На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 181 подписчик

Свежие комментарии

История исчезновения некоторых храмов Москвы

«Москва златоглавая», «сорок сороков»… История столицы неразрывно связана с православными святынями. Сюда в былые времена, как в Киев, тянулись со всей России паломники — «поклониться московским чудотворцам». Но богоборческий XX век смерчем пронесся над страной и над городом, который Марина Цветаева называла «колокольным семихолмием».

 

Этот вихрь снес многие московские храмы. Но память о них еще жива. А с ней и надежда хоть что-то восстановить. Сегодня я расскажу о четырех из них.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (в Котельниках)

Это была любимая московская церковь Достоевского — бывая в Москве, он всегда ехал туда помолиться. А академик Лихачёв писал: «В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий».Успенский храм. Литография 1825 года

Построенный в самом конце XVII века на средства московского купца Сверчкова архитектором Потаповым, храм действительно был одним из ярчайших памятников московского, «нарышкинского» барокко. Архитектор Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве, а автор Зимнего дворца Франческо Растрелли говорил, что именно она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге. Покровка, вид в сторону Садовой. Церковь Успения Божьей Матери. Фото 1890 год.

Даже Наполеон, когда вошёл в Москву, был настолько впечатлен архитектурой Успенской церкви, что по одной из версий распорядился поставить особый караул для охраны её от мародёров и пожара — кстати, от пожара 1812 года, уничтожившего бОльшую часть Москвы, она и правда не пострадала. Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Автор гравюры - Ф. Кампорези. 1791.

После революции нарком просвещения Луначарский использовал весь свой авторитет, чтобы сохранить этот храм. Но в 1933 году нарком умер, и в ноябре 1935-го Моссовет принял постановление о сносе церкви «в связи с острой необходимостью расширения проезда по ул. Покровке». Архитекторы-реставраторы пытались защитить храм, но отстоять его не получилось, и зимой 1936 года его снесли. Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги. Не датирован.Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Акварель Джакомо Кваренги. 1790-1799.Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Джозеф Андреас Вайс. 1845 г.Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1887. Раскрашено акварелью.Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1889.На этом колоколе надпись: "1799 года Генваря 19 дня перелит сей колокол из ста десяти пудоваго с прибавлением вновь в церковь Успения Богоматери, что на Покровке, в Котельниках, усердием доброхотных дателей, лит в Москве, на заводе Никифора Калинина содержатели московские купцы Михаил и Григорий Астраханцевы. Весу 186 пудов 15 фунтов...".Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Ангелы на стене в алтарной части верхней Успенской церкви. Фото 1930. Из книги: Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни".

Но в ноябре 1935 г. Моссовет под председательством Н. А. Булганина принял решение о закрытии Успенской церкви и последующем ее сносе для расширения Покровки. Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры. Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав: «Взрывайте вместе со мной!». Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Перед сносом. Фото 1934-1936.

Но в начале 1936 года этот уникальный памятник архитектуры «московского барокко» все же был снесен, на его месте долгое время была пивная, потом летнее кафе. А теперь там скверик с берёзками на углу Покровки и Потаповского переулка.Но кое-что от Успенского храма все же осталось: два резных наличника и портал вмурованы в ограду Донского монастыря — при советской власти там был филиал Музея архитектуры имени Щусева; иконостас еще до сноса храма успели перенести в Новодевичий монастырь, несколько икон попали в Государственный исторический музей.Парапет лестницы и фрагмент фасада  утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.Парапет лестницы и фрагмент фасада утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.

Наличники утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.Наличники утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.Белокаменная отделка портала Успенской церкви. Фото 1920-1935. Этот же портал на территории Донского монастыря.Белокаменная отделка портала Успенской церкви. Фото 1920-1935. Этот же портал на территории Донского монастыря.

