Скелеты двух охотничьих собак с ошейниками из золота и серебра, найденные в жертвенной яме гробницы короля Цуо из Чжуншаня в провинции Хэбэй, Китай, период Сражающихся царств, ок. 309 г. до н.э.
Скелеты двух собак, вероятно, гончих располагались рядом, ориентированные мордой на с севера на юг. Экземпляр на западной стороне имеет длину 87 см (без учета хвоста) и высоту 62 см; на восточной стороне имеет длину 90 см (без учета хвоста) и высоту 65,5 см.

Это весьма крупные псы, особенно по тем временам. Эксперты установили, что они прожили около семи лет и оба были самцами. Каждая из двух гончих носила на шее ошейники, сделанные из девяти золотых и девяти серебряных сплющенных трубок общим весом 158,1 грамма, включая 93 грамма золота и 65,1 грамма серебра.

Государственная галерея Чжуншань, Музей провинции Хэбэй, Шицзячжуан, Китай

Бронзовый сосуд для вина в форме совы с красными шпинелевыми глазами, Китай, династия Западная Чжоу, 1938 -1759 г. до н.э.

Этот бронзовый церемониальный сосуд в форме совы относится к типу, известному как цзун (сяо цзун).
Цзун использовался для разливания вина или других крепких напитков на церемониях, связывающих правителей династий Шан и Чжоу с их предками и сверхъестественными силами.
Люди этих династий воспринимали сову как бога ночи и сновидений, а также как посланника между человеком и миром духов из-за ее бесшумного полета и ночной охоты.

Эти три стеклянные чаши были найдены разбитыми в руинах римского легионерского лагеря близ Дангштеттена (Германия), датировка — до 9 года н.э.

Невероятная совместная работа археологов и реставраторов! Обратите внимание — у чаш круглое дно, а значит поставить их на стол с недопитым вином просто невозможно. Легионеры знали толк в выпивке.

Увы, почти все они очень скоро погибли. В этом лагере квартировал XIX легион, практически полностью уничтоженный германцами вместе с двумя другими легионами в битве в Тевтобургском лесу в 9 г. н.э.

Археологический музей Фрайбурга, земля Баден-Вюртемберг, Германия

Ажурный золотой браслет с драгоценными камнями и жемчугом, Византия, VI век

Самое дно, так называемых «Темных веков». Что мы видим — варварскую роскошь? Нет, изысканность и элегантность.

Вместо искр крупных драгоценных камней (или стекла их имитирующих) — матовый блеск мелкого жемчуга. Вместо тяжелых массивных (или дутых) золотых дуг — легкие ажурные решетки. Причем большая часть этих узоров с внутренней стороны, там где их увидеть и оценить может лишь сама хозяйка браслетов.
Размеры — 10,5 x 9,5 x 4,0 см. Вес — 239,6 грамм.
Частная коллекция, Северная Америка

Изящный керамический кувшин с носиком-клювом, северный Иран, ок. 1400-800 гг. до н.э.

Благодаря простому и элегантному дизайну, этот кувшин является замечательным примером отличительных черт высококачественной иранской керамики поздней бронзы и раннего железного века. Будучи великолепным свидетельством мастерства древних иранских гончаров, эти сосуды часто причудливым образом воссоздают формы и черты птиц и других животных.
Размеры: высота — 17,4 см, длина с носиком — 37,7, диаметр макс. — 19,7 см. Точное место и обстоятельства находки неизвестны, передан в дар музею из частной коллекции.
Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института, Вашингтон, США

«Пекинская капуста с насекомыми» из цельного куска нефрита (точнее жадеита), вырезанного в виде пучка капусты с саранчой и кузнечиком, затаившимися среди листьев. Подарок супруге императора Цин в 1889 году.

Невероятный подбор материала и искусная работа мастера-резчика вызывают искреннее восхищение. Ведь и сам пучок капусты, и насекомые на нем сделаны в натуральную величину. Его размеры — всего 18,7 на 9,1 см.

Музей императорского дворца, Тайбэй, Тайвань

Удивительно реалистичная статуэтка культуры майя с острова Хайна, поздняя классика, VII-VIII век н.э., ее высота — всего 16 см.

Остров Хайна («дом воды» на языке майя) — остров у западного побережья полуострова Юкатан. Здесь находится большой некрополь майя, и он особенно известен многочисленными находками небольших раскрашенных терракотовых статуэток классического периода, начиная с III по Х век н.э. включительно. Их высота обычно 25-65 см, редко выше. Статуэтки, изготовленные с VI по VIII век, считаются на данный момент вершиной скульптурного реалистичного искусства майя.

