На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Некрополи и кладбища Александро-Невской лавры,ч.2

Пару дней назад я рассказала о двух некрополях Александро-Невской лавры.

Некрополи и кладбища Александро-Невской лавры,ч.1

Сегодня продолжим. Вернёмся на дорожку, пролегающую между Святыми и Благовещенскими воротами.Если перейти мостик и двигаться к выходу, то по обе стороны будут находится ещё два Некрополя. Проезд между оградами некрополей, ведущий к 1-му Лаврскому мосту через реку Монастырку, вымощен брусчаткой и каменными плитами. В оградах симметрично расположены входные калитки. Слева - вход в Некрополь XVIII в. Отсюда началось строительство Александро-Невского монастыря. Посетим знаменитое Лазаревское кладбище (3) или Некрополь XVIII века — самое значимое в Петербурге.

В 1712 г. на левом берегу заложили первую деревянную церковь. Она была освящена 25 марта 1713 г. в память Благовещения Пресвятой Богородицы и представляла собой квадратное здание, увенчанное барабаном со шпилем и крестом. За ее алтарем с 1717 г. существовала небольшая каменная Лазаревская церковь- усыпальница. Рядом начали строить мазанковые кельи, настоятельские палаты, хозяйственные службы и прочее «партикулярное строение», в основном готовое уже к 1714 г. Именно здесь, на месте будущего Лазаревского кладбища, располагался монастырь в то время, когда на противоположном берегу разворачивалось каменное «генеральное строение» по проекту Д. Трезини, утвержденному в 1715 г.

А. И. Богданов в «Описании Петербурга», относящемся к середине XVIII в., упоминал кладбище в «Невском монастыре при деревянной церкви Благовещения Богородицы». К этому же времени относится упоминание в монастырском архиве о месте «за монастырем, где кладутся умершие». Очевидно, для жителей подмонастырской слободы существовало отдельное приходское кладбище. Лазаревское кладбище не было приходским. На нем хоронили лишь знатных особ, по повелению, а часто и в личном присутствии Петра I. Так, в 1719 г. здесь был похоронен генерал-фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, что открыло традицию погребения в Невском монастыре выдающихся военачальников.Сестра Петра I скончалась в 1716 г., но тело ее оставалось, по повелению царя, непогребенным до возвращения Петра из продолжавшегося более года заграничного путешествия. Петр вернулся 10 октября 1717 г. Освящение Лазаревской церкви состоялось, вероятно, 17 октября, в празднование "перенесения мощей праведного Лазаря четверодневного". Год спустя, 23 декабря 1718 г., в склепе Лазаревской церкви похоронили придворного медика Р. Арескина, а 26 апреля 1719 г. "в том же месте, где гроб царевны Наталии Алексеевны", был похоронен младенец царевич Петр Петрович, смерть которого потрясла царя, лишившегося сына-наследника. В 1723 г. останки родственников Петра I перенесли в только что построенную на правом берегу Черной речки каменную Благовещенскую церковь (Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской давре).

В деревянной Благовещенской церкви происходили погребения некоторых выдающихся деятелей петровского времени. В 1719 г. для захоронения графа Бориса Петровича Шереметева к церкви пристроили особый притвор. К середине XVIII в. на территории Лазаревского кладбища существовало уже не менее полусотни захоронений. Старая Благовещенская церковь была разобрана, и несколько севернее прежнего места в 1756-1758 гг. сооружена новая, тоже деревянная. Она простояла до конца 1780-х гг., когда начались расширение и перестройка каменной Лазаревское церкви. К старой, начала XVIII в., части были пристроены небольшая ризница - с севера и трапезная - с запада. Расширенное здание все же не доставало четырех саженей до места, где находилось погребение Б. П. Шереметева и его внуков-Порфирия и Анны. Граф Н. П. Шереметев дал необходимые 1600 руб., и в 1789 г. постройка была удлинена, приняв современные размеры. 1994 год2010 годПосле реставрации

