В 80-х годах XIX века в Петербург из рязанской глубинки приехали два крестьянина, братья Фёдор и Николай Колобовы. Через несколько лет, благодаря своему труду и смекалке, они стали крупными лесопромышленниками, миллионерами, купцами 2-й гильдии. Старший из братьев, Фёдор Яковлевич, в 1907 году был удостоен звания "Почётный гражданин".
А начинали они с того, что купили старую баржу для перевозки леса, распилили её и выгодно продали на дрова.
В начале ХХ века ещё одним направлением деятельности братьев, стало строительство доходных домов, в основном на Петербургской (ныне Петроградской стороне), появилось даже такое выражение, как "колобовские кварталы" - строили они не только доходные дома, но и школы, больницы, церкви. Всего они построили более сорока доходных домов.
В 1908 году на Матвеевской улице (ныне улица Ленина) по проекту архитектора Сергея Григорьевича Гингера началось строительство ещё одного доходного дома братьев Колобовых. На мой взгляд, это один из самых красивых домов Петроградской стороны, а возможно и всего Петербурга (среди доходных домов).Знакомство с домом, начнём с одной из парадных, выходящих на нынешнюю улицу Ленина. Оформление входа в парадную настраивает на определённый лад.
Так и есть.
Парадная отремонтирована на средства её жителей. От входа, до последнего этажа.
Особое внимание стоит обратить на лифт - в шахту лифта, сохранившуюся со времён постройки дома, удалось встроить новый, современный лифт.
Вторая парадная находится в глубине двора-курдонёра.
Она не такая большая и шикарная как предыдущая. Но в ней тоже есть на что посмотреть.
Несколько фрагментов парадной.
Кстати, лифта в этой парадной нет, и не было.Вид во двор с последнего этажа.
Последняя парадная. И это именно парадная, выходит она две стороны дома - во двор, и в переулок.
Чтобы никого не удивляли такие разные парадные одного дома, стоит сказать, что в то время в одном доме могли жить и министр и мелкий лавочник и бедный студент. Только парадные у них были разные как и условия проживания.Выход из последней парадной в переулок.
Та часть дома, которая выходит в переулок, очень интересна с архитектурной точки зрения, это так называемая "улица-пила". Такое решение фасадов придумал французский архитектур Эжен Энар, обосновывая его тем, что жителям больших городских домов необходимо своё пространство для отдыха. С деревьями, клумбами, скамейками. И одновременно увеличивается полезная площадь дома.
Теперь общий вид здания по улице Ленина, надеюсь ей вернут её прежнее название.
Курдонёр, который можно рассматривать долго, находя всё новые элементы.
И уличный фонарь, который когда то освещал двор.
Фасад этого дома был признан лучшим на конкурсе фасадов в 1912 году.
С Малой Пушкарской улицы вид этого дома разительно меняется.
Не удалось узнать, что было на месте участка, прилегающему к дому Колобовых. А возможно, он так и пустовал всё время.
Сейчас на нём находится спортивная площадка, а на торцах дома одно из лучших в городе граффити, по моему мнению.Бывшие доходные дома Питера, и неважно какие они сейчас - простые или элитные, объединяет одно - дворы, которые, очень вероятно, не ремонтировались с момента их постройки. Этот дом не исключение.
Двор за этими воротами.Разительный контраст. Первый двор.
Портал во второй двор.
Он похож на первый.
Во втором дворе находилась прачечная для жильцов этого дома. Сейчас там живут люди.
В заключение, ещё немного про этот дом и его хозяевах. В своем очерке «Современный Петроград», искусствовед Георгий Лукомский сетовал, что лучшие столичные здания, как назло, строятся «в тёмных, захудалых переулках», и в качестве примера приводил дом Колобовых, который «поставлен где-то в глухом переулке так, что даже живущий годы в столице может его не увидеть, хотя его следовало бы поставить именно напоказ».
После октябрьского переворота 1917 года, братья Колобовы, имея большие деньги, в том числе и в зарубежных банках, могли уехать из России, но переписав всё своё имущество новой власти, в том числе и средства за границей, остались на родине, в Петрограде. За это советская власть их не трогала, но сильно уплотнила, предоставив им с семьям для проживания комнаты в коммуналке.
Фёдор Яковлевич Колобов.Судьба архитектора этого дома, Сергея Григорьевича Гингера, сложилась более печально - он так же, после переворота, остался в России, продолжая работать архитектором, но в 1933 году его как «антисоветчика-вредителя» осудили и выслали в Томск, где через год расстреляли.
https://dzen.ru/media/olegkolobov/odin-iz-samyh-krasivyh-dom...
https://dzen.ru/media/olegkolobov/odin-iz-samyh-krasivyh-dom...
Свежие комментарии