Их встреча была случайной, роман – ярким, а финал – трагичным. Однако русский писатель вряд ли смог бы отказаться от своего большого чувства, даже предвидя его окончание. Дмитрий Мамин-Сибиряк оставил ради Марии Абрамовой жену, которой был обязан многим в жизни. Но пережитое счастье стоило и этого испытания.
Дмитрий Мамин
Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Позже Дмитрий отправился учиться в Екатеринбургское духовное училище. Два года учебы выступили ярким контрастом с беззаботным детством, ибо порядки в училище были суровые. За все время обучения Дмитрий не смог прочесть ни одной книги, не получил никакого опыта и пищи для ума.
После смерти отца на плечи Дмитрия легли все заботы о финансовом обеспечении мамы и сестры. Дмитрий Мамин-Сибиряк с мамой.
В период их взаимоотношений Мамин-Сибиряк стал издаваться, он смог купить дом в Екатеринбурге для мамы и сестры. Мамин-Сибиряк купил для семьи дом по улице Соборной (ныне улица Пушкина). В этом доме семья Маминых-Удинцевых прожила более 30 лет. Мать писателя жила здесь до самой смерти в 1910 году. Здесь же жили брат писателя Николай и сестра Елизавета с мужем Дмитрием Аристарховичем Удинцевым. В 1946 году в доме был открыт литературный музей им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Правда, популярность его как писателя была провинциальной. В Москве и Питере критики даже не замечали его произведений. Мамин-Сибиряк впал в депрессию, начал пить. Но судьба подарила ему встречу с Марией Абрамовой.
Мария Абрамова
Она родилась в семье фотографа Морица Гейнрих-Роттони в Оренбурге. В семье было много детей (всего 10 мальчиков и 2 девочки), а нрав отец имел крутой.
Мария же отличалась свободолюбивым и независимым характером, потому после первой же порки она уехала из отчего дома в Казань на фельдшерские курсы. Учебу быстро забросила ради театральной сцены. Замуж за Абрамова она выходила только для того, чтоб отец не смог вернуть ее силой под свою опеку.
Она попыталась организовать свой собственный театр, но он быстро распался из-за неумения актрисы вести дела. Мария играла в разных театрах, часто брала с собой в поездки младшую сестренку Лизу. Брак ей счастья не принес, а вот встреча в 1990 году с Маминым-Сибиряком в Екатеринбурге стала судьбоносной.
«Счастье промелькнуло яркой кометой…»
Мария Абрамова подписала контракт на гастроли в Екатеринбурге, где ей нанес визит Мамин-Сибиряк. Мария была знакома с его творчеством и хотела познакомиться с писателем.
Она заметила, что Дмитрий Наркисович человек простой. Мамин-Сибиряк, в свою очередь, был удивлен отсутствию в ней всякого жеманства и кривляния. Привлекла его в ней не красота, а богатейший внутренний мир актрисы, ее образованность и начитанность. Позже он увидел ее в роли Кондоровой в спектакле «Нищие духом».
Завязался страстный роман. Дмитрий Мамин сокрушался, что причиняет боль Марии Алексеевой, гражданской своей жене, но противостоять чувствам не мог. Со стороны Марии Абрамовой все было гораздо сложнее – муж отказывался давать ей развод. Ко всему прочему, в обществе обсуждался и осуждался их роман. В театре актрису стали притеснять, играть ей не давали.
38-летний писатель влюбился, как мальчишка. Весной 1891 года Дмитрий Наркисович переехал на жительство в Петербург по желанию любимой женщины. Приехав в Северную столицу, он так писал сестре Лизе в Чердынь: «Маруся – молодец и прелесть, я с каждым днем открываю в ней новые достоинства, наши взаимные чувства в лучшем виде, так что я себя чувствую счастливым до несправедливости». Позже Мамин-Сибиряк охарактеризует это время, как 15 месяцев счастья.К осени 1891 года Мамин-Сибиряк снял квартиру по адресу Саперный переулок, 8. В наши дни на этом доме можно увидеть мемориальную табличку, посвященную писателю (единственную в Петербурге). Здесь он работал над большими романами «Хлеб» и «Золото».
А Мария Морицевна? Она тоже счастлива! Хлопочет «по домашности», пишет стихи, посещает с мужем литературные салоны и вдохновенно играет и в Петербурге, и на летних театральных подмостках в Павловске, Лесном и Озерках. Актриса была счастлива еще и своим женским счастьем: она собиралась стать матерью. В три часа утра 21 марта 1892 года у нее родилась дочь Елена, а в восьмом часу вечера 22 марта Мария Морицевна умерла.
