На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

История костюма. Когда и почему мужчины перестали пользоваться тростью

Начну немного издалека, но если Вы внимательно изучали библию, то обратили внимание на то, что прародитель рода человеческого Адам, когда его выгоняли из рая, кое-что прихватил оттуда.
От запретного дерева он вырвал сук, толи отомстить толи на память, но эта «эволюционная ветвь» нашла массу применений как палка трость или жезл. Исторически трость служила средством опоры, защиты и даже статуса! А со временем трости стали предметом вожделения различных коллекционеров и также безошибочным индикатором солидности и самодостаточности. Даже в наши дни, если в обществе появляется человек с тростью, он как минимум вызывает бурный интерес или уважение.Во все времена образ мужчины и женщины состоял из различных деталей, которые могли рассказать о его статусе, вкусах и даже характере. И в последние четыреста лет незаменимым атрибутом при мужчине была трость. Однако предыдущее столетие внезапно внесло свои коррективы, а сегодня с тростью можно увидеть разве что людей в возрасте или тех, кто хочет выделиться своим неординарным по современным стандартам внешним видом.

Если Вы когда-нибудь зададитесь вопросом, о возрасте самых первых тростей поверьте, ошибётесь как минимум на пару тысячелетий. На сегодняшний день, первые трости были обнаружены ещё в гробнице Тутанхамона! Фараон оказался настоящим ценителем и знатоком тростей и взял с собой в мир иной свою роскошную коллекцию украшенную крылышками жуков, перьями, стеклом и драгоценными камнями. Связанные семитские и черные заключенные, украшающие кривой конец трости Тутанхамона: когда египетский царь выходил на прогулку, он держал врагов Египта в своей руке.Трости фараона Тутанхамона обнаруженные в его гробнице.

Трости фараона Тутанхамона обнаруженные в его гробнице.

Трости фараона Тутанхамона обнаруженные в его гробнице.

В эпоху Возрождения посох превратился в стильный аксессуар и предмет гардероба. Изменилось и лексическое определение палки о двух концах: "посох" превратился в "трость" (cane, stick, по-английски).TIZIANO Vecellio, Crowning with Thorns, 1542
Расцвет трости как обязательного элемента придворного этикета и наряда пришелся на расцвет английских и французских дворов XVII-XVIII веков.Portrait of King Charles I: Edward Bower
Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправлялась к ювелиру, и тогда стоимость готового изделия могла равняться иному фамильному состоянию.Hoogstraten, Samuel van Mattheus van den Broucke (1620-85)

В это трудно поверить, но появлению трости способствовала не только необходимость найти способ помочь передвигаться тем, кто без подручных средств уже не может этого сделать. Практически сразу у палки для ходьбы появилась еще одна функция — своеобразного украшения, показателя респектабельности и статуса владельца.Кроме того, ряд исследователей утверждают, что причина популярности дорогих и длинных тростей является следствием особенностей мужской психики и биологии. Так, они прямо ассоциируют владение самой броской и устрашающей палкой с силой и властью. Именно поэтому среди реалий королей и правителей древности обязательно можно было найти скипетры или жезлы, показательно олицетворяющие их претензии на управление государством.Во времена Петра I, для вразумления черни использовался проверенный инструмент – палка! Но негоже дворянам носить палку или велеть ждать пока она отыщется под ногами. А трость идеально ложиться по вдоль спины и выглядит в руке элегантно.Наибольшую популярность трости в качестве аксессуара получили в конце 17 века. Тогда особым спросом пользовались так называемые малаккские модели с ручкой из слоновой кости. Материал для этих тростей поставляли из Малаккского пролива в Малайзии. С наступлением 18 века дизайну трости стали уделять особое внимание, ведь они считаются показателями достатка и статуса владельца. Ручки и наконечники начали массово украшать золотыми кисточками.Европейское увлечение не могло обойти стороной Россию. Царь Алексей Михайлович обладал всего несколькими тростями, но были они необычайно роскошны. Набалдашник у одной был изготовлен из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями, у другой — украшен золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами. Не отставали от государя и стрелецкие головы – завели обычай ходить с короткими «посошками», т.е. с тростью. Трости Петра 1

В отличие от отца Петр I собрал обширную коллекцию. Будучи сам оригиналом, особое внимание уделял тем экземплярам, что отличались не столько изысканностью, сколько интересными техническими решениями. Была у него и трость-шпага, и трость линейка, и оригинальная трость с подзорной трубой в набалдашнике. Разумеется, в царской коллекции имелись и трости с отделкой из драгоценных камней. По его личным эскизам изготовили наградную трость с рукоятью усыпанной бриллиантами и крупным изумрудом в навершии.
Петр I нередко дарил своим подданным именно трости, как знак особого расположения.
Пиком популярности же этого аксессуара можно считать викторианскую эпоху и период промышленной революции, который способствовал появлению среднего класса. Именно мужчины этого социального слоя стали активно продемонстрировать собственные богатство и индивидуальность с помощью роскошных тростей.Далеким предком изящной трости является посох для помощи при ходьбе, известный еще с древнейших времен. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимым помощников в нелегком пути каждого путешественника, паломника или странника. Со временем непритязательная палка укорачивалась, обтачивалась и украшалась. В XVII в. это нехитрое приспособление претерпело серьезные изменения и превратилось в эффектное дополнение к костюму, подчеркивающее социальный статус своего владельца.El Marqués de Jaral de Berrio y Conde de San Mateo Valparaíso.

