На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81
  • Светлана Митленко
    А есть еще музеи в Переславле-Залесском. та вообще музеев тьма-тьмущая. И пластинок, и денег, и самоваров, и Дом Бере...Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Какая прелесть! Спасибо!😻Гифки 81

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь. 2014 год.

А что я вам сейчас поведаю! 1 мая была очень теплая, почти летняя погода в 22 градуса тепла и я решила съездить в Дмитровский район. И вот в одном месте я вдруг обратила внимание, что вроде (а в этой местности я не была года 2) как монастырь стал выглядеть по другому.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

 Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Я любопытная и не ленивая в этом отношении и решила зайти в этот монастырь, хотя знала, что в нем был расположен психо-неврологический диспансер. Представляете моё удивление, когда меня туда пустили (раньше было невозможно туда попасть), но еще я и обнаружила, что он активно восстанавливается. Наделав кучу снимков, я решила найти историю этого монастыря и вот то, что я обнаружила и привожу для вашего сведения, надеюсь и вам будет интересно.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским. «Вторая Лавра» - так называл Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь митрополит Московский Платон (Левшин), посетивший его в 1795 г.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Игумен Земли Русской не один раз навещал своего ученика, место их встречи называлось «беседным». Какая любовь связывала св. Сергия и преп. Мефодия! Путь преп. Сергия из Сергиева Посада до Пешношского монастыря – 65 км и пролегал по лесам. Но святой старец, видимо, чувствовал, что его присутствие и совет необходимы.
Святой Мефодий — один из первых учеников преподобного Сергия — выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.
Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма.
Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причем он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы» . Произошло это знаменательное событие в 1361 году, а 14 июня 1393 года по юлианскому календарю преподобный Мефодий скончался .В этот же год скончался и Сергий Радонехский.
Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. К их числу необходимо конечно отнести правителей нашего Отечества. Среди них «благоверные удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич — сын великого князя Московского святого благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич — сын великого князя Московского и всея Руси Василия II Васильевича (Темного), немало жертвовал на монастырь благоверный царь Иоанн Васильевич (Грозный)».
Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия — будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых). Епископ Вассиан жил в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: „Отче, как лучше править государством?“ Вассиан отвечал царю: „Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож“. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: „Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета“.
Последствия такого ответа были катастрофичными для Русского государства. Царь изгнал от себя трезвомыслящих ближних - протопопа Сильвестра и Алексея Адашева, произошло также падение правительства Избранной Рады.  Последовавшие за этим несколько лет опричнины держали в страхе не только бояр, но и население. Недаром, псковский юродивый Николай Салос предложил царю кусок сырого мяса – как символ «пожара лютости» (по словам князя Курбского), бушевавшего в стране по велению Грозного царя. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.  При игумене Варсонофии (ХV век) монастырь даже имел свои суда, на которых перевозил хлеб для продажи. Достойно удивления не только, что монастырь производил столько зерна, но и само состояние рек того времени. Глядя на речушку, протекающую в окрестностях монастыря, судоходство по ней предположить невозможно. Хотя года 2 назад был такой разлив этой речушки, что вода подступала к стенам монастыря.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

