На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот и я говорю, что фотографам повезло. Главное вовремя это засняли. Нам на радость!Неудачные моменты
  • ВераВерная
    Ну вот ведь надо же ещё и словить такие позы! Позитивчик, спасибо!Неудачные моменты
  • Светлана Митленко
    Ой, а ведь и правда. Так и сделаю! Спасибо за подсказку!Весна красна

Каких рек и каналов лишилась Северная Венеция.

В прошлый раз мы с вами посмотрели две улицы, которые лишились каналов. Давайте посмотрим каких рек и каналов ещё лишилась Северная Венеция.

Питер начинался с каналов

История не сохранила даже самые первые каналы Петербурга — рукотворные протоки Петропавловской крепости. По центру фортеции с Востока на Запад шел ров, прорытый по велению Петра I. Он был нужен, чтобы гарнизон крепости, расположенной на острове, никогда не остался без воды, даже оказавшись в окружении врага. Кроме того, по такой водной магистрали было удобно подвозить материалы для развернувшейся стройки. Кусочек этого канала восстановили в начале 2000-х — он виден у северной стены Петропавловского собора. Его засыпали в 1882 году. К этому времени он перестал выполнять свою главную функцию — скапливавшаяся в нем вода цвела и была непригодна для питья. К тому уже появились водокачки, с помощью которых можно было брать воду прямо из Невы.
Петропавловская крепость сегодня
Еще два рва существовали между основной крепостью и прикрывающими ее равелинами (на фото справа Алексеевский равелин и слева Иоанновский).
Их также засыпали в конце XIX века. О них напоминают башенки с мощными решетками.

Введенский и Масляный мы рассмотрели в прошлой теме. Неподалеку от Масляного канала можно прогуляться по еще одной несуществующей водной артерии — Шкиперскому протоку. Улица так и называется в память о том, что здесь когда-то действительно был проток, получивший в 1859 году свое название от поселения шкиперов (капитанов торговых судов).
Шкиперский проток на карте Санкт-Петербурга 1828 года я указала стрелками.
87 (700x474, 477Kb)
Эта водная артерия была не искусственной, а природной, ранее известной как Черная речка. Ее закопали в начале XX века.
Ул. Шкиперский проток (вид на пересечение с Гаванской улицей) видна слева вдоль домов

Выход улицы Шкиперский проток на Прибалтийскую площадь.
Так заканчивается ул. Шкиперский проток

А самый хрестоматийный пример «обезвоживания» Петербурга — конечно же, каналы Васильевского острова, чьи набережные стали именоваться линиями.

Идею превратить этот остров в подобие Амстердама высказал сам Петр I.

Архитектор Доменико Трезини разработал план. Но он так и не был реализован. Каналы прорыли только до 13-й линии, да и то не целиком.

Поэтому и улицы на Васильевском острове такие прямые

Меншиков — первый губернатор Петербурга — был не в восторге от трудоемкой затеи царя и строительство тихо саботировал, прокладка каналов шла вяло, да еще и делались они слишком узкими, больше похожими на канавы. После смерти императора никто не рвался работу продолжать. В итоге в 1767 году Екатерина II распорядилась зарыть эти каналы, превратившиеся в зловонные стоки.

Маслобуянский канал.Раньше этот канал протекал на Васильевском острове в юго-восточном его районе. Начинался этот канал от  Невы и что примечательно, в нее же и впадал. Строительство канала приходилось на вторую половину 18-го века. 

Известно, что его воды текли вокруг Масляного буяна, который представлял собой склад, где хранились жировые и маслопродукты. Канал служил  ему защитником от пожаров. К сожалению, это здание не сохранилось до сегодняшнего дня. Отправной точкой его первого названия можно считать этот склад.

В следующем же столетии можно встретить иные его названия, такие как канава Масляного буяна, а также Масло-Буянский канал. В апреле 1887 каналу официально было дано имя Масляный. А в 30-ые годы 20 столетия он был засыпан по причине того, что он более никому был не нужен. Сегодня от канала осталось только название улицы – набережная Масляного канала. На карте она помечена красной линией

Исчезнувший Сальнобуянский канал был прорыт в 1804 году. Начинался он от набережной Большой Невы под названием Корабельная и впадал в реку Пряжку, отделяя при этом Коломенский остров от Матисового.Подзорный мост через бывший Сальнобуянский канал

Название его идет от складов, которые находились недалеко от прорытого канала в 19 веке, которые назывались Сальным буяном (складу жировых продуктов), который находился между каналом и прежним руслом Пряжки, на месте дома № 5 по Лоцманской улице. Да и предназначался он главным образом именно для нужд этих складов.Важно отметить, что в 1806 году через Сальнобуянский канал решили перекинуть один из двух мостов в Санкт-Петербурге, которые являлись первыми чугунными арочными мостами.

