Жизнь - театр

932 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Валерочка, да там некому читать, они не читатели, они - писатели и пушут свою историю, высосанную из пальца.Последняя поездка...
  • Валерий Протасов
    Сколько мест в России овеяны памятью о славных людях! Нельзя не уважать такую землю. Это бы и врагам на заметку, если...Последняя поездка...
  • Светлана Митленко
    Так я и не отказываю в сочувствии. Жалко человека.Жизнь не сказка. ...

Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства

Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства

1. Пикассо — в печь!

Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваКартина Пабло Пикассо «Голова Арлекина»

Осенью 2012 года из голландского музея «Кюнстхал» неизвестные похитители выкрали целый ряд художественных шедевров: полотна «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Читающая девочка» Анри Матисса, Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Мост Ватерлоо» и Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Автопортрет» Мейера де Хана иНи себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.

Общая стоимость похищенных картин оценивалась в 100 миллионов евро.

По следу грабителей отправились лучшие полицейские силы Голландии и Интерпола, которым удалось выйти на след трёх граждан Румынии, причастных к краже.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваОдин из них, Раду Догару, обратился к другу детства с предложением найти покупателей для картин Матисса и Гогена. Друг согласился помочь, не спрашивая, откуда у Догару взялись подобные раритеты.

Когда о поисках покупателей стало известно правоохранительным органам, все причастные к истории лица были задержаны в Бухаресте.

Но найти пропавшие шедевры так и не удалось. И вот в июле 2013 года мать Раду Догару, Ольга Догару, призналась, что закопала картины на одном из кладбищ возле дома, затем выкопала полотна и сожгла их, дабы помочь сыну избавиться от улик.

Однако на судебном заседании Ольга Догару начала отрицать свои предыдущие показания о том, что сожгла картины. «Я не сжигала их», — заявила она в присутствии трех судей. На вопрос, где же картины в таком случае находятся, она не ответила. В свете того, что сообщил Георге Никулеску, становится ясно, что как минимум три картины все-таки были сожжены. Остается надеяться, что остальные четыре произведения не были уничтожены.
Чуть позже глава румынского Национального института научных исследований в области физики и химии Георге Никулеску (Gheorghe Niculescu) сообщил, что, по их мнению, были точно были сожжены три из семи полотен.

Тем не менее история знает достаточное количество случаев, когда преступники, так и не сумев реализовать похищенные произведения искусства, попросту их уничтожали.

2. Сожжённый «Христос»

Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваВ феврале 1965 года мастер сюрреализма Сальвадор Дали должен был выступить перед заключёнными нью-йоркской тюрьмы Рикерс-Айленд. Накануне выступления маэстро, однако, заболел. «Компенсировал» своё отсутствие Дали в характерном для себя стиле, подарив один из своих шедевров — картину «Распятый Христос».

Дарственная надпись Дали гласила: «Шумным обитателя острова Рикерс на память».

Художник как будто предчувствовал возможные неприятности и настаивал, чтобы картина висела только в столовой. Однако в 1981 году в нарушение этого запрета полотно перевесили в вестибюль.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Распятый Христос» из тюрьмы Райкерс-Айленд, 1965 г. Сальвадор Дали.

Спустя 20 лет картиной заинтересовался тюремный надзиратель Митчел Хоххаузер. Тюремщика волновало не искусство, а стоимость картины — 200 тысяч долларов.

Вместе с подельниками он решил украсть «Христа». В марте 2003 года, организовав пожар в холле тюрьмы, Хоххаузер в суматохе подменил картину на копию высокого качества.

Надзиратель, однако, недооценил обитателей тюрьмы — уже на следующий день один из них сообщил начальству, что вместо работы Дали на стене висит «липа». Проверка подтвердила данный факт, и вскоре подозрение в краже пало на Хоххаузера.

Перепуганные похитители не придумали ничего лучшего, чем сжечь картину.

От тюрьмы это их не спасло, но шедевр Дали утрачен безвозвратно.

3. «Рождество», погубленное мафией

 Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства«Рождество со Св. Франциско и Св. Лаврентием» Микеланджело Караваджо. 

Великий итальянский художник Микеланджело Караваджо прожил всего 38 лет, однако оставил после себя немало великих полотен. Одним из таких считалось написанное в 1609 году «Рождество со Св. Франциско и Св. Лаврентием».

Картина три с половиной века благополучно переживала различные великие потрясения, однако в 1969 году она была выкрадена из часовни Сан Лоренцо в Палермо.

Практически сразу возникло подозрение, что к краже шедевра, стоимость которого оценивается в 20 миллионов евро, причастна мафия. Тем не менее напасть на след полотна и похитителей не удавалось целые десятилетия. Первым заговорил торговец героином Франческо Марино Маннойя, который признался, что был участником похищения. Картина, по его словам, при этом была повреждена, однако о её дальнейшей судьбе ему ничего не известно.

Лишь в 2009 году бывший киллер «Коза ностры» Гаспаре Спатуцца, в конце 1990-х оказавшийся в тюрьме за многочисленные убийства и впоследствии ставший полицейским информатором, рассказал, что «Рождества» больше нет.

В этом «киллеру-стукачу» признался сидевший вместе с ним в 1999 году босс мафии Филиппо Гравиано. Украденную картину отдали на хранение семье Пуллара, которая является ответвлением сицилийского клана Санта Мария ди Джезу.