Из фрагментов иконостаса (1706 года) Успенской церкви, долгие годы пылившегося в запасниках Исторического музея, в 1988 г. был собран иконостас и киоты в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Иконостас 1706 года. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Иконостас церкви Успения. Фото 2016 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Иконостас 1706 года. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Иконостас церкви Успения. Фото 2016 – А. ЧеботаряЦерковь Успения Божией Матери на Покровке. Царские врата. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Царские врата иконостаса из церкви Успения. Фото 2017 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Царские врата. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Царские врата иконостаса из церкви Успения. Фото 2017 – А. Чеботаря.Киоты из иконостаса Успенской церкви на Покровке в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.Киоты из иконостаса Успенской церкви на Покровке в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

К 1781 году с западной стороны Успенской церкви было построено двухэтажное каменное здание богадельни (затем – дом притча), частично сохранившееся в основе современного дома Покровка 5, с.5. В 1874 году дом причта расширен, со стороны двора к нему примыкала двухэтажная деревянная галерея. В 1893 году в здании располагалась булочная с пекарной печью. В те годы витрина булочной была украшена выпуклыми изображениями калачей и кренделей. К этому времени дом был достроен до современных габаритов, со двора к нему было пристроено крыльцо и летний вход в булочную. Дом бывшей богадельни церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Фото 2020.

В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни Успенского храма с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановив их под охрану государства и реставрации. Разборка деревянной пристройки и позднейшей лестницы на второй этаж со стороны дворового фасада позволили выявить фрагмент подпорной стены и ограждения северной лестницы на гульбище утраченной церкви Успения. От внешнего ограждения крыльца церкви сохранилось основание промежуточного столба, декорированное двумя ширинками, также виден фрагмент белокаменного профиля нижней части обрамления.Восстановленная часть западной стены колокольни Успенской церкви. Фото  С. И М. Поповых 2012 года. Восстановленная часть западной стены колокольни Успенской церкви. Фото С. И М. Поповых 2012 года.

Схема встроенной части колокольни Успенской церкви в современное здание кафе.Схема встроенной части колокольни Успенской церкви в современное здание кафе.

На уровне второго этажа были выявлены фрагменты полуциркульной перспективной арки, выложенной фигурным кирпичом. По сторонам от нее сохранились белокаменные вставки от срубленных резных элементов, над аркой сохранились промежуточный и междуэтажный белокаменные карнизы, местами срубленные. На обоих столбах колокольни сохранились ширинки. Белокаменный декор крыльца.  Фото  С. И М. Поповых 2012 года.Белокаменный декор крыльца. Фото С. И М. Поповых 2012 года.

Выявленные фрагменты декора в основном не соответствуют внешнему оформлению церкви, которое можно видеть на исторических фотографиях. Есть две версии этого несоответствия: либо в объем церкви Успения была включена часть колокольни церкви, начатой постройкой в 1650-х, либо в самом начале строительства нового храма произошла «смена проектировщика», а заодно и исполнителя работ. Также необходимо добавить, что открытый фрагмент западного фасада скрылся за пристройками давно, и о его архитектуре не было совсем ничего известно. Сейчас в доме причта располагается кафе, отреставрированный фасад колокольни обращён в зал второго этажа, декор крыльца обращён на лестницу, ведущую в летний зал кафе.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице

Больница на Яузской улице расположилась в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых. Их чугун когда-то считался самым качественным в Европе, на их заводах отлиты колесница Аполлона на фронтоне Большого театра и решетки кремлевских садов. Еще в конце XVIII века, разбогатев и получив дворянство, заводчик Иван Баташев обосновался в Москве, скупив участок в шесть переулков — это было одно из самых больших частных владений в старой Москве.Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице 

В 1812 году, когда город заняли французы, во дворце Баташева поселился наполеоновский маршал Мюрат, и это спасло усадьбу от пожара.
Но наследники Ивана Баташева жили на широкую ногу, денег не считали и к середине XIX века разорились, а их легендарный московский дом в 1876 году город выкупил под больницу для чернорабочих, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».Задача перед архитекторами стояла сложная: вписать новую церковь — отдельное двухэтажное здание — в архитектурный ансамбль старой дворянской усадьбы. И она была поистине виртуозно решена. 