Назначение фигурок непонятно, это точно не портреты умерших, так, например, статуэтки воинов были найдены в женских или детских могилах. Разумеется, они связаны с погребальным культом, но, вполне возможно, изображают конкретных людей — знатных особ, обычных людей — женщин и мужчин, воинов, жрецов, детей и карликов. Однако есть и те, что можно интерпретировать как изображения богов или демонов.

Экспонат коллекции Чикагского института искусств (Art Institute of Chicago), США

Невероятно элегантный мраморный портрет римской аристократки времен династии Флавиев императорского Рима, примерная датировка — конец I века н.э.

Если заглянуть за башню её завитых кудрей, можно увидеть сложную прическу и косы. У нее точно был один постоянный или даже несколько рабов-орнатиков — личных парикмахеров, чтобы обеспечить госпоже достойную прическу.

У нашей дамы безупречно симметричное лицо с красивыми высокими скулами, изящная лебединая шея. Бюст открывает часть плеч, а туника и палла надеты достаточно низко, чтобы обнажить часть ее груди и правого плеча. Голова слегка наклонена и повернута влево. Резные брови сходятся на переносице (да, густые брови считались тогда признаком красоты). Но самое поразительное — это возвышающаяся прическа-корона с несколькими рядами тугих завитков.

Вид сбоку и сзади бюста (фото 2, 3), показывает нам конструкцию прически, и судя по всему, это не парик! Хотя шиньон и внутренний каркас вполне мог использоваться для придания объема и сохранения формы укладки. Большая часть волос с задней половины ее головы заплетена в несколько кос, собранных в большой пучок. Передняя половина ее волос зачесана вперед и закручена в несколько рядов локонов, что позволяет добиться эффекта высокой короны из волос спереди.

Высота бюста с пьедесталом — 63 см. Место и обстоятельства находки неизвестны, подарен папе Бенедикту XIV францисканским священником Жозефом Фонсекой в середине 18 века.
Капитолийские музеи, Палаццо Нуово, Зал императоров, инв. MC0434, Рим

Бронзовый котел с протомами грифонов, найденный в этрусской гробнице Реголини-Галасси в Черветери в 50–60 км от Рима, Италия, примерная датировка — ок. 650–625 гг. до н.э.


Великолепная работа художников и мастеров-литейщиков этрусков. Но, как по мне, впечатляющие протомы грифонов и фигуры шагающих крылатых быков (антилоп?) и львов (?) — это прямое влияние культуры Передней Азии до которой от тех мест, как минимум, полторы тысячи километров.


Музеи Ватикана, инв. номер 20207, Рим, Италия

Колоссальная статуя бога войны Марса в Капитолийских музеях, датируемая началом II в. н.э.

Высота — 360 см. Она была найдена на Форуме Нервы в Риме и сейчас находится в атриуме Капитолийских музеев в Риме. Копия оригинала эпохи Августа, основанная на эллинистической греческой модели IV века до н.э., на которой был, вероятно, изображен царь Пирр, выдающийся эллинистический полководец, чей воинский талант сравнивали с дарованием Александра Великого.

Обратите внимание, как выписаны детали: на втором фото «Кальцеи Марса» — обувь бога, украшенная замысловатыми узорами.
Музеи Ватикана, инв. номер С58, Рим, Италия

Мраморный бюст знатной римской женщины, эпоха Антонинов, ок. 150-160 гг. н. э.

Эта женщина выглядит немолодой и уставшей, но при этом на ней нет никаких явных признаков старения — ни единой морщинки! Римские портреты женщин, как правило, все же более идеализированы, чем портреты мужчин (когда речь не идет об особе императора).
Социальное послание, передаваемое портретом, было так же важно, как и его сходство с изображенным человеком. По этой причине художники, создававшие портреты римских женщин, скорее были озабочены их соответствием последним веяниям моды и представлениям красоты того времени, чем точным изображением реальных черт, включая приметы возраста.

