На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Духи лесные

ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов. В первую очередь это Боги: Тара, Святобор и Древобог.ДРЕВОБОГ —  Бог всех деревьев
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ — дух леса, владеющий воем и лесными богатствами. Имеет роскошные лесные чертоги. Его можно видеть с короной на голове в колышущихся на лесной опушке или на лесных полянах белесых туманах. Его голос можно слышать в тихом и таинственном ночном шорохе лесной листвы, успокаивающем и манящем, обещающем что-то неведомое, но желанное. Это Лесной царь старается особенно юных созданий мужского пола завлечь в свои чертоги с тем, чтобы, вырастив их у себя во дворце, женить на своих дочерях.Лесной царь управляет всеми Лешими. Он главный в лесу, властелин — лесной хозяин (Волог.); царь лесной (Новг., Олон., Костр.); он — старший и меж лесными обитателями, и меж людьми, то есть «большак» (Новг., Олон.); «дедушка» (Новг.); «дедюшка» (Вятск.); «другая половина» (Олон.); «сам» (Яросл.).Прознав, что в какой-то чаще живет лесной царь, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.

Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Но о них мы поговорим отдельно. Кроме лесного царя и Леших есть еще духи леса.МОХОВОЙ — Покровитель и охранитель лесных ягод и грибов. Способствует их произрастанию. Но не любит жадных, тех, кто начинает собирать ягоды раньше времени, до их созревания. Может завести в глушь лесную или в болото, заставить заблудиться. Когда начинаешь плутать, грибов или ягод попадается больше — это моховой подставляет, заводит. Представлялся в виде маленького старичка-моховичка: живет во мху, одежда и борода — из мха.2016-11-13_22-58-37

Этого малыша принято считать одним из самых низкорослых представителей большого семействалесных духов. Кроха эта зеленовато-бурого или защитного цвета, такого же, как тот мох, в котором он живет-прячется. Представляется в образе бодренького старичка, одетого в бараний кожух (теплый тулуп), с ярко-зелеными волосами и волосатым тельцем.Он может появляться перед людьми и в образе свинки или барана, а если захочет спрятаться — то легко превращается в маленькую коричневато-зеленую кочку. В своих владениях и показывается и исчезает он как-то внезапно. И без слов он песни-то поет и в ладоши хлопает звонко, Моховой может свистеть и аукать, хохотать и плакать, а иногда прикидывается он путником простым: без шапки только, и еще волосы зачесывает налево, а вот кафтан свой или тулуп всегда запахивает направо. Сведения о моховиках немногочисленны. В Олонецком крае говорят, что моховик — самый маленький из лесовиков, подчиненных старшему лесовику — великану, лесному царю.

На Вологодчине считали, что моховики — "маленькие, в четверть аршина, старички, так что они могут прятаться во мху, им и питаются".

По поверьям Смоленской губернии, моховой — дух, обитающий в моховом болоте. Хозяин мха (не именуемый, правда, моховиком) упоминается в быличке Новгородской области: "Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: "Зачем так делаете неладно!", если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес."

По роду занятий своих Мохового можно смело отнести к постовым или же к контролерам: он следит, чтобы ягоды-ягоды не собирали в неурочное время. Тех, кто ему попадется на этом, Моховой строго наказывает — либо в такое место заведёт, из которого очень уж трудно выбраться самому, либо заставит кружить путника по лесу, и все-то — на одном и том же месте, водит да водит кругами до той поры, пока вконец свою жертву не измотает. Но справедливости ради надо отметить, что обычно Моховой не ведёт людей на верную погибель, а лишь помучив их преизрядно, он, как правило, потом отпускает всех этих ослушников домой подобру да поздорову.

Вот примерный перечень лесных духов, да и то, думаю, что в разных областях они разнятся и отличаются.

АУКА - дух лесного эха.
ВОРСА - коми-зырянский Леший.
ГАЕВКА - внучка Лешего, покровительница зверей и птиц.
ГРИБИЧ - отвечает за хороший рост грибов.
ДЕРЕВЯННИК - дух, отвечающий за крепость ствола
ДУБЫНЯ - лесной великан.
ДУПЛИЧ - дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел.
ЗАЗОВКА - лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.
ЛЕСНЫЕ КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) - духи растущих кустарников.
ЗЕЛЕНИЦА - дух почек, отвечающая за то, чтобы деревья не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.
ЗЫБОЧНИК - дух, качающийся на ветвях.
КЛЕНИЧ - осенний славянский дух клена.
ЛЕСАВКИ - лесные духи, ближние родственники Лешего.
ЛЕСОВИК - добрый дух Леса.
ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) - дух листвы.
МАНИЛА - дух-хитрован, что манит-заманивает в лес.
МОХОВОЙ - крошечный лесной дух мха, а также ягод.
ПОДКУСТОВНИКИ - духи растущих кустарников.
ПОЛУВЕРИЦА - дух, охраняющий клады.
ПТИЧИЧ - дух, что заботиться о птицах.
ПУЩЕВИК - дух чащоб и буреломов.
3ВИДА - лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может.
СТУКАЧ - лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит.
ТУРОСИК - лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может.
ХУХА - дух лесной тайны.
ЦВЕТИЧ - цветочный дух, отвечает за красивые цветы.
ЧОМОР - один из хранителей леса
ШЕПТУН - дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу.ЩЕКОТУН - дух, охраняющий клады.
ЯГОДНИЧ  (Ягодник) — Божество, отвечающее за вызревание ягод. Хозяин и хранитель ягод. Все ягодные угодья под своей рукой держит. Привечает тех, кто в лес по ягоды ходит, но веток не ломает, кусты лишний раз не гнет. В лесу и на опушке, у края болота и в дальнем овраге: везде у Ягоднича работа найдется. Беда вот только в том, что сейчас мало кто про него помнит. Вот даже к сказке В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» кто девочке «ягодную» дудочку предложил? Старичок-лесовичек — сам лесной Хозяин. А ведь на самом деле «ягодная»-то дудочка принадлежит Ягодничу — повелителю Ягод.
ЛЕСНОЙ ЦЕРННУН.
У разных народов самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.
КЕРНУНН (Цернунн) - кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

