На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Московские птички 8

Дом Перцова я ставила отдельной темой. Но нас тут будет интересовать не история и сам дом, а именно птицы, использованные в декоре дома.Напомню: дом Перцова – доходный дом на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом в 1905–1907 по эскизам художника С.В. Малютина (известного тем, что именно он придумал каноническую роспись на матрёшках). Уже по годам видно, что это модерн. Дом был богемный: в нём гнездились и работали художники, а так же артистическое кабаре "Летучая мышь".
      Фасад обильно украшен сказочной цветной керамикой, и среди драконов и зверей там есть и птицы: кто-то, похожий не то на павлинов, не то на фазанов, и кто-то соколообразный.


      Вот тут дом снят с Патриаршьего моста, и видно, как керамические панно расположены на его фасаде.

      Помимо панно, на доме есть две птичьи скульптуры: одна на крыше, на вершине не то пилястра, не то тотемного столба (шучу по поводу тотемного), и вторая, маленькая, на кирпичном выступе посреди фасада. Птицы странные, но по позе и силуэту, а так же исходя из общей древнерусс­­ко-сказочной стилистики оформления дома, их, очевидно, следует считать несколько абстрактными совами (хотя лично мне бóльшая из них, та, что на крыше, скорее напоминает попугая).
Это, который помельче... одноглазый сов)))
      Кроме того, над входной дверью там можно найти вычеканенного Алконоста (тоже ведь птица!), а на одной из башенок крыши сидит флюгер-петух.

Но, на мой взгляд, у него только хвост петушиный, а клюв-то как у орла))). А есть еще вот такие мелкие гуси-лебеди, которых сразу-то и не разглядишь.
Вот.
Кстати, об изразцах. Пройдемся тогда еще по одному дому, который у нас был отдельной темой. Дом купца Игумнова, он же – резиденция посла Франции, стоящий на Большой Якиманке, 43.
 Особняк в псевдорусском стиле, построенный в 1895 году архитектором Н.И. Поздеевым для владельца Ярославской мануфактуры Н.В. Игумнова. Дом построен из голландского кирпича, а украшающие его изразцы изготовлены на Кузнецовском заводе. Посольству Франции особняк передали в 1938 году.


Изразцы тянутся вдоль дома сплошной цветной лентой, и на них перемежаются растительные мотивы и изображения птиц. Птичьих сюжетов там два: яркие оранжевые Сирины
(они вовсе не отдают честь, как может показаться на первый взгляд: крыло продолжается позади головы), а так же чёрные коронованные птицы, которые скорее всего задумывались как орлы, хотя в принципе могут оказаться и кем-нибудь ещё, например, теми же фениксами. Но отметим их всё-таки как орлов.Причём, если Сирины все практически одинаковые (хотя у одного обнаружился более светлый головной убор, а ещё у одного зубцы короны на голове оказались окрашенными в синий цвет), то изразцы с орлами встречаются в разных цветовых вариациях. И немножко разбавили лепнину. Шатёр над входом заканчивается небольшим шпилем, увенчанным вовсе не двуглавым орлом, как может показаться издали, а двумя лебедями.
Так. Следующий адрес у нас - Большая Сухаревская площадь, 12/12.
Там находится бывыший доходный дом М.Н. Миансаровой. Построен архитектором С.К. Родионовым в 1908–1912 гг. в стиле модерн с элементами русского зодчества. Фасады полностью облицованы цветной керамической плиткой. Под крышей со стороны улицы есть керамическое же панно с двумя белыми коронованными птицами, похожими на фазанов или павлинов.

Далее проследуем на Лубянскую площадь. Там нас интересует торец здания Политихнического музея (он числится как дом 2 по слившемуся с Лубянкой Политехническому проезду) с филинами на чугунных решётках балконов.

  Сам торец здания музея. Филины сидят под окнами второго этажа над входными дверями.Правда, фото устаревшее, поскольку провели реконструкцию здания, теперь оно почти белое и раскопан целый этаж музея. Но это отдельная история.Реконструкция 2017. Откопанная часть здания
Фото: Марк Серый. КП

Ну и, наконец, меньшая из надвратных башен Московского зоопарка (обе башни вместе с надвратным комплексом значатся как дом 1, строение 1 по Большой Грузинской улице и построены в 1994 году "Моспромстроем" при реконструкции зоопарка). Есть у меня страшное подозрение, что ужас, летящий на крыльях ночи венчающий её верхушку, с точки зрения его автора должен был представлять из себя попугая-какаду. Считайте, что я вас предупредила. Сами смотрите...

Если это птица, т о явно генномодифицированная!
Зато вот такую вот красоту взяли и снесли. Причем не так давно. А до августа они там прекрасно обитали. Аистов "снесли с фасада вместе со слоем штукатурки". Это была самодеятельность, но очень даже замечательная.
 Самодеятельность проживала в Спасском тупике, что ответвляется от Большой Спасской улицы, на доме № 4. Там у дома был слепой торцовый фасад, по середине которого шла водосточная труба. И кому-то это зрелище показалось столь унылым, что он с помощью сухих сучьев, искусственной зелени, краски, корзинки и садовых фигурок превратил эту трубу в дерево с гнездом аистов. Получилось не вполне биологически достоверно, но зато вполне замечательно :).

Там их два, аиста, но второй упал, к сожалению. Впрочем... сейчас нет ни одного... Вот.
А птицы Высокой Архитектуры, разумеется, ещё не иссякли. 
На углу Славянской площади и Китайгородского проезда, возле станции метро "Китай-Город", стоит большой дом, построенный в функциональном неоклассическом стиле в 1911–1913 гг. архитектором И.С. Кузнецовым (Славянская площадь, дом 2). Здание предназначалось для Делового центра, а позже в нём обитали Высший совет народного хозяйства и Минчермет СССР. Ныне оно именуется Домом металлургов.
На фронтоне здания, под крышей над главной аркой, есть барельеф: аллегорический пеликан, кормящий своё потомство. Кроме того, пеликаны есть на идущем под портиком фризе. Центральный пеликан там разрушен, но сохранились те, что ближе к краям.


Честно говоря, я не вполне понимаю, почему на этом здании возник этот символ: мне он всегда казался связанным с педагогикой и воспитанием, к которым дом вроде бы отношения никогда не имел. Но, как бы то ни было, он там есть 
А к лету 2014 года центральный фриз почистили, и пеликаны (вместе с прочими фигурами) на нём стали светлыми и красивыми. Вот такими.
Ну и сегодня еще посмотрим птиц на знаменитых часах. Что за часы? Сейчас расскажу.
Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова обитает на Садовой-Самотёчной, 3, с 1970 года. Тогда ему было построено новое здание. Здание со сложнейшими внутренними театральными механизмами снаружи смахивает на довольно унылый серый куб.
То-есть, он был бы довольно унылым, но на фасаде его висят знаменитые кукольные часы, сразу сделавшие этот дом одной из московских достопримечательностей.
Часы сделаны скульпторами Д.М Шаховским и П.М. Шимесом, механизм придумал В.М. Кальмансон. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата, и оттуда выглядывает очередной персонаж. А в 12 часов они выходят все.
      Есть на них и птицы. На макушке часов сидит петух, прокукарекивающий новое время, а с правого боку – удодообразная жар-птица.
Ну а в двенадцать и в два и в двенадцать и в три соответственно из своих домиков выглядывают сова и ворон.
Вóрона у нас, кстати, до сих пор ещё не было. Вот теперь появился. 

Картина дня

наверх