В 1569 г. перед иконой святого Иоанна Предтечи, написанной в 1408-1427 Андреем Рублёвым, исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. „Еще задолго до печально известной секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь захирел и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако восстанавливался. Подлинный же расцвет обители начинается с конца XVIII столетия“.
Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. „В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую „ближнюю пустынь“ именуемую „беседа“. Именно в ней он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, еще до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. Вместе они высадили аллею, которая жива до сих пор, но, правда очень многие деревья уже намтолько старые, что часть из них погибла, особенно после паводка 2 года назад.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Интересно также, что преподобный Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам и предостерегал их от ошибок в будущем“.
Упадок монастыря приходится на 1700–1785 гг. Ослаблению монастыря способствовало решение императора Петра I в 1700 году передать монастырь в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Другая «просвещенная» правительница, Екатерина II в 1764 году изъяла у монастыря в пользу государства крестьян и земельные угодья, пожалованные князьями и царями на помин своей души.
А 21 декабря того же года огромный монастырь был превращен в приходскую церковь. И пребывал в этом состоянии больше года. Интересную историю рассказывает книга А.Ф.Захаровой «Дороги к храму» об этом времени. Переяславская консистория, к которой относился в то время монастырь, постановила изъять монастырский колокол в 219 пудов у монастыря, как «стоявшего на пустом месте». А взамен привезти колокол в 139 пудов.
 Однако „…тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году“. Возрождение монастыря началось в 1781 году
Однако, только конец XVIII — начало XIX столетий стало для Пешношского монастыря временем настоящего расцвета. К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века.

До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николы. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Это фото из инета от 2002 года. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

А это уже после реставрации. Обратите внимание на кованные двери.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Фото будет дальше по рассказу.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже ХVII-ХIХ веков.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

И даже собственные солнечные часы есть.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Было.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

В 1811—1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Её сейчас реставрируют.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Так она выглядела в 2008 году.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века.Храм сооружен над Святыми воротами (1623), представляет собой небольшой одноглавый четверик. 

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Вид со стороны монастыря.

К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Так она выглядела в 2008 году, вся заросшая растениями. И вот какая стала после реставрации.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

«В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.


В конце Х1Х столетия обитель входит в десятку самых обеспеченных монастырей России. В нем 6 каменных храмов. Четыре прославленные чудотворениями иконы Божией Матери: Тихвинская, Казанская, «Всех скорбящих Радостей» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Последняя икона прославилась в конце ХIХ века чудотворениями именно в Пешноше, ее иногда называют «Пешношская Божия Матерь». Она таинственно связана с судьбой царской династии.
Когда царский поезд потерпел крушение на ст. Борки и при этом царская семья чудом осталась невредимой, Государь Император Александр Ш обратил внимание, что в этот день празднуется не только память иконы Божией Матери «Избавительница», но и память иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Это явилось основанием для особенного почитания этой иконы в царской семье. Изображается Матерь Божия и Ее Предвечный Сын на этой иконе со знаками царского достоинства. Где она теперь…
Среди святынь Пешноши была частица Ризы Господней, в честь ее принесения в монастырь был установлен праздник с крестным ходом вокруг монастыря. Местонахождение частицы Ризы Господней в настоящее время не известно.
Архив и часть библиотеки Пешношского монастыря находятся в Государственном Историческом музее. Памятники прикладного искусства, связанные с монастырем: оклад на Четвероевангелие 1490-х годов, житие святителя Григория Омиритского 1452 года, „Лествица“ святого Иоанна Лествичника, переписанная в конце XV века, и напрестольный крест XV столетия, обложенный серебром, хранятся в Сергиево-Посадском музее. Большое золоченое кадило 1469 года — вклад в обитель удельного князя Юрия Васильевича — находится в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля.
Были прославлены чудотворениями две иконы преп. Мефодия Пешношского, одна из них источала миро. Где они сейчас – не известно.
До революции кладбище Николо-Пешношского монастыря было настоящим мемориальным памятником русского дворянства: там захоронены князья Оболенские, князья Вяземские, бароны Тухачевские, князья Волконские, князья Долгоруковы, князья Тугарины, находятся фамильные склепы известных боярских родов:  Лужиных, Офросимовых, Поляниновых, Веревкиных, а также дворян Норовых, Юшковых, Бугайских, Боровиковых, Майковых, Елизаровых.Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Так башня выглядела в 2008 году (инет).Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Николо-Пешношский монастырь в годы Первой мировой войны принимал беженцев. Это только сказать легко – принимали беженцев, а как трудно, даже обеспеченному монастырю, такое «делание».
Оглядываясь на недавний период истории нашей страны невольно возникает вопрос:Почему же, почему монастыри уничтожены, лучшие люди расстреляны, богатая страна разорена? Ответы находим у свт. Игнатия (Брянчанинова), который еще в 19 веке разглядел грядущую бурю и указал на причины Божьего гнева: «Есть в частности христианство, но утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялось в одно духовное тело, с одним образом мыслей, в одном духе, под одною общею главою – Христом». Это верно как для монастыря, так и для страны в целом.
«Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа, в замене их своими уставами. Вот где причина всеобщего расстройства, причина падения христианства, падения нравственного, всегда предшествующего расстройству гражданскому».

