Плетение корзин и лукошек. Село Бор Нижегородской губернии. 1900-е
Петроградский городовой на Невском проспекте, 1915 год.
Земские ярыжкиПолицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжные люди (земские ярыги, земские ярыжки). Земские ярыжные люди — низшие служители в приказах, прежде всего, низшие служители полиции, использовавшиеся для рассылки и исполнения приказаний.

Воспитанницы женской профессиональной школы Императорского Человеколюбивого общества в саду на прогулке. Санкт-Петербург. Российская империя. 1900-е






Фотография ателье Карла Буллы. Первый в России торговый автомат был установлен на углу Невского проспекта и Надеждинской улицы (нынешняя ул. Маяковского) в 1898 году знаменитой кондитерской фирмой «Жоржъ Борманъ», прямо напротив собственного магазина на Невском, 65.
Устройство в виде домика с черепичной крышей выдавало плитку шоколада в обмен на пятнадцатикопеечную монету, никаких других не принималось. Любопытство публики было колоссальным, недоразумений тоже вышло немало, так что в какой-то момент пришлось приставить к аппарату специального служителя, который следил за тем, чтобы в щель для приёма денег не совали другие монеты, а тем более купюры, да и вообще для порядку.
Первые автомобили в рекламных целях опять же появились у «Жоржа Бормана», как и шоколадные яйца, но это не точно. А вот монпансье в коробках с портретами великих русских писателей с цитатами, шоколадные плитки с изображениями представителей народов России в национальных костюмах, тематические серии шоколада «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Спорт» и т. д. – всё это у него действительно было.
Кроме того, у «Жоржа Бормана» продавалось печенье в жестяных банках с названиями продуктов – «Мука», «Сахар», «Соль» и пр., – которые там можно было хранить после того, как печенье будет съедено, а ещё в некоторые изделия вкладывались бумажные заготовки с инструкциями, по которым дети могли своими руками изготовить разные фигурки на манер оригами.
Всё это закончилось со смертью основателя фирмы Григория Николаевича Бормана в 1918 году в Харькове, эмиграцией его сына и продолжателя дела – Георгия Григорьевича – в Париж и переименованием семейной фабрики на Английском проспекте в кондитерскую фабрику имени революционерки Конкордии Николаевны Самойловой в 1923 году. Какое отношение она имела к шоколаду и конфетам Бормана – неизвестно, ну разве что, скорее всего, пробовала, как и большинство жителей империи, тем более что училась будущая соратница Ленина и основательница журнала «Работница» на Бестужевских курсах в Петербурге, куда прибыла из Иркутска без дозволения родителей.



В 1905 году открылся первый в Российской империи «американский бар»: высокие стулья, барная стойка и главное – «смешанные напитки» (коктейли).
Бар располагался в ресторане «Медведь» на Большой Конюшенной и гости так описывали свои впечатления:
«Пришли к Медведю, взобрались на стулья, получили по высокому стакану со льдом и с очень вкусным, пьяным снадобьем, выпили и повторили».























К 1914 г. в России насчитывалось 105 высших учебных заведений, в которых обучалось 127 тыс. студентов. Это было намного больше, чем в любой европейской стране (в Германии тогда было 79,6 тыс. студентов, в Австро-Венгрии — 42,4 тыс., во Франции — 42 тыс.), хотя еще в 1890 г. Россия несколько отставала по этим показателям, имея 12,5 тыс. студентов против 13 тыс. в Англии, 20 во Франции, 17,5 в Австрии). Число студентов на 10 тыс. населения в России было примерно равно другим европейским странам. К 1916 г. студентов вузов насчитывалось уже 135 842 человека. (Источник: С.В. Волков.)
"Российская империя. Краткая история". Глава 12
"Российское общество во второй половине XIX – начале XX вв."
На фото: Харьковский технологический институт. Лекция, 1910-е годы. 1912





"В тот день, когда по Зимнему дворцу неожиданно ударили пушки «Авроры», там должен был быть караул артиллерийского взвода Михайловского училища; но еще рано утром офицер Михайловского артиллерийского училища увел михайловцев с пушками обратно в училище. Благодаря этому мы, константиновцы, не разделили участь школы прапорщиков и девушек из Женского батальона, остававшихся на защите дворца. Но кто знает? Если бы наши пушки были в этот день в карауле Зимнего, то не погнали ли бы они «Аврору» и не отбросили ли бы они картечью штурмующую Зимний дворец толпу с Дворцовой площади? Быть может, история Октябрьской революции пошла бы по другому руслу".
В. А. Ларионов "Последние юнкера".







По одной из них, император подарил Фёдору Шаляпину эти часы на одном из концертов, посвящённых 290-летию дома Романовых. Николай II не остался равнодушным к голосу Шаляпина, поэтому преподнёс ему подарок – карманные часы фирмы Буре, бывшей тогда поставщиком часов двора Его Императорского Величества. Получить из рук императора дорогую вещь – большая честь для артиста. Но Шаляпину не понравился декор часов, ему показалось, что своим декором они похожи на женские. Он возвращает часы императору с корректным объяснением своих эстетических претензий к дизайну. Николай II информацию принял к сведению и вскоре на имя Шаляпина пришла новая посылка. Император презентовал ему новые часы. Той же фирмы, но с мужским характером. На гладком золотом корпусе бриллиантами набран государственный герб России, а на обратной стороне надпись.




И на сегодня, пожалуй, всё!
Свежие комментарии