Но проходило время и амбары Сального буяна стали постепенно утрачивать свое назначение, и в 1915 году их начали разбирать. Соответственно, русло Пряжки в ее низовьях  засыпали, а новым руслом стал сам Сальнобуянский канал. Но со временем название как канала, так и набережной вышло из привычного употребления, и канал приобрел статус части реки Пряжки. Первоначально Пряжка текла от Мойки до рукава Фонтанки. По указу от 23 сентября 1804 года она была выведена в Неву. Русло реки изменилось еще раз, когда в 1960-е был засыпан южный участок и Пряжка стала протекать по Сальнобуянскому каналу. 
Сейчас река Пряжка начинается от Мойки и впадает в Неву. Набережная Пряжки. Перспектива Сальнобуянского канала от реки Пряжка в сторону Бол. Невы. фото май 2015 г.

Жерновка напомнила о себе
Засыпали в Петербурге не только искусственные водоемы, которые теряли свое значение. Жертвой мегаполиса стали и несколько естественных речек. Одной из первых пала Кривуша (она же Глухая).

До того, как Петр пришел в эти края, она вытекала из болот между нынешними площадями Искусств и Конюшенной и пробивала себе извилистый путь (потому и Кривушка) к югу в сторону Фонтанки. Течения в ней почти не было. Некоторое время ее использовали для отведения канализации из богатых домов и дворцов. А потом и вовсе засыпали.

На месте Кривуши с 1764 года начали строить нынешний канал Грибоедова (бывший Екатерининский).

В 1920-е в Петрограде стали засыпать сразу две речки Ольховки. Одна испокон веку вытекала из Екатерингофки и несла свои воды к заливу. Она разделяла Гутуевский и Большой Резвый острова.

От нее осталось лишь небольшое озерцо да мост, который теперь нависает над землей.

Вторая Ольховка была притоком Таракановки. Другое ее название — Тентелевка, по имени бывшей деревни, располагавшейся в районе Нарвской заставы.

Когда город стал расширяться, берега этой реки постепенно застраивали, а потом и вовсе решили, что без нее лучше.
Сейчас на месте Тентелевки — проспект 9-го Января (в основном здесь склады и ремзоны)

и улица Маршала Говорова.

Памятник Говорову

Не совсем бесследно пропала речка Жерновка — приток Охты.

Она текла в районе Охтинских пороховых заводов, где на жерновах перемалывали порох — отсюда и название.
Старая карта с рекой Жерновка


В 1970-е при строительстве новых кварталов на Ржевке ее частично заключили в трубу, частично закопали (глубиной Жерновка была от 10 сантиметров до метра).
Коллектор реки Лапки (Жерновки)


Но недавно она о себе напомнила. Жители Индустриального проспекта стали замечать, что асфальт возле дома № 40 без видимых причин трескается и проваливается. Дорожники начали разбираться, и оказалось, что как раз в этом месте и протекала раньше Жерновка. А при раскопках в прошлом году еще и мост через нее нашли, зарытый вместе со старым руслом. Теперь обещают закопать речку понадежнее, чтобы больше не подмывала асфальт.

23 бесполезных километра

Больше всего мороки питерским строителям доставил Лиговский канал.
Лиговский канал у Знаменской церкви. Фото 1860-х

На плане 1775 года есть Лиговский канал, но еще нет Обводного

Лиговский канал, который до начала ХХв. пересекал Невский проспект, рядом с Московским каналом был одним из самых протяженных в городе. Его длина составляла около 23 км.

Сначала пришлось прорыть 23 километра, а потом засыпать или заточить в трубы 12 из них. Этот водовод задумывался для подпитки фонтанов Летнего сада. Его провели (в 1718–1720 годах) от реки Лиги (сейчас Дудергофки) почти до Невы. Он заканчивался большим бассейном в районе нынешнего пересечения улицы Некрасова и Греческого проспекта. Далее по трубам, проложенным в том числе и над Фонтанкой, вода подавалась к фонтанам.

Страшное наводнение 1777г. разрушит фонтаны и всю их водопроводную систему. А когда начнутся работы по укреплению берегов Фонтанки, то будут разобраны водопроводная башня и акведук.
Восстанавливать фонтаны Екатерина Вторая уже не станет, ведь как она писала Вольтеру:
“Я теперь до безумия люблю английские сады, с их изогнутыми линиями,
пологими склонами, имеющую форму озер, прудами, земляными архипелагами;
и испытываю отвращение к прямым линиям и аллеям – близнецам;
я ненавижу фонтаны, которые заставляют воду течь
против определенного ей природой естественного течения…”

Поэтому все фонтаны были разобраны, а вода Лиговского канала была направлена к прудам, создававшегося в то время Таврического сада.