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

2004 г.
После революции в монастырь явились солдаты, сняли ризы с икон, привязывали к иконам красные банты. Перерезали монастырских коров, что явилось еще одним предлогом для возмущения народа в близлежащем селе Рогачево в 1918 г., названного в документах тех лет «вооруженным кулацким восстанием». На богатое село Рогачево Дмитровского уезда наложили «контрибуцию» на огромную сумму. Рогачевцы платить отказались. Был послан отряд красноармейцев, который прибыл в Николо-Пешношский монастырь. Был объявлен «валовой сход» в селе Рогачево. На сход пришли жители села Рогачево, жители близлежащих сел, красноармейцы, от монастыря был прислан монах.
11 августа 1918 года тысячная толпа на валовом сходе требовала у отряда ответа, зачем они привезли пулемет. Произошел взрыв народного гнева. Бежавших красноармейцев поймали и 6 человек расстреляли на Рогачевской площади. Затем быстро присланная карательная экспедиция ЧК расстреляла организаторов валового схода, там же, где расстреляли красноармейцев («правый и виноватый погибнут рядом - Герцен»), а их могилы сравняли с землей и положили сверху камни мостовой.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Эта же колокольня после восстановления.

 

А вот какая она была еще в 2004 году. Фото из инета.

Николо-Пешношский монастырь был с 1922 по 1928 год филиалом Дмитровского краеведческого музея. По показанию Соловьева, "комиссия совершенно не считалась не только с инструкцией Главмузея, но и с инструкцией о порядке изъятия церковных ценностей". Из рапорта уездной комиссии известно, что из 36 церквей Дмитровского уезда изъято золота 1 фунт 35 золотников, серебра 62 пуда 25 фунтов 77 золотников, разных драгоценных камней 710 штук.
Из секретного письма Ленина членам ВЦИК от 19 марта 1922 года «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией. Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
К.А Соловьев всеми силами пытался сохранить монастыри Николо-Пешношский и Борисо-Глебский в Дмитрове хотя бы как памятники искусства, пытался уберечь от уничтожения святыни Церкви. Благодаря Соловьеву и деятельности неведомых музейных работников сохранились потир, посох и рака преп. Мефодия Пешношского, до сих пор находящиеся в музее Дмитровского Кремля.
Деятельность Кирилла Алексеевича Соловьева получила соответствующую оценку – он был арестован 18 января 1933 года.
Он не только пытался сохранить святыни, хотя бы как ценности культуры, но еще и осмелился возражать правой руке руководителя ОГПУ Ягоды – всесильному Когану, который был назначен начальником строительства Каналстроя. В 30-х годах свезенные, в основном, из Московской области «враги народа» и «жены врагов народа» под управлением уголовников и преступников из ОГПУ строили канал Москва-Волга. Организация, которая этим занималась называлась «Каналстрой». Коган претендовал на здания Борисо-Глебского монастыря в Дмитрове, где в это время размещался Краеведческий музей. Ему-то и возражал К.А.Соловьев, в то время бывший директором краеведческого музея.
В результате - дело № 3227 «о контрреволюционной организации врачей и краеведов Москвы и Московской области».
Через несколько месяцев заключенных выпустили из Бутырской тюрьмы за недостаточностью улик. Дмитровский краеведческий музей законсервировали.
В зданиях закрытого монастыря разместилось Управление канала Москва — Волга и Дмитлага (Канал до 1947 г. назывался Москва — Волга, а затем — Канал им. Москвы).Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