Большого почтения к высокому искусству у мафиози не было — шедевр хранили на ферме. В один прекрасный день «хранители» обнаружили, что картину Караваджо съели свиньи и крысы. Всё, что осталось от полотна, сожгли. Произошло это ещё в 1980-х годах. Любители творчества Караваджо надеются на то, что слова мафиози – всего лишь выдумка, а потому не прекращают поиски картины великого художника.

4. Материнская любовь как угроза искусству

Те, кто смотрел знаменитый советский фильм «Корона Российской империи», несомненно, вспомнят князя Нарышкина — уникального специалиста по кражам дворцовых ценностей, которого блестяще сыграл Владислав Стржельчик.

Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваУдивительно, но подобный персонаж существует в реальности. Француз Стефан Брайтвизер в течение шести лет наводил ужас на европейские музеи. В этот период он совершил 174 кражи в музеях, галереях, церквях, на выставках и аукционах в семи странах Европы. Его трофеями стали 239 произведений искусства и антиквариата. Только в Швейцарии он ограбил не менее пятидесяти музеев, галерей и церквей, украв 84 вещи. В своём домике во французском Эльзасе Брайтвизер собрал уникальную коллекцию из произведений Питера Брейгеля, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Лукаса Кранаха-старшего.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваПоразительно, но воровал Брайтвизер действительно из любви к искусству, а не на продажу. Возможно, именно это обстоятельство привело к тому, что срок он получил небольшой, к тому же сокращённый за примерное поведение. Всего Брайтвизер отсидел 26 месяцев.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваНо часть шедевров в музеи так и не вернулись — когда полиция приехала в дом Брайтвизера, то оказалось, что мать похитителя, Мирей Штенгель, изрезала холсты и выбросила их на помойку вместе с пищевыми отходами. Правда, не все, но почти 60 картин, в том числе полотна Клода Моне, Буше, Ватто, Питера Брейгеля-младшего и Квентина Массейса, пали от руки разгневанной арестом сына мамаши. Ещё часть шедевров, среди которых золотые украшения и уникальные кубки, Штенгель выбросила на дно канала. Позже их всё-таки удалось обнаружить.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваМирей Штенгель за свой «материнский вандализм» получила 18 месяцев тюрьмы, а Брайтвизер, узнав об этом, пытался покончить с собой.

Выйдя на свободу, Брайтвизер написал книгу о своих похождениях, где давал советы, как бороться с такими, как он.Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусстваОднако привычка взяла верх — в 2011 году Брайтвизер снова попался. Правда, на сей раз эстет стал приторговывать крадеными предметами искусства — его поймали на сбыте антикварной вазы. При обыске в доме Брайтвизера нашли 40 картин, три скульптуры и гобелен. В доме матери Брайтвизера был обнаружен пейзаж кисти ученика Брейгеля, который был украден из музея в Брюсселе. Дальше полицейские испытали «дежа вю»: часть похищенных вещей, таких как люстры, канделябры и карманные часы, нашли в пруду у дома Мирей Штенгель. Не исключено, что и на этот раз заботливая мамаша успела превратить в пепел и обрывки несколько картин, однако найти подобные улики на сей раз копам не удалось.

5. «Богиню» — на переплавку!

Копия Кубка Жюля Римэ Копия Кубка Жюля Римэ.

Эта печальная история стоит на стыке спорта и искусства. В 1930 году президент Международной федерации футбола Жюль Римэ заказал парижскому ювелиру Абелю Лефлеру статуэтку из золота, которая должна была стать переходящим призом для сборных команд — победителей чемпионатов мира по футболу.

Статуэтка представляла собой фигуру мифологической крылатой богини победы древних греков Ники, которая держит в руках чашу. 30-сантиметровая «Золотая богиня» вместе с цоколем из оникса весила 4 килограмма, а чистого золота в ней было 1 кг 800 граммов.

Приз, в 1946 году названный Кубок Жюля Римэ, пережил немало злоключений. Во время войны его прятали от нацистов, в 1966 году его похитили в Англии и лишь случайно обнаружили благодаря одной любопытной беспородной собаке по кличке «Шалопай».

В 1970 году «Золотую богиню» в третий раз выиграла сборная Бразилии. Согласно правилам, Кубок Жюля Римэ был передан бразильцам навечно.

Приз, который бразильцы считали «сокровищем нации», был похищен в ночь с 19 на 20 декабря 1983 года из резиденции Национальной федерации футбола в центре Рио-де-Жанейро. Два грабителя связали сторожа и похитили трофеи сборной, в том числе «Золотую богиню».

Полицейские сбились с ног в поиске преступников, розыск шёл по всему миру, объявление о поиске прозвучало даже в советской информационной программе «Время». В конце концов злоумышленников вычислили, но было поздно — «Золотую богиню» переплавили в обычные золотые слитки.

Впоследствии ювелиры сделали копию утраченного шедевра, которая и сегодня хранится в Рио-де-Жанейро под пуленепробиваемым стеклом.

https://aif.ru/culture/ni_sebe_ni_lyudyam_pyat_istoriy_ob_un...

https://artinvestment.ru/news/artnews/20130723_olga_dogaru_d...

https://kulturologia.ru/blogs/130119/41940/

https://www.ridus.ru/news/48476

Картина дня

наверх