На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Канатная дорога смерти. Заполярный транспорт фашистов

76 лет назад, 29 июня 1941 года открылся ещё один фронт Великой Отечественной — на самом севере Европы, под Мурманском. Для снабжения своих войск немцы тут протянули многокилометровую канатную дорогу, но почти не смогли продвинуться вперёд. Хотя Гитлер мечтал захватить незамерзающие порты Кольского полуострова, чтобы туда не попадали военные грузы из США и Англии, а также стратегически важные месторождения руд цветных металлов. Кровопролитные бои в Заполярье продолжались три с половиной года. Вот как рассказал о своей поездке по тем местам kulenovich

Я еду по земле, которая три года была в оккупации. Поэтому местами хорошо сохранились и производят огромное впечатление немецкие укрепления, но в наши дни рассчитывать на сколь-либо заметные находки сложно, т. к. здесь потрудилось не одно поколение поисковиков. Ну, меня поисковые мероприятия сегодня интересуют мало, Но вот то, что вдоль дороги расположены немецкие укрепрайоны - это волнительно - интересно было бы их посетить.

..Доехал до «Долины Славы» — место, где фронт с 1941 по 1944 годы простоял неподвижно. Хотя здесь все время шли жестокие бои, и потери с обеих сторон были огромны. Отсюда же началась Петсамо-Киркинеская операция по освобождению советского севера и Норвегии от оккупантов. Мемориал «Долина Славы» впечатлил своей ухоженностью и достойным видом. Это большой мемориал, на котором автор постарался запечатлеть все основные моменты противостояния. На нескольких фото ниже постарался отобразить все значимые места этого комплекса. Что удивило — много иностранцев посещают этот мемориал. Когда в Заполярный ехал, у мемориала стояли машины Евросоюза. И назад ехал, тоже одна за другой завернуло несколько норвежских машин.kulenovich, 2015 год

Больше всего поразили свежие могилы с датировкой 2011, 2012, 2013, 2014 — каждый год поисковики находят новые, не похороненные остатки бойцов. Сколько их много! Сколько еще найдут! Сколь дорого заплатила страна за сегодняшний мирный день! Вот эти блоки на фото ниже, лежащие чуть в стороне, в ожидании своей очереди, тоже о многом говорят.kulenovich, 2015 год

Остановился, задумался, что забыла в этом царстве холода прогрессивная и технически хорошо оснащенная фашистская Германия? За что они воевали на этой земле? Не зная ситуации, которая сложилась здесь к началу войны, опираясь только на голые эмоции, сложно понять героизм защитников. Для молодого поколения, которому историю войны в школе читают за три академических часа, невдомек, ради чего сюда вообще пришли фашисты и что в этих камнях защищала Красная Армия. Поэтому, прежде чем разбираться с историей военных действий на севере, на Кольском полуострове, попытаюсь представить обстановку театра боевых действий и цели, которые преследовали воюющие стороны.kulenovich, 2015 год

Немецко-фашистским оккупантам крайне важна была эта земля как сырьевой источник. Во вторых, немцы постоянно, но безуспешно стремились пробиться к Мурманску — единственному на нашем Севере транспортному незамерзающему порту и железной дороги из Мурманска на Москву. А Красной Армии, соответственно, крайне важно было сохранить единственный порт, который принимал караваны судов союзников и отправлял грузы железной дорогой вглубь страны. Если бы нам не удалось удержать Мурманск, фашисты не пропустили бы через горло Белого моря ни одного судна в Архангельск. Как бы то ни было, военные поставки союзников, безусловно, в какой-то степени облегчили бремя нашей борьбы и ускорили разгром фашистской Германии. Архангельский порт, тоже принимал караваны судов союзников и посылал свои транспортные суда за грузом в Америку и Англию. Но работал этот порт не круглогодично. Да, и путь в Архангельск дальше и транспортировка железной дорогой до Москвы тоже дальше.Но помимо наших морских перевозок по ленд-лизу, Германию сильно волновали собственные поставки сырья, для функционирования своей военной машины. Никель — стратегическое сырье для германского ВПК — вот главная причина всех экономических действий оккупантов на севере. В фашисткой Германии не было своих сырьевых ресурсов для выплавки специальной легированной стали, столь необходимой для производства брони, оружейной стали, деталей машин и прочего. Поэтому они приложили немало усилий для скорейшей добычи руды.