В России интерес к этому аксессуару связан как я уже сказала выше, с деятельностью Петра I и его ориентацией на европейский быт. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть и трость- шпага, и трость-линейка, и тросточка с подзорной трубой. Кстати, на банкноте 500 рублей Петр как раз с тростью. За победу при Калише (1706 г.) Петр I пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меншикову наградную трость, изготовленную по царскому эскизу. Ее рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом.
Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Скажем, прусский король Фридрих Великий преподнес Екатерине II трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами. По случаю победы в русско-турецкой войне императрица получила в подарок от датчан уникальную трость, в которую был вмонтирован часовой механизм. Он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами.Чаще всего для изготовления тростей использовался тростник (не случайно в русском языке слова «трость» и «тростник» — однокоренные), иногда — камыш. Более дорогие экземпляры делали из редких пород дерева, рога, украшали инкрустациями и набалдашниками из слоновой кости и перламутра. Нижняя часть трости, как правило, была оправлена металлом (для увеличения срока службы), а в верхней части делалось отверстие для продевания ленты. Она использовалась для удобства при ношении и для красоты, а если в трость вставлялась орденская лента, то она приобретала символическое значение. Самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые зачастую отличались декоративным убранством, изысканностью, тщательностью отделками и высокой стоимостью материалов.
ИСТОРИЯ ТРОСТИ, изображение №3

С 30-х годов XVII в. во Франции начали появляться первые дамские тросточки, которые затем превратились в модный дамский аксессуар. Они подходили и к пасторальному наряду молодой дворянки, и к пышному вечернему туалету светской дамы, и к изящной амазонке для верховой езды. Некоторые историки связывают появление женских тростей с модой на высокие каблуки. Ходить на них было настолько неудобно, что женщины, по ехидному наблюдению Джакомо Казановы, «скорее бежали, чем шли, и с такою неловкостию, что казалось, они вот-вот разобьются носом об пол». Женские тросточки обычно были тоньше мужских, а их набалдашник часто делался из фарфора с ручной росписью.

Примерно в то же время трость вошла в экипировку офицерского корпуса, помогая не только подчеркивать служебное положение своего хозяина, но и в случае необходимости поддерживать дисциплину в лагере и на марше. Кроме того, у трости был целый ряд дополнительных функций.

Manuel de Amat y Juniet, Pedro Jose Diaz

A portrait of John Mortlock of Cambridge and Abington Hall, Great Abington, Cambridgeshire, 1779, John Downman

Уважающий себя светский человек считал хорошим тоном иметь с десяток разнообразных тростей. Повседневную, для раута, для театра, спортивную, дневную, вечернюю и так далее. Трость должна соответствовать настроению, политическим взглядам, модным течениям.
Были трости, которые превращались в удочку или курительную трубку.Трость со стилдетом и курительной трубкой.
Трости стали очень популярными у дам в 18 веке и в связи с модой на очень высокие прически. Придворный наряд дополнялся прической на каркасе, которая вместе с цветами и перьями, ее украшавшими, достигала в высоту семидесяти сантиметров ( иногда была еще выше).
Каблуки тоже были высокими, центр тяжести смещался вверх, а трость служила необходимой опорой.
"Jeune femme en robe à la Polonoise..."
Очень широкие придворные юбки на панье не позволяли кавалеру подойти к даме достаточно близко, и поэтому тросточка была единственным средством, помогавшим удержать равновесие.
French, 1780
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Дамы использовали трость вместо сумочки, пряча внутрь духи, нюхательный табак, нашатырный спирт, носовой платок.

Материал трости и сама рукоятка свидетельствовали о социальном статусе ее хозяина или хозяйки.
Позже трость начали комбинировать с зонтом, что также пришлось по вкусу модницам.

В трости прятали разные необходимые вещицы: флакончики для парфюма, косметические и маникюрные принадлежности, футлярчики для любовной переписки и т.п.

К тростям присоединяли лорнеты, веера и часы. В ручку трости иногда вделывали специальный свисток, чтобы освистывать в театре актеров-неудачников.

