Жизнь - театр

429 подписчиков

Последние комментарии

  • Светлана Митленко23 мая, 2:23
    Ну не зря приезжала их президентша к нам.Цветы и полярные мишки
  • Татьяна Толстова23 мая, 2:19
    Красота-вкуснота!!!  Спасибо :-)Поздравляем Ирочку Хотьковскую с Днем Рождения.
  • Ирина Хотьковская23 мая, 2:11
    Чайку?Поздравляем Ирочку Хотьковскую с Днем Рождения.

Как румынский скульптор Деметр Чипарус покорил Париж

Гениальный скульптор Деметр Чипарус.Сегодня только редкие коллекционеры способны вспомнить о нем, но в 1920-х годах имя Деметра Чипаруса гремело по всей Европе. Он был удивительно современным скульптором, творил будто за пределами своей эпохи и в то же время сочетал в своем творчестве все лучшее, что могли предложить миру ар нуво и ар-деко.

Безумная слава сменилась забвением – но скульптуры Чипаруса потрясают зрителя до сих пор.Мотивы театральных постановок.

Стиль ар-деко - это стиль эпохи джаза, первых автомобилей, женского раскрепощения и шикарных небоскребов. Небоскреб Крайслер-билдинг, динамичная живопись Тамары де Лемпицкой, изображения чешуи и колосьев в орнаментах, образы яростных и стремительных животных – всего несколько лет богачи всего мира окружали себя экстравагантными вещами в роскошных зданиях, но именно за это время искусство, дизайн и мода вышли на новый уровень. Прославляя скорость, сексуальность и богатство, ар-деко подарил миру множество выдающихся произведений. Особняком в этом ряду стоят работы румынского скульптора Деметра Чипаруса.Скульптура Деметра Чипаруса.

Он родился в 1886 году, и на исходе первого десятилетия двадцатого века отправился в далекую солнечную Италию – на родину, как ему казалось, настоящего искусства. Там он учился у знаменитого скульптора Романетти, но вскоре ощутил, что его тянет к чему-то иному, чему-то новому. Он переехал в Париж, где набирали силу новые художественные течения.Скульптура Деметра Чипаруса.

Какое-то время Деметр учился у парижских скульпторов, но уже тогда нащупал собственный путь в искусстве. Его первые работы – великолепно выполненные фигурки детей, - не получили отклика привередливой парижской публики.

Первые работы Чипаруса.
Первые работы Чипаруса.Но уже в то время Чипарус начал экспериментировать с материалом, используя бронзу и слоновую кость – через пару десятилетий скульпторы, дизайнеры и ювелиры массово начнут использовать их, но пока Деметр почти одинок в своих экспериментах.Танцовщицы.Египетские танцовщицы Чипаруса.Египетские танцовщицы Чипаруса.


В 1922 году археологи обнаружили гробницу Тутанхамона, и Европа заболела Египтом. Фантастические сокровища древнеегипетских фараонов будоражили умы художников. Писательница Мария Корелли написала предостережение против вторжения в гробницу, что совпало со смертью одного из археологов, и «египетская лихорадка» достигла небывалых масштабов. Деметр Чипарус тоже не избежал «проклятия фараонов» - повсеместного помешательства на египетском искусстве, но даже не предполагал, что несколько образов египетских танцовщиц принесут ему феноменальный успех.

Египетская тема принесла славу Чипарусу.
Египетская тема принесла славу Чипарусу. Образы царицы Клеопатры.Клеопатра.Другим источником вдохновения для Чипаруса послужили дягилевские «Русские сезоны», которыми Европа «переболела» чуть ранее. Принципиально новая визуальная часть этих представлений предложила художникам иначе взглянуть на фактуры, пластику и материалы.Фактура в скульптуре Чипаруса.Мотив "Русских сезонов".Мотив "Русских сезонов"

Эксперименты с рельефом, сложные сочетания металлов и кости, ранее считавшихся недостаточно респектабельными и слишком «поделочными», геометризация – все это новаторские решения в мелкой скульптуре.

Образы русского балета.
Образы русского балета.
Чипарус любил "Русские сезоны".
Чипарус любил "Русские сезоны".
Мотив "Русских сезонов".
Мотив "Русских сезонов".

Эпоха ар-деко принесла миру образ новой женщины – энергичной любительницы джаза и автомобилей, коротко постриженной, облаченной в дерзкое платье с бахромой и ни в чем не уступающей мужчинам. Однако героини Чипаруса – несколько иные: расслабленные, отвлеченные лица, взгляд внутрь себя, утонченные силуэты, обилие орнаментов и застывшие в веках танцевальные движения.Женские образы в работах Чипаруса.Женские образы в работах Чипаруса.Скульптуры Деметра Чипаруса.Скульптуры Деметра Чипаруса.
Часто это танцовщицы – новых и былых времен, иногда –прекрасные средневековые девы.Средневековые мотивы.Средневековые мотивы.Историзм в скульптуре Чипаруса.Историзм в скульптуре Чипаруса.Чипарус вводит в скульптурные композиции фигурки животных – элегантных и стремительных.Чипарус вводил в композиции фигурки животных.К концу жизни Чипарус полностью перейдет к анималистическому жанру.

