На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Какие есть красавицы, просто залюбуешься. Морские глубины ещё мало изучены, но даже те экземпляры, что попались на гл...Подводный мир 78....
  • ВераВерная
    Спасибо за пост.30 первых фотосни...
  • Светлана Митленко
    Да вроде он сам и испугался!Гифки 81

Тхаба-Ерды – самый древний христианский храм в России

Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии. Единого мнения среди учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название переводится с ингушского как «Наша вера», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. В Тхаба-Ерды собирался совет (суд) вайнахов, на котором старейшины устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам.
Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам. Во время Второй чеченской войны оказался в центре военных манёвров. Храм, в результате боев попал под авиационный удар, в результате чего была утрачена крыша.Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.
Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России.Есть сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас — область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна — двойные, узкие и арочные — часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее — к X-XI векам. В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того периода. А это в свою очередь дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и был купольным — именно такие церкви были в то время распространены в Грузии. Однако на сегодняшний день от того периода осталась лишь часть основания храма. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел позднее — в ходе реконструкции в X-XI веках.
В надписи на одной из черепиц, которая осталась от прежней, несохранившейся, черепичной кровли, упоминается католикос Грузии Арсений II (955—980 гг.). Исследователи делают вывод, что при нем храм был восстановлен и, возможно, поменял купольную структуру на зальную. Историки отмечают, что рубеж X-XI веков — время активной миссионерской деятельности следующего грузинского католикоса-патриарха — Мелхиседека I. При нем на Кавказе построили много новых церквей. Не исключено, что в поле его зрения попал и полуразрушенный (вероятно) в тот момент Тхаба-Ерды.В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период — в VIII-IX вв. — ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию — это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период — эпоху очередного расцвета грузинского государства.На западном фасаде храма — композиция с двумя персонажами. Слева — Христос. Справа — человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.
На отдельный элементах также присутствуют выгравированные в камне изображения
Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, по мнению исследователей, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Очевидно, к этому моменту храм был разрушен достаточно сильно. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, которые некогда составляли единую композицию, могут оказаться в разных стенах.На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада — животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о великомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»Бюст человека на одной из плит — предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма — армянская архитектурная традиция еще VIII века.
Орнаменты кладки.
10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение.

Картина дня

наверх