На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

История Церкви за последние 100 лет в фотографиях

Очень неоднозначная тема и ставлю ее не для обличения власти или строя, а именно как фотоархив. История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи (хотя надо напомнить, что Церковь и сама предала царя, приняв сторону Временного Правительства).
19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой «безумцам», творящим «кровавые расправы», хотя виновные не были названы прямо.Однако тот же Тихон сказал «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога». Может в этом как раз и есть та самая позиция, следуя которой они и приняли февральскую революцию?

2Разграбление церкви представителями новой власти. (1918 г.):

В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.
Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:Конфискованные митры, 1921 г. и работа комиссии по обезличиванию ценностей...:2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. «Петроградский процесс 1922 года» в Вики).
Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г.:С расстрела верующих в центре Шуи,15 марта 1922 года, началась широкомасштабная антицерковная кампания по всей России.Столкновение между верующими города Шуя и окрестных деревень Иваново-Вознесенской губернии, выступившими против кампании по изъятию церковных ценностей, с одной стороны, и силами властей, с другой, произошло 15 марта 1922 года на площади перед Воскресенским собором Шуи.

Шуйские волнения стали первым случаем серьёзного протеста верующих против кампании. Со стороны верующих в них участвовало несколько тысяч человек. Им противостояли милиция, красноармейцы и часть особого назначения. Солдаты части особого назначения расстреляли несколько верующих на площади. Судя по всему, в результате столкновения погибло четверо верующих, несколько десятков верующих и красноармейцев было ранено и избито. Наиболее активные участники столкновений предстали в Иваново-Вознесенске перед Верховным трибуналом ВЦИК, приговорившим за контрреволюционную деятельность троих человек к смертной казни, ещё 16 — к различным срокам заключения. К данным событиям было приковано внимание высшего руководства страны, они вошли в историю как Шуйское дело и стали началом усиления репрессий советской власти в отношении Русской православной церкви. С этого времени кампания по изъятию стала проводиться в более жёсткой форме, с активным привлечением силовых структур.

Пропагандистские акции не принесли организаторам антицерковной кампании большого успеха. Нередки были случаи, когда на митингах рабочие принимали решения против И. ц. ц. или предлагали сначала коммунистам сдать ценности. В это же время состоялись приходские собрания. В большинстве губерний местные власти проявляли нерешительность, и потому удавалось избежать прямых столкновений с верующими. Большое значение имели инициативы со стороны представителей духовенства и прихожан, предлагавших взаимоприемлемые решения, в частности по замене предназначенных для изъятия святынь равным по стоимости количеством золота или серебра, а также собранными деньгами или продовольствием. Из-за сопротивления верующих местные власти вначале приостанавливали изъятия, не решаясь на открытое применение силы, и ждали инструкций из Москвы. В ряде мест противостояние верующих представителям властей приобретало жесткий характер. Наиболее последовательную антицерковную позицию занимал Троцкий, которого поддержали и Ленин и Сталин. Одной из важнейших задач, поставленных Троцким для осуществления антицерковной кампании, стала организация в масштабах всей страны особого механизма для И. ц. ц., поскольку возглавляемый Калининым ЦК Помгола не вызывал у него доверия. Используя недовольство партийного руководства неудачным началом кампании по изъятию ценностей, Троцкий выступил с обвинениями в адрес Президиума ВЦИК в связи с «явно обнаруженной ныне несостоятельностью постановки дела» из-за преждевременности, на его взгляд, декрета об изъятии, к-рый «был издан и опубликован совершенно независимо от хода подготовки и оказался холостым выстрелом».

Правда надо признать, что в 1923 году именно Сталин сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей, лично редактировал циркуляр ЦК по этому вопросу. Да и патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это конъюнктурными причинами борьбы с Троцким и, так сказать, общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.

Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.: Изъятие церковных ценностей:Мощи и те вскрывали, и хорошо0, что часть были все-таки спасены. Вскрытие мощей Александра Невского: Варварское уничтожение старых икон и утвари: Уничтожение икон, собранных по домам: Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были «перепрофилированы» под советские нужды.
Рабочий клуб, 1924 г.:Борьба с традициями:Разными методами,

в том числе и такими: Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку «для нужд индустриализации»:Загорск, 30-й годОколо 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании — массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.
Снос собора св. Николая в Харькове:Закрытие Кизильского женского монастыря. Сцена вандализма:Коммунары на руинах разрушенной церкви:Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:Изъятие церковных ценностей из Храма Христа Спасителя:Демонтаж куполов храма Христа Спасителя:Разборка алтаря Храма Христа Спасителя:Закладка взрывчатки 1931:Второй взрыв Храма Христа Спасителя 1931:Разборка храма Христа Спасителя 1931:Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:
По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.
Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.

Но уже с 1941 года, в связи с войной, — была свернута антирелигиозная пропаганда в стране, власть стала контактировать с церковными структурами. Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:На параде Победы, 1945 г.:В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.
Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.
У гроба Сталина, март 1953:Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что «мы не возьмём с собой церковь в коммунизм». В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.
Кони в заброшенном храме, 1960-е:При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.
На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:

Картина дня

наверх