На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Великолепная Галина Уланова

В детстве ее считали зажатой и не артистичной, а позже, когда она стала звездой мирового балета, называли богиней и говорили, что ей нет равных.

В общении она всегда держала невидимую дистанцию, но когда выходила на сцену, от нее невозможно было отвести взгляда. Галина Уланова, пожалуй, самая загадочная из всех великих балерин. Человек-тайна, нераскрытая книга и вместе с тем идеал, превзойти который пока не смог никто…В детстве терпеть не могла балет. Мама Улановой танцевала в Мариинском императорском театре, а отец работал там же помощником режиссера. Девочка видела, как тяжело приходится маме, какой это адский труд, поэтому для себя решила, что сама ни за что не будет заниматься балетом. Однако поскольку у Гали были хорошие способности, в девять лет родители все-таки отдали ее в Петроградское хореографическое училище. Гале там не нравилось, даже несмотря на то, что преподавателем в тот момент была ее родная мама, и она постоянно просила, чтобы ее забрали домой. Уланова была очень стеснительной и зажатой, и если более талантливые и бойкие ученицы схватывали все на лету, то ей приходилось учить каждое новое движение часами. К тому же, времена были тяжелые, здание училища плохо отапливалось, девочкам приходилось ходить в шерстяных свитерах, а то и в шубах.Мечтала не о сцене, а морских путешествиях.

Галина постоянно твердила родителям, что хочет стать не балериной, а моряком. Но постепенно она втянулась в учебу и решила, что раз уж ей суждено заниматься балетом, то она постарается стать одной из лучших.
Ее считали неэмоциональной. Галина выросла в интеллигентной семье и с детства привыкла не показывать своих эмоций. Поэтому многие преподаватели (даже ее собственная мать) считали Галину холодной и «не живой». Предметы, связанные с актерским мастерством, ей не давались. Даже великая и опытная Агриппина Ваганова, у которой Галина училась в старших классах, поначалу сомневалась в ее способностях.Зажатость со временем сменилась на невероятный артистизм.

Впрочем, постепенно движения ученицы становились все эмоциональнее. На выпускном она танцевала Сильфиду в «Шопениане». Все, кто находился в зале, были просто поражены: с первого взгляда было ясно, что это уже не гадкий утенок, а будущая звезда мирового балета. 18-летнюю девушку тут же пригласили в Мариинский театр.Галина Уланова в постановке «Бахчисарайский фонтан»

Поначалу она до смерти боялась сцены. В самом начале балетной карьеры юная Уланова очень стеснялась выходить на сцену и боялась даже посмотреть в зрительный зал. Однажды одна из подружек-балерин посоветовала ей не обращать внимания на зрителей, а смотреть поверх людей. Это сработало. Во время танца Галина полностью уходила в свой образ и в танец, и ее взгляд всегда был отрешенно-неземным. Ценители балета потом не раз замечали, что такого необыкновенного взгляда нет ни у одной балерины мира.Главный секрет Улановой — смотреть поверх зрителей.

Галина Уланова была любимицей Сталина. В 1934 году выступление Улановой увидел Клим Ворошилов. Он был впечатлен, и труппу стали приглашать выступать в Москву. А еще через время посетить Мариинский театр решил сам Сталин. Шел балет «Эсмеральда», Уланова танцевала Диану и по сценарию должна была направить лук в зал, натянув воображаемую стрелу, причем, как раз в направлении боковой ложи. А там как раз сидел вождь… То ли ее решительность покорила Сталина, то ли само гениальное исполнение, но вскоре после спектакля он пригласил артистов в Кремль. На официальном мероприятии он потребовал, чтобы Уланову посадили рядом с ним. После этого случая балерине сообщили, что ее переводят работать в Москву. Она очень любила родной город и Мариинку, но перечить вождю не решилась. Уланова была любимицей Кремля и четыре раза становилась лауреатом Сталинской премии.

Она покорила даже Сталина.

