На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 235 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Изображение двух женских фигур, одна из которых со свастикой на рукаве, а вторая её соблазняет, это вообще нечто..." ...Цифровые миры худ...
  • Владимир Алтайцев
    Мерзкие  картины - прославление нацизма, лесбиянства и  всякой чертовщины.Явно, этот Коррадо психически больной  наци...Цифровые миры худ...
  • Владимир Алтайцев
    Очень интересная  тема, да  ещё  и с юмором. Превосходно!!Наборы оригинальн...

Третьяковская галерея. "Богатыри"

Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине ВаснецоваБолее 25 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, которая впоследствии стала его самой узнаваемой работой. «Богатыри» - картина Виктора Васнецова. Главные персонажи - герои многих легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на разную историю у каждого богатыря, все они защищали свою землю и сражались за Родину. И, конечно, все они были обожаемы народом.

История создания

Творчество Васнецова знакомо сегодня каждому россиянину, ведь каждый, будучи ребенком, видел картины Васнецова в любимых русских сказках. Иллюстрацию с «Богатырями» очень часто воспроизводят в школьных учебниках, чтобы вызвать у школьников чувство патриотизма. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русским былинам и сказкам. В детстве и сам Васнецов любил народные сказки. Он знал и любил историю своей страны, и эту любовь ему удалось воплотить на своих полотнах.Эскизы картиныЭскизы картины

"Васнецов как раз вспоминал о том, что он увидел в Абрамцево три дуба. Он увидел их из окна своей мастерской и они помогли ему создать образ богатырский, то есть богатырского духа", - рассказывает Елена Митрофанова, заместитель директора государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. Замысел у него возник еще в 1871 году. От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном - целых 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали, готовил эскизы и проводил подготовительные работы, присматривал натурщиков для богатырей и подбирал подходящих скакунов.

В итоге в качестве модели для Ильи Муромца художник все-таки выбрал крестьянина из соседней деревни - русского мужика по фамилии Петров. В другом богатырском образе угадывается сам автор - Добрыню Никитича Васнецов рисовал с себя. А вот выбор натурщика для Алеши Поповича до сих пор называют самым загадочным.

Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

В апреле 1898 года полотно было закончено и выкуплено М. Третьяковым для его галереи. Богатырь (от древнеалтайского слова «багатур» - воин, полководец или эпический герой) был средневековым воином на Руси, сродни западноевропейскому странствующему рыцарю.

Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

В некоторых былинах говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин" (1875). ( В этом альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, – он дал рисунки на тему о Жар-птице.) Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в былине "Илья Муромец и дочь его", относимой к поздним вариантам былин московского периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и Ермак.

В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали таким образом своих любимцев.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович...

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

Герои картины

Кто же тогда эти три эпических героя? Самый первый - княжеский сын Добрыня Никитич, второй - крестьянский сын Илья Муромец, третий - сын священника Алеша Попович. Это исторические герои, физически сильные и умные воины, которые обладали великими военными добродетелями. Васнецов художественно передал не только образы своих героев, но и отметил их принадлежность к разным социальным укладам русского общества того времени. Трое героев служили князю Киевскому Владимиру I. И каждый из них, как правило, известен определенной чертой характера: Алеша Попович - смекалкой, Добрыня Никитич - мужеством, Илья Муромец - физической и духовной силой. Все они преданы защите своей Родины и народу.

Прекрасный создан пейзаж! Трое героев находятся на широкой равнине с низкими холмами, среди желтой травы и небольших редких деревьев. Небо пасмурно и тревожно. За горой виднеется глубокий овраг. Пейзаж прост: широкая полоса ковыля и полустепь с редкими карликовыми елями. В воображении зрителя в этом невидимом овраге скрываются русские войска, готовые по приказу трех героев ринуться в атаку на врага, угрожающего их родной земле.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – по нраву добрый, умный, любимый в народе. Живописец не скрывает его принадлежности к княжескому роду (драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом). Его щит сделан из дорогостоящего красного металла с золотой инкрустацией. На груди блестит большая золотая цепь - знак княжеского рода. Меч Добрыни вложен в золотые ножны с драгоценными камнями, а нарядные сапоги бирюзового цвета заключены в позолоченные стремена. Его взгляд – суровый и хмурый – выражает готовность к защите Родины (даже рука придерживает нож, готовый выйти из ножен и победить врага). Конь Добрыни тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни - чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями (они символизируют готовность к бою). У лошади широкая грудь и ловкие, быстрые ноги. Убранство коня, как и одеяние Добрыни, дорогое. Его уздечка украшена золотыми медальонами. Лошадь готова рвануться за поводья уздечки.