Пишут, что иногда ручки тростей были сделаны, как чесалки для волос в таких прическах.

Дамы не отставали от мужчин и считалось хороший тоном взять с собой трость на званый ужин или обед.
Они нередко проводились в садах- можно вспомнить приемы, устраиваемые Николя Фуке, всесильным суперинтендантом финансов, в поместье Во-ле-Виконт, за роскошь которых он и поплатился свободой.
Подчиняясь моде, с тросточками ходили даже дети:
Версаль и другие образцы французской садово-парковой архитектуры являют собой примеры того, что прогулка с целью «показать себя», променад и "фланирование" были распространенным явлением уже в XVII веке.
В 18 веке, когда трость была модным аксессуаром в аристократической среде, на балах использовались определенные жесты и манипуляции тростью, наподобие строевых упражнений с винтовкой. Каждая из манипуляций имела свой смысл и "читалась" посвященными в эту науку с легкостью. Существовали специальные учителя, обучавшие аристократов галантному обращению с тростью. В то же время была мода украшать трость лентами, что добавляло зрелищности манипуляциям с тростью. Время с XIX века и вплоть до Первой Мировой Войны можно назвать золотым веком трости. В модных изданиях того времени на изображении любого элегантного костюма непременно присутствовала трость.
Трость, Санкт-Петербург (?), Россия. Конец 18 в., Дерево, золото, эмаль, бриллианты; чеканка, полировка, гранение. Дл. 117 см
Трость, Германия. Около 1770 г., Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка
Трость, Германия. Около 1770 г., Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка

Трость, Франция. Конец 18 в., Тростник, четырехцветное золото; чеканка, полировка.
Но самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые отличались необыкновенным изысканностью и тщательностью отделки. Наиболее популярными считались рукояти в виде птичьей или звериной головы.Трость из черного дерева, 1760-е гг.
Walking stick made from a narwhal tusk. Belonged to Princess Yusupov. Late 18th - early 19th century. 
Трость с набалдашником в виде русалки, Россия; Франция, Дьепп (?) Вторая половина 18 в.

В это же время было выдано почти полторы тысячи патентов на разнообразные функциональные трости. Среди них и трости, привязанные к определенным профессиям и различные модификации тростей-шпаг, трости пульверизаторы и трости-треноги.
The Afternoon Visitor. Frédéric Soulacroix.
Count Robert de Montesquiou, Giovanni Boldini
Трости служили вместилищем для самых разных предметов: медицинскими саквояжами, куда помещали шприцы, скальпель и контейнеры с лекарствами.

Внутри трости можно было найти карандаш, расческу, зрительную трубку, фонарик, аптечку, набор слесарных инструментов и даже пилу.

Le grande journée de Longchamps (1820)

Men wearing coats and hats, with one showing vest, France, 1834.] (1834)

Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они были настоящими головорезами, бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с тростями-палками.

Louis Alexandre Eustache Loursay, painting of Les Incroyables (Muscadins), Date 1795

Muscadins. Category:Incroyables and Merveilleuses. Carle Vernet
Одним из признаков костюма у них также была трость или дубинка в руке, как символ "исполнительной власти".

Französische Incroyables 1794.

Satire on fashion c.1796



Даже на вечеринке они с тростями.

The "merveilleuse," 1793

1793, L'incroyable et la merveilleuse



c.1796

К началу XX в. было выдано около полутора тысяч патентов на изготовление различных модификаций трости. В нее (в зависимости от моды и пожеланий владельца) могли вставляться лорнеты, расчески, фонарики, часы, охотничьи рожки, табакерки, зрительные трубки и т.д.
Золотой набалдашник со штопоромТрость врача нередко превращалась в своего рода «аптечку» — в ней находились стетоскоп, пинцет, бинты и даже лекарства. Писатели и художники прятали в нее кисти и карандаши, а музыканты — свернутые в трубку ноты.ИСТОРИЯ ТРОСТИ, изображение №4На рубеже 19-20 веков мода на трости опять разгорелась с новой силой, достигнув и мещанского сословия. В среде эдаких "элегантов с крулевской псарни" вошли в моду тросточки с рукоятями, изображающими эротические, а порой и откровенно порнографические сюжеты. Материалами для них обычно была серебреная бронза, а порой и цельное литое серебро. Интересно то, что авторами таких рукоятей зачастую были очень известные скульпторы, признанные мастера своего дела.По тем временам на увлечение тратились просто огромные деньги. Граф И.И. Воронцов-Дашков приобрел у князя Лобанова-Ростовского его коллекцию за семьдесят пять тысяч рублей. А князь Анатоль Демидов потратил более тридцати одной тысячи франков на покупку во Флоренции двадцати шести редких и ценных тростей. Бальзак собирал трости с рукоятями, украшенными золотом, серебром и бирюзой.В коллекции Пушкина,например, были трость прогулочная, светская, спортивная, трость для выездов и т.д. В письменных источниках упоминается о том, что он нередко прогуливался с довольно тяжелой тростью, залитой свинцом. Несмотря на внушительный вес, поэт подбрасывал и ловил ее, отвечая на удивленные взгляды и вопросы окружающих, словами: «Для того чтобы рука была тверже, если придется стрелять на дуэли…».Трость Пушкина

Приемы рукопашного боя с помощью трости во многих странах, в том числе и в России, продолжали культивироваться вплоть до начала прошлого века. В конце XIX века появились специальные полые трости, внутри которых катался тяжелый металлический шарик.