Ее длинные волосы заплетены в косу, которая затем собрана в пучок на макушке, и отдельная, более тонкая коса удерживает ее на месте (вместе с несколькими шпильками, как можно предположить). Волосы убраны с ее лица и тщательно уложены волнами. Конец большой косы остается естественным и вьющимся, почти касаясь паллы (плаща) вокруг ее плеч.
Высота бюста — 67,5 см.
Музей Пола Гетти, инв. номер 83.AA.44, Калифорния, США


Золотой кубок в стиле барокко. Румыния, XVII век



Мраморная статуя музы Полигимнии — музы поэзии и красноречия, эллинизм, II век до н.э.

Юная девушка, уютно закутанная в свой длинный теплый плащ, задумчиво смотрит в пространство и чуть улыбается своим мыслям. Все очень просто. Просто и чудесно.

Найдена в 1928 году в древнем подземном проходе к храму у Виа Терни, Рим.

Капитолийские музеи, Чентрале Монтемартини, Рим, Италия

Великолепная золотая серьга с крылатой богиней Никой, управляющей колесницей, запряженной парой лошадей, северная Греция, поздняя классика - эллинизм, ок. 350-320 гг. до н.э.

Состоит из более чем 100 отдельных элементов, спаянных вместе. Подробные золотые фигуры богини, лошадей и колесницы в круге и образуют подвеску, прикрепленную к диску в форме пальметты.

Ника наклоняется вперед, левой рукой натягивая поводья лошадей, встающих на дыбы. Поднятые, словно в полете огромные крылья богини создают элегантный противовес динамичной композиции.
Пальметта выполнена в виде цветка с изогнутыми лепестками и тычинками, очерченными тонкой витой проволокой; остатки эмали сохранились на нескольких тычинках.

Общая высота — ок. 5 см, вес — 15,8 грамм. Фигурки не литые, а седланы из листового золота, потому не столь массивные и тяжелые как на первый взгляд, хотя все равно весьма увесистые.
Найдена на Пелопоннесе в XIX веке, но точное место и обстоятельства находки неизвестны. Куплена музеем из частной коллекции. Коллекция Бостонского музея изящных искусств, США

Церемониальный меч (цзянь), Китай, династия Мин, придворные мастерские императора Юнлэ, ок. 1420 г.



Обоюдоострый меч с ножнами. Безусловно не боевое, а украшенное золотом, серебром и полудрагоценными камнями церемониальное оружие, выдающееся творение мастера династии Мин. Покрытие рукояти имитирует кожу ската. Гарда выполнена в виде головы чудовищного рогатого льва, в пасти которого собственно и находится клинок самого меча.

Навершие трехдольной формы, окаймленное спереди и сзади полосами золотых завитков. Передняя панель навершия высечена и украшена драконом, окруженным переплетающимся языками пламени. На задней части навершия центральная панель украшена маской монстра (киртимукха), увенчанной посеребренным полумесяцем и золотым диском, и человеческими руками, также окруженный пламенем.

Клинок изготовлен в Тибете из стали с узорчатым рисунком (так называемый дамаск), ромбовидного сечения, прямой и обоюдоострый. Ножны сделаны из дерева, сверху — зеленая окрашенная кожа и оковка позолоченным железом, изнутри — покрытие из алого шелка.

Длина меча — 90.3 см, клинок — 76 см. Вес меча — ок. 1 кг, вес с ножнами — ок. 2 кг.
Приобретен музеем в 1991 году. Королевская оружейная палата (Royal Armouries), Лидс, Англия

Унгвентарий (лат. Unguentarium) — маленькая бутылочка для хранения парфюма или косметической мази. Данный унгвентарий (позвольте повторить это слово уже третий раз, мне просто нравится как оно звучит!) сделан из полупрозрачного темно-синего стекла и непрозрачного белого, датируется второй половиной I века н.э. Римляне были абсолютными мастерами стеклянной посуды, они массово производили ее, стеклодувы пыхтели целыми днями в своих жарких мастерских, создавая столь прекрасные и изящные вещи.
Вторая половина I века нашей эры — эпоха трех императоров династии Флавиев и первых Антонинов, которые заполнили остаток этого славного века. Вероятно, именно эти годы вы представляете, думая о величии Римской империи, когда такие хрупкие вещицы можно было встретить всюду от Испании до Месопотамии, от Шотландии и до Африки. А иногда каким-то чудом они сохранялись на протяжении двух тысяч лет, и мы сегодня можем любоваться ими, так словно только вчера мастер выдул их из расплавленного стекла, сохранив след своего дыхания на этих причудливых узорах...
Археологический музей земли Баден-Вюртемберг, Констанц, Германия

Свежие комментарии