Город Барди ( Castello di Bardi) с населением в две с половиной тысячи человек расположен в провинции Парма (Parma), в 130 км к западу от Болоньи (Bologna) и примерно в 50 км к юго-западу от Пармы, административного центра провинции. Эта массивная крепость словно выросла из скалы в центре долины реки Чено (Ceno), в месте, где в Чено впадает малый приток Новелья (Noveglia).
Хотя сегодня географическое положение и городка, и древнего замка кажется несколько изолированным от торговых путей, и туристам, чтобы попасть сюда, приходится преодолеть немалое расстояние, в cредние века, когда пути были другими – водными, например, — расположение Кастелло ди Барди считалось очень выгодным.Помимо того, что замок позволял своим хозяевам сохранять контроль над окрестными землями, городок Барди был важным пунктом на так называемой Дороге франков (Via Francigena), второго по важности паломнического маршрута средневековых европейцев, по которой паломники шли в Рим (Rome).Согласно легенде, город и замок обязаны свои названием последнему слону армии знаменитого карфагенского полководца Ганнибала (Hannibal), которого звали Бардус (Bardus) или Баррио (Barrio), и который издох в окрестностях города во время похода на Рим. Историческая же версия гласит, что название города происходит от имени благородной семьи из Ломбардии (Lombardia), которая обосновалась в этих местах примерно полторы тысячи лет назад и принадлежала к лангобардам, германскому племени, вторгшемуся в Италию в 6-м веке и основавшему, собственно, Ломбардское королевство.О существовании крепости в Барди известно со времен правления Беренгара I (Berengar I of Italy), т.е. последней трети 9-го века. В 898 году крепость приобрел Эверардо (Everardo), епископ Пьяченцы (Piacenza), который основал тут свою резиденцию и превратил замок в безопасное убежище на случай набегов венгров, разорявших тогда долину реки По (Po). До 13-го века замок принадлежал местной знати, пока в 1257 году его не купил владелец соседнего Кастелло ди Компьяно (Castello di Compiano), гибеллин (т.е. сторонник императорской власти) по имени Умбертино Ланди (Umbertino Landi) из Пьяченцы. Ланди сделал замок фамильной резиденцией, поэтому иногда крепость называют еще замком Ланди. У подножия массивных стен замка состоялось немало сражений гибеллинов с гвельфами, окончательно победить которых удалось только в 1313 году.Ланди правили этими землями около четырех веков. В 15-м веке семейство перестроило и обновило замок, чтобы придать ему более современный вид и приспособить к изменившимся условиям ведения войн. К середине 16-го века Ланди были настолько влиятельной и мощной силой, что в 1551 году Карл V (Charles V), император Священной Римской империи (Holy Roman Empire), даровал им привилегию чеканить собственные деньги, и на протяжении 16-го и 17-го столетий они все переустраивали и совершенствовали замок. К концу 16-го века замок стал поистине королевской резиденцией с художественной галереей, семейным архивом, богатой библиотекой и коллекцией старинного оружия. В 1682 году Дарио Ланди (Dario Landi), сын последней влиятельной владелицы замка, Полиссены Ланди (Polissena Landi), уступил город и замок вечным соперникам своей семьи, Фарнезе (Farnese). Потом замок перешел к Бурбонам (Bourbon) и на протяжении всего 19-го века продолжал разрушаться и даже успел послужить судом, муниципалитетом и военной тюрьмой. Пустел город, многие жители которого эмигрировали, ветшал замок. Восстановление этого важнейшего исторического памятника началось только после объединения Италии.Как говорят в замке произошла удивительная, но грустная история любви! В середине XV века замок осаждался врагами. Войском замка командовал капитан Мороэлло. Он был страстно влюблён в одну из придворных дам Ланди, Солесте. Прекрасная Солесте тоже любила капитана и любовь их была прекрасна! Молодые гуляли по паркам, по дорожкам, усыпанными листьями... Всё шло к свадьбе. Однажды Мороэлло во главе войска, которое шло под флагами Ланди, отправился на сражение. Каждый день Солесте поднималась на башни замка и пристально всматривалась в даль — нет ли гонца от любимого? Через несколько дней Солесте увидела вдали войско... но оно шло под вражескими флагами! От отчаяния, что любимого убили, Селеста бросилась со стен замка в пропасть! Она так и не узнала, что Мороэлло жив — просто капитан приказал повесить рваные вражеские флаги на оружие в знак презрения к врагу! Узнав о смерти любимой и о том, что его приказ убил её, капитан тоже покончил с жизнью, бросившись со стен замка вниз… . И вот уже 6 веков призрак капитана ходит по замку и ищет свою Селесте. Там, где он проходит, остаются свежие листья клёна, которые уже не растут в окрестностях замка много веков. На древних портретах, которые висели на стенах замка, все могут увидеть кленовые рощи с листьями, похожими на ладони людей! В XVII веке род Ланди угасает….. Замок пришёл в запустение, а все земли отошли Бурбонам.