На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как всегда интересно.И снова короткие ...
  • Run Николаева
    Фото Тима Флака очень хороши :) Но вот фото лошадей в упряжи-это не арабы и не андалузы.Сказочная красота...
  • ВераВерная
    Ещё раз - спасибо!💐😍👍Поздравляю Верочк...

Держись, старшина! Невероятная история подвига

Удивительная история везения и героизма, описанная свое время в небольшом рассказе Леонида Соболева многим кажется художественным вымыслом. Однако на основе событий, реально произошедших на подводной лодке М-32 в июне 1942, можно запросто снять фильм, который будет, как минимум, не хуже голливудского триллера.Подводная лодка М-32Подводная лодка тип «М» («Малютка») заложена 31 августа 1938 года на заводе №-112 («Красное Сормово») в Горьком под стапельным номером 259. В феврале 1940 года подводная лодка была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод №-198 в Николаев, где 26 февраля 1940 года была спущена на воду. 31 октября 1940 года подводная лодка вступила в строй и 7 ноября 1940 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года М-32 встретила в составе 7-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота в Севастополе.

Доклад наркома ВМФ СССР Кузнецова о произошедшем на М-32:

Сов. секретно.

экз.37 № 1099 сс

июля 1942 г.

тов. Маленкову Г.М.

Направляю Вам копию донесения о подводной лодке Черноморского флота М-32, командир – капитан-лейтенант Колтыпин, которая доставляла боезапас и горючее войскам в Севастополь во время осады.

НАРКОМ ВМФ СССР адмирал Кузнецов

Сов.секретно

КОПИЯ ДОНЕСЕНИЯ О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ М-32 ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА.

21.06. утром прибыли в Новороссийск. Погрузили мины и винтовочные патроны 8 тонн и приняли 6 тонн бензина. В 15 часов вышли в рейс на Севастополь. 22.06. пришли в Стрелецкую бухту. Придя в Стрелецкую, выгрузили боезапас и откачали бензин своей помпой через свою пожарную магистраль. (Потом бензин обнаруживали в самых неожиданных местах по всей лодке).

23.06. утром при погружении для дифферентовки и заполнения №4 балластной цистерны, пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки, так как наружной вентиляции эта цистерна не имеет. В момент окончания дифферентовки произошёл взрыв в центральном посту (лодка была под водой, отсеки задраены), силой взрыва открыло переборку из центрального поста во второй отсек и отбросило туда трюмного Хиневича. Командир приказал: «Продувать среднюю!». Эту команду исполнил командир БЧ-5 капитан-лейтенант Дъяконов, который был уже сильно обгоревший и одежда на нём вся горела. В других отсеках взрыва не было, так как они были задраены. От взрыва пострадало 5 человек. У всех пострадавших обгорели лицо и руки, так как они все были одеты. Из повреждений: разбита радиорубка, станция вышла из строя. Оперативный дежурный штаба по донесению командира предложил пострадавших направить на берег в госпиталь, а лодке выбрать подходящее место и лечь на день на грунт до вечера, а с темнотой всплыть и итти в Новороссийск. Дело было рано утром. Значит нужно было целый день, с 5 часов утра до 21 часа вечера лежать на грунте под водой, при наличии в трюмах лодки растекавшегося бензина и его испарения в отсеках. Но другого выхода не было и командир, найдя 35 метровую глубину у выхода из Стрелецкой бухты, лёг на грунт.

Пострадавшие от взрыва просили командира не оставлять их в Севастополе и командир решил взять их с собой. Кроме того ещё до отхода на дифферентовку были приняты на лодку 8 человек из гражданских и военных лиц. После посадки на грунт (механик лежал обгоревший, командир лёг на грунт с помощью старшины группы мотористов Пустовойтенк), командир приказал: «Всем лежать и отдыхать, лишних движений не делать». До 10 часов командир не спал, проверял отсеки, беседовал с людьми. Потом краснофлотцы уговорили его лечь отдохнуть. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали одурманиваться, терять сознание.

В 12 часов командира разбудил краснофлотец Сидоров, секретарь парторганизации лодки и сказал: «В лодке тяжело, надо что-то делать». Командир встал и на себе уже чувствовал тяжёлое действие отравленной бензином атмосферы. Проверяя состояние людей по отсекам, командир видел, что при нормальном состоянии остались только единицы. Большинство уже были, как пьяные. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: «Что это всё значит!». Большинство лежали в глубоком обморочном сне и ничего не понимали. На вопросы не отвечали, или бормотали непонятное. Женщины уговаривали всплыть и когда им объясняли, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть и просили, чтобы их застрелили. Уже в 12 часов дня способность соображать и действовать сохранили только три человека: командир лодки (начал уже слабеть), секретарь парторганизации Сидоров и сильнее всех старшина группы Пустовойтенко.

