В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Или вот такие строки:
"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно."
(Н.А.Заболоцкий).В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано.
У женской красоты недолгий век,
И, древние законы соблюдая,
С тех пор, как люди изгнаны из рая,
Родится смертным каждый человек.
Промчатся дни и годы, как во сне,
Забудется прекрасной дамы имя,
Но сохранит ее черты живыми
Слой краски на старинном полотне.
Музей открыт. Везде простор и свет.
Давно прошедший век. Боровиковский.
Богатства галереи Третьяковской,-
И взгляд живой из бездны прошлых лет.
Облокотясь рукой на парапет,
Она глядит из золоченой рамы.
Пленяет сердце облик юной дамы,
И оживает предо мной портрет.
Небрежны жест и головы наклон,
Туманны сада призрачные дали,
Глаза прекрасны и полны печали...
Что видит взор ее сквозь тьму времен?
Судьбу она предвидит - или нет?
Тоскливых дней холодное ненастье,
Жизнь без любви, замужество без счастья,
Смерть от чахотки в самом цвете лет...
Прошли века, "и нет уже тех глаз",
Как нет и тех, кто здесь, между живыми,
Лопухиной Марии помнил имя,-
"Но красоту ее Боровиковский спас".
Елена Соловьева
Свежие комментарии