В феврале 1905 года больничную церковь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна — там прошло отпевание кучера Андрея, убитого террористом вместе с ее мужем, великим князем Сергеем Александровичем. А в начале 1920-х годов храм разграбили в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, сама же больница стала ведомственной — Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. И в ней не только лечили чекистов: с 1921 по 1926 годы здесь было расстреляно и тайно захоронено около тысячи человек. В 1999 году во дворе больницы установили памятник: на мемориальной доске в алфавитном порядке множество имен и фамилий погибших.
Сейчас помещения бывшего храма заняты под больничные нужды, но надежда на возобновление храма есть.

Церковь Воскресения Словущего на Остоженке

21 марта 1925 года в храме Воскресения Словущего за несколько дней до своей кончины служил святейший Патриарх Тихон.
Эта церковь впервые упомянута в документах 1625 года. Впрочем, она могла здесь существовать и в XIV веке — некоторые требы и таинства (например, венчание) в монастырских храмах не совершают, вот и строили при монастырях приписные «требные» храмы. При Зачатьевском монастыре такой была церковь в честь праздника Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или просто — Воскресения Словущего на Остоженке.Церковь Воскресения Словущего на Остоженке. 1882 г. 

К концу XVIII века она так обветшала, а прихожан стало так много, что в 1800 году начали строить новую трапезную с двумя приделами и колокольней в стиле классицизма. Но в 1812 году храм сильно пострадал от пожара, да и французы его изрядно пограбили — пришлось восстанавливать. И вот наконец к 1831 году у Воскресенской церкви появились новая колокольня со шпилем, трапезная и приделы мученицы Варвары и Покрова Пресвятой Богородицы. А в 1853 году в этой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьёва.
В 1917 году храм оказался в эпицентре уличных боёв: в начале ноября на его колокольне большевики устроили огневую точку, с которой обстреливали штаб Московского военного округа. 

А в 1933 году Воскресенскую церковь закрыли. Одной из последних в районе. И в 1935 году вовсе снесли — «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена», а ее община перешла в соседний храм Илии пророка в Обыденском переулке.
А ведь при церкви был еще и погост — впервые он упомянут в 1657 году. В 2019 году во время археологических исследований были обнаружены человеческие останки и несколько могильных плит.Белокаменное надгробие первой трети XVIII века, могильная плита принадлежала подьячему Дмитрию.
Сейчас на месте Воскресенской церкви — там, где от Остоженки к Зачатьевскому монастырю отходят 1-й и 2-й Зачатьевские переулки — сквер. Но идет сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма.

Церковь Трёх Святителей у Красных ворот (в Огородниках)

Деревянный храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста существовал на этом месте еще в 1635 году — за близость к огородам его прозвали «церковью в Огородниках». В 1705 году здесь освятили уже каменный храм — название «у Красных Ворот» он получил после того, как рядом возвели триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве. А когда в апреле 1742 года императрица Елизавета Петровна проехала, направляясь на коронацию, мимо Трехсвятительской церкви, на ее главке установили венец. Потом пристроили колокольню, два придела, а иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля создали шестиярусный барочный иконостас. 11 октября 1814 года здесь крестили Михаила Лермонтова.Церковь и Красные ворота в конце XIX века.
Решение снести Трехсвятительскую церковь — для расширения проезжей части, — было принято в 1926 году, несмотря на протесты архитектурной общественности. Луначарскому удалось лишь добиться, чтобы разобрали только северную пристройку и ограду храма, причем расходы на это взял на себя приход. Однако городские власти все же постановили, что «вся церковь будет снесена, когда явится необходимость в расширении площади».Снос церкви Трех Святителей у Красных ворот

И в мае 1928 года такая «необходимость явилась»: храм был уничтожен одновременно с демонтажем Красных ворот. Сохранился только иконостас — его перевезли в храм Иоанна Воина на Якиманке.
Могучий сквер. Вопрос: кому он нужен? Сегодня на месте и этой церкви сквер. 12 февраля 2015 года в день памяти Трех Святителей там освятили поклонный крест.

Картина дня

наверх