Всего за годы войны немцы вывезли с северный советских рудников около 300 тыс. тонн руды, более 10 тыс. тонн файнштейна, и неизвестно сколько тонн свинца. Вывезенный русский никель составлял тогда 32 % общеевропейской добычи никеля.

Чтобы не допустить вывоза руды морем, Северный морской флот и авиация контролировали и топили немецкие транспортные рудовозы. Поэтому для перевозки этого стратегического сырья требовалась безопасная транспортная коммуникация, мало подверженная атакам Советской Армии. Ею и стала канатная дорога и секретный причал севернее несуществующего города Тарнет. Тарнет — еще один топографический казус времен Второй мировой войны, образовавшийся из-за разночтения несовершенных карт. В настоящее время Тарнет это заброшенные остатки причальной стенки между населенными пунктами Печенга и Трифоново.kulenovich, 2015 год

В то время еще не было google.maps и прочих снимков из космоса. Простенькая аэрофотосъемка хоть уже и существовала, но была в зачаточном состоянии и использовалась в основном для решения тактических задач. Карт этой местности, как таковых не было. Как и дорог на полуострове тоже еще не было. Вместо дорог были звериные тропы. Грузы перевозили на вьючных лошадях. Индустриализация 30-х годов и промышленное развитие еще не пришли в эти места.

Из-за ошибок в обозначении дорог и тропинок на советских и немецких картах, с началом боевых действий на Мурманском направлении фашисты столкнулись не только с массовым героизмом советских солдат и офицеров, но и с полным бездорожьем. К удивлению фашистов, не оказалось даже тех дорог, на которые они рассчитывали, опираясь на данные разведки: вместо дорог были оленьи тропы. А единственная известная дорога, от Печенги до Титовки с трудом оправдывала свое название, а через 3 километра после Титовки и вовсе заканчивалась в тундре. Ни о каком северном блицкриге говорить не приходилось — только пешие егерские батальоны, только то оружие, которое можно нести на себе.kulenovich, 2015 год

Такая обстановка с дорогами и навигацией заставила немцев изменить и свой привычный образ оккупации. В отличии от европейской части России, здесь в условиях севера необходимо было думать, как обогреть, накормить, обеспечить боеприпасами застрявших в сопках егерей. Привезенные с собой мулы помогали мало. Из Германии были переброшены лошади-тяжеловозы, из Финляндии и Норвегии олени и даже несколько десятков собачьих упряжек. Суровая зима 1941-1942 гг. стала настоящим экзаменом для тыловых служб. Остро не хватало техники и людских ресурсов. Были созданы специальные подразделения дорожной службы, сформированные наспех из финской молодежи.kulenovich, 2015 год

Повторюсь, что немецкая металлургическая промышленность требовала никель и свинец, залежи которых СССР освоит в 1965 году в ходе молодежного десанта на север. Поэтому в годы оккупации для строительства дорог, развития коммуникаций и освоения рудников на Север Норвегии и в район Печенги потянулись колонны военнопленных, стала завозиться военная строительная техника, появились десятки групп проектировщиков. Никогда до 42-го года Заполярье не видело такого строительного бума, как в 1942 г. Нужно было срочно наладить поставку ресурсов с оккупированных территорий в Германию — немецкая промышленность задыхалась без сырья.Одновременно в нескольких местах велась отсыпка полотна трансарктической железной дороги. По замыслу фюрера она должна была протянуться вдоль берегов Норвегии, вплоть до Мурманска. Для реализации этого замысла использовался каторжный труд десятков тысяч военнопленных...