Перспектива Лиговского канала от Знаменской площади

И все же его сохраняли еще больше века, мирясь с неудобствами. Например, из бассейна пробилась речка Саморойка. Она текла по территории будущего Таврического сада. Ее частично зарыли первой еще в 1780-м. В начале XIX века при создании Обводного канала пересекавший его Лиговский пришлось убрать в трубу и пустить под Ново-Каменным мостом — получился водный перекресток.

Это течёт Обводный канал, а под мостом в трубах протекает Лиговский канал

Засыпать Лиговский стали лишь в 1891-м. Сначала до Обводного. В 1926г. канал был засыпан до Московского проспекта, а в 1960г. до Краснопутиловской улицы, где его соединили с Красненькой речкой. От 23 км. остался участок протяженностью в 11 км. Но остались еще и городские названия, данные в честь  существования этого канала. В сторону реки Фонтанки, от него пролегла Бассейная улица, так хорошо знакомая нам с детства, ведь “жил человек рассеянный на улице Бассейной”. А на месте самого бассейна был разбит сквер, названный Прудки. В наши дни Лиговский канал, местами спрятанный в трубы, заканчивается в районе пересечения ЗСД с Краснопутиловской улицей.
На месте Лиговского канала теперь проложен Лиговский проспект

Когда – то, здесь, по каналы струились потоки воды, а вот теперь по проспекту проносятся непрерывные транспортные потоки.


Медный всадник и Исаакий на разных берегах

Еще несколько каналов когда-то прорезали центр Петербурга.

В 18 веке Красный канал имел довольно таки важное назначение – он создавал западную границу Марсового поля. Кроме того, он являлся соединителем Большой Невы с рекой Мойкой.

В 1711 году  началось его строительство, в результате которого, Красный канал должен был выполнять функцию осушения территории, которая находилась на острове под названием Усадица. Сейчас этот остров присоединился к 1-му Адмиралтейскому.

Название ему дали благодаря одноименному мосту, который  в настоящее время величают Театральным. Он перебрасывался через реку Мойку, где и брал свое начало.В 18 веке на этом месте находилась заросшая болотистая роща. В том месте, где протекали Красный и Лебяжий каналы, а также реки Мойка и Нева, появилась территория прямоугольной формы, названная впоследствии Большим лугом. В 30-40 годах 18 века здесь происходило строительство великолепного Летнего дворца, предназначавшегося для Екатерины I, который получил название «Царицын». От этого названия произошло новое имя этой местности  – Царицын луг. На этом месте устраивались карнавалы, представления и фейерверки, в честь чего Большой луг был переименован в Потешное поле. Лишь в 1805 году поле было названо в честь античного бога войны - Марса.  В 19 столетии этому участку вновь изменили название на Марсово поле. На реке, протекавшей здесь, имелся небольшой бассейн, который придавал изыск и красоту этому району.

В 1768 году был создан уникальный проект талантливых архитекторов Фельтена и Росси, которые предложили построить мост через эту реку. Это был по истине шикарный, отличающийся своим величием арочный мост, сделанный из гранита.

Через два года началось строительство Мраморного дворца, и было принято решение о засыпке Красного канала. Именно над ним архитекторы Фельтен и Росси хотели создать красивейший мост с арками. Но как раз в это время началось возведение Мраморного дворца, которому Красный канал мешал. Водоем уничтожили. Дворец построили. Судьба моста была более радужной. Так, его перенесли на Зимнюю канавку, где он и по сей день продолжает радовать людей.


О другом забытом канале петербуржцам сейчас напоминает мемориальная доска, которую можно увидеть в подземном переходе под площадью Труда. Табличка извещает, что прежде тут пролегал Адмиралтейский канал.

Он шел от Крюкова канала и Новой Голландии, где хранился корабельный лес, к Адмиралтейству, в котором строили суда. Теперь на этом месте Конногвардейский бульвар.
Конногвардейский бульвар. Фото 1857-1868 гг.


Бульвар сегодня

Слева видно здание Манежа

Памятный знак, напоминающий о когда-то находившемся здесь канале.

Частью Адмиралтейского был Мастерской канал. Он находился там, где сейчас улица Якубовича, и также подступал к Адмиралтейству, упираясь в окружавший его ров так, что Медный всадник и площадка, где вскоре появился Исаакиевский собор, находились на разных его берегах. Но при строительстве Манежа в 1842 году его зарыли, чтобы не мешал.



Едва не закопали

В список исчезнувших питерских каналов в 1869 году едва не попал и Екатерининский (ныне Грибоедова).

Инженер Мюссар и архитектор Бенуа предложили устроить на «мокром» месте бульвар. Причем слева от Невского проспекта хотели сделать парк с бюстами всех правителей Отечества и грандиозным памятником «Апофеоз России». А справа можно было бы создать торговые ряды. Городские власти уже было одобрили эту затею, но денег на реализацию (к счастью!) не нашлось. К тому же выяснилось, что Мюссар — душевнобольной.

Какой красоты мы могли бы лишиться !













Картина дня

наверх