На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...
  • Run Николаева
    Ангела жалко :(Московские прогул...

Мамаев курган и мемориал.

Современному волгоградцу средних лет, не говоря уж о молодых, трудно себе представить Мамаев курган иным, без величественной скульптуры «Родина-мать зовет!» Уже только старшее поколение помнит, что до открытия мемориала на кургане самая высокая точка – высота 102,0, как обозначали ее на военных картах, – находилась в другом месте. Курган досыпали, и бывшая главная высота перестала ею быть. На самом же деле на самой высокой точке кургана (или бугра, как называли его до войны) находились водонапорные резервуары городского водопровода, и именно за них велись ожесточенные бои.

Водопровод на высоте 102,0

С начала сентября 1942 года эту высоту защищали части 10-й дивизии НКВД. 14 сентября фашистские захватчики взяли вершину кургана. 16 сентября 39-й полк 39-й гвардейской стрелковой дивизии совместно с другими частями отбил вершину кургана, бойцы сорвали фашистский флаг и водрузили советский. В начале октября гитлеровцам вновь удалось захватить вершину высоты 102,0. Спустив воду из баков, они превратили их в доты. В январе, чтобы выбить оттуда фашистов, массированным артиллерийским и минометным огнем, бомбардировкой с воздуха железобетонные баки были разрушены. К утру 13 января вершина была взята.Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Первый обелиск погибшим защитникам кургана, открытый в феврале 1943 года, стоял именно здесь, рядом с резервуарами.Знаменитое фото «Водружение знамени на вершине Мамаева кургана» сделано в январе 1943 года на руинах водонапорного бака.Именно этот момент отражен и на полотне панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», о которой наджо сказать несколько слов.

Водопровод на панораме

Нынешняя панорама Сталинградской битвы – фактически третья. Первые две попытки были, скорее, пробными. Но во всех трех случаях водонапорные баки присутствовали и как часть пейзажа, и как обзорная точка.

Идея создания панорамы Сталинградской битвы, как известно, созрела еще во время войны. В 1947 году бригада художников, возглавляемая Николаем Котовым и Василием Яковлевым, получила правительственный заказ на выставочный эскиз будущей панорамы «Героическая оборона Сталинграда». Она была закончена в 1949 году и экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке. Панорама была задумана как передвижная, а потому разборная конструкция.

На ней художники изобразили эпизоды сражений сентября 1942 года. Искусствоведы раскритиковали эту работу, назвав ее перечнем недвижимости. Пейзаж был прописан великолепно, а вот люди вышли картонными, все они куда-то бежали в одинаковых позах. Точкой обзора этой панорамы была выбрана вершина кургана: зритель осматривал окрестности, как будто бы стоя на крыше водонапорного бака. Сейчас эта панорама хранится в Челябинске в свернутом виде.

В 1948 году началась работа над эскизами новой панорамы. В состав бригады входили художники Анатолий Горпенко, Петр Жигимонт, Георгий Марченко, Николай Андрияка, Владимир Кузнецов, Борис Николаев. Здесь были изображены эпизоды второй половины января 1943 года, как и на нынешней панораме, но сама она была лишь выставочным эскизом, 22 метра в окружности и четыре метра в высоту.

И снова для осмотра места сражения зритель располагается на крыше бака. С 1950 до 1952 года эта панорама экспонировалась в Сталинграде, в кинотеатре «Победа». Дальнейшая ее судьба точно не известна.

Нынешняя же панорама Сталинградской битвы, эпическое полотно, созданное студией военных художников имени Митрофана Грекова, известна всему миру. Зритель вновь осматривает поля сражений с крыши одного из резервуаров.

Он видит развалины домика перекачечной станции и, конечно же, второй резервуар – с победным красным флагом, развевающимся на зимнем ветру. В развалинах стены слева замаскировался легендарный снайпер Василий Зайцев. Справа на наблюдательном пункте – полковник Николай Батюк, командир 284-й стрелковой дивизии. Мимо ведут колонну пленных, ждут своей участи немецкие генералы.