До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда почувствовал, что уже не выдерживает, приказал Пустовойтенко во что бы то ни стало не спать, продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира, считать это боевой задачей и всё время думать о том, что если он заснёт, то все погибли. Временами командир просыпался и требовал от Пустовойтенко не спать. Пустовойтенко продержался до 21 часа и стал будить командира, но командир встать уже не мог. В лодке в это время творилось уже совсем невообразимое. Кто пел, кто кричал, кто плясал. Большинство лежали без сознания. Взятый с берега, взамен обгоревшего Дъяконова, механик Медведев несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и порывался открывать люки, за ним методически и спокойно ходил Сидоров и за ноги оттаскивал его от люков (оба в ненормальном состоянии).

Медведеву всё же удалось незамеченным отдраить люк 6 отсека, но 35 метровое давление не дало люку открыться (люк остался отдраенным и в дальнейшем дал себя знать). Пустовойтенко пытался разбудить уснувшего механика, перенёс его на руках в центральный пост, чтобы с ним продуть лодку и всплыть. Хотя временами у Медведева проблески сознания были, но использовать его для всплытия Пустовойтенко не смог.Держись, старшина! Невероятная история подвигаТогда он решил перетащить командира в центральный пост, самому продуть балласт и когда лодка всплывёт, вытащить командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он очнётся. Продув среднюю (лодка всплыла под рубку) Пустовойтенко открыл люк, но от удара свежего воздуха тоже потерял сознание и чувствуя, что теряет сознание, успел снова задраить люк и упал вниз. Лодка полувсплывшая осталась ещё задраенной в течение двух часов. Из незаметно прежде отдраеного люка 6 отсека в лодку просачивалась вода, заполнила трюм 6 отсека и залила главный электромотор. Течением лодку отнесло на каменистый берег у Херсонского маяка. Когда Пустовойтенко пришёл в себя, он открыл рубочный люк и вытащил наверх командира. Командир очнулся, но долго не мог ничего понимать и начать управлять лодкой. Пока командир на мостике приходил в себя Пустовойтенко проделал следующее: 1.Пустил судовую вентиляцию. 2.Задраил люк 6 отсека и откачал трюм 6 отсека. 3.Продул весь главный балласт (лодка всплыла совсем).Чтобы дать лодке ход, вытащил наверх электрика Кижаева, привёл его в чувство и снова отнёс вниз и поставил на вахту к электростанции. Лодка стояла носом к берегу, командир дал ход назад, а Кижаев внизу вместо «назад» дал «вперёд», командир спустился вниз, спросил Кижаева, почему он не даёт хода назад, Кижаев ответил: «Наша лодка должна идти только вперёд, назад нельзя, там фашисты». Командир приказал Пустовойтенко стоять у станции и обеспечить правильное исполнение команд Кижаевым, сознание которого не совсем ещё прояснилось. Время было 01 час ночи, лодка была на камнях, сильный ветер с дождём и молнией, волна до 5 баллов. От ударов о камни поломало руль, который перекладывался только влево, а вправо нет, батарея разрядилась, с камней сняться не могли. Потом командир сам говорил, что в этот момент не знал что делать (естественно, так как не был ещё в полном и ясном сознании). В этот тяжёлый для лодки момент рулевой Гузий сказал: «А что товарищ командир, если мы рванём дизелем?». Командир сразу же принял этот простой и правильный совет и приказал приготовить дизель к пуску.

Пустовойтенко и моторист Щелкунов (вынесенный и отрезвлённый Пустовойтенко) приготовили дизель и дали с места 600 оборотов, лодка пошла по камням и вышла на чистую воду. С поломанным рулём кое-как удалось держать лодку на курсе, обогнули Херсонский маяк, вышли из минного поля и пошли на Новороссийск. Зная, что предстоит по пути погружения нужно было включить батарею на зарядку от дизеля, но некому было делать эту серьёзную операцию, так как главный старшина электрик Фёдоров хотя и был давно вынесен наверх, но никак не приходил в сознание. Но дело нужно было сделать, командир приказал командиру отделения включить батарею на зарядку. Старшина 2 статьи Ермаков вместе с Пустовойтенко эту задачу выполнили и батарея начала заряжаться. В лодке стало уже легко (от работы дизеля в лодке сильная вентиляция), люди стали постепенно приходить в нормальное состояние. Уже на выходе из минного поля вышел наверх штурман Иванов и стал помогать командиру в определении курса и несения вахты. По пути несколько раз погружались от самолётов.

