На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...
  • Регина Толстоброва
    Огромное спасибо за такой прекрасный материал о наших воинах!Территория Героев...
  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...

Николай Касаткин -«Некрасов русской живописи» и последний передвижник, который стал первым народным художником советской России

Последний знаменосец передвижничества - Николай Касаткин.

В творческом созвездии русских художников-реалистов, творивших под эгидой передвижничества, особую ступень занимает Николай Алексеевич Касаткин — последний представитель из плеяды передвижников, пронесший его идеи до конца своих дней. Вся его творческая деятельность стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. «Некрасов в русской живописи» - так часто его называли современники.

Раскол в рядах передвижниковСамые знаменитые художники-передвижники конца 19 века. Фото: 1870-е. (Слева направо: К. А. Савицкий, И. Н. Крамской, П. А. Брюллов, Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкин).
Тяжелой утратой для товарищества передвижников был уход из жизни Ивана Крамского, возглавлявшего объединение свободных художников от самого его основания, позже не стало и Николая Ярошенко, которого называли «совестью» товарищества. Однако самым сильным ударом, произошедшим на рубеже двух столетий и расколовшим ТПВХ был выход из его состава талантливых молодых художников Валентина Серова, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова и некоторых других талантливых живописцев.

Ну а полный распад передвижничества пришелся на 1923 год, когда страна, пережив тяжелые революционные годы, начала строить новую жизнь. В те буреломные годы одни из передвижников, не принявшие революцию эмигрировали за рубеж; иные - оставшись, не смогли найти свое место в новом государстве и доживали свой век в нищете и безызвестности; а были и такие, которые оказались на гребне волны новых событий и продолжали творить в духе времени, добывая славу и себе и отечеству.Николай Алексеевич Касаткин - последний представитель из плеяды передвижников.Николай Алексеевич Касаткин - последний представитель из плеяды передвижников.
Среди них и оказался Николай Касаткин - один из наиболее значительных русских мастеров, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России». В его картинах будто в кадрах фотографа, отразилась история жизни простого русского населения, пережившего и Первую Мировую и череду революций.

Художник стал первопроходцем среди плеяды передвижников еще в конце 19 века, создавших целую галерею типажей простых рабочих, крестьян, революционеров. За что снискал авторитет и уважение нового правительства и был возведен в патриархи соцреализма в живописи. Он стал первым художником, удостоенным в 1923 году звания «народный художник Республики» и получил членство во вновь созданной «Ассоциации художников революционной России».

Творческий путь художникаНиколай Касаткин.
Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравера Алексея Касаткина. А с четыр­надцати лет оттачивал мастерство в Мо­сковском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения - большой серебряной медали и звания высококлассного художника.«Нищие на церковной паперти». (1883 год). Автор: Николай Касаткин.

К сожалению, Николаю не посчастливилось продолжить образование в Академии художеств из-за болезни отца и финансовых проблем в семье. Хотя, спустя годы, в 1903 году он станет действительным ее членом и будет удостоен звания академика.
Острая тема тяжелой жизни и быта многострадального простого народа очень глубоко была развита в творчестве художника еще задолго до революционного переворота в России, ибо с детских лет Николаю, жившему с родителями в рабочем квартале Москвы, приходилось наблюдать все тяготы жизни простых работяг, их жен и детей. Они-то и стали главными героями его полотен, которые одно за другим напишет художник после окончания училища.Переселенцы

И благодаря которым в 1891 году Николай Алексеевич будет принят в ряды передвижников. А Товарищество в лице молодого художника приобретет активного и верного до конца своего существования деятеля.«Сбор угля бедными на выработанной шахте». Автор: Николай Касаткин.
Вплоть до самой революции 1917 года Касаткин в стенах родного училища будет преподавать живопись. И наряду с этим, работая в крупнейшем российском издательстве на протяжении тридцати лет, примет активное участие в создании «Русской истории в картинах».«Осиротели». (1891 год). Автор: Николай Касаткин.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине. 
Касаткин — один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX — первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х — начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения. 
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин. 
В 1924 году по направлению ЦК был командирован за границу в качестве художника- корреспондента, чтобы запечатлел жизнь пролетариата в буржуазных странах. Однако пробыл там совсем не долго. Не сложилось...
«Шахтерка». (1894 год). Автор: Николай Касаткин.

Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу. 
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие. Трамвай пришел, (1894 год). Автор: Николай Касаткин. «Жена заводского рабочего». (1901 год). Автор: Николай Касаткин.«Соперницы». (1890 год). Автор: Николай Касаткин.«Сигида».«Трагедия на Карийской каторге». Автор: Николай Касаткин. «Семья». Автор: Николай Касаткин.«Сбор угля». Автор: Николай Касаткин.Кормилица (Крепостная актриса, кормящая ребёнка грудью)«Шутка» (1892 год). Автор: Николай Касаткин.У шлагбаума«Сидящий шахтер». (1890-е годы). Торфянка» и Этюд.(1901 год). Автор: Николай Касаткин.«Добрый дедушка». (1899 год). Автор: Николай Касаткин. В мастерской«Женился». Автор: Николай Касаткин.«В рабочей семье». (1890—1900 г.г.) Автор: Николай Касаткин.Перекупщик«За учёбу. Пионерка с книгами». (1925 год) и «Ткачиха». Автор: Николай Касаткин. За чисткой самовара. Автор: Николай Касаткин.«Последний путь шпиона» 1905 г.Улица деревни МарфиноНа торфяном болоте.Отдых «В коридоре окружного суда». (1897 год). Автор: Касаткин Николай.«Кто?». Автор: Николай Касаткин.Мужской портрет Возвращение.Автор: Николай Касаткин. «Песня Родины. Солдат-скрипач». Автор: Николай Касаткин.
В 1930 году Николай Касаткин неожиданно умер прямо на рабочем месте, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»).Картины «Раненный рабочий» и «Девушка у изгороди».

Картина дня

наверх