Права на изготовление скульптур по моделям Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Дрейфуса и мастерскими Леманна. Помимо бронзы и слоновой кости Чипарус использовал шпиатр – цинковый сплав. Лица и другие открытые части тела выполнялись из ивуарина – искусственного заменителя натуральной слоновой кости. Скульптуры покрывались патиной, что делало их почти неотличимыми от бронзовых. Многие идеи Чипаруса оказались не востребованы дорогими магазинами – и он предпочитал реализовать их в более дешевых материалах.Темы Чипаруса часто повторялись.Темы Чипаруса часто повторялись.

Он редко выставлялся на ежегодных парижских салонах современного искусства, не нуждаясь в дополнительной рекламе.Лучница

Уже зрелым человеком, состоявшимся художником, Деметр встретил еще одну свою любовь – женщину из плоти и крови, которая показалась ему прекраснее всех созданных им скульптур. Ее звали Жюльен, и ей было всего двадцать два. Они прожили вместе пятнадцать лет, прежде чем пожениться. У них не было детей, но черты Жюльен находили продолжение в творениях Деметра – пусть он и утверждал, что в работе не обращается к реальным образам.Женские образы в работах Чипаруса.

Он писал множество этюдов, моделью для которых служила его возлюбленная. Кроме любимой супруги, Деметр изображал и балерин Русских Сезонов, фантастически преобразуя их облик – например, исследователи узнают в некоторых его героинях Брониславу Нижинскую. Ряд скульптур он создал по фотографиям известных танцовщиц мюзик-холлов.Танцовщицы.

Женские образы в работах Чипаруса.
Женские образы в работах Чипаруса.

Чипарус был бешено популярен в 1920-30 годах, что позволило ему приобрести дорогой дом и оборудовать там прекрасную мастерскую.Танцовщицы.

Но ар-деко становился историей, пришло время для нового искусства, и изысканные статуэтки Чипаруса становились все менее интересными для покупателей. К тому же близилась война, закрывались бронзолитейные мастерские, где воплощались в материале замыслы Чипаруса. Однако он не собирался жить по средствам, и вскоре паре пришлось продать дом, чтобы расплатиться я с долгами. В 40-х годах в оккупированном Париже он продолжал творить и даже выставлять свои работы– хорошо известны его терракотовые анималистические этюды.Скульптура Чипаруса.Скульптура Чипаруса.

Он часто посещал зоопарк, где наблюдал за животными, присматривался к их пластике, разнообразию созданных природой форм. В 1947 году на пути из зоопарка с художником случился удар, от которого он так и не оправился. В семидесятые годы произошел всплеск интереса к его наследию, но сегодня имя Деметра Чипаруса известно лишь немногим коллекционерам – имя уникального мастера, переплавившего в своем искусстве модерн, ар-деко, балет и древние культуры.Восторженно принятый публикой, Чипарус находится на высшей точке успеха с середины 1920-х до начала 30-х. В 1928 они с Жюльен переезжают из крошечной студии на улице Баро в элитное парижское предместье Нейи на Сене, в дом по адресу № 56, Бульвар Аржансон, который они отремонтировали в экстравагантном стиле и соорудили большую мастерскую для художника в саду. Пара жила на широкую ногу, но к 1936 году и дом, и дорогая мебель были проданы, чтобы оплатить накопившиеся долги. Чипарус с Жюльен переехали в квартиру в доме 7 на улице Декам, в шикарном, но менее дорогостоящем квартале Парижа Трокадеро. Во время поздних 1930-х удача совсем оставила скульптора. С внезапным началом Второй мировой войны большинство литейных мастерских, которые выпускали его работы, были закрыты нацистами, так как они принадлежали евреям. Последний адрес семьи Чипарусов - крошечная квартира-студия в 14-м районе Парижа. Дмитрий принял такой поворот судьбы с хладнокровием, почти иронично. Он продолжал ваять для собственного удовольствия, без оглядки на перспективу продаж, стараясь сохранить внутреннюю гармонию.

Поздний, заключительный период творчества мастера пришелся на годы Второй мировой и время оккупации Парижа фашистской Германией. Дошедшие до нас редкие терракотовые скульптуры Чипаруса, созданные в 1942-1943 годах, экспонировались на Парижском Салоне. Эти замыслы Чипаруса не были воплощены в бронзе, как и большая часть его анималистических работ.В нашем собрании есть «Американский бизон» выполненный в терракоте. Эта модель экспонировалась на Салоне вместе с "Белым (полярным) медведем". Подписана D. H. Chiparus и мастерской Ревейролиса в Париже. (Editions Reveyrolis, Paris). Представляет несомненный интерес для систематического собрания скульптуры Деметра Чипаруса и Ар Деко в целом. Можно предположить, что дошедшие до нас терракотовые модели, не увековеченные в дорогой бронзе, не отлитые массово в шпиатре, часто носящие личный характер, передают нам какую-то оставшуюся в тени сторону творческой души великого мастера.

https://kulturologia.ru/blogs/261118/41433/

www.liveinternet.ru/users/4765189/post327737133/

http://sanurvolmaris.mypage.ru/hudozhniki/ruminskiy_skulptor...

http://www.awdl.ru/demetr-chiparus

Популярное

))}
Loading...
наверх