Странно, а почему Гитлеру никто не пеняет за этот "трансарктический проект", как Сталина за Беломоробалтийский канал? Значит, в Европе признают реализацию "трансарктического проекта" правильным и нужным, в отличии от Беломоробалтийского?
В том числе, как быстровозводимые, монтировались несколько подвесных канатных дорог, приспособленных в любую погоду, в любое время года и суток перевозить грузы и раненых. Общая протяженность канатных дорог около 300 км.Из блога kulenovich

Это было удивительное сооружение. Поражало, что оно было создано и нормально функционировало в условиях войны, и изменчивого климата. Здесь сказались традиционно высокая техническая культура Германии и важность Заполярного региона для военной промышленности третьего рейха. Зачем это было нужно строить эти дороги?Из блога kulenovich

Только потому, что эта канатка была дешевле и строилась быстрее. Скрупулезные расчеты немецких специалистов показали, что затраты на строительство такого дорогостоящего сооружения вполне окупались немалыми экономическими и военными выгодами. Дорога работала, несмотря на неоднократные попытки Красной Армии вывести ее из строя. Практически от своих военных баз на территории Норвегии фашистами непрерывно осуществлялся ввоз не только того, что нужно для жизни и боевых действий горных егерей прямо к линии фронта, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений. А обратно, этой же дорогой производился вывоз стратегического сырья в Печенгу, откуда кораблями никель плыл в Германию. Обе дороги летом 1942 г. были введены в строй и исправно работали до начала Петсамо-Киркинесской операции.Про канатную дорогу написано в книге М.Орешета «Лиинахамари» : «Подвесная канатная дорога связывает Паркино с Большой Западной Лицей и районом Титовки-реки. Начато строительство в 1942 г., окончено в 1943 г. Представляет собой высокие деревянные столбы с интервалом 25 метров. На вершине каждого столба, укрепленная распорками перекладина. На каждой перекладине укреплено два ролика, на которых лежит по одному тросу. Через каждые 500 м имеются станции, где находится дизель, приводящий в движение трос. Вагонетка — деревянный ящик 100×800 см, окованный железными листами, грузоподъемностью 100 кг. Скорость 8 км в час, между вагонетками 50 м, производительность 10 тонн в час». Если учесть, что наибольшая грузоподъемность немецкого грузовика в то время была 3 тонны, то, соответственно, канатная дорога заменяла в сутки около 70 машин, которые были подвержены атакам с воздуха и капризам погоды. От линии фронта по канатной дороге вывозились раненые, пустая тара, почта и т.д.Долгое, почти трехлетнее противостояние на северном фронте, тем не менее, постоянно уносило жизни бойцов: боевые вылазки в тылы противника, бомбардировка, снайпера, мины, обморожения, действия на море, диверсионные рейды — смерть была везде в этой пустынной местности. Нельзя рассматривать войну в Заполярье в отрыве от остальных боевых действий Второй Мировой. Успешные действия Красной Армии на других участках фронта заставили фашистов снимать солдат с Северного фронта. В результате создалось равновесие сил. Противник исчерпал свои наступательные возможности и не мог уже продолжать наступление без значительных подкреплений. Но, сил для обороны нужно гораздо меньше.

Силы Красной Армии, хотя и возросли, но были ещё далеко не достаточными для того, чтобы перейти в решительное наступление. Штурмовать немецкие укрепления в голом поле, где негде спрятаться без тяжелого вооружения возможно только при многократном перевесе в оружии в людях. Поэтому только осенью 1944 г., после заметного улучшения ситуации на Центральном и Южном фронте, советским войскам удалось прорвать фронт.