Дмитлаг был одним из подразделений (управлений) ГУЛАГа — Государственного управления лагерей.
К.А.Соловьев после освобождения из тюрьмы успешно работал в музее-усадьбе Останкино в Москве, стал его директором и сохранил храм Живоначальной Троицы в Останкино в приличном состоянии.
В 1933 году, после закрытия краеведческого музея и ареста его сотрудников, музейные экспонаты Дмитровского краеведческого музея, в числе которых, весьма вероятно, находилась чудотворная икона «Прежде Рождества и По Рождестве Дева» и другие святыни, были свалены на мостовую перед зданием райисполкома.
«Значительная часть экспонатов была испорчена, разбита и расхищена рабочими канала Москва-Волга (заключенными)»- пишет Валерий Ростовцев, бывший сотрудник музея.
А в Николо-Пешношском монастыре происходило то, что происходило в то время в каждом монастыре нашей Родины. Разорение святыни, изгнание монахов.
В литературе год закрытия монастыря встречается разный: от 1924 до 1929.
Обвинения Пешношских монахов, в основном, по ст. 58 и 58 10-11 УК – антисоветская агитация против мероприятий советской власти. За что следовал приговор – «высшая мера наказания – расстрел» - в годы 1937 - 38 .
Правда, считалось, что арестовывают и судят их будто бы не за самую веру, но за высказывание своих убеждений вслух и за воспитание в этом духе детей. Как написала Таня Ходкевич:
"Молиться можешь ты свободно,
Но... так, чтоб слышал Бог один"
(За это стихотворение она получила десять лет.) … Всем религиозным давали десятку, высший тогда срок».
А в Николо-Пешношский монастырь сначала были вселены окрестные жители. В 1928 как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса.
Во начале Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года мимо монастыря по направлению в Рогачево прошли танковые соединения фашистских войск. А уже в декабре 1941 г., начиная с 6 декабря, дня памяти св. блгв. князя Александра Невского, русские воины погнали оккупантов обратно. Наступление на Москву захлебнулось. В то время поселок Луговой, где располагается теперь Николо-Пешношский монастырь назывался «Прожектор».
После войны, по сведениям писателя А.Блохина, уроженца Дмитровского района, в монастыре жили инвалиды войны. Среди них были люди с горькой кличкой - «самовары» - т.е. люди без рук, без ног.
С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3. В 1960-х - начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий. Но сегодня построен отдельный психоневрологический крмплекс, куда и были переведены все больные, а монастырь восстанавливается. Я разговорилась с охранником и он мне сказал, что реставрационные работы закончатся в конце августа и сюда прибудут митрополит и ожидают Президента РФ.

А еще на территории есть небольшой питомник животных))))))).

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

 А еще там была масса котов. Мне понравились вот эти 2.

Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.
Свято-Никольский Мефодиев Пешношский монастырь.

"Палату №6", c разрешения московского правительства, снял в Николо-Пешношском монастыре известный режиссер Карен Шахназаров. 
Интересно, что первые опыты изобретателя радио А.С.Попова по прохождению радиоволн в 1895 году (в этот год монастырем управлял арх. Макарий) проходили в стенах Пешношского монастыря, там был установлен передатчик. Приемник находился в усадьбе Д.И.Менеделеева «Боблово», расположенной недалеко от монастыря. К радости А.С.Попова и хозяина усадьбы они услышали писк морзянки, не заглушенный толстыми стенами Пешноши.
Задолго до «лампочки Ильича» Пешношский монастырь освещался электричеством, которое вырабатывала ветряная электростанция.

Надеюсь вам тоже понравилось путешествие. К августу обещали закончить реставрацию и я обязательно сюда вернусь.

Картина дня

наверх