Сильно разрушенный бак – единственное архитектурное сооружение, изображенное на панораме крупным планом. Историки и искусствоведы полагают, что этим образом художники передали нам трагичное ощущение разрушенного города. В этом есть глубокий смысл: водопровод – по-настоящему градообразующее предприятие. Нет водопровода – нет города. Советская власть это хорошо понимала. Водопровод в городе был полностью разрушен дважды. В 1920 году его взорвали покидавшие Царицын белогвардейцы, и к восстановлению приступили только два года спустя. А в 1943 году первые шаги для восстановления городского водоснабжения были приняты еще до окончания Сталинградской битвы – в январе. И первую воду по восстановленному водопроводу пустили 5 мая 1943 года.

Город просит пить

Зачем же были построены резервуары на кургане?

Кое-как восстановленное после Гражданской войны коммунальное хозяйство Сталинграда работало на пределе своих мощностей. Благодаря бурной индустриализации город стремительно рос. Он выглядел очень красивым и благоустроенным, но воды не хватало ни домашним хозяйствам, ни предприятиям, а ведь еще нужно было поливать сады, мыть улицы и площади, не говоря уж о фонтанах... Здесь категорически запрещали поливать свои огороды и сады из шлангов – только ведром или лейкой. Нарушителей серьезно наказывали по законам того времени, не церемонясь.

Население города пользовалось даже талой водой, в больницу носили воду из родника. Заводы строились с таким расчетом, чтобы водозабор для производственных целей подавал воду и в рабочие поселки, но заводская вода была недоброкачественной.

Одно только строительство и пуск Сталинградского тракторного завода превращало город в гигантский муравейник с бурно растущим населением. С января по октябрь 1927 года в городе зафиксировано 119 случаев брюшного тифа. Из-за этого водопровод Юго-Восточной железной дороги пришлось закрыть совсем. К лету 1931 года Сталинград занял первое место в союзе по смертности и эпидемическим заболеваниям исключительно из-за недопустимого положения с водоснабжением. Ведь за два предшествующих года население города выросло вдвое – со 165 до 310 тысяч человек, а коммунальная система осталась прежней.

В описании ситуации в городе часто звучат слова «все более и более усиливающийся водяной кризис», подчеркивается, что система водоснабжения не может удовлетворить «даже по голодной норме» потребностей Сталинграда.

Необходимость строительства нового водопровода стала очевидной. В Совнаркоме и ВЦИКе в 1928 году рассматривали вопрос строительства единого водопровода в Сталинграде, отмечая, что качественная вода станет дешевле. На тот момент вода хорошего качества стоила 46 копеек за 100 ведер. Рассчитывалось, что при постройке единого водопровода в 1931 году вода будет стоить 15 копеек, а в 1937 году – 10 копеек. Нефильтрованная вода обходится заводу «Баррикады» в 21 копейку, «Красному Октябрю» – 10 копеек, а вот при постройке мощного водопровода вода подешевеет до шести копеек за 100 ведер. Выгода для растущей индустрии была очевидна, поэтому было решено привлечь к работе самые крупные предприятия: «Красный Октябрь», «Баррикады», Юго-Восточные железные дороги, Волго-Каспийскую ЛЭС. Когда смета на строительство единого водопровода все же была составлена, получилось, что из 5,8 миллиона рублей местный бюджет даст 650 тысяч рублей, 900 тысяч рублей – кредиты, 3,9 миллиона рублей дадут промпредприятия и еще 400 тысяч – прочие организации.

Мамай-бугор – лучшее место

Учитывая сложный рельеф местности в Царицыне-Сталинграде, водопровод был устроен с двойным подъемом: первый поставлял воду из реки, второй – из резервуаров чистой воды в городскую сеть. Ту же систему управление Сталинградского губернского инженера сохранило и в проекте нового единого водопровода. Анализируя размещение существующих резервуаров, расположение верхних точек рельефа и перспективы городского развития, проектировщики рассчитали требуемую мощность насосов и однозначно пришли к выводу: самое выгодное место для постройки резервуаров и перекачечной станции – «на так называемом Мамаевом бугре в начале города». Посчитали и емкость резервуаров – 80% среднесуточного расхода воды на нужды города и рабочих поселков, тушение пожаров, полив садов и улиц (дважды в день, до рассвета и после заката). Рассчитали форму и размер резервуаров. По проекту «Мамай-бугор» нужно было построить два круглых железобетонных резервуара, а также 12 километров напорного трубопровода с ответвлениями на «Баррикады» и «Красный Октябрь». Зацарицынскую часть решено снабжать водой автономно от левого берега Царицы, чтобы сэкономить на переходе через речку.