Некоторые захоронения, прежде находившиеся вблизи Лазаревской усыпальницы, оказались теперь в ее стенах-например, архиепископа Феофилакта Лопатинского, фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого.
К 1810 г. в усыпальнице насчитывалось семнадцать захоронений. К старым шереметевским прибавились еще две гробницы. Лазаревская усыпальница стала местом погребения Параши Жемчуговой, жизнь которой овеяна романтической дымкой легенд. Вдохновенная актриса крепостного шереметевского театра, Прасковья Ивановна стала супругой графа Николая Петровича. Хотя Шереметевы по традиции рассматривали Лазаревскую церковь как родовую усыпальницу, здесь были и другие захоронения. Близ северной стены был погребен граф А. П. Шувалов, принадлежавший к интимному кругу Екатерины II. У западной стены находился памятник княгини А. П. Гагариной (рожд. Лопухиной), фаворитки Павла I, там же был погребен основатель Херсона И. А. Ганнибал, двоюродный дед А. С. Пушкина.
Захоронения в усыпальнице продолжались и во второй половине XIX в. В 1857 г. в полу была установлена великолепная надгробная плита гр. Л. А. Перовского, выполненная в технике флорентийской мозаики. Последней в усыпальнице была похоронена в 1890 г. вдова литератора и государственного деятеля пушкинского времени, "арзамасца" Д. В. Дашкова - Екатерина Васильевна. С закрытием в 1923 г. Лазаревского кладбища усыпальница оказалась недоступна для посещения. Долгое время она служила складом различных памятников и деталей художественных надгробий, которые начиная с 1931 г. свозились сюда с других кладбищ города. В 1932 г., когда Лазаревская церковь вошла в состав Музея-некрополя, был переделан интерьер: разобрали иконостас, окрасили стены и потолок. Большинство исторических памятников остались на своих местах, но часть киотов и икон исчезла именно в это время.

В 1937 г. в Лазаревской усыпальнице пришлось разместить целый ряд новых памятников в связи с тем, что одна из наиболее значительных лаврских усыпальниц Духовская церковь была подвергнута вандалистскому разгрому. Несколько позже, в 1940г., под полом Лазаревской церкви были преданы земле останки известных исторических деятелей, перенесенные из Духовской церкви. Среди них - грузинский энциклопедист Иоанн Багратиони, жена М. И. Кутузова Екатерина Ильинична, канцлер В. П. Кочубей, герой Отечественной войны 1812 г. Ф. П. Уваров, ряд друзей и знакомых А. С. Пушкина: Б. М. Хитрово, Н. К. Загряжская, Е. И. Голицына и другие. Некоторые памятники в Лазаревскую усыпальницу перенесены из Федоровской лаврской церкви, Смоленской армянской, а также из католического костела в Царском Селе (г. Пушкин). Сюда был перезахоронен граф И. С. Лаваль (1761-1846), тесть декабриста князя С. П. Трубецкого, однако его надгробие так и не установили. Из восьмидесяти двух памятников, находящихся сейчас в Лазаревской усыпальнице, тридцать три перенесены из других мест.
Надгробные плиты внутри храма-усыпальницы св. прв. Лазаря Четверодневного.В годы войны осколки снарядов повредили во многих местах кровлю здания. Первые ремонтно-восстановительные работы начались уже в 1944 г. Через три года была впервые открыта для посещения музейная экспозиция Лазаревской усыпальницы. Исторически сложившийся к началу XX в. интерьер церкви-усыпальницы был утрачен безвозвратно.

В 1783-1786 гг. возвели Святые ворота монастыря - надвратную церковь во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. Сооруженный по проекту И. Е. Старова храм стал центром ансамбля, возникшего на въезде в лавру со стороны Невского проспекта. Одновременно строились каменные ограды, определившие окончательные границы Лазаревского кладбища, целиком занявшего бывший монастырский двор. Захоронения продолжались здесь вплоть до начала XX в.

План Лазаревского кладбища в большем объеме смотрите ТУТ.

Некрополь XVIII в. в большей степени, чем все остальные петербургские кладбища, сохранил свой исторически сложившийся ландшафт. Основные черты планировки, местоположение отдельных памятников, зафиксированных в описаниях лавры XVIII-XIX вв., остались неизменными. Облик кладбища определяют памятники, созданные в XVIII - первой половине XIX в., хотя сохранились и более поздние надгробия. Все это заставляет видеть в Лазаревском некрополе уникальный по целостности художественно-исторический комплекс.