Потери Красной Армии при штурме были большими, ибо за три года местность превратилось в сплошной непроходимый, пристрелянный рубеж обороны. Немцы и норвежцы за годы противостояния успели построить настолько глубоко эшелонированную оборону, что выковырять их из подземных каменных укреплений было очень сложно. Укрепления строились настолько глубокими и прочными, что некоторые из них и до настоящего время можно использовать. А прочность монолитов укреплений и за пошедшие семьдесят лет не уменьшилась ни на грамм. Основные дороги немцы перекрыли каменными стенами с блокпостами. Использование техники было ограничено. Горная и холмистая местность без дорог затрудняла и делала невозможным полномасштабное использование танков, машин, тяжелой артиллерии. Все вооружение переносилось на солдатских плечах. А бронежилетов тогда не было.Стоит еще раз повторить и учесть непроходимость северной местности, отсутствие инфраструктуры, дорог. Повторю тот показательный факт, что для снабжения и переброски своих войск фашисты успели соорудить подвесную канатную дорогу, с помощью которой снабжали свои военные отряды у хребта Муста-Тунтури. Кое-где можно еще увидеть часть опор и железных частей от нее.Освобождение заполярья в 1944 можно разделить на две части. Первая часть это окружение и уничтожение основной группировки фашистов с 10 по 15 октября...Потом после недельного перерыва, который был необходим для перегруппировки и ликвидации котла с окруженными немцами, последовала вторая часть операции с 20 октября, когда начались бои за город Никель. Эта была успешная военная операция по окончательному изгнанию оккупантов с территории СССР и их разгрому в Норвежском Киркенесе. Выход советских войск и захват Никеля вынудили германское командование ускорить, а после налета на Киркенес советской авиации 21 октября — прекратить эвакуацию и приступить к капитуляции. В том числе и потому, что город Киркинес после бомбежки лишился последних запасов пресной воды, необходимой в первую очередь для котлов пароходов.Во время отступления немцы минировали дороги, взрывали их. Было отмечено, что немцы отступали со скоростью 40 км в сутки, тогда как советские войска за сутки преодолевали 8,5 км. Официальным окончанием Петсамо-Киркинесской операции считается 1 ноября, когда на севере Норвегии последняя немецкая воинская часть через перевал ушла из страны.По официальной статистике, в ходе боёв этой воинской операции германские войска потеряли значительное количество боевой техники, боеприпасов, амуниции. Вся эта техника осталась в земле Кольского полуострова, по которой я сейчас еду. Потери фашистов в живой силе, включая убитых, раненых и пропавших без вести, составили около 9 000 солдат. Значительно большими потерями обернулась операция для советской стороны. СССР за время операции с 7 октября по 1 ноября 1944 г. потерял: 21 233 воина, 2 122 из них, включая 611 убитыми — на территории Норвегии...

Спустя 70 лет ходят поисковики по своей инициативе, собирая кости по хребтам... Мы до сих пор не можем назвать поименно всех защитников Муста-Тунтури, сложивших голову за Отечество… На памятниках в в летописях указываем число погибших защитников с точностью до сотен человек... Поэтому и стоят в Долине Славы в ожидании своей очереди необработанные каменные блоки – ждут своей очереди, чтобы стать очередными могильными плитами. И много этих блоков... Стыдно и горько, господа...

Военные действия в районе полуостровов продолжались вплоть до начала Петсамо-Киркинеской операции 10 октября 1944 года. В этот день войска, обороняющие полуостров Рыбачий, совместно с десантом, высаженным в районе хребта Муста-Тунтури, смогли сломить сопротивление окопавшихся здесь немцев и развить наступление на Печенгу.

Еще цитата из воспоминаний фронтовика: «Исходя из наличия укреплений, огневых средств и находившихся там сил, взять Муста-Тунтури в атаке было невозможно. .. . Планируя наступление, мы бросили в прорыв штрафбат, а основные силы пошли в атаку на второстепенных участках с целью выхода в тыл противника.

Но и этот замысел можно было осуществить, лишь пролив много крови. Что помогло? Однозначно - наступление наших войск со стороны Мурманска. Немцы стали спешно отходить, спасая свои шкуры, а на хребте оставили только сильные группы прикрытия. И еще здорово помогли атакующим своими жизнями штрафники. .. .

Это была штрафная рота. В роте встречались и плохие люди, но в основном она состояла из преданных Родине солдат и офицеров, которые случайно попали в житейский переплет. Перед атакой они были равны в правах и задача у всех была одна - смыть с себя пятно позора. Глупая, я вам скажу, была теорема, что штрафная рота это искупление кровью преступления.
Люди шли на пулеметы, установленные в капитальных дотах на высоте около трехсот метров, лезли на заминированные склоны гор, видели гранаты, которые катятся им под ноги, и нацеленные на них огнеметы. И знали, что пути назад нет.
»

Ниже на картинке панорама обзора немецкого пулеметчика со своего укрепления на горе - простреливается все на многие километры вокруг.

