На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Золотой век Голливуда. Дина Дурбин

«Вначале была пластинка. Когда на всесоюзной студии грамзаписи решили выпустить серию «Мелодии зарубежного экрана», составлять программы которой предложили мне (Глеб Скороходов), у меня возникло страстное желание сделать диск Дины Дурбин. Актрисы, полюбившейся с детства, актрисы, голос которой, звучавший с экрана, волновал и восхищал, был непохожим на другие, казался неповторимым.
Но где взять записи? Помогли друзья - без них не обойдешься. Из Госфильмофонда мне прислали фильмы с участием Дины Дурбин. Мы переписали фонограммы с кинопленки на магнитную ленту и в сердце студии, называемом Ортофон, нарезали пластинку «Поет Дина Дурбин».
Самое неожиданное началось, когда эта пластинка вышла. Я не о ее успехе - выпустили два тиража, а в магазинах ее не отыскать - расходилась мгновенно. Но однажды секретарь студии Аллочка протянула мне конверт: «Вам письмо от Дины Дурбин». «От кого? - я не поверил своим ушам - От Дурбин? Что, с того света?» Аллочка серьезно сказала: «Нет, из Парижа, абонементный ящик 767». Я в волнении распечатал конверт - из него выпал листок бумаги с напечатанным на машинке английским текстом. И подпись от руки - Дина Дурбин. Невероятно! Вот когда я пожалел, что не знаю английского. Но почему-то все же начал читать непонятные мне слова, а вдруг что-нибудь разберу: ведь по-немецки-то я понимаю! Ничего из этого не вышло. Перевод сделала студийная «англичанка» Юля: «Дорогой мистер Скороходов! Я испытала радость, когда получила от моего друга посылку с Вашей пластинкой. Мне хотелось бы узнать, шли ли мои фильмы когда-нибудь в России? Показывали их дублированными или на языке оригинала? Знают ли меня в Вашей стране?»
Потрясающе! Дина Дурбин обращается ко мне и хочет что-то узнать! Реальная! В это нельзя было поверить. Это у Вуди Аллена можно из зрительного зала войти в экран, как в «Пурпурной розе Каира». Мир же, в котором жила в своих фильмах Дина Дурбин, казался абсолютно недоступным. И письмо ее я воспринял как весточку если не с того света, то, по крайней мере, с другой планеты. Планеты детства или юности.
Впрочем, письмо поразило меня еще и по другой причине. Известно: покинув Голливуд, актриса дала обет молчания. Она не принимала журналистов, отказывалась от любых интервью, держала в тайне домашний адрес, не говоря уже о телефоне. Никто не мог с уверенностью сказать, жива ли она. Неизвестность длиною более чем в сорок лет окружала ее. И вот эти неожиданные строчки с вопросами, свидетельствующие о том, что Дина Дурбин вовсе не утратила интереса к кинематографу. Мои друзья и знакомые, а среди них - главный специалист по зарубежному кино Владимир Дмитриев, возглавлявший Госфильмофонд, в один голос говорили, что это сенсация!
Я подробно рассказал Дине обо всем, о чем она спрашивала: о ее фильмах - и о тех, что наш прокат в свое время покупал, и о тех, что появились у нас на экранах с одинаковыми надписями «Этот фильм взят в качестве трофея после победы Советской Армии в 1945 году» и без всякого указания кто в картине снимался. Но зрители всегда узнавали любимую актрису, и молва шла из уст в уста: «Обязательно посмотрите новый фильм с Диной Дурбин!» Рассказал и том, что ее ленты хотя и изредка, но идут по нашему телевидению, и о ретроспективах, что ежегодно, а то и чаще, устраивает московский «Иллюзион», показывая добрый десяток с нею, и даже о календаре на текущий год, большого формата, с отличным ее портретом на обложке.
В заключение не постеснялся сам задать несколько вопросов, показавшихся мне очень важными. Повторять их нет смысла, поскольку будет ясно из ответов Дурбин, которые я получил по нашим временам очень быстро: из Парижа в Москву они летели на самолете всего лишь четыре недели!
Одно только стоит разъяснить. В тот момент я как раз готовился к передаче о Франческе Гааль и потому спросил Дину, знала ли она, что «Весенний парад» (в нашем прокате - «Весенний вальс») - это американский вариант одноименной австрийской ленты 1934 года с Гааль в главной роли?
Кадры из фильма "Весенний вальс"

