На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Великие истории любви. Нина и Александр.

 04 сентября 1812 года в нескольких десятках километров от благословенного Бодбэ, на северном краю Алазанской долины, в одном из родовых имений князей Чавчавадзе, в усадьбе Цинандали  родилась Нина Александровна Чавчавадзе – в будущем жена русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова. Поэту тогда исполнилось 17 лет.Великие истории любви. Нина и Александр.

Портрет неизвестного художника.

Еще в ранней юности грузинская княжна отличалась необыкновенной красотой, изысканностью манер и душевной добротой. Имя свое Нина Чавчавадзе получила в честь почитаемой и любимой в Грузии святой равноапостольной Нины. Первоначально князь подумывал, что в случае рождения дочери он даст ей имя высокочтимой им императрицы Екатерины Второй, своей крестной матери. Но Екатериной предстояло стать следующей дочери князя, которая появилась на свет четырьмя годами позже. Сестры заметно отличались друг от друга: Нина была натурой поэтичной, чувствительной, мягкой. Екатерина же – гордой и холодно-рассудительной. Столь же различными оказались и их судьбы: Екатерина стала правительницей Мингрелии, а Нина – глубоко несчастной женщиной, мыкающей неутешное горе по мученически убиенному супругу. Рассказ пойдет именно о Нине.
Несколько ярких, как пламя огня, мгновений счастья порой могут перевесить спокойно прожитые годы. Любовь 32-летнего известного русского поэта и 15-летней грузинской аристократки продлилась считанные месяцы, но память о ней, о «черной розе Тифлиса», как прозвали не снимающую никогда траурного платья вдову, хранила всю жизнь.
Говорят, поэт Александр Сергеевич Пушкин посетил еще свежую могилу Грибоедова и преклонил пред ней колени, а когда встал, на его глазах блестели слезы. Не о такой ли вечной любви мечтает каждый мужчина! Неудивительно, что Нина Чавчавадзе вошла в историю как символ верности, свидетельство того, что великая любовь никогда не умирает…

Как по книге.
Воистину, написанное на бумаге очень часто претворяется в жизнь. Знал ли поэт Грибоедов, что судьба предоставит ему возможность в полной мере прочувствовать то же, что пережил Чацкий, герой его пьесы «Горе от ума», по возвращении домой: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!». Разница лишь в том, что в отличие от Чацкого и Софьи, Нина и Александр не росли вместе. Между ними насчитывалось семнадцать с лишним лет разницы.Великие истории любви. Нина и Александр.

Грибоедов дружил с отцом Нины, поэтом и общественным деятелем Александром Чавчавадзе. Когда-то Грибоедов учил дочку друга, красивую девочку с карими глазами, игре на фортепиано, обучал французскому и вел с ней беседы о литературе. Мог ли тогда господин Сандро, как называла его смышленая ученица, поверить в то, что эта девочка, которой было всего лишь 11, станет его женой? Хотя он и называл её «любимицей Нино» и испытывал к ней нежную симпатию. Затем Грибоедов уезжает в Санк-Петербург.Великие истории любви. Нина и Александр.

Но провидение, как водится, распорядилось по-своему. 15 апреля 1828 года министр иностранных дел К.В. Нессельроде назначает министром-резидентом (посланником) в Персию А.С. Грибоедова.  В июле 1828 году Грибоедов, возвращается в Тифлис. К тому времени он едва ли помнил о дочери друга,  поэта и общественного деятеля, генерал-майора, князя Александру Чавчавадзе. К своим тридцати двум годам Грибоедов потихоньку становился завзятым циником. Он весьма едко отзывался о женщинах: «Они чувствуют живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое». При этом он нехотя признавал, что есть исключения, но они редки и потому ценны. С таким «исключением» Александру и посчастливилось встретиться в тот памятный день в доме Ахвердовой.

Цветок целого мира.

За то время, что они не виделись, Нина из девочки  превратилась в первую красавицу Тифлиса. Безумно влюбленный в Нину офицер Николай Сенявин писал другу: «Цветок целого мира пленил меня... Ты не знаешь, я так влюблен, что готов пренебречь целым светом, дабы обладать Ангелом!». Был у неё и другой обожатель, Сергей Ермолаев, сын знаменитого и грозного генерала.Великие истории любви. Нина и Александр.

