На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Как сложилась судьба юной невесты из картины "Неравный брак"

Мало кому известно, что знаменитая картина «Неравный брак» не просто иллюстрирует одну из социальных проблем позапрошлого века, а является отражением личной драмы автора — художника Василия Пукирева. Долгое время оставалось загадкой, была ли картина плодом воображения автора или изображала реальных людей, и если подобное венчание действительно состоялось, то кем были почтенного возраста жених и юная невеста. Во многом благодаря случаю, искусствоведам Третьяковской галереи удалось разгадать эту тайну.Картина «Неравный брак»: как сложилась судьба юной невесты "Неравный брак", В. Пукирев, 1862 г.

Картина была написана художником в далеком 1862 году. На ней изображена довольно типичная для середины позапрошлого столетия ситуация, когда юная девушка, скорее всего, из небогатой семьи выходит замуж за состоятельного старца, который годится ей в отцы, если не в деды. Увы, подобная практика была широко распространена в обществе, когда небогатые или не слишком знатные родители стремились с помощью выгодного замужества дочери улучшить свое положение. Юные девушки при этом приносились в жертву, а родителей мало интересовало их счастье и дальнейшая судьба. Иногда юные невесты сами делали выбор в пользу роскоши и высокого социального статуса, предпочитая брак по расчету.Картина «Неравный брак»: как сложилась судьба юной невестыКартина «Неравный брак» была высоко оценена критиками, ее приобрел известный коллекционер, у которого впоследствии ее выкупил российский меценат Павел Третьяков для своей галереи. Долгое время было не совсем ясно, кто же был прототипом персонажей полотна Пукирева. Существовали две версии. По одной из версий, тематику для написания картины Пукиреву подсказал его друг, чья юная возлюбленная была выдана замуж за взрослого состоятельного мужчину с высоким положением в обществе. Но другой современник художника и его друг в своих записях указывает на то, что на картине изображена возлюбленная самого Пукирева — юная девушка по имени Прасковья Варенцова, которую родители выдали замуж за богатого старца. При этом уточняется, что шафер, стоящий позади заплаканной невесты, это и есть сам художник — Василий Пукирев. Образ молодого мужчины действительно точно передает черты лица самого художника, поэтому считается автопортретом. Но даже учитывая это обстоятельство, главные участники венчания все равно оставались загадкой.Картина «Неравный брак»: как сложилась судьба юной невестыОбе эти версии имели как своих последователей, так и критиков, до тех пор, пока в 2002 году в руки к экспертам Третьяковской галереи не попал старинный рисунок, выполненный карандашом в начале XX столетия. На рисунке художника Сухова была изображена пожилая женщина, а внизу имелась надпись, указывающая на то, что это Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой художник Пукирев 44 года назад написал свою самую знаменитую картину. Лицо женщины, хоть и постаревшее, имело явное сходство с героиней знаменитого полотна, а дата рисунка (1907 год) не оставляла сомнений в том, что это действительно та самая юная невеста. После изучения имеющихся документов удалось выяснить, что Прасковья Варенцова была возлюбленной художника Пукирева, но ее семья не приняла предложения художника. Ей выбрали в супруги престарелого князя Цицианова.Картина «Неравный брак»: как сложилась судьба юной невесты

Что же касается дальнейшей судьбы героев картины, то известно лишь, что у Прасковьи Варенцовой счастливой семейной жизни не получилось. «Богатый и знатный старик сгубил девушке жизнь», — говорили современники. Прасковья овдовела рано. Нет, она не стала богатой наследницей и влиятельной княжной, а доживала остаток дней в одной московской богадельне — благотворительном заведении, где проживали бедные люди, не способные сами о себе позаботиться. Об этом поведал все тот же карандашный рисунок, где указано, что изображенная на портрете Прасковья Варенцова проживает в московской богадельне. Почему невеста богатого князя спустя десятилетия оказалась без средств к существованию, осталось загадкой.

Свидетелями полотна "Неравного брака" автор сделал как реальных людей, так и вымешленных. В число гостей он включил своих знакомых: живописца П.М.Шевелькова и создателя рамы для картины Гребенского. В глубине картины присутствует мистичемкая фигура женщины, чья голова украшена, как и голова невесты, венком из флендоранжа. Скорее всего эта фигура напоминает о прошлом браке старика. Что касается самого художника Пукирева, то он так и не женился.

Картина «Неравный брак»: как сложилась судьба юной невесты

То, что художник запечатлел самого себя можно понять сравнив с автопортретом с собрания Русского музея. Возможно, именно личная драма послужила причиной того, что картина получилась удивительно реалистичной и впечатляющей. Современники художника вспоминают, что эта работа Пукирева стала резонансной и широко обсуждалась не только в художественных кругах, но и в российском обществе. Но, увы, это произведение стало единственным выдающимся полотном художника — остальные его работы не имели такого успеха и малоизвестны. Существует еще одно предположение, связанное, правда, уже с эскизом к картине. Как говорила выше, есть еще история о друге.Если приглядеться, то изображенный молодой человек позади невесты, по предположению сотрудников Третьяковской галереи, основанных на воспоминаниях современников, является Сергей Варенцов, близкий приятель Пукирева. Варенцов был вынужден уступить свою невесту более богатому претенденту. По настоянию родителей невеста вынуждена была пойти под венец с более богатым родственником Варенцова, а он был шафером на свадьбе. Моделью для престарелого жениха в эскизе послужил повар семьи Варенцовых. По этой версии Сергей Варенцов был страстно влюблен в красавицу Софью Рыбникову. Родители девушки решили, что купец средней руки Варенцов недостоин их дочери, и нашли ей более выгодную партию — известного в торгово-промышленном мире Андрея Карзинкина. Он был на 13 лет старше невесты. Поскольку Варенцов являлся дальним родственником Карзинкина, он вынужден был стать шафером на свадьбе своей возлюбленной.

Только вот сам Сергей Варенцов был категорически против этой версии. Он готовился к свадьбе с другой девушкой, и слава несостоявшегося жениха ему была не нужна. Тогда, работая над картиной, художник изменил некоторых героев картины. Для создания облика жениха он использовал этюд, по преданию написанный с князя П.И. Цицианова. В романтическом образе отвергнутого возлюбленного Пукирев изобразил себя, а не своего друга. А вот невеста была портретом самой невесты, той самой Прасковьи Варенцовой.Так какая же версия ближе? Узнали лишь кто изображен, но вот был ли влюблен сам Пукирев в Прасковью так и нет подтверждения. Может быть это и не важно, но в свете установления правдивости изображения на картине хотелось бы определенности. А с другой стороны - ведь только эта картина насквозь проникнута чувством. Больше таких пронзительных работ у художника не получалось. Может это и есть ответ?!

https://travelask.ru/blog/posts/18150-kartina-neravnyy-brak-kak-slozhilas-sudba-yunoy-nevesty

https://karhu53.livejournal.com/16762150.html

https://brunch.lv/wide-post/zhivyie-istorii-hudozhniki-kotoryie-umeli-lyubit/

Картина дня

наверх