В пакет с письмом актриса вложила одну из своих лучших фотографий с трогательным автографом, а на пакете печатными буквами вывела фломастером адрес получателя. По-русски. И обратный тоже. Что не помешало кому-то разрезать пакет с двух сторон и ознакомиться с его содержимым. Вот и верь после этого, что теперь у нас нет цензуры! Радуйся тому, что он, пусть и грубо заклеенный скотчем, все же дошел до тебя.
Вот что писала Дина:
«Сентябрь 1991.
Дорогой Глеб Анатольевич! Какое же удовольствие я получила, прочтя Ваше письмо и узнав, что меня все еще любят в Вашей стране. Вы очень добры ко мне, очень мне польстили, но я в самом деле была необыкновенно счастлива, узнав из Вашего письма о том, что мне было неизвестно.
А теперь постараюсь ответить на Ваши вопросы, правда, память у меня теперь не та, что в прежние годы.
Я начала свою карьеру в радиошоу Эдди Кантора. Мой первый фильм - «Три милые девушки» - был снят в те же времена: публика хотела увидеть маленькую девочку, которую до того она только слышала. Картина понравилась, и мы сделали другую - «Сто мужчин и одна девушка», о ней Вы писали. Так все началось.
Я действительно пела арию из «Мадам Баттерфляй» в шоу Эдди Кантора, но не помню, в первой ли программе.
До последнего времени я не знала, что первый вариант «Весеннего парада» сделали раньше. Нет, я никогда не встречала Франческу Гааль и не видела ни одной ее картины.
Не могу сказать, какой из фильмов, в которых я снялась, мой самый любимый. Каждый из них вызывает во мне воспоминания, связанные с моей личной жизнью, и с профессиональной деятельностью. И каждый был по-своему дорог в те времена, когда он делался. И все же особенно я ценю картину «Рождественские каникулы», в ней я впервые сыграла драматическую роль. Эта работа резко отличалась от всего, что я делала раньше.
Другой фильм, о котором Вы написали - «Сестра его дворецкого». Его режиссер Фрэнк Борзэйдж снял несколько фильмов, которые я очень люблю, - «Твердыня человека» со Спенсером Трейси, «Прощай, оружие» с Гэри Купером.
Я снялась в двадцати одном фильме. Шесть из них поставил Хенри Костер, который тоже был прекрасным режиссером.
Перед моим нынешним мужем Чарльзом Девидом поставили сложную задачу - снять со мной музыкальную комедию о том, как раскрывают тайну убийства! Не думаю, что до этого кто-нибудь пытался сделать нечто подобное, но у него это очень хорошо вышло. Фильм назывался «Леди в поезде».
Если у Вас возникнут еще какие-либо профессиональные вопросы, пришлите их в переводе на английский.
Разрешите поблагодарить Вас за Ваше интересное письмо и передать мои наилучшие пожелания.
Искренне Ваша Дина Дурбин».
Дина Дурбин с родителями

Она родилась в Канаде. Родители - ирландцы, приехавшие из английского Ланкашира. Затем из Канады все семейство переехало в США, в Лос-Анджелес. Мать Ада Рид всю свою силу любви вложила в воспитание дочери, из которой она мечтала сделать звезду. Все равно какую, но звезду непременно! С пяти лет Дина села за фортепиано. Учась в школе, посещала дополнительные занятия по гимнастике и танцу. День у девочки был расписан по минутам - на прогулки с подругами и пустую болтовню мать времени не оставляла.
А когда у тринадцатилетней девочки обнаружился голос, ко всему прибавились трехчасовые занятия вокалом. «Ты должна использовать все возможности, отпущенные тебе богом» - не уставала повторять мать. Дина соглашалась с нею, не замечая, что она лишена детства и отрочества.
Однажды за ужином семейство слушало радио - шел «Час Эдди Кантора», знаменитого американского комика, прославившегося на Бродвее и на экране.
«Я объявляю конкурс среди лиц, не достигших пятнадцати лет! - сказал Эдди. - Только не везите мне вундеркиндов, задравших нос после первых концертов. Лучше, если это будут ваши дети, завоевавшие ваши симпатии в семейном кругу. Победителей ждет прямая дорога в грамстудию «Одеон» или в павильон Голливуда на МГМ!» Голос четырнадцатилетней девочки Эдди Кантору понравился. «Как тебя зовут?» - спросил он. «Эдна Мэ» - девочка назвала свое подлинное имя. «Имя придется сменить. «Эдна» - в этом слышится что-то стервозное, а «Мэ» - фамилия для клоуна. Это мы придумаем. А вот спеть ты должна что-то такое, чтобы сразу запомниться слушателям. Оперную арию сможешь?» «Она все сможет, если надо!» - сказала мать.
«Тогда пусть разучит к передаче арию Мадам Баттерфляй. Предсмертная ария покинутой жены в устах ребенка! Мимо такого пройти нельзя! - воскликнул Эдди и рассмеялся - Я сделаю тебя знаменитой!»
Он не ошибся. Едва закончился его традиционный час, как в студию позвонила сама Мэри Пикфорд, звезда немого кино и владелица крупной голливудской фирмы. «Пригласите девочку на пробу. Кино - не радио. Надо посмотреть как она выглядит на экране!» И в скором времени кинопроба была сделана. Кадр из короткометражки "Каждое воскресение"