Высокая стройная девушка с темно-карими, как у трепетной лани, глазами, очень грациозная — недаром она брала уроки сценического искусства — действительно, напоминала не то ангела, не то бутон цветка, словом, что-то невероятно свежее и прекрасное. Они увиделись, когда Грибоедов  был в гостях у давней своей приятельницы Прасковьи Николаевны Ахвердовой, вдовы известного боевого генерала. Там же оказалась и Нина. Краснея и смущаясь, она вышла поздороваться с другом отца, к которому, кажется, питала симпатию с тех давних пор. Александр просто лишился слов. Он и сам не мог объяснить, что произошло.
Но позже попытался облечь эмоции в речь и в письме к другу признался: «За столом сидел против Нины Чавчавадзе... Все на нее глядел, задумался, сердце забилось... Выйдя из-за стола, я взял ее руку и сказал: «Пойдемте со мной, мне нужно кое-что сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда; верно, думала, что я ее усажу за фортепиано: но вышло иначе. Мы вошли в комнату, щеки у меня разгорелись... Не помню, что начал ей говорить, и все живее, живее. Она заплакала, засмеялась, и я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили......»Великие истории любви. Нина и Александр.

Срочно послали   курьера к  отцу – отец командовал войсками в Эривани (так тогда назывался Ереван). Ответ князя пришел быстро, и, само собой, положительный. Позже Грибоедов пишет А.Жандру и его жене: «Полюбите мою Ниночку. Хотите знать ее?.. в Эрмитаже, тотчас при входе, направо, есть Богородица в виде пастушки Murillo, - вот она». Подготовка к свадьбе велась с ошеломительной скоростью, ведь страсть не может долго ждать. Уже через два месяца влюбленные обвенчались в тифлисском соборе Сиони.Великие истории любви. Нина и Александр.

Только вот незадача — Александр незадолго до торжества переболел лихорадкой и, все еще чувствуя себя не очень хорошо, случайно уронил обручальное кольцо, надевая его на палец невесте. Плохая примета! — испуганно зашептались гости. Собственно, в этот раз примета, как ни печально, сработала. И все же сначала, как и у всех молодоженов, первые дни супружества протекали очень счастливо.

Печальное пророчество.

«Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведет ничего великого, потому что сам мал душою…» — женившись на Ангеле, Александр заговорил о женщинах иначе. Казалось, вся его система ценностей перевернулась с ног на голову. После венчания молодые отправились в имение князя Чавчавадзе в Цинандали.

Великие истории любви. Нина и Александр.

Там сейчас находится музей Чавчавадзе. Там Александр принял решение отправиться на службу в Персию. Нина отказалась оставаться дома и заявила, что поедет вместе с мужем. Как-то перед отъездом супруги гуляли по окрестностям усадьбы, и Грибоедов вдруг сказал жене, показывая на гору Мтацминду: «Если что случится со мной, похорони останки мои вот здесь».Великие истории любви. Нина и Александр.

Нина в ответ воскликнула: «О нет, мой Александр, мы будем жить вечно… любовь наша не померкнет, как не померкнет твой поэтический дар». Таким образом, оба супруга словно напророчили себе будущее.

Одинокие дни.

Увы, «медовые дни», даже не месяц, пролетели слишком быстро, и вскоре чета Грибоедовых двинулась в путь. Сейчас невозможно представить, каким тяжелым оказалось это путешествие для совсем еще юной девушки, которая, как позже выяснилось, находится в «деликатном положении». Супруги ехали с большой свитой, ночевали в шатрах на вершинах гор, где царил ужасный холод, а горный ветер пронизывал до костей. Нина из любви к мужу стойко выдерживала все невзгоды. Так, Грибоедов писал друзьям: «Нинуша, моя жена, не жалуется, всем довольна…» Можно только представить, какой ценой далось молодой жене это «довольство».
В свою очередь современники Грибоедова отмечали: «Сделавшись обладателем женщины, блиставшей столько же красотой, сколько и душевными качествами, Грибоедов имел полное право осознавать свое блаженство и гордиться счастьем, которое — увы! — было так скоротечно, так мимолетно».
После Эчмиадзина ждала Грибоедовых освобожденная русскими Эривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное духовенство, полковая музыка. Восемь дней пролетели как один. Приехал тесть Александр Чавчавадзе, теперь начальник Эриванской области.Великие истории любви. Нина и Александр.

