Золотой перстень «Голова Медузы» с камеей из агата и с цветной эмалью, датировка — ок. 1580 г., южная ГерманияПеред нами призрачный бледный лик молодой женщины с пронзительным взглядом. Сделано так круто, что я почти готов поверить — художник, изготовивший эту камею и перстень, сам мог видеть тени призраков, окружающих нас.
Овальная оправа с многослойной агатовой камеей, изображающей голову Медузы. Перстень украшен картушами, масками и листвой. Такая сложная и красочная оправа типична для южногерманской работы конца XVI века. Частная коллекцияКрохотный золотой амулет с Кипра, возможно, Фтонос, олицетворение зависти и жадности: «О, надеюсь, я смогу получить это... Что?! Меня ограбили!», римский период, ок. 100-200 гг. н.э.Прошу заметить, что этот парень — голый, ниже пояса у него болтается отнюдь не снулая рыбка. Размер статуэтки — всего 3.5 см, а вес — 2.5 грамма. Дело в том, что он вовсе не выплавлен из золота целиком (про жадность не забываем!), это тонкое листовое рельефное золото, обернутое вокруг продолговатого камешка (кальцита).Фтонос — древнегреческое божество зависти и жадности (ревность, кстати, туда же), а значит амулет, скорее всего, обладал магическими защитными свойствами, оберегающими его хозяина от чужой зависти и ревности. Судя по тому, как он держит себя за шею, самого бедолагу Фтоноса явно «душит жаба».
К сожалению, точное место и обстоятельства находки неизвестны. Артефакт передан музею в дар из частной коллекции.
Британский музей, ЛондонДревнеримское золотое ожерелье с драгоценными камнями,Кипр, середина IV в. н.э.Изысканное ожерелье, выполненное из золота в ажурной технике, инкрустированное сапфирами, гранатами, изумрудами и жемчугом. Центральная пластина обрамляет большой прямоугольный изумруд.
На обратной стороне некоторых пластин выгравированы буквы греческого алфавита, использование которых неясно, поскольку они не обозначают цифр и не образуют осмысленной надписи.Ожерелье обнаружили в некрополе античного города Мариона (Арсиноя) на Кипре. Оно было найдено вместе со многими другими золотыми и серебряными украшениями сопоставимого качества и ценности, предположительно принадлежавшими высокопоставленной женщине. Техника изготовления предполагает влияние сирийских мастерских 3-го и 4-го вв. н. э.
Музей кикладского искусства, Афины, ГрецияИзящная золотая сетка для волос, достойная принцессы Египта — украшение возрастом более двух тысяч лет. Великолепный шедевр ювелирного искусства античности, III век до н.э., эпоха Птоломеев. Место находки — Александрия, Египет. На центральном медальоне изображен бюст Афродиты с Эросом на ее левом плече. Птолемеевские царицы часто изображались потомками Афродиты; здесь черты лица и прическа богини похожи на черты царицы Арсинои II (ок. 316 - ок. 270 г. до н.э.).С медальона свисают кисти из драгоценного граната и золотых цепочек. Сама сетка состоит из полос, составленных из крупных золотых бусин, соединенных крошечными филигранными цепочками, их пересечения, в свою очередь, соединены маленькими изображениями головы Диониса и театральными масками. Круглая застежка украшена большим узлом Геракла, цветочными усиками, листьями плюща и ягодами.Обод в основании сетки диаметром 7.9 см, общий вес всего украшения — 127 грамм. Экспонат музея Пола Гетти, Малибу, КалифорнияПожалуй, один из самых впечатляющих кладов эпохи викингов из Варбю, недалеко от Бирки, рядом со Стокгольмом, датировка — X векЕго нашел 14-летний мальчик Отто Людвиг Йонссон в 1871 году под большим валуном в Ворбю, Сёдерманланд, Швеция. Клад содержит предметы со всего известного в то время мира, скандинавского, западного, восточного и западнославянского происхождения.
В качестве награды за находку клада весом 1,5 кг Отто вручили 250 шведских крон, что с учетом инфляции эквивалентно примерно 1600 долларов США сегодня.Клад состоит из серебряных предметов, большинство часть из которых полностью или частично позолочены, среди них есть как мужские, так и женские украшения. Вот их перечень: большая брошь, пара больших кольцевых головок от застежек-булавок, 42 крупных бусины с филигранью или зернью, 19 щитовидных ременных креплений с петлями и такое же количество подвесок для них. Подвески состоят из настоящих исламских монет и их имитаций.Даты на монетах, переделанных в подвески, позволяют предположить, что клад был зарыт в середине X века. Самая поздняя монета была отчеканена в 937–938 годах.
Исторический музей СтокгольмаСтатую святой Елены, матери императора Константина поставили в часовне императорского дворца в Риме, в XVIII веке.