Надгробия здесь неизменно отличались высоким качеством исполнения, богатством материала. Памятники для Лазаревского кладбища создавали И. П. Мартос, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. П. Толстой, мастера известнейших петербургских монументных мастерских Земмельгака, Трискорни, Мадерни. Однако ни высокий художественный уровень, ни бесспорное историческое значение надгробий не принимались монахами лавры во внимание. В 1860 г. на запрос Комиссии по устройству кладбищ лаврский ризничий отвечал, что «по тщательном осмотре через особо назначенных Собором лиц памятников, существующих на Лаврском кладбище, таких особенно замечательных, которые бы относились к прошлому столетию, нет». О «забытых могилах» Лазаревского кладбища в 1907 г. писал историк искусства Н. Н. Врангель. «Когда знаешь жизнь тех, кто лежит под этими плитами, - поражаешься тем странным сплетением обстоятельств, которое соединяет и разъединяет людей. Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве старого Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла. Здесь, над могилами этих людей, стоят памятники, плачущие женщины над урнами, молящиеся дети, вазы, саркофаги, дуб, сломанный грозой, - аллегорическое изображение погибшей молодой жизни».

Состояние «забытых могил» далеко не было образцовым. Мраморная скульптура разрушалась, памятники утопали в земле, расколотые надгробные плиты использовались для мощения дорожек и забутовки оснований под новые памятники. Множество надгробий, расположенных на тесном пространстве (менее гектара), оказались погребенными под последующими захоронениями.С 1 февраля 1919 г. кладбища Петрограда поступили в ведение Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны. Комиссия по национализации кладбищ выработала инструкцию для комиссаров, назначенных на все городские кладбища. Комиссией руководил член коллегии комиссариата Б. Г. Каплун, в ее состав входили представители органов внутренних дел, здравоохранения, юстиции: Б. Б. Габор, В. П. Кашкодамов, Р. А. Теттенборн

Захоронения на кладбище были прекращены в 1919 г., а с 1923 г. этот некрополь закрыли для посещения. Общество «Старый Петербург» взяло кладбище в аренду, начав там научно-исследовательские и реставрационные работы. Велись обмеры и фотофиксация памятников, составлен полный перечень сохранившихся надгробий.

В 1931 г. Наркомпросом РСФСР было выдвинуто предложение создать музеи-некрополи на базе Лазаревского кладбища в Ленинграде и Донского монастыря в Москве. Это было продиктовано реальной необходимостью: в связи с планами уничтожения ряда исторических кладбищ возникла опасность безвозвратной утраты многих исторических захоронений и ценных художественных надгробий.

Уже в октябре 1931 г. на Лазаревское кладбище со Смоленского были перенесены останки скульпторов М. И. Козловского, Ф. И. Шубина и поэтессы Е. Б. Кульман. Перевезли в некрополь и их надгробные памятники. В то же время начался вывоз наиболее ценных скульптурных памятников (без перезахоронений) с Волковских кладбищ (М. С. Таировой, Г. и И. Фредерикс). Несколько скульптурных и архитектурных надгробий перенесли с кладбища Сергиевой пустыни, обреченного на полное уничтожение.

В «Ленинградской правде» 26 августа 1935 г. было помещено объявление, что в связи с превращением Лазаревского, Тихвинского кладбищ и Литераторских мостков в парки-музеи «гражданам, имеющим могилы родственников, непоименованные комиссией в списках оставленных, предлагается в трехмесячный срок осуществить перезахоронения… Не подав за три месяца заявления, могилы будут считаться бесхозными и подлежат сносу».

Точную цифру перенесенных памятников в настоящее время указать невозможно, так как некоторые не переносились полностью, с них лишь снимались скульптурные детали; другие, из числа перевезенных на Лазаревское кладбище, позднее были перенесены в соседний Некрополь мастеров искусств; ряд памятников в процессе переноса был утрачен. В настоящее время на музейном учете в Некрополе XVIII в. находятся сорок два памятника из числа перенесенных в 1932-1939 гг. Среди них надгробия И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. Л. Боровиковского, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона - со Смоленских кладбищ; К. И. Росси, А. Д. Литке - с Волковского лютеранского и т. д. Процесс перезахоронений, прерванный войной, продолжился в начале 1950-х гг., когда в Некрополь XVIII в. были перенесены прах и надгробия академика Л. Эйлера - со Смоленского лютеранского, и академика А. К. Нартова - с упраздненного Благовещенского кладбища. С декабря 1932 г. на территории Лазаревского некрополя начался снос памятников, не представлявших, по понятиям того времени, художественного и исторического интереса.

Далеко не все исторические захоронения пропали именно в 1930-е гг. Многое погибло в течение исторического существования кладбища, в ходе его естественного обновления. Сейчас в некрополе находится несколько десятков надгробных плит, найденных во время археологических раскопок и в начале XX в. считавшихся навсегда утраченными.

