На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 179 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    "По предположениям, это библиотека исчезнувшей древней цивилизации. К сожалению она пропала и где находится неизвестн...Вопросы без ответ...
  • Alex Nемо
    Вот чему нужно учиться - восстанавливать реальную историю России и биографии и лица русских талантов! Пусть даже посм...Забытое имя. Баже...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Верочка. Каждое слово и правда и надежда...Территория Героев...

Павел Овчинников - серебряных и золотых дел мастер

Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 1

Великолепный позолоченный серебряный чайно-кофейный сервиз, Овчинников, Москва, 1870-1871 гг.

Павел Акимович Овчинников, родом из крестьян, крепостной князя Волконского. Двенадцатилетним подростком был отправлен хозяином для развития художественных способностей в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату. Он прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Получив вольную, Павел женился и на приданое жены организовал в Москве собственную фирму золотых и серебряных изделий.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 2Овчинников Павел Акимович (1830-1888)

К 1870 году на фабрике работало девяносто мастеров, она приносила доход более 250 тысяч рублей в год и стала одним из главных ювелирных предприятий Москвы. Изделия фабрики Овчинникова отличались ярко выраженным национальным дизайном и высоким качеством изготовления.

Первые годы фабрика Овчинникова выпускала предметы для богослужений, позже фирма стала производить предметы бытового назначения: столовое серебро, сервизы, сахарницы, наборы для вина, братины, ковши, пресс-папье, портсигары, чернильные приборы, шкатулки, скульптурные группы.

Ювелирное производство Овчинникова неоднократно являлось исполнителем крупных государственных заказов для императорского двора. С 1865 года фирма получила высочайший статус «придворной мастерской». В 1872 году предприятию было присвоено звание «поставщика Двора Его Императорского Величества». Продукция фабрики Овчинникова пользовалась большой популярностью не только внутри страны. Фирма завоевала и международную известность своими технически смелыми работами с эмалью, получив признание на Всемирных выставках 1893 года в Чикаго и 1900 году в Париже.

Павел Овчинников был также озабочен вопросом о продолжении развития ювелирной техники и после него. Для распространения знаний и умений в ювелирном деле в 1870-е годы он открыл при фабрике школу для обучения будущих мастеров серебряных и золотых дел, рассчитанную на 130 человек. Это начинание также имело успех и признание: на выставке 1882 года школа была награждена серебряной медалью.

После смерти Павла Акимовича в 1888 г. дело продолжили его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай.

Михаил Павлович, возглавляя петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев: Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович.

Во многом изделия мастеров Овчинникова являлись законодателями моды, зачастую не только продолжая сложившиеся традиции, но и формируя новые тенденции серебряного и золотого дела второй половины ХIХ и начала ХХ веков. Фирма, основанная Овчинниковым, прекратила существовать в 1917 году.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 3Большой серебряный сервиз князя Сергея Голицына в стиле русского рококо. Овчинников, Москва, 1887 г.

Сервиз был изготовлен для князя Сергея Михайловича Голицына, который был единственным сыном богатого коллекционера произведений искусства, библиофила и дипломата князя Михаила Голицына (1804-1860) и княгини Марии Долгорукой (1822-1907). Сергей Михайлович родился в Париже в 1843 году и в возрасте 17 лет унаследовал обширную коллекцию произведений искусства и поместье своего отца, в том числе библиотеку из более чем 20 000 томов. Следуя воле отца, он основал в Москве Музей Голицына, один из первых музеев западноевропейского искусства в России. Эрмитаж приобрел всю коллекцию Голицыных в 1886 году.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 4Изысканный позолоченный чайно-кофейный сервиз из серебра и черни. Овчинников, Москва, 1874 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 5Чайно-кофейный сервиз с позолотой и чернью, Павел Овчинников, Санкт-Петербург, 1868 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 6Центральное украшение для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью, ножка опирается на шесть колонн и поддерживает чашу и двенадцать рюмок из клюквенного, по бокам стоят еще два стакана на ступенчатом постаменте. Овчинников, Москва, 1875 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 7Центральное украшение для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1875 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 8Письменный прибор из мрамора, хрусталя и серебра. Овчинников, Санкт-Петербург, 1896 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 9Братина из серебра с позолотой. Овчинников, Москва, 1878 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 10Шкатулка в форме яйца из серебра, украшенная перегородчатой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1882 г.