Княжна Саломея Орбелиани, правнучка царя Ираклия II (мать Нины).

Отец и мать Нины проводили Грибоедовых и в семи верстах от города простились с любимым зятем навсегда...
Не желая подвергать жену опасностям, которые могли возникнуть в ходе сложных переговоров, Александр оставил Нину в своей резиденции в Тавризе, а сам отправился в Тегеран на представление шаху. Жизнь Нины, и без того непростая, теперь стала еще труднее. Ей запрещалось выходить за ворота резиденции, не с кем даже было перемолвиться словом. К тому же она тяжело переносила беременность и — еще тяжелее — отсутствие обожаемого мужа.Великие истории любви. Нина и Александр.

Портрет кисти Крамского.

Ежедневно супруги обменивались нежными письмами. «Бесценный друг мой! Только теперь я истинно чувствую, что значит любить», — писал Александр. Тоскуя по молодой супруге, он заказал изящную чернильницу и сделал на ней гравировку на французском языке: «Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби».

Страшная весть.

Между тем Грибоедову приходилось тоже нелегко. Обстановка в Персии была угрожающей, а российские власти, не понимая или не желая понимать сложность ситуации, требовали держаться как можно тверже и категорически не идти на уступки. За Александром закрепилась плохая слава, его даже прозвали «сахтир», что означало «жестокое сердце». Такое прозвище не предвещало ничего хорошего.
«Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу» — так писал Александр в последнем письме. Но этой надежде не суждено было сбыться. Через несколько дней в Тегеране вспыхнул бунт, и бесчинствующая толпа захватила дом русской миссии. Русского посла и его свиту просто растерзали. Грибоедов погиб героически, с саблей в руке, но персы постарались максимально надругаться над врагом. Несколько дней тело поэта таскали по улицам, а потом сбросили в общую яму. Это произошло 30 января 1929 года. Тело Грибоедова было настолько изувечено нападавшей толпой персиян, что Грибоедова смогли опознать только по отсутствию на левой руке кончика мизинца, которого он лишился на дуэли.Великие истории любви. Нина и Александр.

Страшную весть скрывали от беременной Нины, как могли. Супруга Грибоедова долго отказывалась ехать в Тифлис, все ждала письма от мужа. Наконец матери удалось убедить ее, что Александр серьезно болен и пока лучше уехать на родину. Выехать обратно в Грузию Нине помог её двоюродный брат Роман Чавчавадзе. Однако в пути Нина случайно подслушала разговор, из которого и узнала о трагедии. Эта новость вызвала трагические преждевременные роды. «Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания», — писала Нина друзьям о сыне, которого успела окрестить Александром в честь любимого мужа.
Останки Грибоедова перевозили в русские пределы крайне медленно. Только 2 мая гроб прибыл в Нахичевань. А 11 июня, неподалеку от крепости Гергеры, произошла знаменательная встреча, описанная Пушкиным: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я. – «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда». Когда тело Грибоедова прибыло в Тифлис, вдова, выполняя волю покойного, распорядилась предать его земле близ церкви св. Давида (ныне там находится пантеон Мтацминда); это произошло 18 июня 1829 года.Великие истории любви. Нина и Александр.

Великие истории любви. Нина и Александр.

Спустя год после свадьбы, Грибоедов был торжественно похоронен в Тифлисе на склоне горы Мтацминда у церкви Святого Давида.Великие истории любви. Нина и Александр.

Пьедестал из черного мрамора и изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, и на постаменте памятника безутешная вдова Нина Грибоедова начертала следующую эпитафию: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?”.

Вместе навеки.Великие истории любви. Нина и Александр.

Работа Нателы Ианкошвили.