Добрыня изображается в былинах как драконоборец (богатырь, убивающий дракона Горынича), одержавший победу храбростью. Ко всему прочему, Добрыня - музыкант, шахматист, лучник и борец, известный своими особыми знаниями и вежливостью. Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского полководца Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого и наставлял его.

Илья Муромец

Совсем другой герой - Илья Муромец. Самая большая фигура на картине. Его взгляд устремлен вдаль, он рассудительно оценивает ситуацию и территорию. Илья Муромец готов принять необходимое решение (вполне вероятно, это именно его приоритетная задача). Его черный и лохматый «ворон», типичный конь былины, столь же могуч и силен, как и его всадник. Конь круто выгнул свою шею, глядя в сторону одним налитым кровью глазом. Стоит ему сделать ход, и земля загудит под его тяжелыми копытами, а из его ноздрей вырвется пар и пламя.

Согласно легендам, Илья, сын крестьянина, родился в селе Карачарово, недалеко от Мурома. В юности он тяжело заболел и не мог ходить до 33 лет, пока его чудесным образом не исцелили два паломника. Затем он получил сверхчеловеческую силу от умирающего рыцаря Святогора и отправился освобождать Киев от Идолища, чтобы служить князю Владимиру (Владиимир Краасно Солнышко). Прототип главного витязя для Васнецова послужил сам Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине Васнецова

Алеша Попович

Самый правый герой в композиции картины - Алеша Попович. Он держит лук со стрелами. Невозможно не отметить резкий контраст: по сравнению с другими могучими героями, Алеша Попович выглядит худощавым. Да, он не силен физически, не могуч, но его, как уже было отмечено выше, отличает смекалка. Алеша Попович не только воин - он играет на боку. Он играет им в короткую минуту, радует героев гимн. Алеша Попович (буквально Алексей, сын священника), наряду с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцом, является богатырем (то есть средневековым странствующим рыцарем). Он самый молодой из трех главных богатырей Киевской Руси. В сказаниях он описывается как хитрый сын священника, который побеждает, обманывая и перехитрив своих врагов. Алеша Попович известен своей ловкостью и лукавством (последнее качество, кстати, Васнецов мастерски передал через взгляд героя). Обманом он победил и дракона Тугарина Змеевича.

Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине ВаснецоваВаснецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Чем не символ красоты и величия русской земли!

На поле Васнецов буквально поселился - здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей.

Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей - для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича - степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца - русского тяжеловоза.

"Под всадниками лошади стоят как вкопанные, потому что они каждый день участвуют в переходах, боевых действиях, и сидят на них мужчины и с ними, как говорится, не забалуешь", - говорит тренер-преподаватель Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Татьяна Демина.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.

"Их вооружение, конечно, должно было быть другим: у них должны были быть кольчуги, у них должны были быть шлемы в форме вытянутой шапочки", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Наталья Асташова.

По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но и в этом величие картины. Защитники земли русской будто бы прошли сквозь время и остановились. На вечной страже родных рубежей.

 Любимой картиной Виктора Васнецова всегда считалась «Аленушка», а вот самой важной талантливый русский живописец считал «Богатырей».

https://kulturologia.ru/blogs/030920/47437/?utm_referrer=mir...

http://literatura5.narod.ru/istoriy.html

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1321-opisa...

https://www.1tv.ru/news/2011-08-15/119792-istoriya_sozdaniya...

Картина дня

наверх