Кроме того, деталью трости могло быть и оружие: клинок, кинжал, лезвие, даже одноствольное ружье.
Клинки были, как правило, короткие, но встречались и шпажные, полной длины.
В рукоятки нарядных театральных тросточек нередко вставлялся... свисток — для освистывания плохих актеров. Отвинчивающийся набалдашник мог исполнять роль потайной фляжки, а сама трость — превращаться в штатив для фотоаппарата.ИСТОРИЯ ТРОСТИ, изображение №5Кроме того, существовали трости, которые в случае необходимости можно было превратить в раскладное сиденье (например, такая трость всегда сопровождала Льва Толстого во время долгих прогулок по окрестностям Ясной Поляны). Конструкций существовало немало, и весьма даже затейливых, выпускаемых серийно. Была популярна конструкция, в верхней части от середины раскладывавшейся на три "луча", между которыми располагалось треугольное кожаное седалище в виде гамака; при этом рукоять трости оставалась спереди, так что сидящий располагался как бы в позе верхового, опираясь на рукоять. Очень забавный аксессуар!

Наконец, массивная трость или изящная тросточка со спрятанным внутри клинком вполне могли использоваться в качестве холодного оружия. Обычно для изготовления такого оружия использовались обломки клинков шпаг, т.к. длина "шпаги в трости" была обычно меньше, чем у классического холодного оружия. Декор этих тростей - от самого примитивного, типа "сучковатая палка" до исключительно роскошного. Часто использовались секретные кнопки, позволявшие извлечь клинок из внешне безобидной и на первый взгляд цельной трости. В конце 19 века в трости ухитрялись размещать даже однозарядные пистолеты. Были даже разработаны особые правила «боя» с помощью трости.

ИСТОРИЯ ТРОСТИ, изображение №6

Вплоть до середины XX века трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних стран или заказывали в подарок у лучших мастеров. Самые ценные экземпляры с гордостью демонстрировали гостям и оставляли в наследство детям и внукам. Оноре Бальзак, знаток и ценитель антиквариата, коллекционировал трости с набалдашниками, украшенными золотом, серебром и бирюзой. Но самой известной считается коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 экземпляр.

Еще одной особенностью, которая появилась со временем у трости — это увеличение её функциональности. Так, в некоторых модификациях находился скрытый клинок для самозащиты. Также трость можно было совместить с зонтиком. Существовала еще одна занимательная функция — специальный механизм превращал аксессуар в зажим для перчаток, которые тогда также носили повсеместно. В двадцатых годах XIX столетия, трости становятся очень популярными. Мастера начинают изготавливать трости под любую профессию или жизненную ситуацию. С потайным клинком, фляжками, контейнером для хранения табака. Врачам очень нравились трости со шприцом или скальпелями. Музыкантам пришлось по душе флейта в трости. До нашего времени дошли трости зонты которые не потеряли своей актуальности.Но время шло, и уже в 20-м веке популярность тростей пошла на спад. Так, в период между мировыми войнами, молодые мужчины все чаще вместо классических моделей делали выбор в пользу зонтов-тростей.

С началом Первой мировой войны трость утратила свою привлекательность и начала отходить в прошлое. Ей на смену пришел стек — короткая тонкая тросточка с кожаной петлей внизу. Со стеками ходили летчики, пехотные офицеры, студенты и многие другие. Даже для детей выпускались маленькие стеки. Однако революция смела и эту моду — в новой нелегкой жизни места изящной тросточке уже не нашлось...

А после Второй мировой войны трость стали применять исключительно как медицинское приспособление. Эта тенденция отразилась и на дизайне моделей: они стали максимально простыми и неказистыми, поэтому даже те, кто ранее носил трости, уже не имели желания ассоциироваться с этим предметом.

Трость всегда была предметом коллекционирования, уважающий себя светский человек имел у себя в коллекции десяток другой тростей. Повседневную, для театра, для спорта, для раута вечернюю итд. Так и росла коллекция. Самая большая коллекция из 7000 экземпляров, принадлежит люксембуржцу Х.Биглеру.

Картина дня

наверх