Десятиминутная лента «Каждое воскресенье» - это уникальный фильм с Диной Дурбин. Ее первое появление на экране. Проба пера. «Каждое воскресенье» многое определило в жизни девочки. Во-первых, студия «Юниверсл» подписала с ней сразу долгосрочный контракт, по которому мать юной актрисы могла получать за нее очень приличную сумму до той поры, пока Дине не исполнится восемнадцать. Во-вторых, первая Динина короткометражка содержала и характер ее героини, и сюжетную схему, в которой она действует. Девочка, устраивающая счастье взрослых, - сколько здесь богатейших возможностей! В каждом своем последующем фильме Дина, пройдя через десяток комических ситуаций, проявив упорство и настойчивость, приходила к желаемой цели: благополучному финалу, которого ждали зрители и в неизбежность которого свято верили. Хотели верить. И радовались, что Дина никогда не обманула их ожиданий. Как это было в ленте «Сто мужчин и одна девушка» - эта картина первой появилась на наших экранах. Постер к фильму "Сто мужчин и одна девушка"

Или «Секрет актрисы» (на ДВД он вышел под названием «Без ума от музыки»- примеч.), в котором героиня Дины, ко всеобщему счастью, находит для своей матери, эффектной кинозвезды, прекрасного мужа - талантливого композитора, с отцовской щедростью сочиняющего песни для обретенной дочери.
Кадры из фильма "Без ума от музыки"

Впервые я увидел Дину Дурбин на экране на курорте. Мама взяла меня с сестрою на вечерний сеанс в открытый кинотеатр и мы с восторгом следили за приключениями девочки, которая находит для безработного отца-тромбониста и сотни его коллег знаменитого дирижера, не устоявшего под натиском ее уговоров и согласившегося возглавить целый оркестр безработных музыкантов! На первом же его выступлении девочка в белом платье с воротничком в блестках, сияя счастливой улыбкой, пела без всяких репетиций чудесную арию, и хотелось аплодировать ей вместе с теми зрителями, что были на экране.
О популярности в нашей стране этой девочки, от которой я не мог отвести глаз, могу судить по такому факту из личной жизни. Мне очень не хотелось идти в школу, в первый класс: в детском саду было лучше. Мама сказала: «Будешь учиться - тебя станут пускать в кино без родителей. Пойдешь когда захочешь. На Дину Дурбин!» А много лет спустя, после окончания учебного года без троек в табеле, подарила мне огромную коробку шоколада - дефицит по тем временам страшный. На крышке этой коробки была изображена знакомая девочка из американского кино с поленом под мышкой.
Я написал об этом Дине, и она прислала мне фотографию девочки с коробки. Ту самую. Правда, не с поленом под мышкой, а оперевшуюся на березовую изгородь, почему-то ликвидированную «Красным Октябрем». Кстати, Дина прислала фото сама, я не просил ее об этом.
«Все родители мечтали, чтобы их дети были похожи на моих героинь, - написала она. - К сожалению, они не знали, насколько моя жизнь не походила на ту, что я изображала на экране».
Приходится только удивляться, как Дине удавалось оставаться в каждом фильме веселой и жизнерадостной, беззаботной и озорной. На гонорары от первых ее лент мать, понимая, что без высокого профессионализма в Голливуде не удержишься, наняла для дочери педагогов по актерскому мастерству, сценическому движению и главное - профессора по вокалу, с которым Дина за два года прошла полный курс консерватории. Это все дополнительно к тому, что почти ежедневно она 8-10 часов проводила на съемочной площадке!
Джо Пастернак, Дина Дурбин, Харольд Адамсон, Джимми МакХаг, Чарльз Хендерсон

Результат? Каждый ее фильм приносил ей новый успех. И вскоре за комплекс ролей девочек, сыгранных ею, Дина Дурбин в шестнадцать лет получает высшую награду Американской академии киноискусства - Оскар.
Кадр из фильма "Три милые девушки"

Во всех своих двух десятках фильмов Дина фактически сыграла только две роли. Сначала - этих самых премированных девочек, а потом, когда ей исполнилось семнадцать, перешла к своей второй роли - девушек, устраивающих свое счастье. Кадр из фильма "Я буду твоей"

Тогда же она впервые поцеловалась на экране: робко, застенчиво и на одно мгновение. Впрочем, по-другому целоваться запрещал знаменитый кодекс Хейса, долгие годы правивший бал в Голливуде. По этому кодексу поцелуй в фильмах не мог продолжаться более трех секунд! Удивительно, не правда ли! И режиссеры прибегали ко всяким ухищрениям, чтобы показать, что у их героев далеко не трехсекундные страсти!
Дина с матерью

Стремясь освободиться от материнской опеки, Дина поспешно выходит замуж. Брак длился меньше года, за ним последовал второй, еще более короткий. Она заботилась не о семье, а о работе.
Кадр из фильма "Первый бал"

