На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...

О селе Парское Ивановской области

Вы хоть что-нибудь слышали о селе Парское? И я нет. До того момента, пока не понадобилось поставить традиционную тему в цикле о нашей архитектуре. Село расположено в Ивановской области.

Это одна из самых бедных областей Европейской России, увы. И при этом Ивановская область, когда-то вотчина Шуйских, Годуновых и пожарских, и когда-то все же принадлежащая Костроме.

Ивановская область бедная, но богатая на историческое наследие России и на памятники архитектуры. Просто о них мало кто знает. Когда искала материал, то набрела на репортаж о селе Парское Андрея Малосолова. Вот его расскахзом и воспользуемся. Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в середине 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И. В. Морозов. С начала 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26−30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.Так вот, Парское, село с совершенно обыденным названием, стоящее там, где до него сразу и не добраться, где-то посерединке между Плесом, Вичугой и самим Иваново, в глуши ивановских лесов и полей, являет собой уникальное место русской силы. Село основано в 1399 году.

Главным объектом архитектуры является колоссальный… Нет. КОЛОССАЛЬНЫЙ для такого места храм.Исполинских, нереальных размеров. Храмовй комплекс Усекнове́ние главы́ Иоанна́ Предте́чи (там где главки чешуйками) был заложен здесь на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники.

Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.Па́рское — село в Родниковском районе Ивановской области России. Центр Парского сельского поселения. Расположено на реке Парше, от которого и получило своё название. Расстояние до районного центра (города Родники) — 9 км. Население 603 человека. Жители села защищались от нападений монголо-татарского ига, не раз брались они за оружие, отражая вражеские набеги. Старожилы села уверяют, что из трофейных железных древков татарских знамен в здешней кузнице ковались лемехи. Врут, конечно)

В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней.

К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 века форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.Царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.

К началу 20 века улицы села были мощены камнем (ВСЕ!), а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой.Дороги здесь, как и во всей Ивановской области не очень, мягко говоря.

С наступлением Октябрьской революции, богатое всю свою историю село, занимавшееся сельским хозяйством и производством гребней, превратилось в обыкновенное колхозное хозяйство. Храм был разрушен — такую махину гады умудрились довести до состояния полного ужаса!В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг.

Богатые купеческие и крестьянские дома куда-то подевались, во всяком случае, я их не видел, кроме типичных убогих двухэтажек.Первый деревянный Предтеченский храм построен в Парском на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Историческое село прекратилось в обыкновенное убогое советское село. Без истории и славных дел. А их тут было столько!А это доми, которая семейная пара превратила в гостевой домик.

Царь Иван IV, Грозный, праздновал в Парском день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили г Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.Хозяйка разрисовала сама домик, забор и даже гараж.

В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг. В XIX веке село славилось выпечкой калачей и производством гребней для волос. Село было широко известно благодаря местным ярмаркам, проходившим ежегодно с 26 по 30 августа.С хозяином дома. Как и многие русские из провинции, на вид он так себе, а на самом деле — отличный, хозяйственный, рукастый мужик. Как часто и бывает.

А что сейчас? А сейчас здесь обычное, ничем не примечательное, не будь остатков храма, местечко. Храмовый комплекс стали потихоньку восстанавливать. Поставили будку строителей и охраны. Рядом с рекой Паршей поставили купальни и восстановили источник.Беседка, расписанная хозяйкой лично.

Сюда стали приезжать туристы и одна местная семья перестроила свой дом под гостевой домик и домашний ресторанчик. Точнее, домашнюю столовую.

Будете проезжать мимо, не проезжайте мимо.Печка, где варят щи, да кашу, и это не фигура речи. Варят. Домашние щи и кашу. Для туристов.Здесь туристов кормят. Но от отеля решили отказаться. Говорят, местные власти создают проблемы. И еще, однажды, гости от этих властей так поднасрали ( простите за слово) в этом доме, что хозяева от идеи отеля отказались.

В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. Придел Церкви Усекновения главы Иоанна ПредтечиИзразцовые вставки Сохранившиеся росписи храмаСохранившиеся росписи храмаСохранившиеся росписи храма

В конце 19 в. на фабрике работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й половине 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816−22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в конце 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в конце 19 — начале 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.К началу 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом «Росгипрониисельстрой».На фото церковь Вознесения.

Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я половина 18−19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816−22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села.Остатки замощенной булыжником улицы старого Парского. Во времена колхоза всю брусчатку закатали траками тракторов и асфальтом. Но кое чего осталось.Мостик через реку ПаршуПаршаВид летомВид сверху

Дом культуры. К нему люди сейчас не идут, разве что бухнуть на крылечке. К храму люди едут. И все больше, и больше. © Андрей Малосолов/facebook.com

https://ekabu.ru/167770-chem-primechatelno-selo-parskoe-istoricheskiy-ekskurs___puteshestviya-fotografiya.html

Картина дня

наверх