25.06 утром прибыли в Новороссийск, сдали раненых и своих больных, пассажиров и женщин. Они долго не могли поверить, что они действительно в Новороссийске и в безопасности, без конца благодарили командира и краснофлотцев.

Наградной листДержись, старшина! Невероятная история подвига

Держись, старшина! Невероятная история подвига
Держись, старшина! Невероятная история подвига
командир М-32 Колтыпин и старшина Пустовойтенко

Немногие подводные лодки второй мировой войны удостоились стать бессмертными в литературе,причем подробности одного из ее походов морской прозаик Леонид Соболев в рассказе "Держись Старшина" пересказал буквально дословно (по ссылке можно прочитать сам рассказ) с текстами документов - случай еще более редкий, тем более в Советском Союзе где профессианалы агитпропа крайне редко обходились без того чтобы сделать какой либо подвиг хоть немножко более выпуклым. Подвиг старшины группы мотористов М-32 главного старшины (сверхсрочной службы) Н.К.Пустовойтенко , за который он и командир лодки капитан-лейтенант Н.А. Колтыпин были награждены орденами Боевого Красного Знамени достаточно освещен, не буду повторяться, однако мало кто знает что уже через поход оба награжденных сумели его повторить.Несмотря на всю драматичность дневки в Стрелецкой бухте Севастополя 23 июня 1942 года, самым тяжелым в жизни подводной лодки М-32 стал именно этот - двенадцатый ее боевой поход 8-20 октября 1942 года, к мысу Бурнас.
Цели в районе действий лодки начали обнаруживаться на вторые сутки. После полудня 14 октября в перископе Колтыпина показался конвой состоявший по докладу командира лодки " из эсминца и двух буксиров" . По факту конвой состоял из румынских буксиров "Елена" и Бессарабия" под охраной миноносца "Змеул", реликта австро-венгерского флота Первой Мировой (вступил в строй в 1915 г.)

Наиболее важной целью конвоя Колтыпин счел "эсминец" в 13.44 14.10.1942 г. выпустив в него залпом с дистанции 5 кабельтовых две свои торпеды и услышав через минуту два взрыва.
Тем ни менее атака не удалась и в результате типичной малюточной проблемы - плохой регулировки системы БТС, подводная лодка получив положительную плавучесть всплыла до глубины шести метров демаскировав себя воздушным пузырем замеченном на "Змеуле", который немедленно контратаковал субмарину.
Опасность контратаки усугублялась тем что для компенсации положительной плавучести Колтыпин приказал заполнить цистерну быстрого погружения, в результате чего лодка буквально рухнула на грунт практически в месте залпа на глубине тринадцати метров.
Несмотря на то что, слушая шум приближающихся винтов, подводники видимо чувствовали себя покойниками, "32-я" оказалась везучим кораблем. Видимо из-за несовершенства или отсутствия гидроакустической аппаратуры командир "Змеула" сбросил все имеющиеся 18 глубинных бомб в течении четырех минут и вернулся к буксирам, несмотря на появление на поверхности моря масляного пятна, считая бессмысленным дальнейшее преследование.Неизвестный художник. Подводная лодка М-32.

Несмотря на то, что прямых попаданий глубинных бомб лодка избежала, взрывы последней серии "глубинок" в 5-6 метрах от борта поставили ее экипаж на грань смерти.
Взрывами сорвало задрайки верхнего рубочного люка в результате чего затопило рубку, через лопнувший шов цистерны главного балласта №3 и сальник перископа начало топить центральный пост. Лопнувшая топливная цистерна затопила соляром 5 и 6 отсеки, в лодке перебило все лампочки, сорвало с фундаментов многие приборы и механизмы, через поврежденные газоводы затопило дизель, разбило пять баков аккумуляторной батареи полностью выведя из строя 1-ю группу и наконец вышли из строя водоотливные средства. Помпы удалось запустить только когда центральный пост затопило до уровня груди (трюмный ЦП открывал клапана ныряя и действуя на ощупь).
Тем ни менее в 19.40 лодке удалось всплыть. Море вокруг лодки было покрыто слоем соляра в котором плавали какие-то обломки, что экипаж счел свидетельством успешности атаки, хотя обломки видимо принадлежали самой М-32. Вырвавшись из лап смерти, подводники видимо очень хотели в это верить.
Для того чтобы дать ход лодке пришлось ремонтироваться целые сутки, из которых весь день 15 октября проведя на грунте. В ходе ремонта опять отличился Пустовойтенко, проявив настоящие чудеса изворотливости, но все же сумев отремонтировать дизель.
К своим берегам подводники добирались малым ходом пятеро суток. Штурман ориентировался по звездам, топливо для лодочного двигателя собирали в трюме 5 отсека ведрами и заливали в расходный бак, в результате дышащий на ладан дизель периодически глох из-за попадавшей в солярку морской воды. 19 октября уже вблизи кавказских берегов лодка разошлась в десяти метрах с плавающей миной и наконец утром 20.10.1942 г. была обстреляна береговой батареей с мыса Пицунда, пережде чем в 7.16 прибыть в Очамчири. Поход "счастливой малютки" наконец завершился, совершив 600 мильный поход и раненная пережив 6-бальный шторм.
При осмотре корпуса лодки в доке ремонтникам открылось страшное зрелище. Лодка выжила чудом, вернувшись возможно с самыми большими повреждениями, которые довелось пережить подводной лодке советского ВМФ в годы ВОВ. На корпусе насчитали 465 вмятин глубиной до 37 миллиметров, имелся ряд трещин, внутри не было системы или механизма, не имевшего того или иного повреждения. Подводная лодка М-32 в ДОКе перед транспортировкой на Каспий.
Вывод установленной на железнодорожный транспортер ПЛ М-32 из плавучего ДОКа. Ноябрь 1942 года.