В декабре 1929 года комиссия по приему железобетонного резервуара на Мамай-бугре разрешила ввести его в эксплуатацию с условием устранения недоделок. В акте написано, что кирпичная будка для регулирования резервуара не имеет постоянного потолочного перекрытия, сделано временное, деревянное, а резервуар засыпан землей только на четверть высоты. Кстати, по документам идет расхождение: сооружение на бугре называют то резервуаром, то резервуарами. Дело в том, что в плане конструкция похожа на восьмерку: две емкости сообщаются между собой, а между ними, там, где у восьмерки «талия», – подкачивающий насос. Можно называть это единым резервуаром, а можно и двумя, так как водой можно заполнить один или оба.

Разрушенные во время Сталинградской битвы резервуары восстановлены в 1947 году и вновь заступили на службу.В 1968 году, чтобы исключить всякую возможность протекания и порчи основания памятника-ансамбля, резервуары были одеты в металлическую рубашку и торкретированы, то есть покрыты цементным раствором под высоким давлением, в результате чего частицы цемента плотно взаимодействуют с поверхностью конструкции, заполняя трещины, раковины и мельчайшие поры. Такая технология повышает прочность и морозостойкость бетонных конструкций.

Третий резервуар построен в 1971 году с той же целью – снабжения города водой самотеком. Но с вводом в действие насосной станции «Олимпийская» в Дзержинском районе необходимость в таких запасах воды на кургане отпала. Тем не менее резервуар снабжает водой расположенные на кургане объекты – телецентр, кафе и гостиницу, базу роты почетного караула, а также сам памятник-ансамбль. По проекту станция «Олимпийская» вместе с комплексом водоводов должна была вывести из работы все резервуары на кургане, однако проект не завершен, а теперь, видимо, и не будет завершен в первоначальном виде: к 2017 году у подножия Мамаева кургана на улице Химической будет построена новая водоочистная станция. Она, конечно же, изменит схему водоснабжения прилегающих районов города.Проектом намечено строительство целого комплекса сооружений водоподготовки большой производительности. В этот комплекс входят насосная станция I подъёма с водозабором, блок водоподготовки, резервуар чистой воды и насосная станция II подъёма. С вводом этой станции необходимость в резервуарах чистой воды на кургане должна отпасть. У музея-заповедника «Сталинградская битва» появится возможность превратить эти резервуары в музейный объект, раз уж они имеют такое огромное историческое значение.

Стрит-арт на главной высоте

Но пока резервуары чистой воды – стратегический объект городского водопровода, а потому должны быть обнесены глухим забором с несколькими рядами колючей проволоки. Убрать забор нельзя, но зато его можно раскрасить, чтобы он не портил вид памятника-ансамбля «Сталинградская битва», а оттенял красоту природы и монумента. К 70-летнему юбилею Победы в мае 2015 года забор-черепашка превратился в арт-объект, картину длиной в несколько десятков метров. «Молодежь Волгограда – с благодарностью за Победу и яркие краски мирной жизни!» – благотворительную акцию с таким названием провели МУП «Горводоканал Волгограда» и художники, мастера стрит-арта Яна Конопатова и Ольга Либман. На заборе появился нежный волжский пейзаж.Горводоканал выделил средства на покупку краски, а работу выполнили добровольцы. Благодаря поддержке городского комитета молодежной политики и туризма участниками акции стали более 60 юных волонтеров, активная работа с социальными сетями позволила организаторам привлечь и более взрослых участников – люди приезжали на курган целыми семьями. В итоге почти сотней пар рабочих рук огромный объем работы был выполнен за неделю.Автор эскиза Яна Конопатова не ставила себе цель использовать идеи авторов панорамы Сталинградской битвы. Но, когда работа была закончена, стало ясно, что рисунок буквально рифмуется с полотном панорамы: здесь тоже нет зданий и строений, есть только величественная красота живой природы, но не тревожной зимней, а теплой и мирной.Так РЧВ выглядит на панораме "Сталинградская битва" в сегоднящней реальности.

История создания комплекса мемориала.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Это мы еще увидим в дальнейшем.Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

- Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

- Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

А завтра мы более тщательно прогуляемся по мемориалу.

Картина дня

наверх