Скромность и рациональность во всем. Галина Уланова, хотя и была замужем несколько раз, очень не любила рассказывать о своих чувствах и личной жизни. Свои переживания она решалась поведать только личным дневникам. Однако, когда ей было уже за 80, она неожиданно сожгла все записи. Это показалось бы странным, если не знать ее характер. Все дело в том, что Уланова просто не хотела, чтобы подробности ее жизни и потаенные мысли после смерти были преданы огласке и породили сплетни. «Я очень рациональный человек. Но что поделать, такая у меня профессия», – признавалась она сама.Уланова — это рациональность и сдержанность.

Не только в детстве, но и на протяжении всей жизни Уланова была очень сдержанной. Никто никогда не видел, чтобы она плакала или громко хохотала. Ее лицо всегда было невозмутимым, а взгляд – полным достоинства. А если она и улыбалась, то это была едва уловимая улыбка, за что ее сравнивали с Джокондой. «Самое комфортное для меня состояние – это одиночество», – говорила великая балерина. – Но если ко мне кто-то подойдет и заведет беседу, я с удовольствием пообщаюсь. Особенно, если разговор будет идти о театре.
Кстати, к балету она относилась без восторженного романтизма. Это было главное дело ее жизни, которое нужно было выполнять идеально – вот и все.Уланова с ученицей.

Как вспоминают современники, Галина была не очень хорошим оратором – она не умела, да и не любила красиво говорить. Ученикам на занятиях было непросто понять, что требует педагог, если она пыталась объяснить это на словах. Гораздо доходчивее у Улановой поучалось выразить свою мысль с помощью движений. Зато, когда она начинала танцевать, собеседник понимал абсолютно все и смотрел на нее, как завороженный.
Строгость к себе и другим. Уланова всегда и во всем любила строгую дисциплину и в годы преподавательской деятельности была крайне требовательным педагогом. Говорила она при этом очень тихо и коротко, поэтому в зале сразу наступала гробовая тишина. Слушая ее, ученики были предельно внимательны и концентрированы, чтобы не упустить ни единого слова.Ученики ловили каждое ее слово.

Так же требовательна была Уланова и к себе. Будучи балериной, она доводила каждое движение своей героини до совершенства, поэтому все ее танцы были идеальны, образы заранее продуманы до мелочей. Но и в преклонном возрасте, закончив карьеру как исполнитель, она продолжала следить за собой. Уланова каждое утро по часу, а то и дольше делала физические упражнения (в том числе, повторяла балетные па), потому что хотела всегда быть в идеальной форме. И, надо сказать, ей это удавалось – до самых последних дней ее вес оставался неизменным – около 50 кг.Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. 1969 год. Но была все-таки в её жизни настоящая любовь.

Галина Уланова и Николай Радлов. Как безответные чувства помогли великой балерине

Когда творческому человеку сложно найти вдохновение, его работа превращается в настоящие муки. А вот где искать ту самую музу, каждый решает сам. К примеру, Фридрих Шиллер, когда садился писать очередное произведение, клал рядом гнилые яблоки. Именно этот не самый приятный аромат помогал творить мастеру.

Часто вдохновением для работы могут быть негативные эмоции: неразделенная любовь или потеря близкого человека. Когда великая балерина Галина Уланова впервые вышла на сцену в балете «Ромео и Джульетта», зал был в восторге от выступления примы, но никто тогда не знал, что в тот момент танец помогал женщине избавиться от последствия самого болезненного расставания в ее жизни.

Знакомство на отдыхе

В то время вся творческая интеллигенция отдыхала на Селигере. Именно там в 1938 году находилась и Уланова. Но балерина не была приверженцем больших компаний. Она придумала свой особенный способ расслабляться. Каждый день Галина садилась в байдарку, в которую брала патефон и несколько любимых пластинок. Она отплывала подальше ото всех и слушала музыку.На тот момент в жизни балерины уже случались романы. Однажды она даже забеременела, но по настоянию матери пошла к врачу, чтобы прервать этот процесс. Тогда Уланова на первое место поставила балет. Но лишь встреча с художником Николаем Радловым смогла разбудить в сердце танцовщицы настоящие чувства.Мужчина был старше на 21 год. При этом он не отличался особым постоянством. Даже первый брак Радлова распался из-за его регулярных измен. Николаю Эрнестовичу очень понравилось, как отдыхала Уланова, используя байдарку и патефон, хотя вначале она почти не обратила на него внимания, да и сам художник смотрел на нее лишь как на талантливую балерину.

