На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Московские птички 24

Посетим одно прелюбопытнейшее место, позади больших домов на Космодамианской, во дворе дома 77 по Садовнической улице. Там, по адресу Садовническая, 77, строение 4, стоит часовня. Удивительная часовня Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Николы Угодника, посвящённая памяти погибших моряков, исследователей и путешественников, приписанная к к Высоко-Петровскому монастырю. Поставлена часовня в 2004 году на средства Фёдора Конюхова на территории его художественной мастерской.


      Часовня сделана под непривычные для больших континентальных городов морские храмы. В круглые окошки часовни вставлены настоящие корабельные иллюминаторы, её окружают памятные доски и памятники путешественникам, найденные в морях и реках якоря, а по стенам висят найденные в горах ледорубы. Среди прочих памятных досок, здесь открыли было доску полярному исследователю А.В. Колчаку, которая вскоре была кем-то разбита. 
      А здесь я вспоминаю её потому, что при ней, на одной из пристроек к окружающей часовню ограде, посреди всей этой морской атрибутики, сидит замечательный чугунный петух.

 Вот этот.

В Рогожской слободе Москвы, на улице Рогожский Посёлок (дом 29, стр. 1), стоит красивейший 65-метровый старообрядческий храм-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы (изначально – во имя Воскресения Христова), выстроенный по по образцу старинных русских столпообразных храмов в 1912–1913 годах, в память распечатания алтарей старообрядческих рогожских храмов после царского Октябрьского манифеста 1905 года (посвящённого усовершенствованию государственного порядка, и в том числе веротерпимости).


Строил храм архитектор Ф.Ф.  Горностаев. На обоих фасадах с двух сторон колокольни бросается в глаза ажурно украшенная звонница.
И на переднем, и на заднем фасадах храма она выглядит одинаково. По многим источникам гуляет странная фраза, что-де украшена звонница "изображениями сказочных райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна". Что, конечно, не так. (А между тем эта фраза была и в "Википедии", пришлось править. Интересно, откатят назад, или нет?). Две маленькие птицы по краям кокошника над звонницей, конечно, вполне могут оказаться и райскими, во всяком случае, на сказочных они похожи, но никак не из этой троицы.

Вторая боковая птица там такая же, только смотрит в другую сторону. А вот центральная птица...
Изображена она, конечно, не слишком зоологически точно, но опознаётся однозначно. На центральной розетке барельефа над звонницей сидит пеликан (неясыть?), кровью кормящий детей своих. Знакомый уже символ самоотверженной родительской любви и воспитания: он встречался нам на строениях Воспитательного дома ранее.
      В наши дни этот символ окончательно связался с педагогикой, однако можно вспомнить, что раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим кровью своей ради спасения людей. И тогда становится понятно, почему он появился на старообрядческой церкви. Только тут пеликан ещё попирает ногами змею.По этому поводу интересно вспомнить, что в старых описаниях пеликана "с чадами" змеи фигурируют: "Эта птица испытывает великую любовь к своим птенцам; и, когда она находит их в гнезде мертвыми от укуса змеи, клюет себя в сердце и омывает их в своей крови, пока они не возвращаются к жизни" (Бестиарий Леонардо да Винчи, цит.). Эта же история излагается в гуляющих по Сети в"Ответах казака Рогожской станицы": "Что означаетъ станичный знакъ неясыть? Неясыть – птица, символизирующая Христа. Прилетая въ гнездо, она убиваетъ змею, отравившую её птенцовъ и оживляетъ ихъ кровью своего сердца. Изображение Неясыти встречается во многихъ храмахъ, в том числе, и на Рогожскомъ. Её рисовали раньше на стенахъ въ каждой казачьей хате". Так что смысл изображения явно тот самый. И вот тут, разобравшись с собственно барельефом, мы плавно переезжаем к неясыти. Ибо по бокам пеликана на колокольне тоже крупно написано: "неясыть птица".
      Собственно, удивительна эта надпись тоже только для нас сегодняшних, привыкших, что неясыть – это сова. А в старые времена это слово употреблялось куда шире. Как сказано в "Славянском бестиарии" доктора филологических наук из Института славяноведения РАН О.В. Беловой (М.: "Индрик", 2001, 320 с.), "славяне были склонны объединять под одним именем белого пеликана, журавля и аиста. [...] "Бусюл, или боцан жеравль бѣлыi или стергъ, или неѧсыть все то едино". Слово "неясыть" в смысле "пеликан" употребляется и в некоторых старых текстах, и даже вспоминается в некоторых словарях: у Даля (см.), у Фасмера (см.), и в других (см.). Ну и тут, стало быть, тоже. Вот и вся история с неясыть-птицей.

      Изображения пеликанов одинаковы на обоих фасадах колокольни, а вот изображения змеи чуть-чуть отличаются, как это можно увидеть, взглянув на второй барельеф.
Посмотрите на змеиную голову.

Далее у нас путь на Большую Никитскую улицу. Помимо потрясающих птиц на Зоомузее, которые уже рассматривали, но напомню: там есть ещё два места с двуглавыми орлами. Совсем-совсем разными. Но только на храме, потому у меня и взяты не адресу. Во-первых, по адресу дом 18 там стоит возведённый в 1634–1764 годах храм Вознесения Господня.
 Правда, столь седая старина нам не понадобится. Интересуют же нас недавно, очевидно, появившиеся чугунные решётки на звоннице, выполненные в виде изящных и очень стилизованных двуглавых орлов. Не знаю уж, чем был обусловлен такой выбор, но орлы получились красивые.
 Вторая точка расположена дальше, у самой площади Никитских Ворот. Здесь на доме № 23/9, в котором сейчас обитает театр "У Никитских ворот", расположен... да, надеюсь, вы заметили, что мемориальные доски я в коллекцию вообще-то не включаю? Но назвать это мемориальной доской лично у меня не получается... расположен мемориальный барельеф в память проходивших тут в 1917 году боёв красногвардейских отрядов с юнкерами Александровского военного училища (как написано на барельефе, "с юнкерами и белогвардейцами").

Выполнен барельеф был в 1957 году. Подписан он фамилиями (без инициалов) Терзибашьян (очевидно, В.М.), Мартыненко и Арутюнов. И на нём тоже есть двуглавый орёл. Поверженный, разумеется. 1957 год, как-никак.Сейчас пройдемся еще по орлам, только монастырским.
Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве. Адрес у него такой: Крестьянская площадь, 10, строение 12.
Сам собор построен в 1645–1647 годах. В подклети собора, помимо придела Романа Сладкопевца, расположена усыпальница бояр Романовых. И в 1900 году по проекту С.У. Соловьёва над входом в подклет было сооружено шатровое крыльцо, ныне восстановленное.
На нём можно найти и знаки династии Романовых. Слева на крыльце сидит российский двуглавый орёл, изображённый в одной из ранних его версий,а справа – грифон собственного романовского герба.
Помимо грифона, на гербе есть и сидящий над круглым щитом малый орёл. Есть он и на лепнине, хотя виден плохо, так что добавлена на картинку второй врезкой. Ну и, орлы к орлам, подверстаю сюда ещё и эту картинку. Это – одно из строений Афонского подворья на Гончарной улице (а именно, дом 4), снятое снаружи, со Швивой горки над Котельнической набережной.
Не знаю, что это должно значить, но на его торце, под крышей, можно увидеть современного российского орла поверх андреевского креста.
Вот тут получше сам дом виден. И на этом сегодня наш обзор закончен.     

https://prokhozhyj.livejournal.com/1084893.html 

https://prokhozhyj.livejournal.com/1085417.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/1094257.html

Картина дня

наверх