Рассмотрим некоторых из них. БОРОВИК — мелкий дух, разновидность лешего, лесовика, хозяин и воплощение бора, тех опасностей, которые могли подстерегать в нем человека. Как и любой леший, мог строить человеку различные козни.

Боровик — в славянской мифологии — Дух бора, «хозяин» бора у славян.

Известные нам упоминания о боровых редки. На Вологчине боровики маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют» грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими.
Однако чаще всего боровой — это леший, но обитающий в определенном месте леса — в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчиненный главному лесовику — лешему.

Боровой вариант названия боровика

По славянской мифологии "почти то же, что леший, дух бора, рощи. Имеет вид громадного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Когда люди хотят увидеть борового , чтобы сговориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших в лесу (человека ли, скотину ли, собаку ли), излечил от привязавшейся в бору болезни, — приносят кошку в лес и начинают ее душить. Заслышав кошачье мяуканье, боровик выходит к человеку и вступает с ним в переговоры.​‌‌​‌‌​ Ему подчинены боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжиков; под ними и живут.

Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен — Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик — начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями.Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.

«По бору ходит боровой, хуже медведя, самый страшный.» (Арх.обл.)

ЛЕСОВИК — один из вариантов, или одно из наименований лешего. Считался одним из наиболее добрых лесных духов-берегинь. Охраняет лесную растительность и живность. Изображался с птичьим гнездом на голове, увитым плющом и покрытыми дубовой корой руками и ногами. Лесовик — это и лесной проказник с хитринкой, всегда маскируется под лес и свои подшучивания над человеком также всегда маскирует под действия леса. Но людям он все же больше помогает. Если заблудишься в лесу, то скажи: «Дед лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». Он и покажет дорогу.Рядом с лесовиком находятся и помогают ему моховой, орешич, грибич и пр. лесные духи.

Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости. Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.

АУКА — маленький, такой пузатенький, что почти кругленький, с надутыми щеками-шарами дух леса — лесовичок, который никогда не спит, ни днем, ни ночью, ни зимой, ни летом. Любит Аука позабавляться, поозорничать с теми, кто кричит в лесу, поморочить им голову. Передразнивая аукающих, может и совсем их заморочить. Будет откликаться совсем не с стой стороны или со всех сторон сразу и заведет человека туда, откуда не вдруг-то и выберешься, если вообще выберешься.Аука — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял».
Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными — 4 октября, когда лешие бесятся.

«Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки… Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать».

(А. М. Ремизов. «К Морю-Океану»)

Аука в славянских преданиях и повреьях лесной дух, который никогда не спит и всегда не прочь подшутить над случайным прохожим или заплутавшим грибником.Выглядит аука на первый взгляд довольно безобидно: это маленькое лесное существо небольшого размера с круглым выпуклым брюшком. Любимым занятием ауки всегда были шутки и розыгрыши — зимой он морочит голову потерявшемуся в лесу человеку, отзывается ауканьем сразу с нескольких сторон и может незаметно заманить в настоящую глушь, откуда выбраться будет очень непросто.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти.
Однако, несмотря на такую характеристику, аука очень добродушен. Если перечитать старинные русские сказания, в этом легко убедиться. В избушке лесного духа, которая обычно находится в глухой чаще, тепло даже в самый лютый мороз. Аука не только уводит с дороги людей (он путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей дороги) — он очень любит шутить, балагурить, но нередко может и напугать.

ЛЕСАВКИ— мелкие лесные духи, бабушки и дедушки лесовика. Живут в опавшей с деревьев листве. Бодрствуют с начала листопада и до начала зимы. В это время они копошатся в листве, шебуршат, взметают листья, кружат их, хороводы водят — всячески веселятся, а с наступлением зимы засыпают до следующего листопада. Представлялись внешне похожими на ежей, копошащихся в листве под деревьями.По другой версии Лесавки (иногда лесовички, лисунки) — в славянской мифологии дети кикиморы болотной и лешего. Нежить. Описываются как бледные очень высокие девушки с длинными чёрными волосами.По другим источникам, лесавки - дед и бабка Лешего. Они очень маленькие, серенькие, похожи на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуя с конца лета , до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршатся, копошатся — маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаятся, а потом долго спят.Еще по одной версии - Лесавки — в славянской мифологии — дети лешего и кикиморы. Так же к детям лешего относят проклятых, унесенные и уведенных крестьянских детей, а так же дети, рожденные в браке с лешачихой. Как и всякие дети они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Но смертельного вреда для людей не представляют. Одеваются в одежки изо мха и листвы, поэтому могут маскироваться на деревьях и в кустах, оставаясь незамеченными. Иногда могут принять вид причудливых веток и коряжек.лесавкаРебенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) частенько уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».

И это только некоторые из них.

Картина дня

наверх