Действия экипажа по спасению корабля командованием по достоинству были оценены как героические. Колтыпин получил второй орден Боевого Красного Знамени, Пустовойтенко - орден Красной Звезды. Многие другие моряки из экипажа М-32 так же были награждены орденами и медалями.
Везение, в отличие пережившую похожую драму после бомбежки румынской канлодки "Сублокотенант Гекулеску" М-36, что погибла по неизвестной причине со всем экипажем, возвращаясь с полигона в районе Кобулетти в январе 1944 года, не отказало "32-й" и в дальнейшем.Подводные лодки 2-й Бригады ПЛ ЧФ.
(слева вверху на ограждении рубки видно наименование подводной лодки М-32)

Вскоре подлодку разными путями доставили в г. Горький (Нижний Новгород) на завод Красное Сормоводля ремонта, а потом вернули назад на Черное море, где она 31 декабря 1943 года снова вошла в состав Черноморского флота.
08.05.44 командиром корабля назначен капитан-лейтенант Морголин Борис Максимович.
09.09.44 утром 9 «М-32» была направлена на позицию в район Варны, но в связи окончанием боевых действий на Черном море вскоре получила приказ о возвращении.
Итак, М-32 совершила 14 боевых походов (из них 2 транспортных в Севастополь). Выполнена 1 безрезультативная торпедная атака с выпуском 2 торпед.

Лодка и ее экипаж, включая Колтыпина и Пустовойтенко, пережили войну. Более того, осенью 1944 года Н.А.Колтыпин принял командование над сторожевым кораблем "Торос", совсем недавно именовавшимся "Smeul", неизвестно узнав ли в нем тот самый "эсминец" который чуть было не убил его 14 октября 1942 года.

Из описания Бойко Владимира Николаевича
капитан I ранга запаса,

Бойко Владимир Николаевич

ветеран–подводник ВМФ РФ,
президент Союза ветеранов-подводников ВМФ
Республики Крым,
член Российского Союза писателей (сын мичмана Бойко Н.М.).

Из рукописи книги «Черноморский Подплав. 1935-1945»

После увольнения в запас после окончания Великой Отечественной войны электрик подводной лодки М-32 Кижаев жил в Баку. Он сделал самостоятельно легковой автомобиль и ежегодно перед 9 мая выезжал на нем в Севастополь, по пути заезжая к моему отцу Н.М.Бойко и сослуживцам по М-32. В Севастополь они прибывали к Н.К.Пустовойтенко на празднование Дня Победы. В 1965 году отец взял меня с собой, и я воочию видел и слышал подводников М-32.

Встречи подводников с М-32 проводились ежегодно до конца 70-х годов. К этому времени уже не осталось в живых ни одного члена экипажа подводной лодки М-32. На встречу подводников с М-32 уже собирались родственники и жены. Руководила встречами жена помощника командира М-32 (имя и фамилию, к сожалению, не помню). Фото с последней встречи (как и все остальные фотографии хранились у сестры, проживающей в Донецкой области в г. Иловайске), на которой присутствовал отец, утеряны из-за проведения гражданской войны на Украине.

http://www.kramola.info/blogs/...

http://rostislavddd.livejournal.com/36277.html

https://www.simvolika.org/mars_162.htm

Картина дня

наверх