Там, где есть замок, рано или поздно появляются и истории о привидениях. Вот уже почти 20 лет, как в Барди в погоне за сенсацией приезжают журналисты и специалисты по паранормальным явлениям, надеясь подтвердить существование призраков, на которых жаловались местные жители. Кто-то видел некую молочно-белую фигуру, материализовавшуюся прямо из воздуха, кому-то повезло наткнуться в замке на преклонившего колени рыцаря, кто-то даже пытался их сфотографировать, но очевидных доказательств так пока и не найдено, что не мешает местным гидам рассказывать печальные легенды о несчастных возлюбленных, которые обычно заканчивают смертью.Сегодня замок Барди принимает в своих стенах множество местных культурных мероприятий, а тщательно восстановленные старые мастерские, конюшни и смотровая башня открыты для туристов. В церкви на территории замка можно увидеть уникальные работы художника Франческо Пармиджанино (Francesco Parmigianino). Каждое лето, до конца октября, в Барди проводят средневековые фестивали, которые сопровождаются ярмарками, музыкой, танцами и аутентичными костюмами.Закрыт замок для посещений с ноября по апрель...Замок Барди состоит из трех частей, находящихся на разных уровнях: самая новая - нижняя часть, через которую и начинается попадание в крепость. Можно просто от кассы пройти по мощеному пандусу к Нижним воротам, а можно взять левее и спуститься-углубиться в лабиринт Равелина.Равелин - конструкция XVII века, созданная на месте открытой площадки у подножия стен Замка через которую шел подъем к Главным воротам. Эта площадка являлась весьма уязвимой в случае осады неприятелем, т.к. не имела серьезных защитных укреплений. Структура построенного равелина его весьма хитроумна:
- разделен на множество небольших блоков, сообщающихся коридором-змейкой
- каждый блок и каждый поворот коридора простреливается сквозным огнем из специально предусмотренных на этот случай бойниц
- бастион, в котором находятся нижние ворота, имеет верхнюю площадку, с которой вся конструкция также легко контролируется и простреливается на случай попытки штурма "по верху".При строительстве равелина был создан бастион, в котором теперь стали находиться Новые (нижние) ворота. Поднявшись на бастион можно убедиться в двух вещах:
1) Слияние двух рек Чено и Новелья находится под полным контролем Замка, причем отлично простреливаются оба современных моста, вставших на месте старых дорог. И хотя транспортное значение рек уже давно в прошлом, но и сейчас отлично видно, что они могут быть очень даже полноводными при разливе.
2) Бойницы верхней площадки расположены таким образом, чтобы любой, появившийся на дороге, ведущей к Замку, сразу бы попадал под прицел.Миновав бастион, мы оказываемся у Главных ворот, открывающим доступ во вторую часть замка, которая сохранилась со времен реконструкции XV века. Когда не было равелина, то вокруг замка с этой стороны подход к воротам преграждал ров (его остатки можно увидеть и сейчас), поэтому ворота имели подъемный мост (прорези для механизма моста хорошо видны). Не знаю насчет XV века, но створки ворот производят впечатление повидавших многое на своей долгой жизни.
Войдя в ворота, мы попадаем в Караульную, состоящую из двух больших залов со сводчатыми потолками. Налево есть вход в помещение, где можно поиграть в Средневековье: примерить на себе рыцарский шлем, подержать в руках рыцарский меч и даже сфоткаться с топором палача в руках (вынуть его из плахи не удастся - вогнали его в нее намертво).
Сводчатое помещение Караулки интересно тем, что в ней есть два герба семейства Ланди: один на дальней стене, а второй на полу выложен мозаикой. Пройдите к дальней стене в угол и обернитесь: вы увидите, что место для мозаики выбрано не случайно - герб всегда освещается лучами солнца через окно. Этот эффект заметен именно из второго зала Караулки уже на выходе, от входных ворот ничего такого не видно.
Выйдя из Караулки, мы попадаем в ту часть Замка, которая имела служебное назначение: здесь был центр хозяйственной жизни, который позволял прокормить без малого 400 человек в течение 5 месяцев осады. Всякие амбары и хлева, конюшни и мастерские сейчас заполнены тематическими предметами, т.ч. можно заглядывать во все открытые двери. Наибольший интерес вызывает ледник: сразу же по выходу из Караульной справа будет дверь - нам туда. В глубине этого помещения находится собственно ледник в виде однокомнатного домика приличного объема, зимой с расположенного выше Двора Оружия по специальным тоннелям в него скидывали снег, который потом и обеспечивал хранение запасов знойным летом. Крюки для подвешивания туш в наличии все еще имеются, т.ч. объект вполне функционален.Через внутренние дворики-проходы-переходы поднимаемся еще выше и попадаем на Двор Оружия - огромная открытая площадка, служащая авансценой для Палаццо с его шикарным Парадным входом.