«Первый бал», где Дина впервые появилась в роли девушки, показал, что актриса прекрасно справляется с новым для нее персонажем. И поет также хорошо, как и прежде. «Первый бал» снимали после имевшего бешеный успех «Большого вальса», когда продюсеры считали, что отныне делать музыкальный фильм без вальса Штрауса - значит проявить дурной вкус! Вот и Дина поет на балу фантазию на темы знаменитого венца.
Помогал Дине во всем ее постоянный продюсер Джо Пастернак, фигура в кино известная. Это он руководил всеми лентами с венгерской звездой, его соотечественницей Франческой Гааль, а позже фильмами с Марио Ланца. Пастернак был, бесспорно, выдающимся специалистом музыкального фильма.
Для Дины Дурбин он установил несколько железных правил. Каждая ее лента должна содержать минимум три музыкальных номера: шлягер, народную песню и оперную арию. Зрители еще и еще раз смогут убедиться в разносторонности ее певческого таланта. Далее. Любой ее фильм подавал актрису как можно эффектнее. Известен театральный закон: величие короля играет его окружение. У Пастернака окружение играло восхищение красотой и обаянием Дины Дурбин. Не заметить и то, и другое зритель уже просто не мог! К тому же сам продюсер подбирал и партнеров для актрисы. Он приглашал в ее фильмы на роли влюбленных ни в коем случае не красавцев, а актеров с хорошими, открытыми лицами, «простых парней», от соседства с которыми прекрасные данные Дины Дурбин становились еще прекраснее. Роберту Тейлору или Кларку Гейблу тут оставалось только отдыхать.
И, наконец, в каждой своей картине Дина Дурбин творила добро. Ее героини были энергичными, настойчивыми, целеустремленными, но всегда честными, справедливыми. Теми, которые никогда не прибегают к подлости, уважают и заставляют уважать человека любой профессии вне зависимости от того, набит или пуст его кошелек. Главным мерилом для героинь Дурбин всегда оставались человеческие качества - шла ли речь о шофере, дворецком, мойщике окон или капельмейстере. Впрочем, такой Дина Дурбин была и в жизни. Сужу по такому для кого-то, может быть, незначительному, но для Дины характерному факту. Наша переписка получила успешное продолжение: у меня нашлось немало новых профессиональных вопросов, я рассказывал Дине о вечерах, посвященных ее творчеству, которые мне довелось провести в Киноцентре, о статьях в солидном издании «Великие и неповторимые», где речь шла о ней, и тому подобном. И она отвечала на все письма. Иногда двумя-тремя фразами, иногда подробно, но никогда не оставляя без внимания ни одно послание. И объясняла причину задержки ответа, если таковая происходила:
«Дорогой Глеб! Пожалуйста, извини меня, что так долго не могла ответить на твое письмо, но весь декабрь оказался ужасно занят: это связано с днем моего рождения, Рождеством и так далее. С утра до вечера у меня не оставалось свободного времени - я получила много поздравлений, подарков, цветов и должна была послать сотни ответов с наилучшими пожеланиями и благодарностью. А секретаря у меня нет, я сама печатаю на машинке одним пальцем, и на ответы уходили целые дни.
С большим интересом прочла твое письмо о том, как ты чувствуешь и понимаешь те образы и характеры, что я сыграла на экране. Мой «метод» работы над ролью прост и несложен. Он инстинктивный. И у меня нет ни правил, которым я следовала, ни образцов, которым я подражала, делая что-то в кино. Нет никакого регламентированного способа игры. Вернувшись из поездки, посвященной моему дню рождения и посещению членов моей семьи, я поняла, что госпожа Шатина из «Мост-медиа» находилась в Париже как раз в те дни, что я отсутствовала. Я написала ей еще раз, но снова не получила ни слова в ответ. Может быть, мои письма не дошли по назначению: например ошибка в адресе или задержка в почтовых отправлениях. Я не хотела бы, чтобы она подумала, что я не послала ответа.
Пожалуйста, прошу тебя не извиняться за публикацию моего письма к тебе в газете «Культура». Я могу испытывать только чувство гордости, что в вашей стране есть люди, которые помнят меня, интересуются сведениями обо мне.
Я постоянно думаю о тебе хорошо. Дина».
Постеры из фильма "Сестра его дворецкого"

После выхода на наш экран «Сестры его дворецкого», помню, все поразились: Дина Дурбин поет по-русски! Русские песни, да еще какие!
Шла война. Американцы в ней были нашими союзниками, и в 1943 году, когда снималась картина, в Голливуде посчитали необходимым вставить в нее наши песни. «Русский друг моего аккомпаниатора, - написала мне Дина Дурбин, - научил меня словам русских песен, которые я пою в «Сестре его дворецкого». Он предложил мне на выбор несколько мелодий. Из них мы и составили попурри, которое звучит в этом фильме».


