Лебедева Мария Васильевна (1895–1942) — график и художник — керамист.
28 июня 1918 года, после выпуска в свет декрета Совета народных комиссаров о национализации крупных предприятий, Императорский Фарфоровый Завод был переименован в Государственный ФЗ, начался новый этап в жизни предприятия и всего русского фарфора.
Большинство старых сотрудников приняли идеи революции, нового строя и остались работать на ГФЗ, в тоже время появилось много новых художников и скульпторов. Сегодняшний рассказ об одной из них - Марии Васильевне Лебедевой (1895–1942) художнике - керамисте, графике.







Мария родилась в Петербурге, художественное образование получила в школе Общества поощрения художеств, которую окончила в 1917 году, была ученицей Ивана Билибина. Во время обучения неоднократно ездила в командировки, как по России, так и за границу. А со своей школьной подругой Александрой Щекатихиной совершила поездку по северным русским городам Сливочник из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г.
Чайник с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г.
Сахарница с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г.
Сахарница с крышкой с изображением цветочных гирлянд 1923 г.
После Октябрьской революции 1917 года, Лебедева работала учителем рисования и художественным руководителем в детских клубах. В середине 1920х годов Мария Лебедева пришла на Государственный ФЗТарелка "Красная звезда" 1920 г., диаметр 17 см. Продана за 240 тысяч рублей на аукционе
Миска с изображением лодки с матросом и красногвардейцем 1919 г.
Блюдо "Орфей" 1921 г.
Одна из главных тем её работ – судьба личности на переломном этапе истории. Впечатления от столкновений двух эпох - мира старого с новым, где всегда побеждает новый. Лебедева расписывала фарфор главным образом сюжетными композициями с присутствием внутренней борьбы человека, при этом в них практически нет обычных символов Советской власти и кричащих лозунгов - её идеи раскрывались в замысловатых метафорахЧашка с блюдцем "Синяя бабочка" 1920 г.
Участник выставок «Мир искусства», «Общины художника» и «Художники РСФСР за 15 лет» (Ленинград, 1932).С 1919 по 1924 г. работала сначала в филиале живописного цеха при бывшем училище барона А. Л. Штиглица, а позднее и на Государственном фарфоровом заводе. С 1933 по 1940 г. работала то в Минском художественном институте, то на Ленинградском фарфоровом заводе.
Преподавала в Витебске в 1924–1927 гг. и в Минске в 1933–1936 гг.
Произведения экспонировались на Международной художественной выставке в Париже (1925) и выставке Русского искусства в Вене и Берлине (1930).
Темы и символика у нее были свои, с большинством художников не сходные. Недаром она считается, наряду с А.В.Щекотихиной-Потоцкой (соученицей по школе Общества поощрения художеств), наиболее независимой от чехонинского влияния.Чашка. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г.
Чайник. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г.
Сахарница. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г.
Темы и символика у Лебедевой были свои, с большинством художников не сходные. Многие её сюжеты, как события рассказанные очевидцами. Например "Костер революции" – изображение символического пламя, на котором сжигают старый мир, и одновременно тех костров, что горели на площадях и улицах Петрограда в 1917 годуЛоток "Костер" 1920-е гг.
Лоток "Дрова" 1921 г.
В Блюде "Кит" мы видим такой сюжет: революция представлена в виде красной рыбы-дракона, которая рвет рыболовную сеть, за которой написано "Революция рвет сети предрассудков". На голове у рыбы - революции стоят три человека, один из которых похож на Ленина!? Внизу изображена розовая крыша здания, напоминающего Зимний дворец, рядом с которым стоят люди. В верхней части, перевернутый мир - там верхушки деревьев и простой народ. Все они смотрят на то, как происходит этот самый "прорыв" сетей предрассудков Селедочница с надписью "Революция рвет сети предрассудков" (Кит) 1920-е гг.
Поднос. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г.
Чисто декоративных работ художницы сохранилось крайне мало. В частности, до сих пор было известно только блюдо с росписью на сюжет "Изгнание из рая".
Экземпляр в авторском исполнении хранится в бывшем заводском музее, переданном теперь в Эрмитаж, а в фондах Государственного музея керамики "Кусково" имеется экземпляр, расписанный художницей В.Фрезе по рисунку Лебедевой.
Полный сервиз с авторской меткой (стилизованное изображение лебедя, вписанное в букву "М") на всех предметах, оригинальные формы которых исполнены специально, впервые вводится в научный оборот."тарелка "Рыбаки"
Работы Марии Лебедевой экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках, среди которых Международная художественная выставка в Париже в 1925 году и выставки Русского искусства в Вене и Берлине в 1930 году. Работы Лебедевой уникальны и редки, и сегодня они хранятся в главных музеях страны
https://dzen.ru/a/Y7kxwni9vgE1Nz7d?utm_source=7pisem&utm...
https://goskatalog.ru/portal/#/
Свежие комментарии