Шансов в атаке достичь пулеметного гнезда нулевые. Но штрафники шли в атаку.

И еще из воспоминаний: "Накануне атаки мы вышли к Муста-Тунтури, и такими вдруг букашками себя почувствовали перед этой громадиной. Даже про немцев не думалось - страшно было от одной мысли, что предстоит идти по таким кручам. Вдарили мы, значит, по ущелью. Бежим с полной выкладкой, дух запирает, ноги ватные, сердце в глотке. Метров за сто перевалили, когда фашисты стали гранатами угощать. Одновременно на минное поле попали. Тут и сил-то нет, поиссякли, да куда денешься в узком каменном мешке? Ребята падали, как ржаные колоски.

Штурмуем дальше. Впереди скала, а за ней пологий подъем метров в сто по совершенно лысому камню. Как нас враг там расстреливал! Со смаком. Тела так и скатывались вниз, а сзади команда: "Вперед! Вперед!"
Перед атакой было нас 750 человек. Сколько солдат добежало до линии немецкой обороны, сказать не могу. Погибших наспех прикрыли камушками и тут же давай писать дурацкие отчеты, кто да как себя проявил в кровавой атаке. Вот думаю: а была ли она нужна?"


Сорок лет спустя, страстный поисковик Александр Анучин с товарищами пришел в ущелье, по которому шли в атаку штрафники. Там ребята увидели непогребенные останки людей, истлевшие сапоги, саперные лопатки, позеленевшие монеты с гербом Советского Союза. Останки захоронили там же, на склоне хребта Муста-Тунтури. Вечная вам слава, недобежавшие до цели!

Сегодня Муста-Тунтури - это каменная летопись обороны полуостровов Средний и Рыбачий, свидетель беспримерного мужества людей, зримый памятник фортификационного искусства Второй Мировой войны.

По окончании войны полуостров Рыбачий сильно милитаризировали, поскольку он находился прямо возле Норвегии, одной из стран блока НАТО. Однако после перестройки большая часть военных гарнизонов была расформирована. Все, что с таким трудом было построено в этом тяжелом климате, было разрушено и разворовано.

Нынче на Среднем расположился полигон морской пехоты. На Рыбачем – небольшое подразделение связистов, камаз которых проехал мимо меня (выше на фото). Рядом с Камазом, сразу становится понята разница в технике.
Задумываюсь над смыслом жизни и целями нашей жизни..

Постепенно исчезают деревья в привычном мне виде. Начинается царство камней, мха, озер, черно-красные скалы и постоянно дующего с близкого Баренцева моря ветра.

Неповторимую природу, места боевой славы почти в нетронутом виде – все это защищает убитая дорога. Если бы не она, Рыбачий бы вытоптали за пару лет. Итак, люди воюют, убивают друг друга, загаживают леса и реки, губят рыбу и взрывают камни, а матушка природа тихо укрывает все следы ковром мха, сгоняет ветром пыль и тучами смывает следы копоти. Воюйте люди, убивайте друг друга.

Забрался на невысокий перевал Муста-Тунтури. Пейзажи вокруг просто космические, особенно при отсутствии солнышка. Серое небо, серые облака, серые камни, серая вода, серые скалы и серая дорога. Серые тучи ползут низко чуть ли не по голове. До горизонта ни одного признака человека. Тяжелая дорога, поломки и постоянное преодоление с лихвой оправдываются тихой красотой полуострова.

Через каждый километр вижу памятники войны, памятники водителям, военный метал вдоль дорог. А если отойти от дороги, то видно, что земля щедро посыпана остатками боеприпасов/осколками.
До сих пор очевидцы той войны - скалы полуострова - хранят многочисленные свидетельства страшных боев. Земля под ногами усыпана боеприпасами, сохранились укрепления и окопы, каким-то чудом выдолбленные в скалах. На фото ниже - снимок автора на фоне Мотовского залива.

http://kulenovich.livejournal.com/110053.html

Картина дня

наверх