Зарождение чувств

Красивый и подтянутый художник попытался произвести впечатление на Уланову, и со временем ему это удалось. Услужливый и галантный Радлов быстро стал желанным гостем в доме балерины. Со временем танцовщица поняла, насколько этот мужчина дорог ей.Искренние и пылкие чувства Улановой стали сюрпризом для Радлова. Он тоже ее любил, но не собирался предлагать ничего больше мимолетного романа. Но женское сердце рассчитывало на куда более значимые отношения.

После возвращения домой Галина тут же начала забрасывать Николая телеграммами и письмами, в которых писала, насколько серым ей теперь кажется этот город. Каждое свое послание Уланова наполняла нежностью и искренностью. В итоге такой напор откровенно напугал Радлова.

Когда любимый приезжал в Ленинград, Уланова была самым счастливым человеком в мире. Но стоило ему вновь уехать, как у нее пропадали все силы. Женщина словно заболевала. Галина мечтала о счастливом будущем, но Радлов всегда находил отговорки, а в это время придумывал, как бы закончить эти отношения...

Расставание — путь к новым творческим вершинам

Новость о беременности Уланова приняла как знак свыше. Она была готова на всё, лишь бы ее любимый сказал те слова, которые она так хотела услышать. Но он не сказал, и балерина вновь пошла к врачу…Она не перестала любить его даже после того, как получила письмо, в котором художник сообщал о расставании и просил больше не писать и не искать встречи. Потом была та самая премьера балета «Ромео и Джульетта». Зал рукоплескал стоя, но никто не знал, что в тот момент творилось на душе у Улановой.Через два года, в 1942-м, балерина узнала, что Радлова не стало. Его организм не смог справиться с серьезными травмами, полученными во время бомбежки. Это известие она восприняла очень спокойно, ведь в ее душе его уже давно не было. Интересно, что Николай Радлов сохранил все послания Улановой, но в тот момент это уже ничего не значило для балерины. Удивительно, как сложно порой бывает распознать тех, кто готов свернуть для тебя горы. К сожалению, люди часто бывают слепы там, где стоило бы проявить бдительность.

Ее танец завораживал, вдохновлял. Уланова при помощи движений тела умела рассказать нечто такое, чего не было написано в либретто. Драматическое мастерство ее поражало в сердце. Почти каждый спектакль с участием Улановой заканчивался овациями. Зрители аплодировали ей стоя, а иногда плакали от переизбытка чувств.

- Ты должен так сделать каждое движение, чтобы это было правдой. Ты должен работать головой, - говорила Уланова.

В 1956-м Уланова отправилась на гастроли в Англию. Какой был ажиотаж! Приехала легенда. Чопорная английская публика выстраивалась в очереди, чтобы увидеть ее Жизель и Джульетту. Уланова оправдала ожидания: зритель был в полном экстазе.На спектакль пожаловала королева. При ее появлении весь зал встал и вытянулся в струнку. В тишине Елизавета проследовала к месту. Так же должно было быть и в финале представления. Но публика стояла у сцены и никто не заметил, как ушла королева. Овации длились полчаса. А ведь тогда Улановой было 45 лет! По нынешним меркам - глубокая балетная пенсия! 

Ее выпускным спектаклем, который она танцевала на сцене Кировского театра, была «Шопениана». Он же стал и ее последним спектаклем на сцене Большого театра спустя сорок с лишним лет. Между двумя «Шопенианами» пролегла целая эпоха в истории русского балета. 16 мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой. 29 декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой. В Шопениане с Борисом Хохловым.

И все же великая, гениальная Уланова, которую называли иногда «первой балериной эпохи», продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной даже тени кокетства и жеманности. Уланова ушла тайком, ушла со сцены в легенду. Но миф Улановой продолжает занимать критиков, любителей балета. Один из них писал: «Расцвет балета в XX веке в немалой степени вызван интересом современного искусства к глубинам психологии. Не потому ли величайшей балериной наших дней признана не самая виртуозная, не самая театральная, но самая чуткая к этому подспудному брожению души Уланова?». Галина Уланова в роли Золушки.