Дмитрий Мамин-Сибиряк, оглушенный несчастьем, даже хотел наложить на себя руки, но его маленькая девочка, его Алёнушка нуждалась в нём. Девочка родилась с детским церебральным параличом. Мамин был на грани помешательства. В одночасье он стал и отцом, и вдовцом. Телом он был жив, а душа – мертва. И время не действовало успокаивающе, не врачевало истерзанную душу. О будущем он не думал: «Да и нет его, будущего, потому что и жизнь одна, и сердце тоже одно». Квартира, в которой он был так счастлив, напоминала теперь склеп. Везде: на стенах, диване, на столе – фотографии любимой женщины от миниатюрных до огромных, в человеческий рост. В письме сестре Лизе Мамин писал: «Благословляю имя той, которая принесла мне счастье, короткое, мимолетное, но настоящее».
«Алёнушкины сказки»
Писатель теперь проводил все свое время рядом с колыбелью дочери. Для неё стал сочинять он сказки и рассказы. Позже он издаст сборник «Алёнушкины сказки» и назовет эту книгу самой любимой.
Еще одна женщина присутствовала в жизни писателя – Ольга Францевна Гувале, она занималась воспитанием и обучением Аленушки. Ухаживать за девочкой помогали друзья Мамина – Александра Аркадьевна Давыдова и Николай Константинович Михайловский. Ребенок родился слабым и больным, с родовой травмой. Девочку назвали Еленой (Мамин называл ее Аленой, Аленушкой). В семье Давыдовой за Еленой ухаживала одна из лучших гувернанток Петербурга – Ольга Францевна Гувале. После смерти Марии Морицевны осталась одна и ее младшая сестра Лиза, которая также оказалась у Давыдовой. Мамин-Сибиряк всячески помогал Лизе, пока та не выросла. В будущем она вышла замуж за писателя А.И. Куприна. Дочь Алёнушка
Дмитрий Наркисович не знал, как и благодарить «тетю Олю» за ее хлопоты и заботы. Они оба привыкли с уважением и любовью уже немолодых людей относиться друг к другу. В 1900 году решено было соединиться браком, создать Аленушке настоящую и полноценную семью.Ольга Францевна Гувале, справа с Алёнушкой.
Она впоследствии помогла Дмитрию Наркисовичу оформить документы на усыновление собственной дочери.
Три женщины, три судьбы. Каждая любила Мамина, и он к каждой относился с благодарностью, с любовью, с чистыми помыслами. С каждой из них он был по-своему счастлив.
Мамину не хватало родных, скучал он и по Уралу, но не мог никуда поехать из-за болезни дочери. Лишь летом 1903 года Мамин, оставив дочь с Ольгой Францевной, совершил поездку в Екатеринбург, последний раз побывав на Урале.21 марта 1910 года умерла мать писателя – Анна Семеновна. Ей было 79 лет. Ее похоронили рядом с ее сыном и братом Дмитрия Володей на кладбище Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. В советское время кладбище уничтожили, могила не сохранилась.Д.Н. Мамин перед самой кончиной, в 1912 году.
В последние годы жизни Мамин часто болел. Его последним адресом стала улица Верейская, д. 3 в Петербурге.
4 августа 1911 года Дмитрий Наркисович перенес кровоизлияние в мозг, что привело к параличу руки и ноги. Внешне он сильно изменился. Летом 1912 года Мамин заболел плевритом. Друзья-писатели надеялись на выздоровление и обсуждали празднование 40-летия литературной деятельности Мамина-Сибиряка.
Когда 26 октября 1912 года члены юбилейного комитета пришли с поздравлениями, выяснилось, что Мамин совсем ослаб и уже не понимал, что вокруг происходит. В ночь на 2 ноября 1912 года Мамин-Сибиряк умер. 4 ноября его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с захоронением Марии Морицевны Абрамовой.
Аленушка осталась с Ольгой Францевной. Дочь писателя Елена Мамина.
После смерти отца она прожила менее двух лет. Умерла от скоротечной чахотки в возрасте 22 лет. В завещании написала:
«…недвижимое имение, состоящее из дома с землею и пристройками в городе Екатеринбурге по Пушкинской улице № 27 завещаю городу Екатеринбургу. Настоятельно прошу устроить в этом городе и по возможности в завещанном доме музей Мамина-Сибиряка».
Ольга Францевна во время Гражданской войны жила на Кавказе, позже вернулась в Петербург. Умерла в 1934 году, была похоронена в Лютеранской части Волковского кладбища.
Могилу Мамина-Сибиряка можно увидеть на литераторских подмостках Волковского кладбища. Автор гранитного памятника, установленного в 1915 году, - известный скульптор Илья Гинцбург. На основании памятника приведена цитата Мамина: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где настоящая жизнь и настоящее счастье». Прах писателя, его дочери и Марии Морицевны Абрамовой был перенесен сюда из Лавры в 1956 году в связи со строительством там моста.Прямых потомков у Мамина-Сибиряка не осталось. Вся его жизнь была полна трагизма. Настоящее признание к писателю пришло лишь после смерти... Памятники Мамину-Сибиряку в Екатеринбурге и Висине
https://kulturologia.ru/blogs/030118/37278/?utm_referrer=mirtesen.ru
Свежие комментарии