Русским другом был пианист Макс Рабинович, который аккомпанировал Вертинскому во время его гастролей а Америке. Дине он подсказал песни. Запомнившиеся ему еще с дореволюционных времен, песни, которые у нас в сороковые годы исполнять категорически не рекомендовалось. И, конечно, в программу из цикла «В поисках утраченного» мы включили весь русский блок Дины Дурбин.
«Сестру его дворецкого» смотрели с восторгом не только в Москве и других наших городах. Во всем мире картина имела оглушительный успех. Критики называли ее «триумфальным парадом Дины Дурбин» Но думаю, что дело не только в ней. Голливудцы угадали настроение зрителей, сделав в военное время ленту, в которой не было и намека на тяготы жизни. Все комфортно, романтично и весело, как в мирные дни, о возвращении которых все мечтали. Дина, конечно, в этом фильме блистала. И пела божественно.
В том же 1943 году, когда появилась «Сестра», Дина передала главе фирмы «Юниверсл» Карлу Леммлу-младшему повесть Сомерсета Моэма «Рождественский праздник» с просьбой прочесть ее. Через несколько дней Дина встретилась с Карлом и сказала, что хотела бы сыграть в экранизации повести. «Кого сыграть? Эту, простите, шлюху?» На что Дина ответила: « Мы могли бы легко изменить ее профессию. Она станет, например, певичкой портового кабачка, и тогда можно будет включить в картину несколько песен». Карл явно раздражался: «Но каких? Что может петь певичка в таком злачном местечке? И поймите же - это совсем не ваша роль, драматическая. Публика привыкла, что вы несете ей свет, а здесь - чернота и безрадостный финал!» «Мистер Леммл! - Дина была очень серьезна. - Не может актриса столько лет играть одно и то же! Она в конце концов неизбежно исчерпает себя. Я должна изменить свое амплуа». Дина настояла на своем. Непохожую на другие картину «Рождественские каникулы» снимал известный режиссер Роберт Сьодмак. Кадр и постер фильма "Рождественские каникулы"

Снимал на деньги самой актрисы, получившей наконец драматическую роль. С ней она, по признанию рецензентов, справилась блестяще. Но... Наша зрительская консервативность! Как часто мы не хотим видеть на экране то, что непривычно, выходит за рамки устоявшихся представлений! Многочисленные члены клубов поклонников Дины Дурбин и в Америке и в Англии встретили «Рождественские каникулы» в штыки. Фаны бойкотировали картину. У входа в кинотеатры они устраивали пикеты с плакатами «Не ходите на этот фильм!», «Верните нам нашу Дурбин!» и «Юниверсл» вынуждена была сдаться. Следующий фильм с Диной Дурбин сняли по знакомой зрителям схеме. Актриса снова одерживала победу над трудностями, находила свое счастье и пела. Вселяла во всех веру, что все к лучшему в этом лучшем из миров. Все вернулось на круги своя.
Кадр из фильма "Леди в поезде"

Муж Дины - Чарльз Дейвид, до этого не снимавший ее, сделал с женой необычную картину - «Леди в поезде», детективную историю, комедию с убийством, расследованием и песнями, конечно. Но это не был выход. За «Леди в поезде» последовало еще несколько картин прежнего типа. Каждая была не лучше предыдущей.Не удержалась, простите, поставила обложку с которой вырускался фильм на ДВД