Но на самом деле это... античная статуя богини Геры, точнее ее римская копия. Эта часовня построена на нижнем (ныне подземном) уровне первого этажа Сессорийского дворца III века н.э. — резиденции матери Константина Великого св. Елены, которая обнаружила крест распятия Иисуса и многие другие священные реликвии в Иерусалиме. Ее сокровищница находок была размещена в той же базилике, что и сама часовня.
По приказу папы Бенедикта XIV в середине XVIII века была создана эта статуя из античного изваяния Геры (типа Боргезе), найденного в Остии недалеко от Рима. Папа просто поручил неизвестному скульптору заменить голову и руки, чтобы превратить ее в Святую Елену, держащую крест. В то время как лицо святой восторженно созерцает крест, наш взгляд привлекает облегающая мокрая драпировка на прекрасном торсе вечно молодой богини.Думается, что св. Елена, которой в момент обретения истинного креста исполнилось уже 80 лет, была бы удивлена столь смелой и сексуальной интерпретацией ее образа.
Часовня св. Елены в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Рим, ИталияФрагмент фрески, обнаруженной в недавно в Помпеях, датировка — I век н.э.Архитектурные детали и, словно, парящая фигура на глубоком синем фоне придают этой сцене небесные вибрации. Данная фреска найдена этим летом при раскопках римского домуса по адресу Reg, IX, Ins.10.
Археологический парк Помпеи, Кампания, ИталияВеликолепная бронзовая статуэтка танцовщицы, эллинизм, III–II века до н.э., найдена в Александрии, ЕгипетПеред вами выступает греческая танцовщица — закрытое покрывалом лицо, выверенные движения, отточенные изящные позы, струящиеся складки одежды, чуть отставленная ножка в высокой шнурованной туфельке.Прекрасный танец от профессиональной исполнительницы, которыми так славилась в ту эпоху Александрия. Работа выдающегося мастера, без сомнения. Высота статуэтки — всего 21 см.Музея Метрополитен, Нью-Йорк, СШАЭта личина выглядит как маска для маскарада, но это точно не атрибут вечеринки или светского бала, а часть настоящего римского кавалерийского шлема! Долгое время считалось, что такие личины использовались лишь на парадах и турнирах-состязаниях всадников (лат. hippika gymnasia). Однако исследования показали, что такие маски вполне могли использоваться и в реальном бою. Они изготавливались и подгонялись индивидуально, чтобы идеально подходить конкретному воину. Мы словно смотрим прямо в глаза римскому кавалеристу.Что стало с ним, не известно, но этот шлем, вероятно, бросили в воду как подношение богам. Найден на дне реки в 1915 году. Сам шлем железный, потому его верхняя часть уничтожена коррозией полностью.
Зато посеребренная бронзовая маска сохранилась почти идеально. Губы и веки покрыты позолотой. На правой щеке нацарапано имя владельца(?), предположительно «Марциан». Налобная повязка (диадема) прикреплена к маске одним горизонтальным шарниром. На ней изображены пять бюстов: три женских и два мужских.Датировка — вторая половина I века н.э. Размеры — 24.2 х 22.8 см
Материал/техника — бронза, железо, серебро и золото
Музея Валкхоф, Неймеген, НидерландыИз этой посуды ел-пил сам Квинтилий Вар, тот самый, что погиб вместе со своими тремя легионами в знаменитой битве в Тевтобургском лесу в Германии?Перед вами просто невероятной красоты серебряное блюдо с изображением Минервы-Афины. Оно весит 2,4 кг, имеет 25 см в диаметре и 7 см в глубину.
Вместе с другими 69 изделиями из серебра (сосудов, тарелок и иных предметов для еды, питья и другого назначения), его нашли в 1868 году в немецком городе Гильдесгейм прусские солдаты на глубине 2-х метров, когда рыли земляные укрепления на военном полигоне.Интересно, что все предметы пронумерованы и из их нумерации следует, что здесь была зарыта лишь половина комплекта. Вероятней всего, это военный трофей, судя по времени изготовления (самые поздние относятся ближе к концу правления императора Августа), он вполне мог быть взят в бою при захвате обоза после битвы в Тевтобургском лесу.Столь роскошный набор, по мнению некоторых историков, мог принадлежать лишь самому Квинтилию Вару. Но дело в том, что это хотя и роскошный, но точно изначально не единый набор, а явно разномастный, так как предметы изготовлены в разное время и в разных мастерских, а некоторые изделия уже сменили несколько владельцев, судя по отметкам на посуде. Трудно представить, что Вар, особа приближенная к самому императору, консул Рима, пользовался бы таким набором посуды. Но вот один из его легатов или высокопоставленных чиновников из окружения Вара-наместника Германии — вполне.По разным оценкам в битве в Тевтобургском лесу осенью 9 года н.э. погибло от 14 до 25 тысяч римлян, скорей всего, среди них был и владелец этого роскошного набора. И это хорошее напоминание сильным мира всего: сколь бы ты ни был могущественен и богат, ты можешь потерять все это в один день вместе со своей жизнью.