С того дня как Нина узнала о смерти мужа, она ни разу не снимала траур. Она тратила огромные суммы на благотворительность, помогала всем, кому требовалась помощь, и прозвище Ангел, которым ее когда-то окрестил несчастный влюбленный, теперь повсюду следовало за ней. Она по-прежнему была прекрасна, и предложения руки и сердца сыпались со всех сторон. Но напрасно. Нина видела перед собой лишь одного мужчину, и его образ, пусть постепенно меркнущий в памяти, не мог затмить ни один из живущих на этой земле.
В 1837 году М.Ю. Лермонтов и А.И. Одоевский, находясь в Грузии, часто беседовали с вдовой  А.С. Грибоедова, ходили на могилу бессмертного творца «Горя от ума».  Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности решила подарить каждому из них по кинжалу из общей коллекции своего отца и мужа. Причем кинжал в качестве подарка был выбран «со значением» - «как символ верности долгу, чести, дружбе, светлому делу своих друзей  по оружию и по лире». Лермонтов был взволнован подарком и на другой же день написал стихотворение «Кинжал». Теперь понятны клятвенно звучащие слова в «Кинжале»:
              Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
              Как ты, как ты, мой друг железный!  
Можно представить, какое впечатление произвела на Лермонтова вдова А.С. Грибоедова, какой идеал женщины он видел в её лице. Её верность памяти мужа, твердость характера и высокие человеческие качества не могли не вызвать в Лермонтове восхищения и благоговения.Великие истории любви. Нина и Александр.

Гравюра, сделанная с фотографии Нины за год до смерти.

В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, она заразилась и сама. Княжна болела всего двое суток – все усилия докторов справиться с холерой оказались напрасны. Умирая от холеры в возрасте 46-ти лет, Нина скажет с улыбкой кому-то невидимому: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушел. Мы скоро свидимся, свидимся... и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе, вместе...» С ее последним вздохом их вечная любовь переместилась в другое измерение, став символом для всех влюбленных. Тело её было отнесено на руках в монастырь Святого Давида и положено в одном склепе с её супругом”.Великие истории любви. Нина и Александр.

Великие истории любви. Нина и Александр.

Н.Н. Муравьёв, узнав о смерти Нины Грибоедовой, послал её сестре, Екатерине Дадиани (урождённой Чавчавадзе) письмо с глубокими соболезнованиями, в конце которого написал: “Я не знал в жизни женщины более кроткой и доброжелательной, чем Нина Грибоедова”. Один из современников Нины Грибоедовой-Чавчавадзе писал про неё: “Больше всего на свете дорожила она именем Грибоедова, и своей прекрасной святой личностью она ещё ярче осветила это славное русское имя”.
Чтобы загладить свою вину перед Россией за убиение русского посла, персидский шах Фетх-Али послал в Петербург с извинительными письмами от себя и своего сына Аббас-Мирзы своего внука Хозрай-Мирзу, который в числе “искупительных подарков” вручил русскому императору один из крупнейших в мире алмазов - алмаз “Шах”, который славится чистотой и необычной формой. На его гранях написаны имена его прежних владельцев – правителей Монголии и Персии. Первая из надписей датируется 1591 годом от Рождества Христова. Кроме того, царю были переданы жемчужные ожерелья, табакерка с усыпанным бриллиантами портретом шаха, два кашемировых ковра, два десятка старинных манускриптов, сабли в дорогой оправе и другие подарки. (В настоящее время алмаз “Шах” экспонируется на выставке Алмазного фонда Московского Кремля).Великие истории любви. Нина и Александр.

Цена крови и цена любви — было ли это на самом деле или это просто красивая легенда, историки спорят до сих пор. Но прозрачные отблески алмазных граней очень напоминают слезы.
 В 1879 году поэт Яков Полонский посвятил её памяти стихотворение «Н. А. Грибоедова»:

« ...Там, в тёмном гроте — мавзолей,
И — скромный дар вдовы —
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись и чтоб вам она
Напомнила сама —
Два горя: горе от любви
И горе от ума. »

А в России остались только памятники.Великие истории любви. Нина и Александр.

В Санкт-Петербурге.Великие истории любви. Нина и Александр.

В Москве.Великие истории любви. Нина и Александр.

Грибоедов на памятнике 1000 летие Руси.Великие истории любви. Нина и Александр.

Да еще канал Грибоедова в Питере.
Вот такая грустная история.

Картина дня

наверх