Жизнь - театр

651 подписчик

Свежие комментарии

  • сергей water
    Хм... интересно. Вот не знаю насчёт пошевелиться, там и мысли даже такой не возникает, просто оцепенение какое-то.Шаровая молния об...
  • сергей water
    Вот тоже удивляюсь этому. Но нет, двигалась вместе с потоком воздуха. Да и не всё испепеляют, читал, как молния прошл...Шаровая молния об...
  • Владимир Eвтеев
    Если и было один раз, так и то по поводу некоего типа, что коверкал русский язык. А я терпеть это не могу. Это ...Кто виноват в Гра...

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца. Увидев работы, Шишкин расхвалил юного художника и пригласил его к себе в мастерскую для занятий. На занятия начинающий художник приходил ежедневно, скопировал несколько этюдов знаменитого мастера и взялся за написание большой картины.
В 1879 году Андрей Шильдер ездил с наставником в Крым, а в 1893 году — в Беловежскую пущу.Свои крымские зарисовки Андрей Николаевич Шилдер, по совету Ивана Ивановича Шишкина и Ивана Николаевича Крамского(1837-1887), русского живописца и рисовальщика, мастера жанровой, исторической и портретной живописи, представил в общество поощрения художеств, и ему была назначена стипендия в размере 40 рублей в месяц.
Быть учеником И.И. Шишкина и не испытать влияния столь мощной человеческой и творческой натуры — такого, наверное, быть не могло. Это и объясняет, по всей вероятности то, что среди пейзажей Андрея Николаевича Шильдера можно найти изображения шишкинских сосновых лесов, заваленных снегом непроходимых чащоб, родников среди деревьев и многих других таинств русского леса.


В 1880 году Андрей Николаевич Шильдер выставил на конкурс свою первую картину «Туман в горах», за которую получил первую премию в 500 рублей. После поездки в Крым Шильдер взял за правило работать с натуры ежегодно. Шишкин помогал ему своими советами, так как несколько лет они жили вместе на острове Валааме, в Сиверской и Беловежской пуще.Художник Андрей Шильдер: дар и рокТуман в горах. На дальних склонах, 1880

Когда искала эту работу, то увидела выставленной ее на продажу на аукционеХудожник Андрей Шильдер: дар и рокПередвижников-пейзажистов принято было делилить на два лагеря — питерцев и москвичей. В произведениях первых была установка на картину, на ее содержание и разработку плана. Картина не являлась случайным списком с природы, а зарождалась в воображении художника. К ней уже подбирался соответствующий намерениям художника материал — рисунки и этюды, а часто питерцы обходились и без них, полагаясь на свою память и знание натуры.
Крепко держался натуры, пожалуй, только один Шишкин, у которого в большинстве трудно было найти грань между этюдом и картиной.
Москвичи же избегали придуманной картины и в свои работы вносили больше этюдности. Картину предпочитали писать прямо с натуры, внося в нее все случайности и особенности момента. Когда пользовались этюдами, то почти целиком переносили их в картину; писали часто на воздухе, стоя зимой в валенках на снегу. Этим они добивались впечатления, что картина целиком писана с натуры под открытым небом.
К числу питерцев, «удумывающих» картину и пишущих ее более от себя, чем пользуясь натурой или точными этюдами, принадлежал и Андрей Николаевич Шильдер.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.Художник Андрей Шильдер: дар и рокСерия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Художник был очень востребован. Он много зарабатывал , но не знал счета деньгам, был весьма непрактичным в жизни, постоянно нуждался и делал долги.
Шильдер был добрейший человек, не мог отказать ни в чем не только семье, но и всякому, кто бы ни обратился к нему, а на себя, действительно, почти ничего не тратил, даже костюм у него был хуже, чем у других товарищей. Правда, у него была довольно хорошая квартира, приличная обстановка. В гостиной стояло несколько шахматных столиков, один дорогой, с перламутровой инкрустацией. Шильдер был прекрасный шахматист и столик получил как приз на шахматном турнире. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.Художник Андрей Шильдер: дар и рок
Пчельник, 1894

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.Художник Андрей Шильдер: дар и рокБелая ночь Петербурга, 1893г

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. Бесконечные сомнения в своих силах, в правоте своих убеждений в искусстве убийственно влияли на психику художника и постепенно довели художника до нервного заболевания, хотя для последнего была и другая причина: в юности Шильдер на охоте по неосторожности застрелил своего родного брата. После этого ужасного случая он долго болел, не мог слышать выстрелов и видеть крови. Неудовлетворенность своим творчеством наконец «спалила» дотла хрупкую нервную систему творца. Андрей Николаевич Шильдер скончался 14 октября 1919 года в возрасте 58 лет в Петрограде, где и был похоронен.Художник Андрей Шильдер: дар и рок"Зимний лес", 1919, холст, масло

Работы Андрея Николаевича Шильдера представлены во многих областных художественных музеях и галереях: в Третьяковской галерее, Русском музее, Владимиро — Суздальском художественном музее — заповеднике, Ставропольской картинной галерее.Художник Андрей Шильдер: дар и рокПейзаж, 1887Художник Андрей Шильдер: дар и рокБерезовый лес, 1908Художник Андрей Шильдер: дар и рокЛесной пейзаж, 1890Художник Андрей Шильдер: дар и рокПортрет Александра IIIХудожник Андрей Шильдер: дар и рокОсенний лес, 1892Художник Андрей Шильдер: дар и рокБеловежская пуща, 1892гХудожник Андрей Шильдер: дар и рокЗимняя дорога, 1904Художник Андрей Шильдер: дар и рокНоябрь, 1905Художник Андрей Шильдер: дар и рокРучей в лесу, 1906Художник Андрей Шильдер: дар и рокОсенний пейзаж, 1912Художник Андрей Шильдер: дар и рокДача в ФинляндииХудожник Андрей Шильдер: дар и рокЗимнее солнце, 1914Художник Андрей Шильдер: дар и рокПейзаж с белой церковью, 1914Художник Андрей Шильдер: дар и рокОвраг 1915Художник Андрей Шильдер: дар и рокСело. Закат 1919Художник Андрей Шильдер: дар и рокПейзаж со снопами, 1919Художник Андрей Шильдер: дар и рокПутник, 1919

https://www.stydiai.ru/gallery/shilder-andrey/

https://zen.yandex.ru/media/zhivopis/hudojnik-andrei-shilder-dar-i-rok-5e4e6c58a89e6c018bc94cc8

http://www.viart-tm.ru/large_print/canvas_print/fotobank_kartin_hudozhnikov/shilder/

Картина дня

наверх