал своё прозвище - «Ирод строитель». Единственной ошибкой Ирода Великого при строительстве Кесарии стал выбор самого места строительства: город построили на геологическом разломе и еще в античные времена после одного из землетрясений неподалеку от берега образовалась трещина: порт начал уходить под воду. Его пытались восстановить, но попытки провалились: некоторые из кораблей, заходивших в порт, терпели крушение, наткнувшись на затонувшие остатки портовых сооружений. Это древние якоря. Более поздние якоря (уже чугунные) и кувшины подняты драйверами со дна морского.Впоследствии порт постигла судьба города, т.е. он был заброшен, восстановлен и вновь заброшен. Та пристань, которую мы видим сегодня, построена в 20 веке. Когда на Святую землю пришли крестоносцы, они укрепили гавань, город и крепость на молу, которые были построены на развалинах прежних сооружений. Крепость защищала порт и была отделена от города морским рвом.Через ров был перекинут деревянный мост. Основа моста видна до сих пор на стене рва. Средневековая крепость была разрушена в 13 веке.

Сувенирно-ресторанная часть парка, вокруг порта, цитадели и "боснийской" мечети:Израиль. КейсарияЦитадель представляла собой прямоугольный форт, отгороженный от "большой земли" рвом и стеной, защищённой с флангов башнями.


Правая сторона порта, если смотреть с середины. Левая сторона и тут стоял маяк, возведенный крестоносцами.

Цитадель в конце 19 века (E. et F. THEVOZ, La Palestine Illustree, Lausanne 1888):

Только в конце 19 –го века с заселением здесь боснийцев на развалинах крепости был построен дом управляющего. Подвал дома использовался как тюрьма. В период Первой мировой войны в подвале был склад оружия. Во время британского правления генерал Алленби приказал взорвать это здание. Камни, разлетевшиеся после взрыва, видны до сих пор. В настоящее время на молу на месте цитадели крестоносцев находится 3-х этажное неопределенной формы каменное здание. Когда-то в нем размещалась тренировочная база подводников. В 1948 г. было решено организовать здесь флотилию № 13 под командованием Йохайя Бин – Нуна. Сейчас в здании расположено несколько кафе и демонстрационный кинозал. Примерно тогда же:

И в начале 20 (из архива Кресвелла):

"Боснийский" минарет. Мечеть на берегу сооружена босняками в 19-м веке, после того как их шейх взорвал стоявший здесь крестоносский маяк — его остатки видны до сих пор.Израиль. КейсарияТак то же место выглядело в июне 1938Израиль. КейсарияДальше к северу - город крестоносцев. А с ними разберемся завтра. А я напомню снимком ту территорию, которую мы прошли.

Картина дня

наверх