Овальная шкатулка была заказана как подарок на двадцать пятую годовщину свадьбы. Об этом говорит фигурка сидящего путти, держащего цветочный венок с золотыми римскими цифрами XXV.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 11Дубовая шкатулка для украшений, отделанная серебром и драгоценными камнями, в стиле терема XVI-XVII века. В крышке имеется потайное отделение, внутренняя часть обита тканевой подкладкой. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 12Серебряное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде плетеной корзинки, накрытой салфеткой. П. Овчинников, Москва, 1872 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 13Серебряная кружка с крышкой, позолоченная, с узором из пышной растительности и пейзажем. Крышку венчает литой наконечник в виде охотника с собакой. Павел Овчинников, Москва, 1866 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 14Серебряный кувшин в «японском стиле». Павел Овчинников, Москва, 1882 г. Кувшин по стилю напоминает изделия из серебра американских фирм Ttiffany и Gorham конца XIX века.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 15Серебряная солонка в виде лебедя. Овчинников, Санкт-Петербург, конец XIX века.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 16Серебряная солонка с позолотой и эмалью в стиле Trompe L'oeil в виде кулича на салфетке поверх блюдца. П. Овчинников, Москва, конец XIX века.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 17Серебряный портсигар с позолотой и драгоценными камнями разной окраски и огранки, включая гранат, турмалин, сапфир и рубин. Овчинников, 1899-1903 гг.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 18Серебряная кружка Trompe L'oeil с сельским видом над имитацией бересты. Овчинников, Москва, 1867 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 19Набор для специй из серебра и хрусталя, украшенная орнаментом в русском стиле. Овчинников, Москва, 1874 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 20Серебряная статуэтка. Овчинников, Москва, 1893 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 21Серебряное позолоченное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде корзинки из лозы с салфеткой. Овчинников, Москва, 1870 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 22Две серебряные чайницы с гравированным орнаментом. Овчинников, Москва, 1890 г.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 23Хрустальная ладья с серебряной оправой в виде фигурной группы «Бой Руслана с головой». П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 24Альбом с фотографиями в серебряной оправе, Павел Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.Павел Овчинников — серебряных и золотых дел мастер, фото № 25Серебряно-позолоченная, украшенная перегородчатой эмалью икона Божией Матери «Радость страждущих». Москва, 1899-1908 гг. Углы иконы украшены яркими кабошонами на эмалевом орнаменте. Клейма Ивана Алексеевича Алексеева и Овчинникова как розничного продавца.

Заслуга возрождения эмалевого искусства во второй половине XIX - начеле XX века принадлежала П.Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории.Преображение. Святой князь Владимир. Апостолы Петр и ПавелФирма П. А. Овчинникова  СкладеньСвятитель Николай Чудотворец. Богоматерь Одигитрия. Господь Вседержитель. Складень трехстворчатый. Фабрика золотых и серебряных изделий П. А. Овчинникова.

Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, насчитывая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации. 

 


клейма

Производство Овчинникова отличало характерное использование русского стиля. Богатая цветовая палитра, драгоценные металлы и русские орнаменты были приспособлены для современности и изделия отвечали потребностям своего времени.Витрина фабрики Овчинникова.В ювелирном производстве Павел Акимович всегда стремился следовать традиционным русским художественным канонам, и в то же время создавать современные изделия, отвечающие потребностям и предпочтениям общества. Он активно сотрудничал с известными художниками. В частности, к работе подключались А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман. Все это вместе привело к настоящему расцвету эмальерного искусства в России.

Заказ для члена императорской семьи.

В настоящее время многие предметы хранятся в Государственном Историческом музее Москвы и в коллекциях европейских королевских домов.

 Серебряную корзинку-хлебницу с наброшенной салфеткой, «исполненной так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна», приобрел король Италии на выставке 1882 г.П.А. Овчинников стремился создавать самобытные изделия по традиционным русским канонам и в то же время изделия современные, отвечающие потребностям общества.Ему удалось приобщить к работе над произведениями таких художников, как А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман и других. Результатом этого сотрудничества стал расцвет эмальерного искусства в России.В 1873 году фабрика начала расширение и был открыт филиал в Петербурге.Для продукции фабрики Овчинникова характерно использование декора из разноцветных эмалей. Мастера фабрики в совершенстве владели различными техниками эмалирования — перегородчатой, выемчатой, витражной эмалью.

Витражная техника — самая сложная и редко применяемая техника эмалированния. Французы называют ее L’émail Plique à jour, и это название чаще всего используется в зарубежной литературе. Но придумали ее не французы. Методика была разработана в Византийской империи в VI столетии нашей эры. В Европе техника была освоена в XIII веке.

При создании изделия в технике витражной эмали рисунок формируется за счет металлической проволоки. Пространство в ячейках заполняется шликером - размолотой в мелкий песок эмалью, залитой дистиллированной водой. При обжиге шликер спекается, и в итоге получается достаточно хрупкая вещь, напоминающая витражное стекло.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 1Ковш, серебро, позолота, витражная эмаль. Овчинников, Москва, около 1890 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 2Серебряная чашка для щербета из витражной и перегородчатой эмали. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 3Позолоченный серебряный портсигар с эмалью plique-à-jour, приписывается Овчинникову, Москва, около 1890 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 4Ковш из серебра с витражной эмалью, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 5Позолоченный серебряный ковш с и эмалью plique-à-jour, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 6Набор из четырех позолоченных серебряных и эмалевых рюмок Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 7Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 8Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 9Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1890 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 10Два серебряных позолоченных стакана с изображением плавающих лебедей в окружении цветущих растений и тростника, Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 11Стакан, позолоченное серебро с эмалью Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 12Ковш из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 13Лампада из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 14Позолоченный серебряный стакан с эмалью Plique-À-Jour с цветочным узором, Овчинников, Москва, около 1895 г.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 15Серебряная чашка для щербета в технике витражной эмали с витым ободком и бисерно каймой. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 16Большой кубок, выполненный в технике витражной эмали, с изображением русалки на морском чудище и орнаментом в виде чешуи. П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль, фото № 17Большой позолоченный серебряный портсигар закругленной прямоугольной формы, на одной стороне изображен павлин на ветке среди множества цветов, на другой стороне — боярин с мечом и щитом на берегу озера с совой, сидящей на ветке. Витражная эмаль, Овчинников, Москва, около 1895 г.

http://ptiburdukov.ru/ /

https://w.histrf.ru/articles/article/show/ovchinnikov_paviel_akimovich/

https://www.livemaster.ru/topic/3485116-article-pavel-ovchin...

https://w.histrf.ru/articles/article/show/ovchinnikov_paviel...

https://www.livemaster.ru/topic/3486106-article-zolotyh-i-se...

Картина дня

наверх