Терраса Двора Оружия обращена в сторону городка и, глянув вниз, можно оценить высоту стен, которую неприятелю нужно было бы штурмовать, окажись он на предзамковой площадке, послужившей потом местом строительства равелина - а ведь это было самое удобное место для штурма, т.к. с других сторон Замок является вообще неприступным. С Двора Оружия можно попасть на Сторожевую галерею, которая огибает Замок со стороны равнины (она проходит поверху здания, в котором расположены два музея) - с нее очень хорошо поразглядывать Бастион с Нижними воротами и оценить многоуровневую спираль созданного прохода к Главным воротам.По пути на Двор Оружия слева остается здание бывших казарм, в котором расположен Музей быта, воссоздающий в своей экспозиции разные стороны городской жизни разных слоев населения и профессий.
Пройдя по Сторожевой галерее, выходим во Двор Колодца. Впрочем, настоящего колодца здесь нет. На самом деле в утробе скалы оборудована цистерна для сбора дождевой воды и горловина, которую мы видим, является как раз горловиной этой цистерны. Зато возвышающаяся над Двором Колодца главная башня самая настоящая и самая старая постройка существующего Замка: после превращения Старого замка в роскошный Палаццо в ходе перестройки XVI-XVII веков - это все, что осталось от крепости XIII века.Прямо по курсу, пересекая Двор Колодца, - вход в жилые покои владельцев Замка. Как понимаете - это пыточная. Средневековая кухняГлавный залСами залы абсолютно пусты и, увы, утратили практически все свое роскошное убранство XVI-XVII веков, когда Старый замок был перестроен в Палаццо и когда он мог похвастаться художественной галереей, семейным архивом, богатой библиотекой и коллекцией старинного оружия.
В одном зале сохранились на потолке остатки росписи XVI века, в одном зале сохранился необычный камин, в нескольких залах - деревянные потолки с резными элементами, расписными фризами и винтажными люстрами.
По ходу передвижения по залам Палаццо можно выйти на террасу, виды с нее позволяют восстановить энтузиазм для продолжения осмотра. Поскольку единственный музейных служитель в Замке - это кассир при входе, то можно взять с собой перекусить/попить и на этом балкончике устроить небольшую трапезу на свежем воздухе в духе Позднего Возрождения. Из залов Ланди выходим во внутренний дворик Палаццо - Двор Славы и Почестей. Когда-то это был Двор Оружия в том небольшом замке, который возник в XIII веке вокруг Донжона. По мере разрастания Замка у него появился новый огромный Двор Оружия, способный вместить многочисленный крепостной гарнизон на учениях и смотрах. Старый Двор Оружия превратился во внутренний дворик Старого замка, все больше и больше терявшего оборонную функцию. В его нынешнем виде он является результатом грандиозной перестройки Старого замка в XVI-XVII веках под комфортабельное жилище, поэтому мешанина крепостного зодчества с дворцовыми изысками придает ему очаровательную непосредственность. Выходя во двор, обернитесь и прочитайте надпись на дверном портале: еще в 60-х гг XX века в Замке располагался муниципалитет, а до этого он побывал местом нахождения и военной тюрьмы и суда, т.ч. неудивительно, что от интерьеров ничего не осталось.Нужно обязательно зайти в Портик:
во-первых, на его полу остались следы от ворот - во времена использования Замка "не по назначению", он был дополнительно перегорожен решеткой;
во-вторых, в Портике слева есть дверь, ведущая в Капеллу Принцев: попасть в нее нельзя, можно только через решетку рассматривать пол, на котором галькой выложена эмблема маркизов Ланди - две вьющиеся змеи, увенчанные короной;
в-третьих, в Портике справа есть дверь, ведущая в Донжон. Помните я рассказала легенду о любовной истории. Так вот. Об этой легенде придется вспомнить, т.к. поднимаясь на верхнюю смотровую площадку Донжона, вы увидите сначала экспозицию, посвященную истории научного изучения сего паранормального явления. Представлены фотографии привидения во всех мыслимых спектрах излучения. Потом вы увидите камеры заключения, оборудованные на этажах Донжона. Потом вы попадаете на смотровую площадку, с которой открываются захватывающие виды.
Свежие комментарии