На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Ещё раз - спасибо!💐😍👍Поздравляю Верочк...
  • ВераВерная
    Танюша, благодарю, приятно🥰Поздравляю Верочк...
  • Tania Еременко
    С Днём рождения, Верочка!Поздравляю Верочк...

Москва. Собор Двенадцати апостолов в Патриаршем доме и Патриаршие палаты

Смотрим на карту Кремля:Москва. Соборы КремляСобор Двенадцати апостолов в Патриаршем доме и Патриаршие палаты на карте под номером 14.

В 1566-1568 гг. на митрополичьем дворе в Кремле была построена церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Она имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена московским митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.

Именно тут, в Крестовой палате объявлено об избрании первого Романова на престол.В Крестовой палате Авраамий Палицын объявляет об избрании первого Романова. Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство Михаила Романова». Москва, 1672–1673 гг.

В 1652 г. на Патриарший престол взошел Новгородский митрополит Никон. Царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону Царе-Борисов двор, который к тому времени семь лет стоял пустым. Территория Патриаршего двора увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев был построен храм апостола Филиппа.Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.
За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Патриарха Никона, пристроенные с севера. В подклете Филипповской церкви был устроен проезд на Патриарший двор. Храм апостола Филиппа был построен к северу от Успенского собора Кремля в 1635-1656 гг. русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. С восточной стороны примыкает к палатам Патриаршего (в XVIII-XX вв. — Синодального) двора.Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь — около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой — Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь — от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.
В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.В 1681 г. храм был переосвящен в честь Двенадцати апостолов, а на третьем этаже Патриаршего дома при кельях Патриарха устроен домовый храм апостола Филиппа.

Федор Никитин Рожнов. Распятие с апостольскими страстями. В 1699 году. Церковь 12 апостолов, Кремль

Храм Двенадцати апостолов представляет собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура.

Вид патриаршего дворца с церковью Двенадцати апостолов и его план в ХVII-ХVIII веках

Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII в.Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов (вид с Соборной площади Кремля)

С северной стороны галереей храм соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня.В комплекс Патриарших Палат входили собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи.Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.
В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.
Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Зал Крестовой палаты перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра — от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.
В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.Интерьер храма 12-ти Апостолов в Московском Кремле. 26 марта 2004 года

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила — первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.На стенах церкви — более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов (богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году — в день престольного праздника —13 июля)

С 1721 г. храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 г. архитектор И.П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас.

Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора, устраивали пиры в честь царя и иностранных гостей.
Ее площадь 280 м2. Перекрыта Мироваренная палата единым сводом без опор — это было новшеством и достижением русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх осенял собравшийся на площади народ благословением.
Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по прирказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Отсюда и пошла поговорка «одним миром мазаны».

В 1917 г. собор и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля.Кремлёвская церковь 12 Апостолов и ворота в Синодальную контору, разбитые снарядами в ходе боёв в Москве в 1917 году. Ноябрь-декабрь 1917 года

В 1918 г. храм был закрыт. Отсюда управляли всеми церковными делами, здесь находилась ценнейшая библиотека и ризница, разграбленная после 1917 года. Тогда Патриаршие Палаты сильно пострадали во время штурма Кремля, а церковь 12 Апостолов была разрушена. Через год кремлевские здания были национализированы и превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с нею столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница была частично разорена. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII в. в 1929 г. был перенесен из разрушенного собора Вознесенского монастыря.Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Ныне существующий иконостас перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII - началом XVIII столетия.В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

В помещении церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа.
Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы").Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства. В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.Сейчас храм входит в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и др. палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII в.

В начале 1990-х гг. храм был передан Русской Православной Церкви.
Богослужения в храме совершаются раз в год на престольный праздник. Доступ в храм по приглашениям. В остальное время храм действует как музей.
Престолы: Собора Двунадесяти апостолов (главный); апостола Филиппа (придельный).

https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post303650287

https://liveinmsk.ru/places/a-31.html

https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-so...

http://mos.litistina.ru/0-kremlin/cathedral-square/patriarch...

Картина дня

наверх