Экспонаты коллекции древностей Берлинского государственного музея Прекрасное античное ожерелье из золота и бирюзы времен Парфянской империи, совр. Иран, датировка — конец II - начало III века н.э.Благодаря тому, что оно было найдено в закрытой коробке (сосуде) оно поразительно хорошо сохранилось. Уверен, что и сегодня оно бы прекрасно смотрелось на груди современной топ-модели на показе дома высокой моды где-нибудь в Италии или во Франции.
Пожалуй, это одно из самых сохранных, а потому абсолютно уникальное и удивительное ожерелье античности — настоящий шедевр работы древних персидских мастеров.К сожалению, обстоятельства и точное место находки в музейном описании отсутствуют.
Экспонат из коллекции музея Резы Аббаси в Тегеране, ИранМиниатюрная изящная серебряная статуэтка горного козла, Иран, протоэламская культура, 3100-2750 гг. до н.э.Это древний козлик старше египетских пирамид, ему ок. 5 тысячи лет. Перед нами одна из самых ранних сохранившихся ближневосточных скульптур из драгоценного металла. Отлит из серебра, а его морда покрыта позолотой. Резные линии имитируют текстуру шерсти и бороды козла. Одна нога далеко выступает из тела, две прижаты, а последняя видна только как резной контур, тщательно выгравированный на нижней стороне статуэтки.Размеры — 4 на 7 см. Материал — серебро и позолота. Статуэтка куплена музеем из частной коллекции в 1959 г.Музей изящных искусств Бостона, СШАДревнегреческая изящная миниатюрная инталия-подвеска из голубого халцедона, классический период, датировка — ок. IV века до н.э.На нем выгравирована присевшая обнаженная женщина, надевающая развевающийся хитон. Место и обстоятельства находки неизвестны. Высота — ок 2.5 см. Имеется сквозное отверстие по вертикали для подвешивания.
Частная коллекция, фото с аукциона Christie's в 2012 г., продана за 18 тыс. долларов СШАПрекрасный миниатюрный бюст женщины из индийского граната, Египет, эллинизм, вторая половина III века до н.э.Перед нами царица Египта Береника II, жена царя Птолемея III (правил в 246-221 гг. до н. э.). Она была дочерью царя Кирены* Магаса и селевкидской царевны Апамы.
Ее отец обещал выдать Беренику за сына Птолемея II, будущего Птолемея III, что позволит Египту присоединить к себе Кирену, царицей которой должна была стать его дочь. Но после смерти отца мать выдала ее замуж за македонского царевича Деметрия. Тот был весьма красив собой и полон амбиций.
Увы, вскоре Береника обнаружила, что Деметрий спит с ее матерью, и... убила своего любвеобильного мужа. Впрочем, мать она пощадила и вскоре сама вышла замуж за Птолемея III, выполнив наказ отца.
Брак был удачным, они любили друг друга, и она родила ему четырех детей. Когда муж отправился в далекий поход в Сирию, ради его возвращения она пожертвовала свои волосы Афродите и поместила их в храм богини. Согласно преданию, волосы исчезли таинственным образом, и астроном Конон Самосский объяснил это событие тем, что волосы были помещены на небо и превратились в новое созвездие, названное Волосы Береники (Вероники) (Coma Berenices).
Впрочем, ее муж все равно умер раньше ее. Их сын Птолемей IV Филопатр, что означает «Любящий отца», но точно не свою мать, унаследовал трон Египта. Очень скоро опека матери-соправительницы ему надоела, и он приказал убить ее.
Музей Пола Гетти, Малибу, Калифорния, СШАНевероятная каменная «Ваза графини Дашковой», вырезанная из цельного куска сардоникса, Древний Рим, I век н.э.«Античная ваза из сардоникса (называемая Алабаструм), купленная в Риме принцессой (княгиней) Дашковой в 1780 году за 300 дукатов», так она описана в каталоге 1859 года. Ее высота — 9.5 см. Такие сосуды использовались римлянами для хранения дорогих ароматических масел и мазей.Сохранность великолепная, учитывая ее двухтысячелетний возраст, обломана лишь одна ручка, пара щербин на ободе и заметная царапина на самом теле вазы. В остальном — даже полировка не пострадала, она и сейчас почти идеальна. А теперь представьте, сколько труда и времени потребовалось искусному античному мастеру, чтобы создать эту изящную маленькую вещицу.Сардоникс — устаревшее название разновидности полосчатого агата (халцедона), но в музейных описаниях часто используется и сегодня.
Частная коллекция, Galerie J. Kugel
Свежие комментарии