Единственное захоронение послереволюционного времени в Лазаревском некрополе - скульптора Л. В. Блезе-Манизер, скончавшейся в 1924 г.«Кладбище-музей надгробных памятников», как именовалось Лазаревское согласно Постановлению президиума Ленсовета от 23 июля 1932 г., в 1939 г. назвали Некрополем XVIII века, и оно стало частью экспозиции Музея городской скульптуры. Однако до самой войны посещение некрополя было возможно лишь в составе организованных групп. В первые послевоенные годы были проведены первоочередные работы по благоустройству некрополя, и с конца 1940-х гг. его открыли для посетителей.

В 1954-1955 гг. ряд уникальных скульптурных памятников, хранение которых на открытом воздухе представлялось губительным, перенесены в музейную экспозицию Благовещенской усыпальницы. Среди них надгробия Е. С. Куракиной и Е. И. Гагариной, детали памятников А. Ф. Турчанинову, А. С. Попову, М. С. Таировой.

В 1960-1980-е гг. в Некрополе произошло еще три перезахоронения. В 1967 г., когда отмечалось стопятидесятилетие со дня смерти Д. Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора на Волковском лютеранском кладбище. Могила Джакомо Антонио Кваренги (1744-1817), архитектора, строителя Эрмитажного театра,

В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д. Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный некрополь. В 1979 г. было проведено перезахоронение со Смоленского лютеранского кладбища выдающегося инженера и механика А. Бетанкура. Его надгробие в виде шестиметровой чугунной колонны, отлитой по проекту О. Монферрана в 1825 г., нуждалось в срочной реставрации. Эту работу провел Музей городской скульптуры, в некрополь которого и перенесли прах и памятник А. Бетанкура. Наконец, в 1988 г. в некрополе были захоронены останки академика С. П. Крашенинникова, путешественника и исследователя Камчатки. Выдающийся ученый был похоронен на кладбище у Благовещенской церкви на Васильевском острове. При строительных работах, проходивших в 1955 г. на месте давно несуществующего кладбища, случайно была найдена часть надгробной плиты Крашенинникова. При вскрытии обнаруженного склепа найден череп, по которому ученики антрополога М. М. Герасимова воссоздали документальный портрет ученого.

Названия дорожек Некрополя XVIII в. связаны с памятниками, находящимися на них: Ломоносовская, Россиевская, Бетанкуровская, Захаровская, Радищевская, Старовская и Фонвизинская. От входа в некрополь идет вымощенная кирпичом Петровская дорожка, от нее через центр некрополя проходит дорожка Мастеров искусств.Сохранилась надгробная плита Ласкари (урожд. Городецкая) А.И., плита от 1770г.

Для Лазаревского кладбища характерны сохранившиеся родовые гнезда. Так, близ входа в некрополь находятся памятники Ольхиных,Ростовцевых, Кусовых и Кокушкиных - представителей богатого петербургского купечества, связанных семейными узами. Тут же памятники родственных семей Яковлевых, Зиминых, Авдулиных, Шишмаревых, происходящих от осташковского крестьянина Саввы Яковлева, крупнейшего русского заводчика XVIII в.

Хотя первоначально на Лазаревском кладбище хоронили лишь дворян, с 1740-х гг. появляются и купеческие памятники. Обыкновенный взнос за погребение на Лазаревском кладбище в середине XVIII в. составлял пятьдесят рублей, погребение в церкви стоило вдвое дороже. Больших средств требовали также заказ заупокойных служб, поминальная трапеза для монахов и т. д.

Близ Лазаревской усыпальницы - родовое гнездо Шереметевых, Колычевых, Хитрово, тесно связанных генеалогически. Много в некрополе памятников рода Демидовых, с которыми связаны были архитекторы И. Е. Старов и А. Ф. Кокоринов. Сохранился ряд памятников Мордвиновых, (председателя Вольного экономического общества. Он был единственным членом суда, судившего декабристов, который выступал против смертной казни для них), Столыпиных, Муравьевых, родившихся в разных поколениях.Василий Яковлевич Чичагов — русский флотоводец екатерининской эпохи, носивший с 1782 года чин адмирала.Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский (1752 — 26 декабря 1809, Санкт-Петербург) — русский писатель, просветитель и дипломат, родоначальник Белосельских-Белозерских. Член Российской Академии словесности, почётный член Императорской Академии наук и Академии художеств, почётный член ряда иностранных академий. Владелец крупной картинной галереи.Усыпальница Ратьковых-Рожновых - дворянский род, восходящий к началу XVII века и присоединивший к своей фамилии фамилию угасшего рода Рожновых.Фигура спящего офицера с подложенным под голову кивером, на пьедестале в виде саркофага из чугунных плит с профилированным основанием и крышкой. На саркофаге с восточной и западной сторон рельефные изображения герба на щите с наметом. На углах саркофага горельефы ангелов. Тексты эпитафий помещены на плитах на лицевой (восточной) стороне постамента и на торцах. Надпись о Иоганне Христиане Рейссиге утрачена.Надгробие КочубеевГраф Пётр Васильевич Завадовский — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи.Князь Дмитрий Георгиевич Багратион-Имеретинский — генерал-майор русской императорской армии, командир лейб-гвардии Гродненского гусарского полка.