В 1948 году, не дожидаясь премьеры последней картины Дурбин «Ради любви к Мэри», Карл Леммл-младший прислал ей странное письмо. «Ввиду увеличивающегося безразличия к вам публики, - читала Дина, - мы выплатим вам жалованье, следуемое за три фильма, и в дальнейшем ваш контракт останется без возобновления». Это было подобно пощечине. За двенадцать лет работы на студии, ей казалось, она заслужила хотя бы человеческого разговора.
Джо Пастернак, перешедший к тому времени на студию «Метро-Голдвин-Майер», немедленно прислал Дине приглашение работать с ним. Но она уже приняла решение: покинуть Голливуд и оставить кино. Ей было двадцать шесть лет.
С мужем и двумя детьми - Джессикой и Питером - она переселяется в Европу. Живет под Парижем, в скромном двухэтажном особнячке, отгородив себя от огромного мира. Не встречается с журналистами, поет только в семейном кругу. Одному настойчивому репортеру, которому удалось поймать актрису на улице рю де Вивье, у ее дома, сказала: «Дины Дурбин нет больше. Есть Эдна Мэ, не имеющая ничего общего со звездой Голливуда!»
И все же, когда Дине Дурбин исполнилось семьдесят, я поздравил ее и от имени кинокомпании «Мост-медиа» пригласил посетить Москву. Вот что она ответила: «Не могу выразить словами, как была счастлива узнать, что в твоей стране все еще существует симпатия к моему творчеству. Приглашение посетить Москву и встретиться с моими многочисленными друзьями обрадовало меня, но боюсь, что буду вынуждена отказать. Я получала много предложений вернуться на экран, выступать в концертах, на телевидении, встречаться с прессой, но всегда отвечала отказом. Ваше предложение чудесно, и я бы с удовольствием дала согласие. Однако в течение многих лет все воспринимали мои отказы с такой любезностью и пониманием, что было бы некорректным и неделикатным с моей стороны делать какие-либо исключения. Еще раз благодарю тебя. Я могу испытывать только чувство гордости, что есть люди, которые помнят меня. С пожеланием счастья Дина Дурбин»
Несколько лет назад в Доме ученых в Дубне проходил вечер, посвященный Дине Дурбин. Меня попросили провести его. В зале сидели известные физики, такие, как Бруно Пантекорво, и молодые. После вечера ко мне подошел улыбающийся человек в тюбетеечке, глаза его светились радостью. «Академик Мещеряков, Михаил Григорьевич, - представился он. - А вы знаете, я ведь видел Дину Дурбин в Нью-Йорке! Сразу после войны нас, группу ученых, включили в состав делегации на открытие ООН. Для русских тогда устроили большой прием, и хозяйкой бала была, к нашей радости, сама Дина Дурбин. Как она хороша в жизни - лучше, чем на экране! А уж когда она запела для нас русские песни, все застонали от восторга! Никогда не забуду ее!»
И еще одна история в заключение.
Накануне премьеры передачи по телевидению мне позвонила зрительница: «Ольга Ивановна Беляева, - представилась она и попросила: - Не можете ли вы завтра сообщить интересный факт о Дине Дурбин?»
Я объяснил, что все передачи сдаются за десять дней до эфира. «Но может быть, вам пригодится мое сообщение в дальнейшем?» - сказала Ольга Ивановна и поведала следующее.
Она - сестра летчицы Рудневой, одной из «ночных ведьм», как их называли немцы. Астроном Николай Степанович Черных из Крымской обсерватории, назвав открытую им звезду в честь героини-сестры, предложил Ольге Ивановне: «Следующую звезду я назову вашим именем!» «Не надо, - отказалась она. - Лучше назовите ее именем актрисы, которая помогла мне выжить. Во время войны я потеряла мать, отец погиб на фронте, я осталась одна в пустой квартире, и избавиться от депрессии, от неверия, что жизнь возможна без близких, помогла мне Дина Дурбин, на фильмы которой я ходила чуть ли не ежедневно. Астроном выполнил эту просьбу. Теперь у Ольги Ивановны есть документ, присланный из Лондона: малой планете 4389, открытой 1 апреля 1976 года в созвездии Девы, присвоено имя Дины Дурбин. Документ подписан 15 апреля 1995 года - сроки утверждения имен новых планет чуть короче, чем расстояние от них. Теперь на удалении от Земли в триста десять миллионов километров сверкает звездочка Дины Дурбин.
А программа об этой актрисе, показанная по телевидению, вызвала такой интерес, что ее вскоре повторили. И тут выяснилось странное на первый взгляд обстоятельство. Оказалось, что ее, а вслед за ней и фильм «Сестра его дворецкого» смотрели не только те, кому за тридцать. Передача по рейтингу вышла на первое место, обогнав - небывалый случай! - даже футбол. Как это произошло, объяснить не могу. Знаю только, что одно старшее поколение обеспечить такой рейтинг не в состоянии. Что, слухами земля полнится? Или действительно все устали от чернухи и потянулись к лентам, излучающим доброту?..
Из книги Глеба Скороходова «Ты - божество, ты - мой кумир»

Глеб Анатольевич Скороходов был автором многих известных книг, таких как "Разговоры с Фаиной Раневской", "В поисках утраченного", "Ты - божество, ты - мой кумир", "Три влечения Клавдии Шульженко", "Леонид Утесов: друзья и враги", "Тайны граммофона". Я лично хорошо знала Глеба Скороходова. Это был светлый человек. А рассказывал он так, что зрители в зале замирали. Я проводила несколько встреч, когда работала в ДК и устраивала ретроспективу показа старых фильмов. В том числе и "Большой вальс" с Милицей Кориус и "Сестра его дворецкого" с Диной Дурбин. Человек действительно влюбленный в свое дело и любящий искусство. Когда он говорил, он весь светился! Приходил он и когда я стала выпускать ДВД. Кстати, на диски я выпустила всю Дину Дурбин, все ленты в которых она снялась. Вышли как по отдельности (и даже короткометражка в виде бонуса), так и подарочным экземпляром. Вот он (это макет обложки, а в белых пятнах потом были вставлены кадры из фильмов):