В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученицы - Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и Нина Семизорова. 

Каждая из них обладала яркой индивидуальностью. «Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность». Эти слова были заповедью Улановой-педагога, которой она свято следовала. Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой или раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал ее небрежности или безответственности. Ее жизнь — это напряженный труд, а талант всегда являлся для нее лишь подспорьем в работе. В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью. Уланова была живой легендой балета, единственной балериной, которой еще при жизни установили памятники в Стокгольме и в Санкт-Петербурге.Последние годы своей жизни Галина Уланова жила в большой квартире на Котельнической набережной, куда она перевезла родительскую мебель из Ленинграда. «Дачи, автомобиля у меня никогда не было, зато есть ученики, некоторые сами вполне заслужили самые звонкие титулы», – говорила Уланова. 

Рудольф Нуриев в каждый приезд Улановой в Париж стремился встретиться с ней. Она открыто не осуждала его невозвращенства, однако от встреч неуклонно, но очень деликатно отказывалась. В ее гостиничном номере всегда стояли цветы от Нуриева, сам же он допущен к ней не был ни разу. Говорят, Галина Сергеевна сильно переживала, что в последние годы, идя по коридорам Большого театра, иногда не слышала обычных приветствий: новое поколение танцовщиков, лицом к лицу столкнувшись с живой легендой, не узнавало ее. Она многого не понимала в современной жизни. Перестала смотреть телевизор и редко читала газеты. После смерти Татьяны в 1998 году она целый год провела в больнице, затем вернулась в пустую квартиру. Ее стала тяготить большая площадь, которую надо содержать и хотя бы изредка освобождать от пыли. Великая балерина, несмотря на больной желудок, питалась одними бутербродами – единственным, что умела делать сама. Как-то незадолго перед своей кончиной, она, разговаривая с Николаем Цискаридзе, простодушно спросила его: «Коля, вы умеете готовить яичницу? Нет?.. Я тоже». 

«Обыкновенная богиня», – сказал об Улановой Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» называл ее Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» – Сергей Прокофьев. «Я из другого века», – обронила как-то Уланова печально и с легким недоумением. Однажды Галина Сергеевна сказала о Западе: «У них все как-то рационально, толково устроено». Ее спросили: «Могли бы жить за границей?» – «Нет, – ответила она. – Никогда». 

«Жизнь моей души принадлежит только мне. О чем рассказывать? О том, как создается то или иное движение, как готовится та или иная роль? Смешно. Говорить, откуда черпают вдохновение? Странно». Галина Уланова

Интерьер кабинета Галины Улановой в доме на Котельнической набережной. Фото: АНАТОЛИЙ ЖДАНОВ

В финале жизни рядом с балериной оказалась подруга, журналистка «Комсомолки» Татьяна Агафонова. Уланова иногда представляла Агафонову своей «приемной дочерью». Своих детей у нее не было. Татьяна стала ее помощницей по дому, секретарем. Ради того, чтобы всегда быть рядом с великой Улановой, журналистка оставила работу в газете, разменяла свою квартиру и мамы, и поселилась в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Позже Галина Сергеевна и Татьяна обменяли свои квартиры на одну четырехкомнатную. Но там они прожили недолго. Татьяна умерла на три года раньше балерины, сгорела от рака. После смерти подруги Галина Сергеевна закрыла комнаты и жила лишь в одной.

Она ушла из жизни на 89-м году жизни 21 марта 1998 года. По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни.

Галина Уланова была похоронена на Новодевичьем кладбище.

https://spletnik.temaretik.com/1510231656260438586/kak-devochka-galina-ulanova-kotoraya-ne-lyubila-tantsevat-i-boyalas-stseny-stala-odnoj-iz-velichajshih-balerin-mira/?nr=1&from=daily&unblocked=1&dsend=1578530888

https://ofigenno.com/galina-ulanova-i-nikolay-radlov?utm_referrer=mirtesen.ru

https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post372200840

https://www.omsk.kp.ru/daily/27074.1/4146892/

Картина дня

наверх