Фамилия М. В. Ломоносова представлена надгробиями его дочери и внучки вблизи памятника самому ученому, а также саркофажцем Николеньки Волконского, с эпитафией, написанной А. С. Пушкиным, - у южной ограды некрополя. Мать Николеньки, жена декабриста С. Г. Волконского, Мария Николаевна Раевская - правнучка Ломоносова по матери.

В Лазаревском некрополе похоронены: вдова А. С. Пушкина, Наталья Николаевна, со своим вторым супругом, генералом П. П. Ланским;П.П. Ланской (1799-1877), кавалергард эпохи Александра I, командир лейб-гвардии Конного полка эпохи Николая , исполнял обязанности генерал-губернатора Петербурга во времена Александра II.Погребены жены А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, матери К. Н. Батюшкова, Н. П. Огарева, поэта-декабриста А. И. Одоевского и другие родственники наших известных литераторов, музыкантов, ученых.Жан-Франсуа Тома де Томон — французский архитектор, рисовальщик, представитель раннего и зрелого классицизма, работавший в России.

Подчас на памятниках длинные надписи с указанием регалий покойного, которые стираются под влиянием времени

Могилы военных украшают воинские атрибуты
Могила девушки – с изящным портретом

Юноша не успел совершить великих дел, но отмечены его таланты

Муж и ребёнок скорбят об умершей жене и матери. Надгробие Евдокии Ильиничны Шпигельберг (урожд. Ларионовой) (1813-1837)

В центре Лазаревского кладбища могила русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-65). Памятник был изготовлен в центре мраморного зодчества Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства канцлера Российской империи графа М.И. Воронцова. Проект - Я. Штелин; мастер - Ф. Медико (Каррара).

Могила Сергея Юльевича Витте (1849-1915), председателя Совета Министров Росси, первого главы правительства в период представительной монархии.

Архимандрит Иакинф (Бичурин) (1777 – 1853) - начальник духовной миссии в Пекине, член-корреспондент Российской академии наук, знакомый Пушкина.

Скульптор Федот Иванович Шубин (1740-1805)

Надгробие Алексея Аркадьевича Столыпина (1816-58), друга Лермонтова, известного по прозвищу «Монго», справа – надгробие Екатерины Яковлевны Державиной, урожденной Бастидон (1762-93), жены поэта. На её кончину Г.Р. Державин написал стихи:
Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? —
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я, —
Восстану, — и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

Могила кавалергардского полку Штабс-ротмистра Алексея Яковлевича Охотникова (1780-1807), предполагаемого возлюбленного императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Его жизнь и смерть окутаны тайной. А его невестой была фрейлина Наталия Ивановна Загряжская, впоследствии вышедшая замуж за Гончарова и ставшая матерью Наталии Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Белый памятник в центре. Здесь похоронена Княжна Варвара Ильинична Туркестанова (1775-1819), фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, возлюбленная императора Александра I. Она славилась умом, но судьба её была трагична. В 44 года она родила незаконного ребёнка, предполагаемым отцом был 25-летний князь Голицын, и вскоре после родов умерла.

Надгробие писателя Фонвизина Надгробие Карла Росси, российского архитектора, итальянского происхождения.Могила архитектора Казанского собора Андрея Никифоровича ВоронихинаА вот могила скульптора Мартоса. автора памятников в том числе и памятнику Минина и ПожарскогоВеликий математик Леонард ЭйлерДмитрий Степанович Бортнянский — русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта.Прогулка по Лазаревскому кладбищу завершается и еще несколько видов

Лазоревское дополнительно можно посмотреть тут: https://yadi.sk/a/9rW5oC2Z3Wgvhr

http://www.citywalls.ru/house29246.html

Церковь Лазаря Четверодневного на Лазаревском кладбище

https://cemetery-ru.livejournal.com/94442.html

http://sobory.ru/photo/229210

https://melanyja.livejournal.com/644092.html

Картина дня

наверх