Что можно добавить к этой прекрасной статье? Дина Дурбин родилась в обычной больнице в городе Виннипег, что в провинции Манитоба. Произошло это 4 декабря 1921 году в семье иммигрантов из Англии.
Родители Дины, Ада и Джеймс Дурбин, были родом из Ланкашира в Англии. Настоящее имя, данное девочке при крещении - Эдна Мэй Дурбин. В семье уже была дочь по имени Эдит. Семья недолго прожила в Виннипеге и вскоре из-за слабого здоровья отца перебралась в Калифорнию. «Открыл» ее талант Джек Шеррилл, голливудский агент, охотник за талантами, когда увидел и услышал ее на школьном концерте. Эдна Мэй стала заниматься с преподавателем и позднее решила делать карьеру в опере. Киностудия «MGM» увлекла ее в мир кино. Начальство сразу же заключило с ней контракт, планируя снимать фильм о жизни оперной певицы Эвы Шуман-Хайнк. Планировали, что Эдна сможет исполнить роль Эвы в детстве. Потом идея съемок была оставлена. Первый фильм Эдны на этой студии, «Every Sunday», вышел на экраны в 1936 году. В 1937 она пробовалась на озвучивание Белоснежки в фильме Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов», но после прослушивания Дисней решил, что ее голос звучит слишком «взросло» и предпочел ей другую исполнительницу. Тем временем студия «Юниверсал пикчерс» решила использовать юную актрису в фильме «Три милые девушки» (Three Smart Girls). На главную роль намечалась Джуди Гарленд, а Дурбин решили поставить на второстепенную роль. Контракт был подписан 13 июня 1936 г. Очередной выпуск издания «Hollywood Reporter» сообщал, что студия «Юниверсал пикчерс» изменила имя Эдны Мэй на Дианну. Потом имя было опять изменено на «Deanna», и под этим именем - Дина Дурбин - актриса получила всемирную известность. Дина в одиночку спасла студию «Юниверсал пикчерс» от банкротства и ухода в небытие.
Но сильнее всего воспринималось обаяние Дины в реальной жизни. В отличие от других «звездных» детей, она была веселой, уверенной в себе и очень застенчивой. Ранние фильмы Дины снимались под руководством режиссера студии «Юниверсал пикчерс» Джозефа Пастернака. Он стал платить ей больше (вместо $1500 в неделю - $3000, плюс $10000 премиальных за фильм после того, как был снят «Сто мужчин и одна девушка», а потом, в 1940 г., она стала получать $400 000 за фильм). К четырнадцати годам Дина стала самой высокооплачиваемой женщиной в США и самой высокооплачиваемой женщиной-кинозвездой в мире. Ее зарплата была в три раза выше, чем у президента США Франклина Рузвельта. В 18 лет ее доход составлял $250000 в год.
Фильмы с ее участием снимались в черно-белом варианте (кроме фильма «Can't Help Singing», в русском варианте - «Не могу не петь») - студия не могла позволить себе снимать цветные ленты из-за исключительно высокой зарплаты звезды.
В 1938 г. Дина получила специальную награду Академии киноискусства «за воплощение на экране духа юности». Весь мир был влюблен в юную талантливую актрису. Продавались куклы под именем Дины Дурбин. Инженерная фирма назвала новый спроектированный дом ее именем. Первый экранный поцелуй Дины с Робертом Стаком в фильме «Первая любовь» (First Love) вытеснил в 1939 г. европейский кризис с первой полосы газет. Во время съемок фильма «Удивительная мисс Холлидей» (The Amazing Mrs. Holliday) режиссер Жан Ренуар был уволен, так как Дина «не была в состоянии отказаться от стиля игры, сделавшего ее знаменитой». Организация цензуры фильмов «The Hays Office» в 1939 г. возражала против выпуска журнала, в котором была помещена статья под названием «Дина Дурбин - женщина». Статья сопровождалась фотографией лица Дины, приставленного к телу женщины в соблазнительном платье.
Свадьба Дины и Вона Пола

Первая свадьба Дины состоялось 18 апреля 1941 г. с актером Вон Полом. Брак был расторгнут в декабре 1943 г. В 1941 г. Дина отказалась работать над фильмом «They Lived Alone», и в октябре этого года студия временно уволила ее. Считается, что отказ Дины был следствием того, что студия не давала работу ее мужу. Она была восстановлена на работе в январе 1942 г. Актриса получила право одобрять выбор режиссера и сценария фильмов, но не имела возможности работать за пределами студии. А именно этого ей и хотелось. Кадр из фильма "То, что она не отдаст"

Дина делала щедрые взносы в Красный Крест, в миссию которого она свято верила. В 1943 г. на съемках фильма «То, что она не отдаст» (Hers to Hold) она по-настоящему сдала кровь, когда того требовал сценарий.
Дина и Феликс Джексон

13 июня 1945 г. Дина снова вышла замуж за киносценариста Феликса Джексона. У нее родилась дочь Джессика. Супруги развелись 27 октября 1949 г.
В 1948 году руководство киностудии прекратило контракт с Диной Дурбин, заявив, что она слишком стара, чтобы играть роли молоденьких девушек, а для более сложных ролей она не слишком талантлива. При этом руководство студии забыло, что именно фильм «Три милых девушки» в своё время спас киностудию от банкротства.
1948 и 1949 годы стали самой чёрной полосой в жизни Дины Дурбин: прекратились съёмки в кинофильмах, развод с мужем.
Её в этот сложный период жизни поддержали 2 человека: сценарист Джо Пастернак и французский кинорежиссёр Шарль Давид. Первый предложил ей вернуться работать на киностудию MGM, но она отказалась, а за второго она вышла замуж и уехала в Париж.
Дина вышла замуж в третий раз 21 декабря 1950 г. В брачный контракт она включила необычные условия. Ее муж, Шарль (англ. Чарльз)Анри Дэвид, режиссер фильма «Lady on the Train», должен был обещать, что она будет иметь право на то, чего ей так хотелось: «жизнь в неизвестности». Он также согласился защищать ее от «пауков, комаров и репортеров». Третий брак Дины оказался удачным. От этого брака у Дины родился сын Питер.
Charles David and Deanna Durbin. 1950Сохранить «киношное» состояние помогли мудрые капиталовложения её отца. Актриса жила во Франции, в небольшом местечке под Парижем. Она сохранила канадское гражданство. Все эти годы она сопротивлялась всем попыткам кинокомпаний и поклонников встретиться с ней. С этого времени ни одному западному журналисту не удалось взять у неё интервью. Свой отказ она объясняла тем, что никогда не любила Голливуд и собственный титул кинозвезды мирового масштаба и что она презирает экранную Дурбин, у которой с настоящей Диной нет ничего общего. Лишь одному журналисту – это было в 80-х годах – удалось поговорить с актрисой, и имя его известно: Дэвид Шипман.

Ее муж как-то говорил журналистам: «Покойный Марио Ланца годами уговаривал ее сняться с ним в фильме. Но она никогда не вернется к жизни в кино». Один только раз пришлось Дине бороться с серьезным искушением нарушить свой «обет»: тогда планировалась постановка спектакля «Моя прекрасная леди» на Бродвее.

Дина с мужем много путешествовали, вволю наслаждаясь хорошей музыкой, искусством, театром... Хотя Дина и жила незаметно, она удивительным образом сохранила множество поклонников, особенно среди обычно сдержанных историков кино.
Несмотря на отказы от съёмок в кино, она не растеряла многочисленную армию своих поклонников.

Когда в 50-х годах она приехала в Америку в последний раз, газеты стали муссировать слухи о том, что Пастернак собирается сделать с кинозвездой новую картину.
– Думаю, меня больше не хотят видеть, – сказала Дурбин, которая в свои тридцать выглядела как юная девушка.
– Дорогая, ты меня изумляешь, – ответил ей Пастернак. – Ты говоришь «они» о зрителях, словно именно зрители ставят на актёрах крест и выбрасывают их, как старые ненужные игрушки.

В 1980 году её смертельно обидела статья, в которой утверждалось, что Дурбин растолстела. Актриса отправила в журнал свою фотографию и написала в письме: «Я всё ещё могу пройти под Триумфальной аркой, не делая глубокий выдох».Deanna Durbin, Paris, 1981. Photograph by Charles David«Величие не может упасть с по-настоящему великой звезды так, словно это старый плащ, – сказал Джозеф Пастернак. – Величие в самой её сути, в её крови и плоти. И Дина никогда не растеряет того, что дал ей господь Бог.

Однажды, я надеюсь, она позвонит мне и скажет просто: «Джо, я готова». Это всё, что мне нужно».

Не так давно еще одно поколение англичан подпало под ее обаяние благодаря показу лучших «дурбиновских» фильмов по кабельному телевидению. На радио Великобритании записи Дины стоят на втором месте по популярности.
Записи песен из фильмов в исполнении Дины Дурбин стали классикой. По словам одного из верных поклонников, «она стала примером для звезд Голливуда, показав им, как следует жить; она - идеальная женщина, в равной степени обладающая мужеством и добротой, и она родилась в Канаде!»
В 1999 году её муж Шарль Дэвид скончался и с тех пор Дина Дурбин проживала в городке Ноппель-ле-Шато. Она умерла 20 апреля 2013 года в возрасте 91 год.

Еще несколько фото, хотя у меня их целый каталог.

И на прощанье Пару роликов с голосом актрисы. Первый ролик Аве Мария из фильма "Без ума от музыки"

и нежная колыбельная, ещё одно совершенное исполнение Диной Дурбини, наверное, одно из самых лучших вообще, которые когда-либо звучали...

Картина дня

наверх